Старший и младший: Старший, средний, младший | PSYCHOLOGIES
Старший, средний, младший | PSYCHOLOGIES
12 490
Родителям
«Я всегда удивляюсь, почему муж и его младший брат такие разные, — признается 30-летняя Ксения. — Андрей — ответственный, организованный человек, а его брат — весельчак и лентяй. По всем меркам старший успешнее младшего: лучше учился, работает в более престижной компании. Но у его брата гораздо больше друзей, и мне кажется, что при всей его неорганизованности ему живется радостнее».
Старшие — консерваторы и перфекционисты, младшие — дерзкие смельчаки и творческие натуры, утверждает американский историк науки Фрэнк Саллоуэй в книге «Рожденный бунтовать» («Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics and Creative Lives». Pantheon Books, 1996). Он исследовал биографии семи тысяч исторических и научных деятелей, радикально повлиявших на атмосферу своей эпохи, и обнаружил: среди младших (не первенцев) в 18 раз больше революционеров (а также ученых, «перевернувших мир»), чем среди старших.
Австралийский психолог Уолтер Тоумен, изучив тысячи современных семей, увидел, что модели поведения во многом определяются «порядковым номером» ребенка в семье, о чем написал в книге «Семейные расстановки («Family Constellation». Springer Publishing Company, 1993).
С появлением каждого следующего ребенка реакции и поведение родителей меняются
«У многих из тех, кто занимает сходные позиции в семьях, действительно заметны похожие психологические характеристики, — говорит семейный психотерапевт Александр Черников. — Так, на консультации клиенты нередко говорят о себе: «Мне всегда приходится непросто, потому что я слишком серьезно (неуверенно, легко) ко всему отношусь, я ведь был старшим (средним, младшим)».
На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. «Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются, — объясняет Александр Черников. — Меняется ситуация в семье, материальное положение, у одной и той же женщины в 20 и в 35 лет разный жизненный опыт».
Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначного ответа нет: у каждой позиции свои плюсы и минусы.
Если их двое
Если в семье два ребенка, кажется, что им должно быть проще, ведь у каждого только один конкурент. Но соперничество один на один может быть жестким, особенно если у детей маленькая разница в возрасте. С появлением младшего старший переживает кризис перераспределения ролей.
«Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание, — говорит Елена Морозова. — А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то его обгоняет (скажем, в учебе). Он может начать хуже себя вести или учиться».
Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший (авторитет и кумир!) отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство.
Старший: много внимания, много ожиданий
«Он появился в семье первым и какое-то время остается единственным, — говорит детский психолог Елена Морозова. — Как правило, ему уделяют много времени, с ним много занимаются. Но ему достаются и тревоги, и неуверенность молодых родителей». Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря ему, с ним вместе они проживают заново то наследство, которое вынесли из своего детства и с которым, возможно, не до конца разобрались.
«До рождения первенца, — поясняет Елена Морозова, — у нас нет другого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали нас самих. Поэтому с первым ребенком мы либо повторяем родительский стиль воспитания, либо пытаемся все делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепого следования ему: он также демонстрирует нашу зависимость от родителей. Образно говоря, первенец оказывается промокашкой, которую первой прикладывают к кляксе и которая впитывает больше всего чернил».
Пока он у родителей один, он все время на передовой — внимание взрослых сосредоточено только на нем. Такая позиция может восприниматься как привилегированная, но, как только его поведение перестает устраивать родителей, возникает конфликт, и взрослые нередко готовы отстаивать свою позицию до победного конца. Ведь еще нет следующих детей, которые будут претендовать на их внимание. И, конечно, рано или поздно старший сталкивается с испытанием, которым для него неизбежно становится рождение брата или сестры.
Младший: любимчик, конкурент
Самый младший в семье имеет дело с опытными родителями, которые меньше тревожатся, чем после рождения первенца. У него больше шансов стать любимчиком, и часто родители склонны, не отдавая себе отчета, задерживать его взросление, оставляя его «своим малышом». У последнего ребенка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовал бы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то, — ему некуда торопиться.
«Младшим свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство, — говорит Александр Черников. — У них могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, им бывает трудно самостоятельно принимать решения». Быть любимчиком не так уж и выгодно: чтобы продолжать нравиться, он подчиняется желаниям родителей. Но так он еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют.
«Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшие играют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но на самом деле старшие таким образом обезвреживают потенциального конкурента, не давая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотя он уже умеет делать это сам», — объясняет Елена Морозова.
«Он знает, что силой в отношениях ничего не добьешься, — продолжает Александр Черников. — Поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своих целей». Младшие становятся настоящими мастерами общения, «ведь им приходится жить в обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения, — говорит Елена Морозова. — Семья — первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его, общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения с партнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опыт богаче и разнообразнее».
Но в то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всего закулисной) за свое место в семье.
История вопроса
Сэр Фрэнсис Гальтон, английский антрополог, основатель дифференциальной психологии, в конце XIX века первым заговорил о влиянии порядка рождения в семье на способности ребенка. В начале ХХ века Альфред Адлер, австрийский психолог и ученик Фрейда, описал тип личности, характерный для единственного ребенка ребенка в семье, для второго, для младшего.
Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла, голландские психологи, в 1973 году исследовали несколько десятков тысяч юношей и установили, что чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Американские психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус попытались объяснить этот феномен: первенец растет в обществе родителей, взрослых людей, которые много знают (среди первенцев больше всего нобелевских лауреатов).
Второй ребенок общается уже не только с родителями, но и со старшим братом или сестрой, которые знают гораздо меньше, чем взрослые, третий — с родителями, старшим, средним… Общий интеллектуальный уровень семейной среды снижается по мере увеличения количества детей, что влияет на развитие младшего ребенка.
Средний: найти свою нишу
Ни старший, ни младший — он ищет свое место. Побыв младшим и (не вполне) насладившись родительским вниманием, он зачастую слишком рано теряет привилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: «Благодаря отсутствию излишнего родительского давления (завышенных родительских ожиданий, как у старшего, и гиперопеки, как у младшего), средний ребенок живет своей жизнью, той, которая нужна ему самому», — поясняет Елена Морозова.
Средние часто бывают спокойнее, безмятежнее… и налаживают мир между старшим и младшим. «Промежуточная позиция средних детей, — продолжает Александр Черников, — стимулирует развитие у них социальных навыков. Став взрослыми, многие из них хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми».
Почему мы в это верим
Любопытна аналогия, использованная американским социологом Далтоном Конли: «Очередность рождения значит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровным счетом ничего. Как в астрологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну еще бы, он же Телец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда, который хочет всех контролировать!» А в тех случаях, где действительность не вписывается в схему, мы этого даже не замечаем».
Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности. «Она может способствовать проявлению некоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество других вещей, — заключает Елена Морозова. — Это и атмосфера в семье, и ее экономическое положение, и распределение функций между матерью и отцом, и внешние влияния. Данные об очередности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы».
«Семейный сценарий можно изменить»
Psychologies: Насколько важна очередность рождения для формирования личности?
Марина Егорова: Нельзя утверждать, что сложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того, каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять, скажем, на развитие интеллекта. Современные исследования показывают, что у средних и младших детей в целом интеллект ниже — хотя важно учитывать, что он часто измеряется по тестам академической успешности, а это не единственный критерий оценки интеллектуальных способностей.
Также исследования показывают: чем больше разница в возрасте, тем меньше действует правило более низкого уровня интеллекта у каждого следующего ребенка. Наоборот, младшие оказываются в более выгодной позиции, потому что старшие дети их стимулируют интеллектуально.
Порядок рождения влияет только на интеллект?
Не только. Американские возрастные психологи Джером Кэган и Джей Стивен Резник исследовали феномен заторможенности у детей, который проявляется как боязнь незнакомых людей и страх перед непривычными игрушками. Обнаружилось, этот эффект чаще наблюдается у тех, у кого есть старший брат или сестра. Дело в том, что в семье они постоянно контактируют с кем-то, чьи действия нельзя предугадать: ожидать от мамы, что она напугает, было бы странно, а трехлетний брат или сестра вполне способны это сделать. И у младшего ребенка может возникнуть ощущение, что мир непредсказуем, и желание от него спрятаться.
Не значит ли это, что легче тем, кто растет один?
Родителям стоит учитывать эти данные в виду, но при этом и понимать, что любой выбор жизненного пути — это в том числе и выбор рисков. Один ребенок — это определенные особенности воспитания, в семье, где он единственный, волнуются за него больше, чем в многодетной… Пятеро детей — это другие риски, но и они не фатальны, просто, зная о них, родители могут предупреждать трудные ситуации.
Вырастая, можем ли мы изменить то, что впитано в родительской семье?
От семьи мы получаем две вещи: среду и генотип. Генотип мы изменить не можем. Сценарий же, заданный семейной средой, изменить непросто, но возможно. В этом смысле большую роль играет любовь: это тот самый опыт особого контакта с другим человеком, благодаря которому можно помочь себе измениться. Другой путь — психотерапия: в ее основе лежит идея, что, каким бы ни был предшествующий опыт, у нас всегда есть возможность беспредельно меняться.
Книги на тему
Родителям:
- Марсель Руфо. «Братья и сестры, болезнь любви». У-Фактория, 2006.
- Елена Силина, Л. Баландина. «Какие они, дети из многодетных семей». Пермь, 2005.
Детям:
- Реннаут Клайва, Ингер Лисе Белсвик. «И не забывай гладить котенка». Самокат, 2006. Эта книга поможет ребенку разобраться со сложными чувствами, которые он переживает после появления в семье малыша.
Об эксперте
Марина Егорова — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ.
Текст:Жанна Сергеева, Дарья МихееваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Я удалила девушку из общего чата, и меня обвинили в черствости»
«Как понять, что такое любовь?»
Как противостоять эмоциональному насилию: разбираем 5 ситуаций
Кому сказать спасибо: 3 простые, но важные практики благодарности
Тест: Угадаете ли вы новогоднюю песню по эмодзи?
«Приятельница моего мужчины хочет от него детей»
Как нарциссы воспитывают детей: история одного взросления — прочитайте рассказ
«Новые Пацанки»: психологический разбор участниц
В чём разница между старшим и младшим ребенком
Фарида Мадияр
07 ноября 2019 в 09:26
Семья и психология
2742
5 минут
Подарим вам 20 баллов за прочтение статьи. Для зачисления баллов на счет вам необходимо авторизоваться.
Статья
В ожидании третьего ребёнка наш автор задумалась о характерах старших и младших детей. Всегда ли старший ребёнок лишён детства, а младший избалован? А что изменится с появлением третьего малыша? Присоединяйтесь к размышлениям!
К аждый раз в ожидании ребёнка задумываешься, каким будет характер у малыша. Сейчас я в ожидании третьего и переживаю об этом. Мои старшие дети очень разные. Расскажу про различия между старшим и младшим сыновьями.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Старший ребёнок
Старший ребёнок всегда занимает особенное место для родителей. Именно он впервые сделал их родителями, с ним они ощутили первые родительские чувства. Но с появлением следующего ребёнка старшим зачастую достаётся меньше благ и внимания. Часто бывает так, что родители на старшего взваливают непосильный груз ответственности, повторяя: «Ты должен уступать», «Он маленький, а ты уже большой», хотя разница между детьми может составлять чуть больше года.
На самом деле, старший ничего не должен, и он такой же любимый сын или дочь, как и другие дети в семье. Воспитывая детей, всегда важно помнить, что старшие дети вынуждены заботиться о младшем, однако не стоит приносить в жертву их детство. Он тоже должен играть, бегать с ребятами и не быть привязанным к коляске брата или сестры.
Наши принципы воспитания детей:
- В семье главный – это ПАПА. Мы должны слушать его. Папино слово для нас – закон.
- Именно папа говорит сыну: слушай маму, помогай маме, позаботься о брате.
- Уважение к окружающим: уступать старшим место, слушать их, не мусорить, убирать за собой.
Главное для меня – уделить старшему достаточно внимания, чаще обнимать, стараться не грузить ответственностью. Думаю, всему своё время. Сейчас у старшего сына основное занятие – игра, во время игры он познаёт мир, учится общению, сочувствию, дружбе и другим важным качествам.
Младший ребёнок
Младший ребёнок в семье всегда остаётся младшим, согласны? Обычно они самые милые для всех и поэтому часто избалованные. Такие дети часто становятся «жертвами» воспитания. Бабушки и дедушки предъявляют на ребёнка особые права, и в семье устанавливается такой порядок, что родители не имеют права их ругать. Зато чадо может не соглашаться и не слушаться старших. Любящие бабушки и дедушки сильно балуют их, делают всё, что скажет внук или внучка. В итоге дети растут неуступчивыми и капризными.
Часто вместо бабушек и дедушек выступают другие родные: тетя, дядя или сам родитель, который, жалея ребёнка, балует его безгранично. Нашего младшего зовут Мустафа, и скоро он будет иметь новый статус: у него появится младший брат. Он уже знает об этом, но ещё не представляет, каково это.
Наш Мустафа – как сын для дедушки. Особенно это видно, когда я повышаю на него голос, тогда он ищет спасения у дедушки. С самого рождения дедушка носил Мустафу на руках, катал его в коляске и очень заботился о младшем внуке. Даже когда он спит днём, дед оберегает его сон. Я спокойно могу оставлять сына с ним, зная, что он в надёжных и заботливых руках.
Такой он, наш балованный, немного капризный малыш. А ещё он эгоист, до сих пор не умеет делить свои вещи с братом. Нелегко ему будет с потерей роли самого младшего сына в семье. Но придётся смириться.
Между первым и вторым ребёнком у нас разница 2 года и 3 месяца. Когда я была беременна второй раз, думала, что сын ещё мал, ещё не понимает. Теперь-то я знаю, что совершила ошибку. В итоге, когда он пришёл в роддом с отцом, не понимал ничего, был в шоке и обижен на меня. А когда были уже дома, я постаралась много времени уделить ему, но не всегда получалось, и он начал ревновать меня к малышу. Так продолжалось две или три недели, пока я не поговорила с ним.
Сейчас всё по-другому: как только был виден мой животик, старший сын спросил: «Почему у тебя живот такой большой?». Я ответила: «Там маленький малыш, твой младший брат или сестрёнка». Он был очень рад, и теперь у него привычка гладить мой животик и разговаривать с ним.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
А какие различия между старшим и младшим замечали вы? Поделитесь в комментариях!
Посоветуй статью подругам
Старший, Младший и Суффиксы имени в целом
Старший и Младший
Специалисты по генеалогии не могут предположить, что лица, обозначенные как Старший и Младший , были отцом и сыном. В колониальные времена и на протяжении большей части девятнадцатого века использование Senior и Junior вообще не подразумевало никакой связи.
Семейные исследователи, пытающиеся разобраться в людях с одинаковыми именами, также должны знать, что Старший и Младший не были постоянной частью имени человека, как это обычно бывает в современном мире. В наше время мужчины более или менее постоянно идентифицируют себя как «старший», «младший», «II», «III», «IV» и так далее. Но в колониальные времена эти суффиксы, как правило, не были частью имени человека, а скорее более или менее временным обозначением, чтобы различать двух людей с одним и тем же именем. Обозначения могут меняться, когда люди умирают, переезжают в другое место или по другим причинам.
Всякий раз, когда два человека с одним и тем же именем проживали в одной и той же юрисдикции, требовались какие-то средства, чтобы отличить их друг от друга. Использование Старший и Младший были наиболее распространенными способами сделать это — просто означая, что один человек был старше другого. Два человека с одним и тем же именем в одном и том же районе, вероятно, были связаны друг с другом, и часто это были отношения отца и сына. (Или мать и дочь. Женщин также можно назвать Старшими и Младшими.) Но не следует путать причину со следствием. Использование Senior и Junior было просто средством различения двух людей с одинаковым именем, независимо от того, связаны они родством или нет. Если между двумя лицами существовала связь, ее природа должна быть раскрыта другими средствами.
В моем собственном исследовании я видел скромное, но значительное количество людей с одинаковыми именами, которых звали Старший и Младший , но они не были отцом и сыном. Например, на моем веб-сайте есть несколько случаев, когда дядей и племянников называли Senior и Junior , а также один случай двух двоюродных братьев и сестер. Есть также экземпляры Senior и Junior , используемые для различения дедушек и внуков, и более одного случая среди семей на этом веб-сайте, в котором Старший и Младший вообще не были связаны между собой.
Альтернативы Старшему и Младшему
Два человека с одинаковыми именами иногда отличались друг от друга другими способами:
- Использование «старшего» и «младшего» было менее распространенным, но означало то же самое, что и Старший и Младший.
- Иногда использовалось ремесло или профессия. Например, на этих страницах я привожу случай с человеком, который всю жизнь называл себя «Джон Хендрик, плотник», чтобы отличить себя от своего двоюродного брата и ближайшего соседа, которого также звали Джон Хендрик.
- Иногда дифференциаторы были семейными. Например, «Джон Смит, сын Самуила» и «Джон Смит, сын Иоанна» могут различать двух двоюродных братьев.
- Также использовались географические дескрипторы, например, при обозначении одного человека как «Джон Смит из Фишинг-Крик», а другого как «Джон Смит из Дип-Крик».
Эти описательные прилагательные постепенно потеряли популярность по мере того, как стали использоваться отчества. Отчества стали постоянным способом различения людей с одинаковым именем и фамилией. В колониальный период отчества были довольно редки. Хотя они не стали по-настоящему обычными вплоть до 19-й -й век, они служили цели дифференциации индивидуумов. (См. отдельный документ об использовании отчества.)
Использование суффикса рода занятий может вызвать путаницу, поскольку клерки, которые регистрировали документы и события, часто опускали запятую между фамилией и родом занятий. Например, Джон Хендрик Смит и Джеймс Хендрик Купер могут быть братьями Хендриками с разными занятиями. При работе с абстрактными записями полезно выработать привычку проверять индексы на «бондарь», «кузнец», «плотник», «клерк» и т. д. на тот случай, если референт неправильно понял имя.
Суффиксы социального статуса
Esquire (эскв.), Gentleman (Gent.) и Yeoman — наиболее часто встречающиеся суффиксы, указывающие на социальный статус.
Эсквайр возник как социальный ранг ниже Рыцаря (происходит от слова оруженосец). В то время, когда Америка заселялась, Эсквайр был плохо определенным почетным титулом, используемым для обозначения старших сыновей рыцарей и некоторых старших сыновей пэров (оруженосцев по рождению), а также судей и некоторых других должностных лиц (оруженосцев по должности). В колониальной Америке преобладала последняя форма, и она стала применяться в основном к нынешним или бывшим судьям. (Хотя из-за отсутствия определения теоретически на него может претендовать почти любой. ) Сегодня этот титул используется адвокатами, некоторыми дипломатами и по крайней мере одним братским орденом.
Джентльмен изначально был социальным рангом между эсквайром и йоменом, который включал остальную часть дворянства — оставшихся сыновей пэров, младших сыновей рыцарей и оруженосцев, а также любых других потомков дворянства или дворянства, которые не могли претендовать к лучшему названию. Постепенно это стало применяться и ко всем, у кого был достаточный доход, чтобы не зарабатывать на жизнь. В Америке его обычно применяли к образованным, состоятельным, высокопоставленным или видным семьям без какого-либо реального определения. В конце концов, конечно, любой мог претендовать на титул.
Йомен , в первые дни заселения Нового Света, был термином, описывающим своего рода фригольдеров из среднего класса. Хотя это определение было нечетким, оно обычно применялось к мелким землевладельцам или относительно зажиточным торговцам. Ко времени революции этот термин обычно применялся к семейным фермерам.
Суффиксы правового статуса
Просто для тщательности мы также находим суффиксы имен, указывающие на какой-либо правовой статус — Умерший , Имущество , Вдова , Сирота, Единственная женщина, Тайная женщина, Реликт (вдова) и так далее. Смысл обычно очевиден.
Незначительное изменение 28 июля 2018 г.
В чем разница между младшим и старшим разработчиком? | Эрик Эллиот | JavaScript Scene
Фото: DJM Photos (CC BY 2.0)
Старший разработчик зарабатывает в среднем на 40 тысяч долларов в год больше, чем младший разработчик (Источник: Indeed.com), а часто и более чем вдвое. Так в чем же разница, и может ли младший разработчик быстрее подняться по карьерной лестнице?
Да, младший разработчик может намного быстрее подняться по служебной лестнице до старшего разработчика с навыками, титулом и оплатой.
Нравятся они вам или нет, эти ярлыки помогают менеджерам занимать важные должности и определять справедливую оплату труда. Например, вы не хотите нанимать младшего разработчика для разработки серьезного обновления устаревшей системы или совершенно новой критически важной системы, от которой зависит выживание компании.
Тем не менее, вы также не хотите нанимать команду, полную старших инженеров, которые иногда придают меньшее значение обучению и обмену знаниями и могут создать культуру разрозненности знаний, увеличивая риск фактора автобуса. Создавая команды, сбалансированные из младших и старших разработчиков, работодатели могут развивать культуру обмена информацией и одновременно экономить деньги.
Существует много реальных различий между младшими и старшими разработчиками, и эти различия имеют большое значение. Некоторое время быть младшим разработчиком — это нормально. Каждый из нас был там, и умные менеджеры по найму понимают, что младших разработчиков играют неотъемлемую роль в командах разработчиков программного обеспечения.
- Юниоры: Опыт работы от 0 до 3 лет. Некоторое знание языка и стека технологий. Обычно жаждет узнать больше. На момент написания этой статьи (2020 г.) младшие разработчики обычно зарабатывают $59k — $100k в год от американских компаний.
- Средний уровень: Опыт работы от 1 до 3 лет. Хорошее знание языка и стека технологий. Предупреждение. Разработчики могут застрять на навыках среднего уровня, званиях и зарплате на 10 и более лет. Разработчики среднего уровня обычно зарабатывают 110 000 — 150 000 долларов .
- Старший инженер: 3+ года опыта (менеджеры по найму обычно ищут 5+, но часто делают исключения для исключительных кандидатов). Владение языком и техническим стеком. Знание распространенных паттернов и анти-паттернов. Хорошее понимание стандартных протоколов приложений. Хорошее знание аспектов производительности. Хорошее знание распространенных угроз безопасности (например, список 10 основных опасностей OWASP). Отличные наставники. Старшие инженеры JavaScript обычно зарабатывают 125 000 $ — 200 000 $ .
- Директор/архитектор: 5+ лет опыта (желательно 10+ лет). Директор или архитектор обычно отвечает за техническое управление приложением или основными компонентами большого приложения. Обязанности могут включать архитектуру с нуля, реархитектуру, проектирование систем и даже делегирование и утверждение предложений по архитектуре для приложения. Главный инженер должен быть отличным наставником и иметь глубокое понимание различных архитектур приложений и технологических стеков. У них должен быть опыт, чтобы взвесить все за и против различных вариантов дизайна программного обеспечения, а также иметь навыки работы с людьми, чтобы сплотить команду вокруг выбранных решений. Руководители и архитекторы обычно зарабатывают 138 000 $ — 230 000 $ .
Почти все тратят немного времени на зарплату и обязанности младшего разработчика, но любой, кто готов потратить время и силы, имеет возможность перейти на зарплату и обязанности старшего инженера через 2-3 года вместо 5-10. К сожалению, этот путь распространен:
- Годы 1–3: Младший
- Годы 4–6: Средний уровень
- Годы 6+: Старший
- Годы 10+: Директор/Архитектор
Это может быть:
- Год 1: Младший
- Годы 2–3: Средний уровень
- Годы 3+: Старший
- Годы 5+: Директор/Архитектор
Разница в зарплате между этими двумя путями может составить целое дополнительный годовой оклад в первые 6 лет вашей карьеры, но это не единственное преимущество. Когда вы отлично справляетесь со своей работой, вы также получаете больше удовольствия. А когда вы развлекаетесь, вы также делаете больше. Ваш работодатель заметит и вознаградит вас большим доверием, самостоятельностью и ответственностью.
Диплом колледжа не сделает вас старшекурсником быстрее, чем самоучка, но это может привести к увеличению на несколько тысяч в год в течение первых 3 лет. Через 3 года разницы почти нет, если только вы не учились в отличной школе с хорошими связями выпускников.
Итак, что вы можете сделать, чтобы ускорить переход от младшего к старшему?
В книге «Пик: секреты новой науки об опыте» мы узнаем, что преднамеренная практика — это ключ к обучению.
Как правило, вы можете научиться программировать, посетив несколько курсов, присоединившись к буткемпу или обучаясь самостоятельно по книгам, онлайн-видео, сообщениям в блогах или на сайтах вопросов и ответов. Поначалу трудно просто запомнить синтаксис и встроенные функции, но вы держитесь за это, и довольно скоро вы автоматически достигаете работающего решения непосредственной проблемы. Это становится мышечной памятью.
Вам удается устроиться на работу, и поначалу работа представляет собой вызов. Около двух месяцев сложно ориентироваться в кодовой базе и учиться работать с чужим кодом. И тогда вам становится удобнее. В течение первого года вы начинаете чувствовать себя довольно компетентным разработчиком.
По мере накопления опыта вы узнаете больше, например, что означают коды ответа HTTP, как справляться с ошибками и, возможно, даже как защититься от главных угроз безопасности. На данный момент у вас есть хорошие практические знания о вашей работе. Вы знаете достаточно, чтобы выжить и (надеюсь) не чувствовать себя слишком самозванцем.
Именно здесь большинство разработчиков проводят большую часть оставшейся части своей карьеры. Ваши навыки вышли на плато. В конце концов, вас нанимают в качестве старшего разработчика не потому, что у вас есть исключительные навыки или знания как разработчика, а потому, что работодатели будут чувствовать себя глупо, говоря, что вы не старший разработчик, после того как вы вложили столько лет.
Если вы занимаетесь программированием более 3 лет и еще не считаетесь старшим, вы, возможно, упускаете секрет, который отличает обычных разработчиков от 10-кратных разработчиков (да, 10-кратные различия реальны).
Можно получить намного лучше, чем обычно. Это не означает, что нужно писать в 10 раз больше кода, а вместо этого писать код, который производит в 10 раз больше ценности: в 10 раз больше продаж или в 10 раз больше запросов в службу поддержки, потому что критических ошибок меньше. Производительность программного обеспечения зависит не от того, сколько функций вы выполняете или сколько кода вводите. Речь идет о том, какую ценность вы создаете.
Разница между самым ценным кодом и наименее ценным кодом может быть астрономической в глобальном масштабе. Великие менеджеры понимают, что нанять 10-кратного разработчика — это не значит нанять великого героя, который в одиночку дотянет ваш проект до конца. Вместо этого лучший способ использовать 10-кратного инженера — это делиться знаниями, наладить отличную командную работу и получить 9-кратный результат.0131 вся команда работает в 2-5 раз лучше. Это требует отличных мягких навыков.
Независимо от того, как вы измеряете производительность, потенциальная выгода для вас заключается в том, что вы можете зарабатывать в 2–3 раза больше, если овладеете нужными навыками в начале своей карьеры.
Получение отличной работы начинается с отличного резюме. Вопреки распространенному мнению, вам не нужно большого опыта, чтобы написать отличное резюме. Если вы младший, вы можете выделить это как преимущество и указать на учебные материалы, которые вы проглотили, чтобы набраться сил. Если у вас есть демонстрационное приложение, которое вы создали, чтобы продемонстрировать свои навыки, это может помочь вам доказать, что у вас есть все необходимое, чтобы внести свой вклад, независимо от того, работали ли вы когда-либо раньше. Узнайте, как написать хорошее резюме.
Узнать текущий синтаксис . Во время собеседования при приеме на работу вам часто приходится писать код. Такой код вам не поможет:
function add (a) {
return function (b) {
return a + b;
};
};
Вместо этого вы могли бы написать это:
const add = a => b => a + b;
Научитесь создавать программное обеспечение . Вся разработка программного обеспечения представляет собой композицию: действие по разбиению больших сложных проблем на множество более мелких, более простых для решения проблем, а затем составление этих решений для формирования приложения. Вот почему существуют стандартные блоки, такие как функции, модули, объекты и классы: для компоновки. Узнайте, как составить программное обеспечение.
Изучите основы функционального программирования . Фокус функционального программирования на простых компонуемых строительных блоках и неизменном состоянии делает его превосходным выбором для современных архитектур веб-приложений. Он также имеет тенденцию быть более пригодным для повторного использования, более гибким и более простым для рефакторинга, чем процедурный или объектно-тяжелый код. Почти все самые популярные библиотеки JavaScript являются функциональными или вдохновлены функциональными подходами (например, React, Redux, Lodash, Ramda, RxJS и т. д.).
Научитесь работать с объектами. ООП не исчезнет в ближайшее время, и вам не нужно отказываться от ООП, чтобы программировать в функциональном стиле. Объекты и инкапсуляция останутся на своем месте. Изучите агрегацию, делегирование, конкатенацию и инкапсуляцию. Наследование классов не может идти в ногу с более модульными шаблонами повторного использования кода, такими как импорт модулей и простые функции. По возможности лучше отдавать предпочтение композиционным шаблонам повторного использования, а не наследованию классов. Для начала перестаньте использовать расширяет ключевое слово
и спросите себя, можете ли вы вместо этого совместно использовать и импортировать функции из модуля.
Научитесь работать с асинхронными процессами . Если мы хотим избежать проблем с временной зависимостью, существует множество подходов, и некоторые из них лучше других. Помогут такие инструменты, как обещания и async/await. Также может быть хорошей идеей научиться работать с инструментами потоковой передачи, такими как RxJS.
Изучите стандартные инструменты разработчика. Большинству профессиональных разработчиков JavaScript потребуется понимание git и GitHub. По состоянию на 2020 год большая часть мира JavaScript также использует Visual Studio Code для редактирования исходных файлов. Старшие разработчики доверили свои рабочие процессы инструментария мышечной памяти.
Быть отличным разработчиком — это гораздо больше, чем просто технические навыки. Вот еще несколько советов для быстрого карьерного роста:
- Будьте добры.
- Избегайте отказа от велосипедов (споров о вещах, которые не имеют большого значения). Когда возникают стилистические споры, возможно, пришло время установить ES Lint и Prettier и автоматизировать их.
- Поддержите команду. Когда возникают разногласия в команде, можно высказать свое мнение и взвесить все за и против, но когда команда принимает решение, с которым вы не согласны, пришло время присоединиться к команде и поддержать ее, чтобы сохранить культуру и моральный дух положительный.
- Практикуйте эмпатию и сострадание. Написание отличного программного обеспечения требует сочувствия к боли и проблемам пользователя, сочувствия к заботам вашего менеджера, сочувствия к членам вашей команды и сочувствия к себе в будущем. Чтобы вызвать сочувствие, вы должны сначала понять проблемы, с которыми сталкивается каждая заинтересованная сторона. Интересно, что понимание — это также первый шаг, который вы должны сделать, прежде чем начнете создавать функцию или исправлять ошибку.
Чуткие разработчики пишут лучшее программное обеспечение. С ними также легче ладить, потому что они осознают потребности окружающих их людей, менее эгоцентричны и менее эгоистичны.
Отправляйтесь на собеседование с пониманием проблемы, которую пытается решить менеджер по найму. Они ищут кого-то с навыками для выполнения работы, а также кого-то, кто будет хорошо работать с командой. У них есть ограниченное окно времени, чтобы принять важное решение. Если вы придете на собеседование подготовленным, шансы на то, что вы получите лучшую работу с более высокой оплатой, возрастут.
- Текущий синтаксис
- Основы функционального программирования: чистые функции, карри, композиция функций
- Объекты: агрегация, делегирование, конкатенация, инкапсуляция
- Асинхронные шаблоны: обратные вызовы, промисы, события, потоки чтобы создать уверенность, которую интервьюеры поймут. Вы будете меньше спотыкаться при написании кода и быстрее предлагать лучшие решения.
- Узнайте, как составить хорошее резюме.
- Практикуйте доброту.
- Избегайте парковки велосипедов.
- Поддержите команду, , даже если вы не согласны.
- Практикуйте эмпатию и сострадание.
DevAnywhere — это самый быстрый способ прокачать продвинутые навыки JavaScript:
- Живые уроки
- Гибкий график
- Наставничество 1:1
- Создание реальных производственных приложений
https://devany.13/devany.1 Эрик Эллиот является автором книг «Составление программного обеспечения» и «Программирование приложений JavaScript» . Как соучредитель EricElliottJS.com и DevAnywhere.io , он обучает разработчиков основным навыкам разработки программного обеспечения.