Полезные статьи про детей: Полезные статьи для родителей — советы
Полезные статьи
. Раздел Полезные статьи
Уложить ребенка спать – гораздо легче сказать, чем сделать. Тем более что сейчас увеличивается количество детей, имеющих проблемы со сном как результат «залипания» в соцсетях перед тем, как заснуть. Есть несколько методов, которые помогут родителям, родственникам или опекунам ребенка помочь ему лучше и слаще спать.
. Раздел Полезные статьи
«Мама, а можно я лучше поиграю?» — типичный ответ ребенка младшего школьного возраста на предложение посидеть с книгой. Пугаться не стоит: с любовью к литературе не рождаются, а привить ее – задача родителей. Так что если ребенок упрямо отвергает книгу, стоит спросить, прежде всего, себя «Что я делаю не так?».
. Раздел Полезные статьи
С детскими истериками рано или поздно сталкивается почти каждая семья. Обычно когда ребенок истерит, взрослые сами начинают заводиться. Могут накричать на малыша или даже придавать ему пинков. Другими словами, «выходят из берегов». Но при этом требуют самоконтроля от 2-летнего малыша.
. Раздел Полезные статьи
Катастрофическая нехватка времени преследует всех молодых мам, которые только что вышли в декрет. Это ощущение гнетет и портит настроение. Зачастую женщина готова пожертвовать своим сном, лишь бы успеть сделать еще что-нибудь. Чтобы освободиться от вечной спешки и суеты, можно выработать собственную систему планирования. Она поможет молодой маме эффективно использовать свое время, посвящая себя не только ребенку, но и любимому мужу и ведению домашних дел.
. Раздел Полезные статьи
Сын – это не только синяки, царапины, дырявые джинсы и миллион игрушечных машинок. Ваш сын – это ваша будущая гордость и опора, но будет ли он таковым, зависит от вас. Растить сына – дело непростое, поэтому каждая мама должна поинтересоваться, как воспитывать мальчика, чтобы он стал сильным, добрым и успешным человеком. Предлагаем несколько правил, которые должны стать основными в воспитании вашего сына.
. Раздел Полезные статьи
Раньше вершиной женского счастья было удачное замужество и рождение детей, сегодня же на будущую женщину часто возлагаются и традиционно «мужские» обязанности. Современное общество все равно требовательно относится к лицам обоих полов, поэтому знания, которые родители пытались дать девочкам когда-то, в наше время уже не очень актуальны. Как воспитывать дочь, чтобы она выросла уверенной и счастливой женщиной?
. Раздел Полезные статьи
Забота и регулярный уход за волосами обеспечат их обладателю привлекательность и уверенность в своей неотразимости. Правильный уход за волосами необходим в течение всей жизни: средства следует выбирать в зависимости от типа волос и кожи головы. Состояние волос может многое рассказать о здоровье человека, влиять на настроение.
. Раздел Полезные статьи
Детям надоедают одни и те же игры, в которые они играют день изо дня во дворе. Также им надоедает постоянные походы в одно и то же место, даже если это живописный парк. Поэтому, хорошим способом развлечь ребенка, да и всю семью, является проведение солнечного дня на природе.
. Раздел Полезные статьи
Поездки с детьми — это всегда дополнительный багаж сложностей и порой неожиданных «сюрпризов». Все зависит от возраста малыша: чем он младше, тем больше всякой всячины нужно взять с собой в поездку. Ниже мы расскажем, как правильно собрать багаж, отправляясь в путешествие с ребенком — в эвакуацию или на отдых.
. Раздел Полезные статьи
Для дальнейшего эффекта стоит в самом начале определиться с понятием «воспитание». Иногда его трактуют как передачу опыта, иногда как привитие норм поведения. Однако ключевым моментом в воспитании является целесообразность — применимость на практике — усвоенных знаний. Также стоит иметь в виду, что этот процесс может быть как непосредственным (самовоспитание, выводы из тех или иных ситуаций), так и опосредованным (при участии других людей). Воспитателям следует принять тот факт, что они могут научить только тому, чем сами обладают.
Еще статьи…
- Позитивное воспитание детей
- 8 фраз, которые родители должны повторять своим детям
- Как говорить, чтобы дети слушали: советы, не теряющие актуальности
- 6 простых критериев, которые помогут сделать выбор школы
- 9 советов для родителей, которые помогут научить ребенка самостоятельности
- Как помочь ребенку пережить вынужденный переезд во время войны? 7 советов
- В укрытии, при эвакуации, когда родители идут на войну: как говорить с ребенком
- Как помочь детям преодолеть тревогу из-за войны?
- Особенности воспитания ребенка: с чего следует начать процесс?
