Почему дети мучают животных: «Полный контроль над другим живым существом»: почему дети мучают животных
Жертвы обстоятельств? Почему дети мучают животных и проявляют агрессию | Люди | ОБЩЕСТВО
Примерное время чтения: 7 минут
3314
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. АиФ в Оренбуржье 02/11/2016
Воспитывать любовь нужно с самого маленького возраста. АиФ
Девочки, издевавшиеся над животными на камеру телефона в Хабаровске, потрясли своим поступком всю общественность. В Оренбурге трое ребят-подростков избили на улице прохожего мужчину. Что происходит с детьми, которые родились в «сытые» нулевые? Почему они сегодня проявляют такую жестокость? Как родителям рассмотреть в своём чаде зачатки неадекватной агрессии? На эти и другие вопросы пытаемся ответить вместе с Натальей Николаевой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры возрастной и педагогической психологии ОГПУ.
Группа без ответственности
«АиФ Оренбург», