Разное

Советы логопеда: Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Содержание

Рекомендации учителя-логопеда

Советы по организации логопедических занятий дома

Для того чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их организации и проведении.

  • Все занятия должны проводятся в игровой форме, иначе Вы можете наткнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
  • Создавайте эмоционально положительный фон.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 – 20 минут (начинать надо с 3 – 5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2 – 3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует или прибывает в плохом настроении.
  • Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слов «неправильно, не получается», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Говорите с ними, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, глядя на ребёнка, чтобы он запоминал правильную артикуляцию, глядя на ваши губы (губы желательно накрасить яркой помадой). Непонятные для ребёнка слова, обороты, непременно объясняйте.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».

Для повышения речевой грамотности больше читайте

Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Чтобы ребёнок писал грамотно, родителям необходимо выполнять следующие правила:

  • Соблюдать режим дня.
  • Почаще играть в сюжетно-ролевые, подвижные игры, в которых нужно соблюдать правила, таким образом ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Чаще гулять с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Привлекать ребёнка к занятию спортом или танцами. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

Выполняя все эти рекомендации в комплексе и по отдельности вы заметите как немедленно всё отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе у вашего ребёнка.


Рекомендации родителям будущих первоклассников

Всех родителей, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо знать: «Что же должен уметь ребёнок в 6-7 лет?»

Перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать знаниями, в овладении которыми ему помогает дошкольное образование и родители. Каждый день ребенок  познает окружающий мир. Чем больше знаний об окружающем мире у него, тем легче ему будет в дальнейшем освоить школьную программу. Не следует ставить чтение и письмо как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять, так как в 6-7 лет ребенок должен правильно говорить все звуки, не торопясь и выразительно проговаривать все слова. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова. Ошибки звукопроизношения и изменения слоговой структуры слов в дальнейшем могут привести к тому, что ребёнок и на письме будет писать неправильную букву или писать слова, переставляя слоги, а может вовсе не дописывать слова.

У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: дети должны уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук (можете самостоятельно поиграть с ребенком в игры «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Слова», «Называние слов на заданный звук» и т.д) .

Грамматический строй речи во многом должен быть сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный и т.п . Также можно поиграть с ребенком в  игры: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детеныша» и т.д.

Ребёнок должен обладать достаточно большим словарным запасом: он должен использовать слова по назначению, подбирать синонимы, антонимы, владеть обобщающими понятиями. Также можно поиграть с ребенком в  игры: «Назови одним словом», «Перечисли, что относится к (фруктам, овощам, мебели, обуви, одежде….)», «Черное-белое» и т.д.

Ребёнок должен владеть связной речью: уметь рассказать о себе; описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется; знать как зовут его ближайших родственников, знать свой адрес.

Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). Ребёнок должен свободно владеть карандашом и кистью при рисовании. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ну и, конечно же,  уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии.

Также ребёнок должен знать:

  • названия основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
  • основные правила дорожного движения;
  • последовательность времен года, частей суток, дни недели;
  • свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей, профессию своих родителей и место работы, свой домашний адрес, название города, в котором он живет;
  • правила поведения – здороваться при встрече и говорить «до свидания», когда уходит;
  • как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей;
  • адрес, где он живет;
  • название города, в котором он живёт;
  • основные цвета.

Также ребёнок должен уметь:

  • называть группы предметов обобщающим словом;
  • различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены;
  • различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам;
  • ориентироваться в окружающем мире, знать, что такое день и ночь;
  • ориентироваться в пространстве: направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д;
  • считать (достаточно знать цифры до десяти) и узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).

Правильное развитие речи у детей: инструменты и советы логопедов

Речь – это не просто способность к общению и обмену информацией, а важнейшая часть психического развития. Она обеспечивает социализацию человека, способность взаимодействовать с другими и развиваться интеллектуально.

«Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства» – говорил известный оратор прошлого Марк Туллий Цицерон.

Содержание

Как формируется речь у ребенка?

У слуха, обоняния, зрения есть отдельные органы. Речь же реализуется с помощью группы других органов: дыхания, глотания, жевания. Центральную роль в речеобразовании играет кора головного мозга. У «правшей» речевой центр расположен в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Развитие речи у ребенка начинается задолго до появления первых слов. Новорожденные дети общаются с окружающим миром через крик. Так они не только сообщают о своих потребностях, но и тренируют органы дыхания, артикуляцию. Примерно в два месяца появляется «гуление». Малыш нараспев произносит главные звуки и их сочетания, но делает их неосознанно. Это своеобразная подготовка речевого аппарата.

Интересный факт! Малыши всего мира, независимо от национальности, гулят одинаково. Такое же гуление характерно и для глухих от рождения младенцев.

Постепенно гуление перерастает в лепет. Шести-восьмимесячный кроха произносит звуки: ба, ма, па, да, дай. Конечно, это не осознанное произношение, а своеобразная «настройка» артикуляции к речи взрослых. На этом этапе начинается подражание. Отсутствие лепета может говорить о наличии у ребенка проблем со слухом.

С 8-9 месяцев дети начинают воспринимать слова и реагировать на них. Они начинают эмоционально и жестами реагировать на вопросы «Где мама?», «Где мячик?», «Дай куклу». Лепет «ма-ма-ма» превращается в осознанное слово «мама». Формируется запас звукоподражательных слов наподобие «би-би» (машина), «ав-ав» (собака) и т.д.

После года у детей появляется еще одна интересная особенность. Он показывает пальчиком на предмет, чтобы взрослые назвали его. Перемещая пальчик с одной вещи на другую, он изучает названия предметов. Как правило, через полгода после появления такой активности малыш произносит первое осознанное слово, означающее предмет. Примерно с 1,5 лет при правильном речевом развитии дети начинают связывать фразы из двух слов. Однако формирование произношения звуков, оперирование предложениями – все эти процессы протекают индивидуально. Так замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Некоторые малыши долго молчат, а потом говорят сразу фразами.

Какие существуют проблемы с речью у детей?

Речевые навыки, словарный запас мощно влияют на развитие ребенка. Без этого возникают сложности с познанием окружающего мира, грамотностью, общением, поведением и в целом развитием как личности. В разные годы жизни могут проявиться такие нарушения:

  • Фонетическое недоразвитие речи – неправильное произношение звуков. Проблемным может стать один звук (например, [р]) или группа (например, шипящие [ж], [ч], [ш], [щ]). При этом неправильно функционирует артикуляционный аппарат. Часто проблема решается после посещения ортодонта.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – неправильное восприятие звуков. Нарушение можно проверить, попросив произнести такие сочетания: па-ба-па-па-ба или ца-за-са и т.д. Решить проблему можно, пройдя курс у логопеда.
  • Общее недоразвитие речи – кроме плохого восприятия и произношения звуков, у малышей возникают трудности с пересказом, словесным описанием картинки. У таких ребят ограниченный словарный запас. Им сложно связывать слова в предложение.
  • Логоневроз – заикание.
  • Дислексия – нарушение чтения.
  • Дисграфия – нарушение письма.

Последние два нарушения – отсроченные и проявляются уже в школьном или старшем дошкольном возрасте. Причин задержки речевого развития может быть несколько. Это и неправильное поведение взрослых в младенчестве: недостаточное общение, отсутствие выразительности, смысловой связи между предметами и словами. К проблемам приводят врожденные аномалии, психические травмы. Плохо влияет и насильственное переучивание левшей к использованию правой руки.

Основные этапы развития речи

Так же, как и физическое, речевое развитие происходит постепенно: от простого к сложному, от малого к большому. Однако в отличии от роста, речь не развивается сама по себе и нуждается в стимулировании.

Рассмотрим основные этапы формирования речи:

  • До года. В раннем возрасте малыш не способен произносить слова, но его речевой аппарат активно к этому готовится. Во время плача развиваются органы дыхания, артикуляции, голосовые связки. С 5 недели жизни младенец реагирует на речь, с 8-й недели – начинает гукать, после 2 месяцев – распевать гласные звуки, а после 5 месяцев – лепетать слоги. Осознанное использование лепетных слов – ма-ма, дай, ба-ба – начинается в 9 месяцев и старше. К году в арсенале малыша есть 10 простых слов. Он реагирует на простые требования: «Дай мяч», «Закрой дверь».
  • От 1 до 2 лет. В этот период малыши произносят названия предметов. Они оперируют существительными, некоторыми глаголами и прилагательными. К концу этого этапа они могут составлять предложения из двух слов.
  • От 2 до 3 лет. Увеличивается словарный запас. Так в детском активном словаре растет количество прилагательных, глаголов, появляются предлоги и союзы. Произношение еще несовершенно, но становится более понятным.
  • От 3 до 4 лет. Малыши могут составлять фразы из 3-4 слов. Они называют свое имя, фамилию, части тела. Могут составить текст из 2-4 предложений. Воспринимают задания, состоящие из двух действий: «Закрой дверь и сядь на диван».
  • От 4 до 5 лет. Ребенок использует обобщающие слова, пользуется словообразованием, пересказывает сказки. В этом возрасте налаживается произношение. Трудности возникают только со звуками [р] и [л].
  • От 5 до 7 лет. К концу дошкольного возраста ребенок легко называет 5-6 характеристик предмета, меняет словоформы в предложении, пересказывает и делится впечатлениями. Он правильно произносит все звуки и не переставляет слоги. Могут возникать трудности лишь с очень сложными словами: «экскаватор», «электричество» и другие.

К концу детского сада основные речевые навыки уже сформированы. Ребенок готов к дальнейшему обучению: чтению, письму, восприятию материала на слух.

Это интересно! Какие упражнения помогут развить речь и слух детей, читайте также в статьях:

  • Логопедические зонды для постановки звуков
  • Ритмика для детей

Основные методики развития речи у ребенка

Для решения проблем, связанных с речью, привлекаются не только специалисты, но и родители. Сотрудничество семьи, педагогов и логопедов обеспечит высокую эффективность, позволяет быстрее добиться цели.

Выделяют несколько разных классификаций, которые группируют методы речевого развития детей. В традиционной выделяют три группы:

  • Наглядные – экскурсии, выезды и посещения разных объектов. Также используют опосредствованные методы, через которые дети получают информацию о чем-либо через рассматривание фотографий, видео, картин, моделей, игрушек.
  • Словесные – чтение и прослушивание рассказов, пересказ, обсуждение, заучивание наизусть.
  • Практические позволяют использовать речевые навыки в дидактических играх, инсценировках, а также через общение в процессе творческий деятельности.

Есть и другая классификация, состоящая из двух видов методик:

  • Репродуктивные – заучивание, пересказ, инсценировка на основе сказки или предложенного сюжета.
  • Продуктивные – сочинительство, творческий пересказ, повествование о чем-либо.

На своих занятиях логопеды часто комбинируют различные методы. Пример наглядной и словесной комбинации: рассматривание картинок и обсуждение их.

С младшего дошкольного возраста можно использовать метод проектов, предусматривающий использование таких технологий:

  • ТРИЗ или мозговой штурм – решение задач, способствующих развитию скорости мышления, логики, креативности, способности формулировать мысли и идеи.
  • Мнемотехника – игры и задания на улучшение памяти, внимательности.
  • Логоритмика – сопровождение логопедических упражнений движениями.
  • Сочинительство – придумывание сказок, загадок, стишков, составление рассказов по картинкам и т.д.
  • Сказкотерапия – обсуждение сюжета, характера и внешности персонажей, интонационная выразительность.
  • Пальчиковая гимнастика – использование игр со звукоподражанием, разными словами.
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения на тренировку силы, высоты, громкости голоса, чистоговорки, скороговорки и т.д.

Чем больше методов будет использоваться в процессе развития, тем интереснее и быстрее пойдет процесс.

Логопедическое оборудование

В помощь логопедам и педагогам детских дошкольных учреждений создано специальное логопедическое оборудование. Оно расширит арсенал инструментов для эффективного воздействия на речевое развитие.

  • Многофункциональный логопедический комплекс «Замок с волшебной комнатой».

Конструкция сделана из ДСП и оформлена в виде большого красочного замка с несколькими игровыми модулями. В ней есть зона для игр с кинетическим и кварцевым песком, сенсорная панель, зона сенсорной релаксации, акустика с микрофоном, коврограф, зеркало, система хранения. Оборудование оснащено управляющим ПК и программным обеспечением для организации интерактивных заданий. В систему можно загружать новые программы и разработки, что открывает неограниченный потенциал оборудования. Комплекс можно разместить как вдоль одной линии, так и у нескольких стен. Он превратит помещение в высокотехнологичное развивающее пространство.

  • Интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол «Logo Prof Plus».

Конструкция выполнена в ярком дизайне. Она предс тавляет собой стол с широкой столешницей, которая позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые занятия. На сенсорной панели размером 23,6 дюймов появляются интерактивные задания. Для занятия предусмотрен микрофон, акустическая система, стилос. Педагог может отслеживать успехи на своем мониторе. В помощь логопеду предусмотрен макет ротовой полости, инструменты для постановки звуков и логопедического массажа, зеркало, стерилизатор инструментов и футляр для их хранения. Такой стол не займет много места и позволит эффективно использовать даже небольшое пространство.

  • Настенный интерактивный логопедический комплекс «Хавроша».

Доска крепится к стене или располагается на столе. Она отличается жизнерадостным оформлением, имеет сенсорную поверхность, реагирующую на два касания. Оборудование включает в себя динамики и микрофон. Оно работает на операционной системе Windows 10, что позволяет загружать различные интерактивные программы. Кроме того, производитель уже установил более 90 заданий для развития творческого воображения, познавательных процессов, памяти, внимания, речи. С помощью интерактивной доски можно расширять словарный запас, корректировать речевые дефекты.

  • Интерактивный логопедический стол-парта «Logo Blitz Plus».

Комплект позволяет проводить эффективные занятия в игровой, интерактивной форме. Конструкция представляет собой стол с поднимающейся столешницей, на которой расположена сенсорная панель размером 21,5 дюйма. Оборудование имеет программное обеспечение. Установлена акустическая система и микрофон. Через DVD-привод можно загрузить новые программы, игры и задания. Педагог может следить за выполнением заданий по своему монитору. Кроме того, в комплект включены инструменты для логопедического массажа, зонды для постановки звуков, стерилизатор, футляр для хранения инструментов, муляж для демонстрации работы артикуляционной системы.

  • Большой логопедический комплект.

Оборудование включает в себя ноутбук и программное обеспечение для организации работы логопеда. В комплекте есть игры и задания для самостоятельного выполнения. Ребенок будет с интересом прорабатывать постановку звуков, расширять словарный запас и кругозор. С помощью ПО специалист может провести точную диагностику, обнаружить и систематизировать существующие проблемы.

Комплектацией предусмотрено:

  • ноутбук с ПО;
  • акустика, камера и микрофон;
  • комплект заданий «Волшебный экран» для всестороннего развития;
  • программа «Мерсибо» для разработки индивидуальных домашних заданий;
  • комплект «Логомер 2» для выявления речевых нарушений и коррекционной работы;
  • программа «Игры для Тигры» для коррекции произношения.

Оборудование сопровождается методическими рекомендациями от ведущих российских специалистов.

  • Набор «Логопед Про».

Набор представляет собой мобильную тумбу с тремя ящичками-модулями:

  • «Развитие мелкой моторики» – включает в себя бусины, пирамидки, шнуровки;
  • «Речевое дыхание» – рассчитан на группу из шести детей, поэтому имеет по 6 экземпляров свистков, пищалок, «язычков», губных гармошек, шаров-пищалок, а также один эхо-микрофон;
  • «Логопедический массаж» – в комплекте зонды, шпатели, соски, массажеры для лица и кистей рук, зеркало, перчатка, игрушка, набор интерактивных игр на цифровом носителе.

Все оборудование сертифицировано, соответствует ФГОС. Оно сделано производителем, получившим множество наград и премий.

Игрушки

Кроме высокотехнологичного оборудования, существует множество игрушек, которые могут использовать не только специалисты, но и обычные родители, не имеющие профильного образования.

Полезными для речевого развития будут такие игрушки:

  • Логопедические кубики. На каждой грани изображен предмет или животное, название которых начинается на сложный звук. В процессе игры ребенок оттачивает навык правильного произношения.
  • Настольные игры. С помощью разных интересных заданий ребенок учится не только произносить, но и дифференцировать звуки.
  • Наборы карточек. На одной стороне есть изображение, слово или комбинация слогов. На обратной – рифмованное упражнение на произношение.
  • Логопедическая мозаика. Включает в себя множество мелких элементов, из которых можно собирать картинки. Здесь комбинируются несколько методов коррекционной работы: словесные, наглядные, практические.

Каждая игрушка сопровождается книжечкой с методическими рекомендациями. Информация подается в доступной форме, поэтому по ней можно организовывать занятия и дома, и в дошкольном учреждении.

Логопедические упражнения для развития речи

Предлагаем вам список различных упражнений, которые можно делать дома.

Задания для развития речевого дыхания:

  • Падает снег. Оторвите небольшой кусочек ваты и распушите его. Округлив губы аккуратно подуйте, чтобы переместить снежок. Можно устроить соревнование – как можно дальше отправить снежок. Можно перемещать его по заданному маршруту, чередуя короткие и длинные расстояния.
  • Самолет. Сложите из бумаги самолет и подвесьте его на веревочку. Ребенок должен набрать как можно больше воздуха в легкие и дуть так, чтобы самолет летал как можно дольше. Для этого нужно экономно расходовать запас воздуха и дуть очень медленно, но ощутимо.
  • Собачка. На улице жарко и собачке тяжело дышать. Пусть малыш высунет язык и покажет, как дышит собачка в жару.
  • Насос. Ребенок должен изобразить насос для накачивания шин. Для этого он должен набрать полную грудь воздуха и сильно выдохнуть. При этом расставленные широко руки постепенно скрещиваются на груди. Крайние точки: набранный воздух – руки широко, полный выход – руки скрещены на плечах.
  • Угадай животное. Пусть ребенок пофыркает как еж, протянет «га-га-га» как гусь, протяжно пожужжит как пчела, покаркает как ворона.

Массажный комплекс выполняется с помощью специальных инструментов и зондов. Но есть упражнения, для выполнения которых понадобятся только пальцы. Их можно делать своему ребенку самостоятельно:

  • Расслабление мышц щек. Для этого указательными и средними пальцами обеих рук сделайте круговые движения по внешней поверхности щек, а потом – по внутренней. Можно легко погладить по направлению от мочек ушей к крыльям носа.
  • Расслабления мышц скул. Погладьте легкими движениями от мочек ушей до середины подбородка 6-8 раз, а потом в обратную сторону. После поглаживания можно сделать в этом же направлении легкие щипки.
  • Расслабление губ и мышц рта. Легкими движениями погладьте от уголков губ к середине, а потом в обратном направлении. Замените поглаживание на нежное растирание, и проделайте то же самое. Потом пройдитесь легкими щипками по тем же линиям.
  • Расслабление корня языка. В течение 3-4 секунд сделайте вращательные движения указательными пальцами под углами нижней челюсти.
  • Расслабление гортани. Первыми фалангами пальцев проведите по гортани сверху вниз.
  • Массаж языка. Указательным пальцем или зондом «Шарик» сделайте легкое поглаживание от кончика языка к его корню. Потом – из стороны в сторону.

Еще один эффективная методика – игра на музыкальных инструментах: губной гармошке, дудочке, свистке.

Очень полезна артикуляционная гимнастика. Вот несколько упражнений:

  • Трубочка – сомкните зубы, а губы вытяните вперед, делая маленькую букву «О».
  • Шлагбаум – приоткройте рот, зубы разомкнуты. Между нами находится язык. Когда он поднимается вверх, шлагбаум открыт, опускается – закрыт.
  • Качели – слегка вытянутый язычок поднимается вверх и вниз. В крайних точках задерживается на пару секунд.
  • Потягушки – вытянутый язычок тянется к носу, подбородку, поочередно к одной и другой щеке.
  • Лошадка – приоткройте рот и растяните губы в улыбку. Поцокайте язычком как лошадка.

Вариант игр на развитие фонематического слуха:

  • Назови лишнее слово. В перечне одно слово начинается на другую букву.
  • Поймай звук. Ребенок должен хлопнуть, если услышит в слове определенный звук.
  • Придумай слово. Предложите придумать слово на определенный звук или на гласный/согласный.
  • Огород. Покажите картину с огородом. Попросите ребенка назвать все, что может расти на огороде и иметь в названии звук «Р».
  • Шифр. Предложите слово, например, «месяц». Ребенок должен придумать слова на каждую букву, например, масло, ель, солнце, яблоко, цапля.

Подобные игры можно предложить во время ожидания очереди, поездки.

Рекомендации педагогов-логопедов

Занятия выстраиваются на таких принципах:

  • Регулярность. При этом продолжительность не должна утомлять. Можно начинать с 3-5 минут и увеличивать до 15, но каждый день.
  • Игровая форма. Все задания преподносите в форме игры, чтобы вызвать интерес, создать мотивацию.
  • Комфорт. Организуйте удобное пространство.
  • Терпение. Не торопитесь и не злитесь, если малыш ошибается.
  • Самостоятельность. Пусть ребенок потратит больше времени, но выполнит задание сам. Только в таком случае можно достичь успеха.

Таким образом, совместный труд педагогов, логопедов и родителей позволит провести эффективную коррекцию речи ребенка. Это поможет ему в дальнейшем усваивать учебный материал, социализироваться и развиваться как личность. Для этого используйте методический материал, который можно приобрести на нашем сайте.

10 советов по логопедии для родителей

наши обязанности детского логопеда не заканчиваются после завершения сеанса логопеда. Занятия с логопедом обычно длятся 30-60 минут в неделю, и очень важно, чтобы эти навыки практиковались во время повседневных дел в течение недели дома. Одним из наиболее важных аспектов нашей профессии является обучение родителей и опекунов выполнению домашних заданий для развития речевых и языковых навыков у их ребенка. И для этого чрезвычайно важно участие родителей. Это помогает детям добиться максимального прогресса в достижении своих речевых и языковых целей и обобщить новые навыки в домашней среде.

Вот список полезных речевых стратегий, используемых логопедами для развития речи и языка. Начните использовать их дома со своим ребенком уже сегодня!

1. Настройте процедуры и используйте повторяющийся язык

Повторно используйте одни и те же слова/фразы во время рутинных действий. Повторяющийся язык может быть в форме стишков, песен, простых сборников рассказов и т. д. Используйте жесты, действия и указания, когда это необходимо, одновременно с речью. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы ответить, т. е. примерно 10 секунд. Сделайте паузу и дайте ребенку заполнить пробелы. Например, «Когда ты счастлив и знаешь это, хлопни в ____ (руки)».

2. Лепка

Лепка простой язык для вашего ребенка помогает им подражать. Это также помогает им использовать слова/фразы независимо друг от друга в значимом контексте.

Когда вы даете модель и называете/маркируете объект, поднесите этот объект ко рту. Затем смоделируйте слово. Когда вы подносите предмет ко рту, прежде чем отдать его ребенку, ваш ребенок начнет присваивать значение между предметом, который вы держите, и словом, которое вы говорите. Если ваш ребенок подражает вам, дайте ему это. Если нет, пометьте его еще раз и отдайте им.

3.Настроить коммуникативные искушения

Это прекрасный способ поработать над языковыми навыками. Выберите игрушки или предметы, которые интересуют вашего ребенка. Это может быть его любимая игрушка. Игрушка должна находиться в недоступном для ребенка месте. Когда ваш ребенок попытается дотянуться до него, поднесите предмет к лицу и назовите его. Затем дайте ребенку время повторить это за вами. Если они имитируют это, дайте предмет им. Если они не подражают, продолжайте маркировать предмет и отдайте его им.

4. Предложите выбор

Когда вы задаете вопросы своему ребенку, дайте ему выбор. Ограничьте количество вопросов типа «Ты хочешь красную машину?» или открытые вопросы, например, «Чего вы хотите?» Вместо этого вы можете задать вопрос таким образом: «Вы хотите красную машину или синюю?»  Когда вы даете ребенку выбор, это помогает ему лучше реагировать, тем самым уменьшая коммуникативное разочарование, которое может быть вызвано использованием открытых вопросов.

5. Саботаж

Мы используем саботаж, чтобы сознательно создать трудную или проблемную ситуацию для ребенка. Например, если ваш ребенок раскрашивает яблоко и просит мелок, дайте ему синий. Ваш ребенок поймет эту ошибку и попытается исправить вас, попросив у вас зеленый или красный. Дети любят это делать! Они любят поправлять нас. Можно продолжить разговор, спросив ребенка, почему не синий. Подождите и дайте ребенку время, необходимое для ответа.