- Расходы и сбережения: 5 вещей, которым взрослые должны научить ребенка
Ребёнок до года: полезные советы родителям
Воспитание ребенка начинается уже с первых недель его жизни. С рождения и до года — это период активного физического развития малыша, адаптации к окружающему миру, приобретение первого опыта. Мы собрали полезные советы для родителей по воспитанию и уходу за ребенком в первый год его жизни
Фото: pixabay.com
Молодые семьи с волнением и радостью ждут появления на свет ребенка. С момента когда женщина признается мужчине, что они скоро станут родителями, до момента, когда малыш подрастает и становится уже немного самостоятельным, жизнь мамы и папы наполнена тревогами и беспокойством.
Популярные материалы
Несмотря на накопленный огромным количеством поколений опыт ухода за новорожденными и совсем маленькими детьми, счастье молодых родителей всегда сопровождается переживаниями и страхами. Поэтому очень важно помочь неопытным родителям преодолеть все трудности и дать им понять, что они прекрасно со всем справятся. И даже в тех случаях, когда ребенок в семье не первый, мамы и папы всегда могут узнать что-то новое.
Тем родителям, которые переживают, что не смогут запастись всем необходимым до рождения ребенка, может помочь, например, сайт департамента здравоохранения города Москвы, который предлагает список того, что должно быть готово к рождению малыша. Также там есть список того, что покупать не стоит. И затем идут подробные рекомендации по уходу за ребенком.
Начнем с гигиены. Младенца нужно обязательно купать каждый день. При этом в помещении должно быть примерно от 18 до 22 градусов тепла, а вода должна быть около 37 градусов. Мылом, даже детским, новорождённых мыть нельзя, так как оно сушит кожу. Существуют специальные детские пенки, которые, впрочем, можно использовать не чаще двух раз в неделю. Голову рекомендуется мыть раз в неделю специальным детским шампунем. Вытирать ребенка следует очень бережно, и даже не вытирать, а осторожными движениями промакивать кожу полотенцем.
Складки на коже младенца нужно обрабатывать два раза в день защитным средством для ухода. Так кожа будет защищена от раздражающего эффекта естественных выделений и лишней влаги.
Глаза рекомендуется осторожно протирать мягкими движениями в сторону носа отдельным ватным тампоном, предварительно смочив его в теплой кипяченой воде.
Ногти нужно подстригать по мере их отрастания, и лучше всего во время сна, чтобы не напугать ребенка и его ручки и ножки были расслаблены.
Подгузники необходимо менять регулярно, причем между их сменой нужно делать перерыв 15-20 минут, чтобы давать коже немного подышать.
Пеленки и распашонки необходимо менять дважды в день, а все белье ребенка обязательно проглаживать утюгом.
С ребенком нужно каждый день гулять, при условии, что в ясную погоду температура до -10, а в случае осадков и сильного ветра до -5 градусов. Одевать малыша нужно с учетом того, что на нем должно быть на один слой одежды больше, чем на взрослом. Длительность прогулки следует постепенно увеличивать, начав с 10-15 минут.
Разумеется, самое лучшее питание для младенца — это грудное молоко. Однако часто бывает так, что у матери по тем или иным причинам не хватает молока. Не беда, вам на помощь придут искусственные смеси. А не ошибиться выбрать наиболее подходящую смесь и правильно подобрать объем вам поможет ваш педиатр. По мере того как ребенок растет, постепенно вводится прикорм, то есть новые продукты.
Развитие
В первый месяц жизни младенец активно двигает ручками и ножками, сжимает кулачки. Также он начинает фиксировать взгляд, следить за движущимися предметами и впервые улыбается.
Во второй месяц ребенок начинает поднимать головку и пытается ее удержать. Услышав звук, он пытается найти его источник. Взгляд фокусируется уже лучше. Рекомендуется украсить комнату яркими вещами, чтобы ребенку легче было фокусировать взгляд. Также передвигайте в поле зрения ребенка предметы, играйте с игрушками над детской кроваткой. Важно также говорить с ребенком, комментировать свои действия, менять интонацию.
В три месяца малыш уже хорошо держит головку. Он уже может определить источник звука и узнает голос мамы.
По мере взросления рекомендуется играть с ребенком в «пальчиковые игры». До четырех-пяти месяцев это обычный массаж пальчиков, а также их поглаживание и распрямление. Постепенно можно начинать осторожно загибать пальчики.
В четыре месяца у ребенка уже появляется некоторая самостоятельность, и он начинает познавать мир. Родители теперь могут спокойнее спать ночью, но зато днем за младенцем нужен глаз да глаз. В этом возрасте появляется хватательный рефлекс, ребенок тянется к игрушкам, пробует их. Также малыш учиться садиться.
Около полугода он уже уверенно хватает игрушки, сам переворачивается и может сидеть несколько секунд. У многих детей в этом возрасте прорезается первый зуб.
Также в полгода дети осознанно улыбаются, когда видят родителей, радостно лепечут и выражают эмоции.
Нужно играть с ребенком, показывая ему предметы разной формы и текстуры.
Можно постепенно начинать учить ребенка простым слогам. Читайте малышу детские стишки, делая акцент на слогах.
В этот период жизни ваш ребенок учится ползать, и его нужно к этому стимулировать. Для этого отлично подойдут яркие игрушки. Когда он перевернется на животик, положите яркий предмет на небольшом расстоянии от него, и ребенок захочет подползти к предмету.
Также детей в этом возрасте можно учить перекладывать игрушку из одной руки в другую.
Питание
Показать еще
Семимесячный ребенок уже заметно взрослеет, и ему нравится рассматривать картинки. Нужно показывать ему фотографии, и он будет узнавать близких людей. В этом возрасте многие дети впервые могут произнести слова «мама» и «папа». Нужно помогать им складывать простые слоги в слова.
В восемь-девять месяцев ребенок будет осознанно и отчетливо говорить слово «мама». Он будет дергать вас за руку, пытаться привлечь ваше внимание.
Около десяти месяцев малыш уже довольно хорошо понимает взрослых и, например, может найти по вашей просьбе игрушку и принести ее, поэтому важно развивать у него этот навык. Постепенно нужно учить ребенка не только открывать крышку коробки, но и закрывать ее, а также складывать туда игрушки.
В одиннадцать месяцев большинство детей начинают ходить. Также они учатся приседать и наклоняться. Важно продолжать играть с ребенком, собирать пирамиды или башни из кубиков.
К одному году ребенок уже начинает уверенно ходить, может говорить около десяти простых слов, знает имена родных. Также малыш уже может сам пить из чашки. В этот период можно начинать учить ребенка самому умываться и одеваться. Начинается более самостоятельный период его жизни.
Здоровье
Полезные советы
Показать еще
Влияет ли уход за детьми на развитие детей?
Лорен Лоури, Hanen SLP и клинический автор
Более 70% детей в Канаде находятся в той или иной форме по уходу за детьми, и это число аналогично в других странах. Обычно дети помещаются в детские учреждения, потому что оба родителя работают. Однако иногда профессионал советует родителям записать своего ребенка в детский сад, потому что эта среда будет способствовать развитию их ребенка.
У родителей много вопросов об уходе за детьми, и мы подумали, что было бы полезно определить некоторые общие предположения о влиянии ухода за детьми и сообщить о том, что на самом деле показывает исследование. Первые несколько предположений относятся к детям с типичным развитием, а последние три предположения относятся к детям с особыми потребностями.
Предположения о типично развивающихся детях и уходе за ними
У детей, посещающих детские сады, результаты лучше, чем у детей, за которыми ухаживают их матери дома
ЛОЖЬ
В исследовании, проведенном Национальным институтом детского здоровья и развития человека (NICHD) в США, изучалось влияние ухода за детьми и домашней обстановки на более чем 1000 типично развивающихся детей [1]. Они установили, что:
- «дети, о которых заботились исключительно их матери, развивались не иначе, чем те, о ком также заботились другие» [1, с. 1]
Они также обнаружили, что
- «родительские и семейные характеристики были более тесно связаны с развитием ребенка, чем особенности ухода за ребенком» [1, с.1].
Это означает, что семья оказывает большее влияние на развитие ребенка, чем забота о детях.
Двумя чертами семьи, которые оказали значительное влияние на развитие детей, были качество:
- взаимодействия матери и ребенка – результаты детей были лучше, когда матери были отзывчивыми, чувствительными, внимательными и обеспечивали хорошую стимуляцию во время взаимодействия.
- семейное окружение – в семьях, которые организовали распорядок дня, книги и игровые материалы, а также участвовали в стимулирующих мероприятиях как дома, так и вне дома (прогулки, походы в библиотеку и т. д.), дети имели лучшие социальные и когнитивные результаты.
Послание домой…
Дети, посещающие детский сад, получают те же результаты, что и дети, о которых заботятся дома.
Дети, посещающие детский сад, имеют те же результаты, что и дети, о которых заботятся дома. Независимо от того, посещает ли ребенок детский сад или нет, большое влияние на его развитие оказывает семья, а взаимодействие родителей с ребенком является критически важным фактором.
Детские сады лучше подходят для развития детей, чем домашние детские учреждения
ВЕРНО и НЕВЕРНО
В исследовании NICHD [1] сравнивали детей, которые посещали центры по уходу за детьми, с детьми, которые посещали уход на дому (например, детский сад на дому или уход в доме ребенка кем-то, кроме ребенка). родители). Они обнаружили, что уход за детьми в центре был связан с:
- несколько лучшим когнитивным и языковым развитием
- лучшие доакадемические навыки, связанные с буквами и цифрами
- меньше поведенческих проблем в возрасте 2 и 3 лет
- дополнительные поведенческие проблемы в возрасте 4,5 лет (такие как непослушание и агрессия)
На
Таким образом, как центральные, так и домашние детские учреждения имеют свои плюсы и минусы.
Неважно, в какой детский сад ходит ребенок, поскольку большинство из них имеют высокое качество
ЛОЖЬ
Большинство детских учреждений обеспечивают детям теплую, благоприятную среду, которая защищает здоровье и безопасность детей [2]. Однако лишь небольшой процент детей, находящихся на попечении, получает уход, который способствует и стимулирует развитие.
Исследования показали, что:
- «большинство детских учреждений в Соединенных Штатах обеспечивают «справедливый» уход (между «плохим» и «хорошим»)» [1, стр. 11].
- только около трети детских садов и треть семейных детских садов в Канаде поощряют социальное, языковое и когнитивное развитие детей [2].
- есть некоторые свидетельства того, что центры по уходу за детьми, которые являются инклюзивными (которые принимают и размещают детей с особыми потребностями), как правило, имеют более высокое качество, чем неинклюзивные программы [3].
Что способствует качественному уходу за детьми? NICHD [1] обнаружил, что высокое качество помощи было связано с количеством предоставленного «позитивного ухода», что означает, что лица, обеспечивающие уход, или учителя:
- демонстрируют положительное отношение
- иметь положительный физический контакт с детьми
- часто реагируют на детские вокализации
- задавать вопросы
- поощрять детей
- петь песни и читать книги
- поощрять и развивать поведение детей
- препятствовать негативным взаимодействиям
Язык, используемый опекуном, был наиболее важным фактором, который предсказывал когнитивные и языковые результаты детей.
Из всех этих факторов язык , используемый опекуном (например, заинтересованные комментарии в ответ на то, что говорят дети, задавание вопросов, реагирование на вокализацию), является наиболее важным фактором, предсказавшим когнитивные и языковые результаты детей.
Сообщение на память…
Родители не могут считать, что все центры по уходу за детьми имеют высокое качество, и при выборе учреждения по уходу за детьми им следует обращать внимание на указанные выше качества «позитивного ухода». NICHD предоставляет «Контрольный список положительного ухода», чтобы помочь родителям выбрать высококачественный уход за детьми. Контрольный список доступен на их веб-сайте по адресу http://www.nichd.nih.gov/publications/pubs/upload/seccyd_06.pdf (см. стр. 36).
Регулируемые/лицензированные детские сады обеспечивают более качественный уход за детьми, чем центры или детские сады на дому, которые не соответствуют таким стандартам
TRUE
Во многих регионах существуют минимальные стандарты, установленные правительством, известные как «регулируемые функции» [1]. Эти особенности включают такие факторы, как соотношение взрослых и детей, размер группы и обучение воспитателя. В Канаде детские сады или семейные детские учреждения, отвечающие этим минимальным требованиям, называются «регулируемыми» [4].
Исследование NICHD [1] показало, что:
- детей в детских садах, которые соответствовали большему количеству стандартов (таких как соотношение взрослых и детей, уровень образования воспитателя и размер класса), как правило, имели лучшие результаты, чем дети в центрах, которые соответствовали меньшему количеству стандартов.
NICHD также обнаружил связь между этими регулируемыми характеристиками и степенью положительного ухода, обеспечиваемого в центре:
- «чем большему количеству стандартов соответствует учреждение по уходу за детьми, тем более позитивным является уход. Чем позитивнее уход, тем выше качество ухода и лучше исходы у детей» [1, с.12].
Таким образом, регулируемые центры по уходу за детьми, как правило, обеспечивают более позитивный уход, а это означает, что дети получают больше пользы от такого высококачественного ухода.
У детей, которые посещают высококачественные детские сады, результаты лучше, чем у детей, которые посещают детские сады более низкого качества. Однако реальность такова, что многие дети посещают детские сады. NICHD [1] сравнил результаты лечения детей, находящихся в высококачественных детских учреждениях, и детей, находящихся в учреждениях более низкого качества. Они обнаружили, что дети в детских садах более высокого качества продемонстрировали [1]:
- лучшее когнитивное, языковое и социальное развитие
- лучшая подготовка к школе (например, чтение, письмо, навыки счета)
Поэтому при выборе детского сада качество имеет значение.
Предположения о детях с особыми потребностями и уходе за детьми
Дети с особыми потребностями имеют лучшие результаты, когда они зачислены в детские учреждения
НЕВЕРНО
Бут и Келли, два автора вышеупомянутого исследования NICHD, наблюдали за 156 маленькими детьми с нарушениями развития или с риском развития, чтобы определить, повлиял ли уход за детьми на их развитие [5].
Когда они сравнили детей с отклонениями в развитии, которые посещали детский сад, и детей, за которыми ухаживали их матери дома, они обнаружили, что:
Кроме того, когда Бут и Келли наблюдали за детьми с особыми потребностями, которые посещали детские учреждения, они обнаружили, что качество ухода на дому влияет на результаты этих детей [5].
Таким образом, пребывание в детском саду не обязательно полезно (или вредно) для развития детей с особыми потребностями [5]. Независимо от того, посещает ребенок с особыми потребностями детский сад или нет, общение, которое происходит дома, оказывает большое влияние на развитие ребенка.
Дети с особыми потребностями должны быть зачислены в детские сады с самого раннего возраста, чтобы способствовать их развитию.0007
- дети, которые были немного старше, когда они пошли в детский сад (старше 12 месяцев), были способны лучше контролировать и управлять своим поведением, чем дети, которые начали в течение первого года жизни.
Бут и Келли придерживались мнения, что, когда дети начинают присматривать за детьми, когда они немного старше, это дает им больше времени дома с родителями, что позволяет им получать пользу от постоянного ухода и рутины. Кажется, это помогает им развивать навыки регулирования поведения.
Таким образом, раннее начало дневного ухода, особенно в первый год жизни, может быть не идеальным для детей с особыми потребностями.
Дети с особыми потребностями получают пользу от увеличения количества часов ухода за детьми
НЕВЕРНО
Родители детей с особыми потребностями иногда задаются вопросом, должны ли они увеличить количество часов, которые их ребенок проводит в уходе за детьми, чтобы ускорить его развитие. Однако Бут и Келли [5] обнаружили, что:
- количество времени, проведенного в уходе за детьми, не повлияло на результаты лечения детей с нарушениями развития
Таким образом, увеличение количества часов в детском саду не приводит к улучшению результатов для детей с особыми потребностями.
Собираем все вместе
Что важнее всего?
Наиболее важным для развития ребенка является то, как он взаимодействует со своими родителями.
Независимо от того, посещают ли дети детский сад, то, что происходит дома, имеет наибольшее значение для их развития. Наиболее важным для развития ребенка является то, как он общается со своими родителями. Важны частые двусторонние взаимодействия в рамках повседневной деятельности, во время которых родители слушают своего ребенка, тепло и с интересом реагируют на то, что он сообщает, и предоставляют информацию, из которой он может извлечь уроки. На самом деле такого рода взаимодействия родителей и детей предсказывают развитие ребенка гораздо больше, чем факторы ухода за детьми.
Нет различий между результатами ухода за детьми в детском саду и дома.
Вопреки мнению многих людей, дети, посещающие детский сад, имеют те же результаты, что и дети, о которых заботятся дома их матери. Это относится как к детям с типичным развитием, так и к детям с особыми потребностями.
Как выбрать детский сад
При выборе детского сада семьям следует:
- не полагать, что все детские сады качественные
- ищите доказательства положительного ухода, особенно язык, используемый лицом, осуществляющим уход, поскольку это связано с высоким качеством ухода и положительными результатами
- узнайте, лицензируются ли или регулируются ли учреждения по уходу за детьми, поскольку эти центры, как правило, обеспечивают уход более высокого качества
- взвесьте все за и против при выборе детского сада по сравнению с домашней обстановкой
Если у вашего ребенка особые потребности
Семьи, в которых есть ребенок с особыми потребностями, должны помнить, что:
- начало ухода за ребенком после 12 месяцев может дать ребенку больше времени дома, чтобы научиться управлять своим поведением
- не доказано, что увеличение количества часов в детском саду улучшает его развитие
Примечания
- Юнис Кеннеди Шрайвер Национальный институт детского здоровья и развития человека, NIH, DHHS. (2006). Исследование NICHD по уходу за детьми в раннем возрасте и развитию молодежи (SECCYD). Выводы для детей до 4,5 лет (05-4318). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
- Доэрти, Г., Леро, Д., Гоелман, Х., Лагранж, А., и Тугас, Дж. (2000). Спорим, я забочусь! Общеканадское исследование заработной платы, условий труда и практики в детских садах. Центр семьи, работы и благополучия, Университет Гвельфа, Онтарио.
- Байсс, В., Уэсли, П.В., Брайант, Д., и Гарднер, Д. (1999). Качество программ для детей младшего возраста в инклюзивных и неинклюзивных условиях. Исключительные дети, 65(3), 301-314.
- Веб-сайт парламента Канады: http://www.parl.gc.ca/Content/LOP/ResearchPublications/prb0418-e.htm
- Бут, К.Л. и Келли, Дж. Ф. (2002). Влияние ухода за детьми на развитие детей ясельного возраста с особыми потребностями. Ежеквартальное исследование раннего детства, 17, 171-196.
The Hanen Center — канадская некоммерческая благотворительная организация с глобальным охватом. Его миссия состоит в том, чтобы предоставить родителям, опекунам, педагогам дошкольного образования и логопедам знания и подготовку, необходимые им, чтобы помочь маленьким детям развить наилучшие языковые, социальные навыки и навыки грамотности. Сюда входят дети с задержкой речи или подверженные риску задержки развития речи, дети с проблемами развития, такими как аутизм, и дети с типичным развитием.
Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о том, как Hanen может помочь вам помочь детям общаться:
Пять причин перестать говорить «Молодец!» (**)
ДЕТИ МЛАДШЕГО
сентябрь 2001 г.
Альфи Кон
ПРИМЕЧАНИЕ. Сокращенная версия этой статьи была опубликована в журнале Parents в мае 2000 г. под заголовком «На крючке похвалы». Для более подробного ознакомления с обсуждаемыми здесь вопросами, а также с исчерпывающим списком ссылок на соответствующие исследования, см. книги Наказание наградами и Безусловное воспитание.
Para leer este artículo en Español, haga clic aquí.
Проведите время на детской площадке, посетите школу или придите на день рождения ребенка, и вы наверняка услышите одну фразу: «Молодец!» Даже крошечных младенцев хвалят за то, что они хлопают ладонями («Хорошо хлопаем в ладоши!»). Многие из нас выбалтывают эти суждения о наших детях до такой степени, что это становится почти словесным тиком.
Множество книг и статей советуют нам не полагаться на наказания, от шлепков до принудительной изоляции («тайм-аут»). Иногда кто-то даже просит нас переосмыслить практику подкупа детей наклейками или едой. Но вам придется очень постараться, чтобы найти обескураживающее слово о том, что эвфемистически называется положительным подкреплением.
Чтобы не было недопонимания, суть здесь не в том, чтобы ставить под сомнение важность поддержки и поощрения детей, необходимость любить их и обнимать их, помогать им чувствовать себя хорошо. Однако похвала — это совсем другая история. Вот почему.
1. Манипулирование детьми. Предположим, вы предлагаете словесное вознаграждение, чтобы поощрить поведение двухлетнего ребенка, который ест, не проливая, или пятилетнего ребенка, который убирает свои принадлежности для творчества. Кому это выгодно? Возможно ли, что то, что дети говорят, что они хорошо поработали, связано не столько с их эмоциональными потребностями, сколько с нашим удобством?
Рета ДеВрис, профессор педагогики Университета Северной Айовы, называет это «подслащенным контролем». Очень похоже на материальные награды — или, если уж на то пошло, наказания — это способ сделать что-то 9от 0003 до детей, чтобы заставить их выполнять наши пожелания. Это может быть эффективно для получения такого результата (по крайней мере, на какое-то время), но это сильно отличается от работы с детьми — например, путем вовлечения их в разговор о том, что обеспечивает бесперебойную работу класса (или семьи) или о том, как другие люди страдают от того, что мы сделали — или не сделали. Последний подход не только более уважителен, но и помогает детям стать вдумчивыми людьми.
Причина, по которой похвала может работать в краткосрочной перспективе, заключается в том, что маленькие дети жаждут нашего одобрения. Но мы обязаны не использовать эту зависимость для собственного удобства. Хорошая работа!» подкреплять что-то, что делает нашу жизнь немного легче, может быть примером использования детской зависимости. Дети также могут почувствовать, что этим манипулируют, даже если они не могут объяснить, почему.
2. Создание любителей похвалы. Безусловно, не всякое использование похвалы является рассчитанной тактикой контроля поведения детей. Иногда мы хвалим детей только потому, что искренне довольны тем, что они сделали. Однако даже в этом случае стоит присмотреться повнимательнее. Вместо того, чтобы укреплять самооценку ребенка, похвала может усилить его зависимость от нас. Чем чаще мы говорим: «Мне нравится, как ты…». или «Хорошо ______», тем больше дети полагаются на наших оценок, наши решений о том, что хорошо и что плохо, вместо того, чтобы учиться формировать собственные суждения. Это заставляет их оценивать свою ценность с точки зрения того, что заставит нас улыбнуться и выдать еще немного одобрения.
Мэри Бадд Роу, исследователь из Университета Флориды, обнаружила, что ученики, которых учителя щедро хвалили, были более неуверенны в своих ответах, более склонны отвечать вопросительным тоном («Гм, семь?»). Они, как правило, отказывались от предложенной ими идеи, как только взрослый не соглашался с ними. И они с меньшей вероятностью упорно решали сложные задачи или делились своими идеями с другими учениками.
Короче говоря, «Молодец!» не успокаивает детей; в конечном счете, это заставляет их чувствовать себя менее защищенными. Это может даже создать порочный круг: чем больше мы намазываемся на похвалу, тем больше дети нуждаются в ней, поэтому мы хвалим их еще больше. К сожалению, некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которым по-прежнему будет нужен кто-то, кто погладит их по головке и скажет, правильно ли они поступили. Конечно, это не то, чего мы хотим для наших дочерей и сыновей.
3. Кража детского удовольствия. Помимо проблемы зависимости, ребенок заслуживает того, чтобы радоваться своим достижениям, гордиться тем, чему он научился. Она также заслуживает того, чтобы решать, когда чувствовать себя таким образом. Однако каждый раз, когда мы говорим: «Хорошая работа!», мы говорим ребенку, что он должен чувствовать.
Безусловно, бывают моменты, когда наши оценки уместны и наше руководство необходимо — особенно в отношении малышей и дошкольников. Но постоянный поток оценочных суждений не является ни необходимым, ни полезным для развития детей. К сожалению, мы могли не осознавать, что «Молодец!» такая же оценка, как «Плохая работа!» Наиболее примечательная черта положительного суждения не в том, что оно положительное, а в том, что это суждение. А люди, в том числе дети, не любят, когда их судят.
Я дорожу случаями, когда моя дочь делает что-то впервые или делает что-то лучше, чем когда-либо раньше. Но я стараюсь сопротивляться рефлекторной склонности говорить: «Хорошая работа!» потому что не хочу разбавлять ее радость. Я хочу, чтобы она разделила со мной свое удовольствие, а не ждала от меня вердикта. Я хочу, чтобы она воскликнула: «Я сделала это!» (что она часто делает) вместо того, чтобы неуверенно спросить меня: «Это было хорошо?»
4. Потеря интереса. «Хорошая картина!» может заставить детей продолжать рисовать, пока мы смотрим и хвалим. Но, предупреждает Лилиан Кац, один из ведущих специалистов страны по дошкольному образованию, «как только внимание отвлечется, многие дети больше не будут заниматься этим делом». Действительно, впечатляющее количество научных исследований показало, что чем больше мы вознаграждаем людей за то, что они делают, тем больше они склонны терять интерес ко всему, что они должны были сделать, чтобы получить вознаграждение. Теперь дело не в том, чтобы рисовать, читать, думать, творить, а в том, чтобы получить удовольствие, будь то мороженое, наклейка или «Молодец!»
В тревожном исследовании, проведенном Джоан Грусек из Университета Торонто, маленькие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, были немного менее щедрыми в повседневной жизни, чем другие дети. Каждый раз, когда они слышали «Хорошо делиться!» или «Я так горжусь тем, что ты помогаешь», они стали немного менее заинтересованы в том, чтобы делиться или помогать. Эти действия стали рассматриваться не как что-то ценное само по себе, а как то, что они должны сделать, чтобы снова получить такую же реакцию от взрослого. Щедрость стала средством для достижения цели.
Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Это мотивирует детей на похвалу. Увы, часто это происходит за счет приверженности тому, что они делают, что вызывает похвалу.
5. Снижение достижения . Как будто этого недостаточно, что «Молодец!» может подорвать независимость, удовольствие и интерес, это также может повлиять на то, насколько хорошо дети на самом деле справляются со своей работой. Исследователи продолжают обнаруживать, что дети, которых хвалят за то, что они хорошо справляются с творческим заданием, как правило, спотыкаются при следующем задании — и они не так хорошо справляются, как дети, которых не хвалили с самого начала.
Почему это происходит? Отчасти потому, что похвала создает давление, побуждающее «продолжать хорошую работу», что мешает этому. Отчасти потому, что их интерес к тому, что они делают, мог снизиться. Отчасти потому, что они менее склонны идти на риск — необходимое условие для творчества — как только они начинают думать о том, как сохранить эти положительные комментарии.
В общем, «Молодец!» является пережитком подхода к психологии, который сводит всю человеческую жизнь к поведению, которое можно увидеть и измерить. К сожалению, при этом игнорируются мысли, чувства и ценности, лежащие в основе поведения. Например, ребенок может поделиться едой с другом, чтобы получить похвалу или убедиться, что у другого ребенка достаточно еды. Похвала за то, что ты делишься, игнорирует эти разные мотивы. Хуже того, это на самом деле продвигает менее желательный мотив, повышая вероятность того, что дети будут ловить похвалу в будущем.
*
Как только вы начнете замечать похвалу за то, что это такое и за то, что оно делает, эти постоянные небольшие оценочные извержения со стороны взрослых начинают производить тот же эффект, что и ногти, проводимые по школьной доске. Вы начинаете болеть за ребенка, чтобы дать его учителям или родителям попробовать их собственную патоку, поворачиваясь к ним и говоря (таким же слащавым тоном): «Хорошая похвала!»
Тем не менее, от этой привычки не так-то просто избавиться. Может показаться странным, по крайней мере сначала, перестать хвалить; может показаться, что вы холодны или что-то скрываете. Но это, как вскоре становится ясно, предполагает, что мы хвалим больше потому, что нам нужно это сказать, чем потому, что детям нужно это услышать . Всякий раз, когда это правда, пришло время переосмыслить то, что мы делаем.
Детям действительно нужна безоговорочная поддержка, любовь без условий. Это не просто отличается от похвалы — это напротив похвалы. «Хорошая работа!» является условным. Это означает, что мы предлагаем внимание, признание и одобрение за прыжки через наши обручи, за то, что мы делаем то, что нам нравится.
Этот пункт, как вы заметите, очень отличается от критики, которую некоторые люди высказывают в отношении того, что мы одобряем детей слишком много или слишком легко. Они рекомендуют нам быть более скупыми на нашу похвалу и требуют, чтобы дети «заслужили» ее. Но настоящая проблема не в том, что сегодня дети ожидают, что их будут хвалить за все, что они делают. это у нас есть искушение идти коротким путем, манипулировать детьми с помощью наград вместо того, чтобы объяснять и помогать им развивать необходимые навыки и хорошие ценности.
Так какая же альтернатива? Это зависит от ситуации, но все, что мы решаем сказать вместо этого, должно быть предложено в контексте искренней привязанности и любви к детям, а не к тому, что они сделали. Когда присутствует безоговорочная поддержка, «Молодец!» не нужно; когда он отсутствует: «Хорошая работа!» не поможет.
Если мы восхваляем позитивные действия как способ воспрепятствовать плохому поведению, вряд ли это будет эффективно в течение длительного времени. Даже когда это срабатывает, мы не можем сказать, что ребенок сейчас «ведет себя хорошо»; точнее было бы сказать, что похвала ведет себя с ним. Альтернативой является работа с ребенком, чтобы выяснить причины, по которым он так себя ведет. Возможно, нам придется пересмотреть свои собственные просьбы, а не просто искать способ заставить детей слушаться. (Вместо того, чтобы использовать «Молодец!», чтобы заставить четырехлетнего ребенка спокойно сидеть на длинном собрании или семейном обеде, возможно, нам следует спросить, разумно ли ожидать, что ребенок будет делать это.)
Нам также необходимо привлечь детей к процессу принятия решений. Если ребенок делает что-то, что мешает другим, то можно сесть с ним позже и спросить: «Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?» вероятно, будет более эффективным, чем взятки или угрозы. Это также помогает ребенку научиться решать проблемы и учит тому, что его идеи и чувства важны. Конечно, этот процесс требует времени и таланта, внимательности и мужества. Отбросив «Хорошая работа!» когда ребенок действует так, как мы считаем уместным, он не принимает ничего из этого, что помогает объяснить, почему стратегии «действия для» гораздо более популярны, чем стратегии «работы с».
А что уж говорить, когда дети просто делают что-то впечатляющее? Рассмотрим три возможных ответа:
* Ничего не говорить. Некоторые люди настаивают на том, чтобы полезное действие было «подкреплено», потому что тайно или бессознательно они считают, что это была случайность. Если дети в основе своей злые, то им нужно давать искусственный повод быть хорошими (а именно, чтобы получить словесное вознаграждение). Но если этот цинизм необоснован — а многие исследования показывают, что так оно и есть — тогда похвала может и не понадобиться.
* Скажи, что ты видел. Простое, не требующее оценок утверждение («Ты сам обулся» или даже просто «Ты сделал это») говорит ребенку, что ты заметил. Это также позволяет ей гордиться тем, что она сделала. В других случаях может иметь смысл более подробное описание. Если ваш ребенок рисует картинку, вы можете дать отзыв, а не суждение, о том, что вы заметили: «Эта гора огромна!» «Мальчик, ты сегодня использовал много фиолетового!»
Если ребенок делает что-то заботливое или великодушное, вы можете мягко привлечь его внимание к последствиям его действий на другого человека : «Посмотрите на лицо Эбигейл! Кажется, она очень счастлива теперь, когда ты угостил ее своей закуской.