Ресурсный класс что такое: Ресурсные классы в обычных школах: на пути к инклюзии
Ресурсные классы в обычных школах: на пути к инклюзии
Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Что такое ресурсный класс?
Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.
Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.
При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
- готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями;
- наличие или создание команды специалистов ресурсного класса;
- решение вопросов финансирования ресурсного класса.
Как устроены ресурсные классы
Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
- рабочее место учителя/специалиста;
- место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
- столы для индивидуальных занятий;
- место для групповой работы;
- зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.
Подходы и методы
Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником.
На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА).
Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.
Формы работы в классе
Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.
Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса.
В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.
Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.
Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор.
Ключевая роль тьютора
Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.
Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
В обязанности тьютора входит:
- проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса/учителем планам-конспектам;
- выполнение учебных планов обычного класса;
- сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;
- помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;
- организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.
Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
- выраженные агрессивные и аутоагрессивные проявления;
- трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;
- ограничения в понимании речи учителя.
Другие специалисты
Учитель ресурсного класса
- участвует в составлении и реализации адаптированной образовательной программы ребенка;
- выявляет приоритетные навыки ребенка на данный момент;
- определяет навыки для формирования на индивидуальных занятиях и указывает критерии их усвоения;
- анализирует результаты тестирования, на основе которого составляет и корректирует индивидуальную часть адаптированной образовательной программы;
- анализирует данные наблюдений за поведением обучающихся ресурсного класса;определяет учебные дисциплины, которые школьник с РАС будет изучать совместно с общеобразовательным классом;
- подбирает, адаптирует и модифицирует используемые учебные материалы;
- совместно с учителем общеобразовательного класса участвует в организации процесса обучения детей ресурсного класса;
- проводит различные мероприятия по распространению знаний об аутизме и эффективных методах работы с детьми.
Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций и заданий, навыки работы по образцу), стереотипа учебного поведения, навыков социального взаимодействия, учебных и коммуникативных навыков;
- развитие представлений о себе и своем социальном окружении, помощь коллегам в адаптации учебных, дидактических материалов и организации образовательной среды, обеспечение методической поддержки учителю класса.
Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников.
Обучение по методу прикладного анализа поведения
В том случае, если в ресурсном классе реализуется метод прикладного анализа поведения (ABA), в команду специалистов включаются также супервизор и педагог-психолог.
Супервизор — высококвалифицированный специалист АВА, который утверждает программы, составленные на основе тестирования, контролирует их реализацию и динамику продвижения детей, утверждает план перехода ученика в общеобразовательный класс, контролирует поведенческие программы, проводит тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и психолога.
Педагог-психолог проводит обучение педагогов, принимающих участие в обучении и сопровождении детей ресурсного класса, консультирует родителей по различным вопросам, осуществляет урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, утверждает и корректирует учебные планы, проводит мониторинг и оценку работы ресурсного класса.
Учитель ресурсного класса, работающий по методу АВА, составляет и корректирует индивидуальные программы и планы уроков, проводит тренинги инструкторов ресурсного класса по программам, осуществляет диагностику и анализирует полученные результаты, проводит мониторинг и коррекцию работы инструкторов ресурсного класса по планам, обучает тьюторов и корректирует их работу, консультирует родителей учащихся ресурсного класса, собирает информацию для супервизии по каждому школьнику класса.
Движение к инклюзии
В настоящее время ресурсные классы существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде и других городах. Так, в Москве был реализован пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула» (ресурсный класс), направленный на создание и обеспечение образовательных условий для детей с РАС и ментальными нарушениями.
Помощь в открытии инклюзивных классов и поддержку родительских инициативных групп оказывает РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонд «Выход», Центр проблем аутизма, АНО БО «Журавлик» и АНО «Ресурсный класс».
Модель «Ресурсный класс» для детей с РАС и ментальными нарушениями позволяет создать комфортные и эффективные условия обучения и для школьников ресурсного класса, и для обычных учеников, и для педагогов школы, и для ее администрации.
Источники:
Сайт Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Сайт Региональной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»
Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие/рук. Авторского коллектива. Козорез А.И. М..АНО Ресурсный класс, 2015.
Ресурсный класс • Аутизм.Энциклопедия
Термины
обучение, поддержка и вмешательство
Resource room
Ресурсный класс — это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «ресурсный класс» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.
Ресурсный класс не является отдельным классом. Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. И вся работа коллектива ресурсного класса нацелена на то, чтобы ученик с аутизмом как можно чаще участвовал в уроках своего общеобразовательного класса.
Ресурсным классом называют также и кабинет, где дети с аутизмом отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в регулярном классе. Но кабинет — это не так важно, как сама модель. В некоторых школах совсем нет специальных кабинетов для ресурсных классов, а модель «ресурсный класс» все равно работает, потому что главное — это компетентные специалисты, которые владеют эффективными методиками обучения детей с РАС и другими нарушениями развития, а не столы и стены.
Ресурсным классом можно называть любую образовательную модель, где дети под руководством компетентных педагогов могут регулярно восполнять или приобретать ресурс, необходимый им для того, чтобы учиться в школе. Специалисты ресурсных классов, которые поддерживает Ассоциация «Аутизм — Регионы», в обучении детей с аутизмом применяют методы, основанные на ПАП (прикладном анализе поведения).
В ресурсном классе дети обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования. В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с преподавателем, или в небольших группах.
Специалисты ресурсного класса
Руководство ресурным классом осуществляет учитель ресурсного класса — специалист, имеющий профильное педагогическое или психологическое образование, прошедший специальное обучение и имеющий опыт работы в том подходе, в котором проводится вмешательство (чаще всего это методы прикладного анализа поведения). Под руководством учителя работают тьюторы — специалисты, также имеющие профильное педагогическое или психологическое образование, количество которых в ресурном классе определяется количеством детей, посещающих его в постоянном режиме (более 50% учебного времени).
Роль учителя ресурсного класса заключается в руководстве тестированием детей, написании индивидуальных образовательных программ, разработке программ коррекции поведения, в систематизации и анализе данных, полученных в ходе тестирования, обучения и наблюдения за поведением, а также в обучении тьюторов. В функциональные обязанности тьюторов входит тестирование детей, проведение индивидуальных занятий, сопровождение ребенка на занятиях в общеобразовательном классе, сбор данных по усвоению программы и ведение протоколов по результатам наблюдения за нежелательным поведением ребенка, подготовка и адаптация материалов для занятий; а также техническая помощь (социальное сопровождение) в режимных мероприятиях (перемещение по школе, посещение туалета, помощь в раздевалке, школьной столовой и т. д.)
Оборудование ресурсного класса
Обычно помещение ресурсного класса делится на несколько функциональных зон: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя. В зоне для индивидуальных занятий расположены парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов. Зона для групповых занятий представляет собой общий стол, за которым ученики могут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия (например, играя в настольные игры) и/или несколько парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец общеобразовательного класса, и позволяющих отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию. Зона сенсорной разгрузки (или зона отдыха) обычно расположена в конце кабинета и представляет собой небольшую площадку для подвижных игр и отдыха между занятиями, а также восполнения сенсорных дефицитов детей.
См. также: Инклюзивное образование, Тьютор
Литература:
Volkmar F. R. Encyclopedia of autism spectrum disorders. – Springer, 2013
Resourse room from Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Resource_room)
Определение класса ресурсов | Law Insider
– календарный месяц, выраженный числом, на который приходится первый день Процентного периода;
означает любое Заявление о выплате пособий в рамках Плана медицинского страхования в отношении выплаты пособий, которое не считается Заявлением о предоставлении услуг или Требованием о неотложной медицинской помощи.
означает предприятие по переработке твердых отходов.
означает аптеку, предоставляющую радиофармацевтические услуги.
означает любую практику, которая уменьшает количество любого опасного вещества, загрязнителя или загрязняющего вещества, попадающего в любой поток отходов или иным образом выбрасываемого в окружающую среду перед рециркуляцией, рекуперацией энергии, обработкой или удалением.
означает первое по величине, второе по величине предложение и т. д. в тендерах на утилизацию означает
означает защитное покрытие, разработанное и рекомендованное для герметизации пористых поверхностей, таких как сталь или бетон, которые в противном случае подверглись бы проникновению радиоактивных материалов. «Ядерное покрытие» устойчиво к длительному (сроку службы) кумулятивному радиационному воздействию, относительно легко дезактивируется и устойчиво к различным химическим веществам, воздействию которых такое покрытие может подвергаться.
или «REC» означают все Сертификаты и любые и все другие экологические характеристики, связанные с Продукцией или иным образом произведенные на Объекте, которые удовлетворяют требованиям RPS для блока RPS класса I, работающего на возобновляемых источниках энергии, и представляют право собственности и требование ко всем Экологическим Атрибутам, связанным с указанным МВт-ч выработки на такой возобновляемой генерирующей установке класса I RPS.
означает водораздел, из которого берет начало водозабор. Если вода забирается непосредственно из Великого озера или из реки Св. Лаврентия, то водосбором источника считается водосбор этого Великого озера или водосбор реки Св. Лаврентия соответственно. Если вода забирается из водораздела ручья, который является прямым притоком Великого озера или прямым притоком реки Святого Лаврентия, то исходным водосбором считается водораздел этого Великого озера или водораздел реки. Река Святого Лаврентия, соответственно, с предпочтением прямому водоразделу притока, из которого она была взята.
означает последовательное производство электроэнергии
согласно определению в 49 CFR 26.65.
означает когенерацию, отвечающую критериям, изложенным в Приложении II;
означает Ресурс генерирующих мощностей, мощность которого может варьироваться в зависимости от источника энергии, такого как ветер, солнечная энергия, речная гидроэлектроэнергия и другие возобновляемые ресурсы.
или «SREC» означает
означает взаимно согласованный заказ на размещение, включающий настоящие Условия, в соответствии с которым Медиакомпания будет размещать рекламу на Сайтах в интересах Агентства или Рекламодателя.
означает, что избиратель отмечает или назначает больше имен, чем лиц, которые должны быть избраны на должность, или назначает более одного ответа на вопрос бюллетеня, и табулятор не регистрирует голосование по должности или вопросу.
означает систему улавливания паров, способную улавливать пары и газы ЛОС, выбрасываемые во время работы любого оборудования для транспортировки, хранения или технологического оборудования.
означает количество исходного, побочного продукта или специального ядерного материала, которое должно находиться в упаковке, одобренной NRC, во время транспортировки к, через или через государственную границу к месту захоронения или к пункту сбора для транспортировки в место утилизации.
или «Система естественной поддержки» означает ресурсы и поддержку (например, родственников, друзей, соседей, близких людей, соседей по комнате или сообщество), которые готовы добровольно предоставлять услуги человеку без ожидания компенсации. Естественная поддержка определяется в сотрудничестве с человеком и потенциальной «естественной поддержкой». Естественная поддержка необходима, чтобы иметь навыки, знания и способность предоставлять необходимые услуги и поддержку.
означает процесс, устройство или структуру, используемые для улучшения физического, химического или биологического качества воды в системе общественного водоснабжения. Установка дожимного хлорирования, предназначенная для поддержания эффективного остаточного содержания дезинфицирующего средства в воде в распределительной системе, не является водоочистной установкой.
означает кубический метр газа, а «10³м³» означает 1000 кубических метров газа;
означает объект, спроектированный и построенный для приема, обработки или хранения переносимых водой или жидких отходов.
означает извлечение материала или энергии из твердых отходов.
означает объекты и оборудование, принадлежащие и управляемые коммунальным предприятием и используемые для передачи электроэнергии в точки конечного использования, такие как дома и предприятия, от развязок с сетями электропередач более высокого напряжения, по которым осуществляется передача больших объемов электроэнергии на большие расстояния. Уровни напряжения, при которых работают системы распределения электроэнергии, различаются в зависимости от района, но обычно работают при напряжении менее 100 киловольт электроэнергии. «Система распределения электроэнергии» имеет то же значение, что и термин «Зона EPS», как определено в Разделе 3.1.6.1 стандарта IEEE 1547.
означает любое устройство, предназначенное или используемое для поддержания ядерного деления в самоподдерживающейся цепной реакции или для содержания критической массы расщепляющегося материала.
означает первое или второе предложение с наименьшей стоимостью и т. д. «L1. L2 и т. д.» означает первое или второе предложение с наименьшей стоимостью и т. д. «LC» означает аккредитив «LC» означает аккредитив
Что такое ресурсная комната?
Ресурсная комната — это место, где дети могут получить дополнительную помощь по различным предметам, с которыми у них могут возникнуть трудности. Это размещение, которое происходит посредством реализации образовательного плана в школьном округе. В большинстве случаев родители видят, что их ребенок нуждается в дополнительной помощи, поэтому они проверяют ребенка на трудности в обучении, и для ребенка вводится IEP.
Что такое ресурсная комната?
RR — это специальный класс, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. Этим детям часто трудно учиться в больших условиях. Особенно тяжело им приходится, когда вводятся новые понятия. Ребенка выводят из обычного класса на несколько часов, чтобы привлечь больше внимания. Тип дополнительного обучения, в котором нуждается ребенок, определяется его IEP. Ребенка вытаскивают на определенное время каждую неделю, чтобы получить то индивидуальное внимание, которое поддерживает его в тех областях, в которых у него есть проблемы.
Как долго ребенок будет там?
Каждый ребенок приходит в этот специализированный класс со своими индивидуальными потребностями. Это означает, что они запланированы на то время, которое им требуется. Это может быть всего лишь 45 минут три дня в неделю, или же ребенку может потребоваться больше внимания, чем позволяет это время. Многие специализированные классы предназначены для использования в классах инклюзивного обучения, а это означает, что они никогда не удаляются из класса надолго. Время, проведенное в специализированном классе, будет зависеть от IEP ребенка и часто зависит от возраста. Есть специализированные комнаты на всех уровнях школы от начальной до старшей школы.
Роль учителя
У учителя, работающего в специализированном классе, впереди трудный путь. Каждый ребенок приходит в класс с разным IEP, и учитель должен работать с обычным учителем ребенка, чтобы поддерживать учебную программу в классе.