6. Больше комментариев, меньше вопросов

Вашему ребенку может не понравиться, когда вы используете много вопросов. Они чувствуют давление и могут даже разочароваться. Вместо этого комментируйте то, что вы можете услышать, увидеть, маленькое и потрогать. Если вы рассказываете об истории фермерского дома, делайте комментарии типа «О, я вижу большой красный амбар», «Собака говорит гав-вау» вместо того, чтобы задавать вопросы типа «Что вы видите?» , «Что говорит собака

7. Притормози и подожди

Всегда давайте ребенку достаточно времени, прежде чем он начнет подражать вам или реагировать на вас. Вашему ребенку нужно это время, чтобы обработать информацию, которую ему дали. Это может показаться долгим, но дать ребенку 10-15 секунд после того, как вы задали ему вопрос, может быть полезно.

8. Расширьте высказывания вашего ребенка

Если ваш ребенок использует отдельные слова, добавьте к ним еще одно слово. Например, если ваш ребенок смотрит на изображение собаки и говорит «Собака». Вы можете добавить к нему другое слово, например, «Черная собака», «Собака бежит» и т. д. Если ваш ребенок использует фразы из двух слов, вы можете сказать «Собака черная», «Собака лает» и т. д.

9. Рассказывать сказки на ночь

Выбирайте истории, исходя из интересов вашего ребенка и уровня его понимания. Используйте много действий и подходящие голоса и интонации при чтении им. Укажите на слова, которые вы читаете. Посмотрите на картинки и расскажите о них. Это способствует развитию речи и языка, а также раннему развитию навыков грамотности. Это также помогает создать особую связь между вами и вашим ребенком.

10.Используйте наглядные материалы

Некоторые дети лучше понимают информацию, когда вы представляете ее визуально. Используйте визуальные процедуры со своими детьми. Думайте об этом как о своем дневнике. У вас будут все ваши встречи / мероприятия, запланированные и запланированные заранее. Детям требуется такая же структура, но в виде наглядных материалов. Это поможет вашему ребенку понять, как выглядит его обычный день. И они будут к этому готовы. Вы также можете использовать визуальные эффекты для планирования различных действий в рамках их распорядка дня.

Используйте эти советы по речевой и языковой терапии вместе с ребенком дома. Всегда не забывайте консультироваться со своим логопедом, чтобы он помог вам с вашими домашними делами.

 

 

Чтобы узнать больше о педиатрической логопедии, посетите: #1 Педиатрическая логопедия – Центр улучшения речи

Хотите стать SLPA или SLP в Калифорнии, пожалуйста, посетите:

Как стать лицензированным SLPA в Калифорния – Центр улучшения речи
Как получить лицензию SLP в Калифорнии — Центр улучшения речи

 

Чтобы узнать о возможностях трудоустройства в Центре улучшения речи, посетите:
Возможности трудоустройства — Центр улучшения речи

 

Заинтересованы в услугах логопеда? У нас 24 места! Ознакомьтесь с нашими адресами:

Адреса – Центр улучшения речи

18 методик логопеда, которые можно использовать дома

Выберите тему

Самый популярный

78
нравится

27 января 2022 г. Во время терапевтических занятий логопеды могут использовать различные стратегии, чтобы улучшить коммуникативные навыки ребенка.

В этом чтении вы познакомитесь с некоторыми из распространенных приемов, используемых логопедами, и, надеюсь, вы сможете использовать некоторые из них при занятиях со своими малышами.

В этой статье
  • Предоставить выбор
  • Разговор с самим собой
  • Параллельный разговор 
  • Моделирование
  • И, конечно же, Говорите медленно
  • Расширение 90 112
  • Упрощение предложений 
  • Задание открытых вопросов
  • Саботаж
  • Наглядные материалы
  • Воздержание
  • Время ожидания
  • Использование глупых слов и предложений
  • Следование примеру ребенка
  • Положительное подкрепление 
  • Повторение
  • Язык жестов
  • S inging 

Ускорьте развитие речи вашего ребенка!

Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!

Начать бесплатную пробную версию

Методы логопедической терапии, которые можно использовать дома

Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о том, как практиковать логопедию дома.

Дайте выбор

Хотите поиграть с кубиками или пластилином?

Предоставление вашему ребенку возможности выбора не только поддержит его мотивацию, но и поспособствует развитию его речи и принятию решений.

Разговор с самим собой

Разговор с самим собой — это техника, при которой логопеды рассказывают о том, что они делают, что видят, чувствуют или слышат. Например, во время сеанса логопед расскажет, как она собирается доставать карточки из ящика стола. . . или как она собирается строить башню из лего и т.д.

Параллельный разговор 

Параллельный разговор – это в основном описание того, что делает, чувствует или слышит ребенок, логопед. ( О, ты играешь со своими игрушками. .. Ты ешь свой горошек.

Лепка

Если ваш ребенок работает над определенным звуком или словом, не говорите ему просто произнести это; смоделируйте слово, над которым вы хотите, чтобы они поработали, а затем попросите их повторить за вами.

И, конечно же, говорите медленно

Работая над коммуникативными навыками ребенка, говорите в медленном темпе, чтобы он понял и повторил.

Расширение

Речь идет о добавлении одного или нескольких слов всякий раз, когда ваш ребенок говорит с моделью, чтобы исправить структуру предложения. Если они укажут на куклу и скажут: «Эта кукла высокая», скажите: «О да, эта кукла ростом ».

Упрощение предложений 

Вы можете расширить структуру предложений ребенка, сохранив их короткими, четкими и лаконичными. Помните, простота — это ключ. Вместо того, чтобы говорить « Сара любит делать самые сливочные и самые ароматные кексы», , вы можете сказать « Сара любит делать кексы.

Задавайте открытые вопросы

Вместо того, чтобы задавать закрытые вопросы, задавайте открытые вопросы, чтобы способствовать большему общению. Вместо того, чтобы сказать «, это синий?» Спросите: « какого цвета чаша?»

Саботаж

Используйте этот метод, играя с малышом, или включите его в свой распорядок дня. Например, если пришло время завтракать, дайте малышу хлопья и молоко с помощью вилки. Затем подождите, пока они попросят ложку.

Наглядные изображения

Если ваш ребенок повторяет слова, это здорово, но показ картинок рядом со словами, вероятно, будет больше мотивировать их, а также улучшит развитие их мозга.

Удержание

Иногда логопеды отказывают ребенку в любимой игрушке или предмете, чтобы заставить его говорить и обращаться с просьбами. Если они указывают на предмет, который хотят, смоделируйте слово, чтобы они могли его повторить. (« Хочешь мяч? Можешь сказать еще мяч, пожалуйста ? )

Время ожидания

Если вы задаете ребенку вопрос или просите его повторить слово, дайте ему несколько секунд на ответ.

Использование глупых слов и предложений

Вам может быть интересно, являются ли глупые предложения чем-то продуктивным. Но правда в том, что логопеды иногда используют глупые фразы, чтобы еще больше стимулировать артикуляционные навыки ребенка. Мой маленький паучок отправился в Лондон, чтобы купить кожу . » ).

Следование примеру ребенка

Следование примеру вашего малыша больше связано с наблюдением и замечанием того, с чем ему нравится играть, а затем с использованием его интереса, чтобы заставить его общаться и работать над своей речью.

Хотя всегда приятно хвалить ребенка за то, что он правильно произносит слово или предложение, также полезно хвалить его попытку, чтобы укрепить его уверенность и побудить его больше практиковаться.

Повторение

Повторяю миллион раз, повторение — отличный способ для детей практиковать свои речевые и языковые навыки. Если они повторяют слова или предложения с ошибкой (« Я люблю ваббитов «) правильно смоделируйте фразу, чтобы они повторили ее снова (« Вы любите кроликов… скажите кролика и т. д. » )

Поскольку это может помочь развитию вербальной речи ребенка, логопеды иногда включать язык жестов во время занятий, чтобы помочь ребенку лучше общаться.

Пение 

Я могу быть предвзятым, потому что люблю это делать, но пение с вашим ребенком не только весело, но и учит его рифмам, а также расширяет его словарный запас. Так что не бойтесь пробовать.

Если сомневаетесь, найдите SLP!

Если вы задаетесь вопросом, следует ли вам обратиться к логопеду, то вам, вероятно, следует. Их логопедические методики обязательно помогут. Выжидательный подход может просто поставить вашего ребенка позади его сверстников.

Если вы все еще не уверены, загрузите Speech Blubs и заполните нашу оценочную анкету. Он был составлен с помощью логопедов и дает довольно хорошее представление о речевом статусе вашего ребенка. Хотя это не заменит педиатрическую логопедическую терапию, наше приложение может помочь вам начать работу и дает много целенаправленной речевой практики. Так начните прямо сейчас!

Ознакомьтесь с ресурсами для этой статьи.

Бесплатная оценка!

Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *