Профессиональное самоопределение подростка: Профессиональное самоопределение как центральное новообразование ранней юности
Профессиональное самоопределение как центральное новообразование ранней юности
Проблема выбора профессии, осознания своего профессионального «Я», понимание о том, кто должен завтра выйти на рынок труда и являться производительной силой, представляет собой на сегодняшний день достаточно актуальную проблему.
Выбор профессии является значимым событием, которое меняет все последующее течение жизни, при этом не только ее профессиональную составляющую. Профессиональное самоопределение оказывает значительное воздействие на личную жизнь, финансовое положение, на самооценку, внутреннее состояние, и на место жительства, а также на многие другие жизненные обстоятельства.
Под самоопределением личности психологии подразумевают процесс и результат осмысленного выбора личностью собственных позиций, целей и средств существования в конкретных условиях. П. Г. Щедровицкий дает оценку самоопределению в качестве способности личности созидать самого себя, выстраивать свою историю и заниматься самоанализом [5]. В целом, понятие «самоопределение» может быть рассмотрено как самоограничение, установка границ для себя самого.
Личностное становление связывают с большими преобразованиями, которые происходят в подростковом возрасте. Особое положение данного возраста в процессе развития человека отражается также в его названиях – это возраст «переходный», «критический», «трудный».
Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин в подростковом возрасте акцентирует два периода – младший подростковый возраст (12-14 лет), а также старший подростковый возраст (15-17 лет).
Рассматриваемый возрастной период – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, возможностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равноправия, справедливости, ума понимаются подростком непосредственно, используются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В исследованиях И.С. Кона и других авторов показано, что общение выступает как системообразующий фактор деятельности старшеклассников.
В отечественной психологии считают, что главное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее сознание самого себя индивидуальностью [1]. Д. Б. Эльконин говорил об ощущении взрослости как об основном новообразовании данного возраста.
В соответствии с Л. И. Божович, в этот период жизни совершается перемена отношений подростка к миру и к себе. Он формирует собственные взгляды на жизнь, что, в конечном счете, позволит ему быть независимым.
Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и назначение в жизни. В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление
Общение выступает как особый вид деятельности, в рамках которой осуществляется поиск близких друзей и установление с ними доверительных отношений. Как подросток умеет контактировать с людьми, как он стремится к общению и посредством каких мотивов данная деятельность осуществляется, а также какие требования влияют на коммуникабельность – все это оказывает влияние на его внутренний мир, содействует успешности или же напротив, приводит к одиночеству и переживанию неудачи в деятельности.
В возрасте 16-17 лет старшеклассник особенно активно пробует собственные возможности изменения в отношениях с другими людьми, разбираясь в сущности своей Я-концепции и концепции другого человека. Здесь обретает проявление существенное формирование подросткового возраста – мера правильности. Зарождается данная единица в ходе переживания воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства и может быть связана с переживанием боли или же негативных эмоций, которые базируются на потере предметом части его свойств [2].
Старшеклассник ориентируется в обществе социальных взаимоотношений, а также в своем внутреннем мире. Ощущение взрослости складывается в отношениях с товарищами и взрослыми посредством усвоения эталонов, которые различаются по своему моральному и этическому содержанию. Подросток уже может не только следовать образцам поведения взрослых, но также применять к себе взрослые отношения. Для полноценного существования взрослого поведения подростку еще недостаточно накопившейся у него системы ценностей, что дает возможность ему предоставлять оценку совершающимся действиям. Вместе с тем, подросток может обобщить нормы, а также правила поведения человека.
Процесс усвоения норм и взаимоотношений порождает у подростка проблему «нормальности». Проявляется она в желании быть такими же, как все. Подросток склонен следовать сложившейся в группе сверстников системе правил и оценок. Критические замечания окружающих людей относительно его «ненормальности» закономерно порождают бурю эмоций и различные болезненные явления – например, невротические переживания и депрессии. Оценка подростком самого себя зачастую строится на внешней оценке сходства или же различий себя с другими людьми.
Становление на будущее является особо важным для составления содержания развития социальной взрослости в данный возрастной период. Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Контроль над собой в деятельности – лучший способ для осуществления мечты и предотвращения разочарований.
Период обучения в старших классах для многих – это время интенсивных размышлений о своей перспективе. Некоторые старшеклассники пытаются перевести собственные мечтания в действия, кто-то примеривает самого себя к различным вариантам своего будущего. Другие же думают о соответствии собственных возможностей требованиям, которые выдвигает та или иная специальность, а кто-то собирает все необходимые сведения о привлекающей профессии и образовательном учреждении, в котором ее получают. Ребята серьезно интересуются планами своих одноклассников, обсуждают колебания, сомнения и отказываются от своих прошлых мечтаний. Многие подростки подвергаются воздействию более взрослых или влиятельных друзей. Время от времени появляются дискуссии и расхождения касательно различных профессий, а также относительно того, где именно получать образование в дальнейшем [4].
Необходимо выделить, что детям старшего школьного возраста свойственна направленность в собственную перспективу. Если к 15 годам подросток решил пойти в 10 класс, таким образом, он отсрочил себе выход во взрослую жизнь на 2 года, а также сам выбор своего последующего пути. В этот, достаточно непродолжительный период времени, необходимо построить жизненный путь, то есть, найти решение на следующие проблемы: каковым являться (личностное самоопределение) и кем быть (профессиональное самоопределение). Подростку нужно не только представлять в общих чертах собственную перспективу, но еще и анализировать способы достижения задуманных целей [3].
В период перехода к юности личность одновременно переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых. У девушек и юношей формируются новые элементы самосознания, отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, представления о будущем. Все эти элементы взрослости по-разному представлены в характере, потребностях и способностях. Безусловно, что они формируются скачкообразно, с различной динамикой и качественным составом в учебной или общественно-организаторской деятельности.
В выпускном классе учащиеся концентрируются на профессиональном самоопределении, что подразумевает самоограничение и отказ от детских воображений. Ребята вынуждены ориентироваться в разных специальностях. А это нелегко, так как в фундаменте отношения к профессиям пребывает не свой личный опыт, а посторонний – то есть, сведения, полученные от своих родителей, близких людей, из социальных сетей и тому подобное. Данный опыт, как правило, является теоретическим, так как не пережит старшеклассником. Вместе с этим, необходимо грамотно предоставить оценку своим способностям, то есть, материальным условиям семьи, здоровью, уровню учебной подготовки, и, прежде всего, своим предрасположенностям и возможностям [3].
От 15 к 16 годам растет число юношей и девушек, собирающихся работать сразу после окончания школы. Общими для них в планировании профессионального будущего являются тенденции к снижению значимости роли образования. У современных юношей и девушек прослеживается мотивация на получение образования для приобретения определенного статуса, не обязательно сопряженного с конкретной профессией, что в целом свидетельствует о незрелости, нехватке реального представления о профессиональных перспективах и может быть расценено как показатель кризисности ситуации.
Половозрастные характерные черты кризиса профессиональной ориентации проявляются при рассмотрении главных мотивов и факторов влияния на выбор будущей профессии. Так, у юношей внешняя мотивация (материальная обеспеченность) проявляется чаще, тогда как у девушек того же возраста наблюдается повышение внутренней мотивации выбора, отражающей содержание труда и полезность его результатов.
Наряду со степенью сформированности профессиональных планов и мотивацией выбора, существенной значимостью является готовность к профессиональному выбору (независимость, осведомленность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение).
Профессиональные предпочтения как результаты профессионального самоопределения является более значимой возрастной проблемой. Наблюдаемая от 14 к 16 годам тенденция к снижению значимости выбора образования на фоне увеличения числа молодых людей, планирующих работать сразу после окончания среднего учебного заведения, слабая информированность в мире профессий, а также увеличение числа юношей с неопределенным выбором уровня образования, преобладающей внешней мотивацией выбора и девушек, обеспокоенных выбором трудовой деятельности без профессионального образования, возрастная перестройка профессионального типа личности у старших подростков мужского пола — все без исключения свидетельствует о высокой вероятности ошибочного или неадекватного профессионального выбора, отражает кризисный характер профессионального самоопределения в данный возрастной период.
В таком случае то, насколько престижной будет будущая профессия или университет, в который подросток намерен идти, непосредственным образом зависит от его требований. Имеется довольно точная направленность, которая проявляется на протяжении обучения в старших классах, а именно: чем больше будет школьный выпуск, тем более частыми будут пересмотры собственных жизненных планов, и меньше будет требований. Это может оказаться результатом рационального отказа от бесперспективных ожиданий, однако могут быть также и проявления малодушия, проявления страха перед весьма уверенным шагом [3].
Личное и профессиональное самоопределение оказываются главнейшим новообразованием ранней юности. Такое самоопределение считается новой внутренней позицией, которая предполагает осознание самого себя как представителя гражданского общества, утверждение собственного места в этом обществе [4].
Так как у старшеклассников появляются желания и планы, реализация которых является отсроченной, а в подростковом возрасте вероятны существенные коррективы, то порой новообразованием выступает не само по себе самоопределение, а именно психологическая готовность ребенка к нему. Самоопределение непосредственным образом связано с новым восприятием времени, то есть, соотнесением своего прошлого и своего будущего.
Старшеклассник при подходящих ему обстоятельствах собственного развития нацелен на перспективу не по тому фактору, что он не реализовался в настоящем, а в связи с тем, что в будущем станет еще предпочтительнее в той или иной деятельности.
К вопросу о профессиональном самоопределении аддиктивных подростков
Каткова А.В.
Аспирант факультета Психология образования / Педагогическая психология
МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: доктор психологических наук, прфоессор МГППУ
Пряжникова Е.Ю.
Профессионализм – это не только высококвалифицированный труд, это еще и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (людям, обществу).
«Врастание» человека в профессию и его профессиональный путь рассматриваются в рамках самых различных психологических подходов и теорий. Исследователями при этом используются понятия: «профессиональный выбор», «профессионализация личности», «идентификация с профессией», «профессиональное самоопределение» и др.
Выбор профессии — это важный момент, но процесс профессионального становления человека не исчерпывается только им.
Термины «профессиональный выбор», «профессионализация личности» и «идентификация с профессией» подчеркивают пассивность человека по отношению к профессии.
Для нас наибольший интерес представляет понятие «профессиональное самоопределение», так как им наиболее широко отражаются личностные аспекты профессионального становления.
Понятие «профессиональное самоопределение» исследуется в различных научных дисциплинах.
В психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни.
Различное определение сущности профессионального самоопределения выражается в подходах к проблеме профориентации. [4]
Наиболее известным является тестологический (диагностический) подход (Ф. Парсонс, Г. Мюнстенберг, Ю.З. Гильбух). Суть его состоит в том, что профпригодость определяется до вступления человека в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности к требованиям профессии.
Рационалистический подход предполагает, что при выборе профессии профессиональный и жизненный путь просчитывается с опорой на четкую схему или модель такого пути. Например, предполагается, что каждый человек в своем развитии проходит определенные этапы, имеющие свою специфику и требующие совершения определенных действий и поступков (Д,Сьюпер, Э. Гинцберг, Е.А. Климов). [2]
Гуманистический подход рассматривает процесс помощи человеку в профессиональном самоопределении, прежде всего как помощь в самореализации. А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле. [3]
Особое значение для развития теории профессионального самоопределения имеют деятельностные теоретические подходы, предполагающие особую роль субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.). [1; 5]
Таким образом, сложность понятия профессиональное самоопределение отражается в многообразии подходов к его исследованию.
Основной особенностью самоопределения подросткового возраста является формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее. При этом на данном возрастном этапе социального становления совершенно особой смысловой доминантой выступает процесс профессионального самоопределения в позиции самоопределения «я и общество». [6]
Профессиональное самоопределение включает представление о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному сообществу. От того, насколько адекватно сформирована у подростка профессиональная Я-концепция зависит успешность его профессиональной и социальной адаптации. Профессионально адаптированный человек легко приспосабливается к изменившимся условиям деятельности и социума.
Но в последние годы, наряду с проблемой профессионального самоопределения все более актуальной становится проблема аддиктивного поведения у подростков. В современной России состояние аддиктивности подростков вызывает тревогу у общественности, врачей, педагогов, психологов.
В связи с тем, что аддиктивные подростки социально дезадаптированы, ищут универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблемы, нами было принято решение о необходимости изучения вопроса адаптации подростков к социуму через изучение проблемы профессионального самоопределения личности. Нами была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что для большинства аддиктивных подростков с химической зависимостью характерными особенностями профессионального самоопределения является отсутствие ценностных ориентаций и установок; отсутствие ближайших и перспективных жизненных планов и профессиональных намерений; несформированность представлений о мире профессий; отсутствие склонностей и интересов, низкий уровень развития профессиональной мотивации по сравнению с детьми, не обладающими химической зависимостью.
Полученные результаты могут внести значительный вклад в понимание профессионального самоопределения аддиктивных подростков, в представления о развитии аддиктивного поведения и об основных стратегиях работы с подростками с химической зависимостью.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – 464с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – М.: Академия, 2004. – 304с.
- Маслоу А.Г. Мотивация личности / А.Г.Маслоу. – Спб.: Евразия, 2001. – 478с.
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация.- М.: Академия. 2005 г.- 486 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб.: Питер, 2002. – 705с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.-№6.-С.26-37.
Weekly Wellness #8 — Что такое самоопределение и как вы можете его поддержать
На этой неделе мы сосредоточимся на том, как мы можем и дальше поддерживать здоровое развитие молодых людей. Так много изменилось за последние пару месяцев, но наши основные цели воспитания остаются прежними, даже если сейчас они выглядят немного по-другому!
Самоопределение означает способность человека
- реализовать свой потенциал;
- быть более независимым,
- , чтобы привести себя в порядок,
- и добиваться своих целей.
Когда у молодых людей есть сильное чувство самоопределения, у них, скорее всего, будет внутренняя мотивация – когда наши дети начинают деятельность ради самой деятельности, потому что она интересна и приносит удовлетворение сама по себе.
Поддержка самоопределения наших детей и подростков включает поддержку трех основных потребностей: компетенция , автономия и родство . Способы, которыми мы поддерживаем эти потребности, меняются по мере того, как наши дети становятся старше, но они остаются важными.
Почему важно самоопределение?
Более высокие уровни самоопределения помогают развивать способность молодого человека к процветанию. Десятилетия исследований связали возросшее чувство самоопределения с желаемыми результатами, такими как увеличение счастья и улучшение качества жизни. Для людей с нарушениями обучаемости и СДВГ более высокие уровни самоопределения с большей вероятностью преуспеют в школе и на рабочем месте.
Стремление к самоопределению пронизывает программы, предлагаемые как школьной программой, так и общественными службами Академии Предгорий. Навыки, связанные с самоопределением, такие как саморегуляция и самозащита, особенно ценны для расширения возможностей и значимой мотивации у людей с нарушениями обучаемости и СДВГ!
Как мне способствовать самоопределению моего ребенка?
Мы можем способствовать самоопределению детей и подростков, поддерживая их взаимосвязанные потребности в компетенция , автономия и родство . Как родители или педагоги, мы, естественно, можем сосредоточиться на поддержке одного из этих аспектов больше, чем других. Уделите минутку тому, чтобы подумать, как вы можете воспитать всех трех в соответствии с возрастом.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- Быть компетентным в чем-то приятно! Это одна из причин, почему видеоигры настолько привлекательны; вы получите немедленную положительную обратную связь, как только вы преуспеете в уровнях. Когда мы искренне чувствуем себя хорошо, мы часто пытаемся больше в будущем.
- Расширьте возможности своего ребенка, помогая ему лучше осознать свои сильные и слабые стороны Скачать: рабочих листов по самосознанию для детей и подростков
- Поощряйте использование ими навыков самозащиты во всех аспектах их жизни. Помогите им осознать, в чем они нуждаются, и дайте им возможность и поддержку просить об этом. Прочтите: Самозащита для детей, которые думают и учатся по-другому
- Убедитесь, что их интересы и успехи ценятся.
- Конструктивная обратная связь — это неплохо, но ее нужно давать небольшими порциями. Не пытайтесь изменить все заботы сразу. Стремитесь к как минимум трем положительным взаимодействиям для каждого исправления. Читайте: Воспитание детей с помощью положительного подкрепления
- Поэкспериментируйте с различными способами, с помощью которых молодые люди могут почувствовать, что они могут внести уникальный вклад в домашнее хозяйство. Например, помогите им придумать особое блюдо или десерт, которые они могут периодически готовить для всей семьи.
АВТОНОМИЯ
- Предоставляйте им возможности для принятия решений, когда это возможно.
- Поймайте их в хорошем настроении, дайте им возможность стать более независимыми и позвольте им удивить вас.
- Когда это возможно, дайте им возможность выбирать, как они будут выполнять требуемые задачи.
- Имейте в виду, что чем чаще вы принимаете решения вместе с ними, а не за них, тем больше они готовы прислушиваться к вашим советам.
- Дайте им возможность «потерпеть неудачу» и помогите изменить их отношение к «неуспеху». Неспособность достичь своих целей с первой, второй или третьей попытки означает, что ваш ребенок многое узнает о себе и своей способности упорствовать. Поделитесь историей о своей борьбе и о том, как вы в конце концов победили.
- Когда ваш ребенок подрастет, убедитесь, что вы регулярно думаете о том, как вы можете дать ему больше обязанностей и больше возможностей для независимости.
- Воспитывайте действия, которые выполняются сами по себе, вместо того, чтобы ребенок выполнял действия, ожидая чего-то взамен.
СВЯЗЬ
- Конечно, физическое дистанцирование выглядит по-другому, но в идеале молодые люди получают регулярные связи с самыми разными людьми в своей жизни – структурированные занятия; свободное время с друзьями и/или братьями и сестрами; деятельность с расширенными членами семьи; и т.д…
- Мы все хотим быть услышанными. Подумайте о своем повседневном общении и убедитесь, что вы признаете опыт и точку зрения молодого человека, а не отрицаете, игнорируете или преуменьшаете то, что он чувствует и думает.
- Убедитесь, что каждый день есть свободное от технологий время (дети и взрослые), чтобы все в доме могли подключиться. Установите домашние правила, например, никаких телефонов за обеденным столом, и требуйте друг от друга отчета.
- Целенаправленно организуйте индивидуальные занятия с каждым членом семьи. Выясните, какие у вас общие интересы — пусть молодой человек определит, чем он хочет заниматься вместе с вами.
Узнайте больше о теории самоопределения: теория самоопределения и мотивация
Если у ВАС есть вопрос, на который вы хотели бы получить ответ в будущем еженедельнике Wellness, вы можете задать его здесь.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ | Миляева
- Дом
. решительность как готовность к выбору профессии. Определены и теоретически обоснованы психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников. Исследуются психологические свойства, средством которых является формирование факторов профессионального самоопределения старшеклассников. В нашем исследовании под профессиональным самоопределением мы понимаем устойчивый, ценностно-ориентированный комплекс профессионально важных качеств и свойств личности, который характеризуется определенной структурой, определяет готовность старшеклассников к выбору профессии и формируется рядом психологических факторов.
Доказано, что совокупность психологических факторов профессионального самоопределения старшеклассников имеет нелинейный характер и многоуровневую структуру. Цель публикации — исследовать психологические факторы профессионального самоопределения и обосновать необходимость внедрения программы психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самоопределения старшеклассников. В результате исследования установлены психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников: актуальные мотивы; достаточный уровень развития волевой регуляции личности; локус-контроль; достаточный уровень формирования рефлексивности развития. Проведенная психодиагностика выявила незрелость психологических факторов профессионального самоопределения у старшеклассников; неготовность подростков к самостоятельному, осознанному профессиональному выбору. Данная ситуация требует целенаправленной коррекции путем внедрения программы психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова
выбор профессии; профессиональное самоопределение; психологические факторы профессионального самоопределения; готовность к выбору профессии; подростки
Полный текст:
Ссылки
Хинзбург М. (1998). Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 2, 19–27.
Гончаренко С. (1997). Украинский педагогический словник. К.: Лыбидь.
Закатнов Д. (2001). Технологии активизации профессии самовызначения старшокласников. Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика, 6, 99–104.
Калюжная И. (2017). Теоретический анализ психологических чинников профессийного самозначения старшокласников. Гуманитарный вестник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», 74, 350–359.
Кузнецова И. (2011). Представления старшеклассников или профильной школы. Современная психология: теория и практика. М.: Инстытут стратегических исследований.
Карпов А. (2003). Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Хардарики.
Миляева В., Калюжная И. (2019). Особенности психолого-педагогического сопровождения профессийного самозначения старшокласников.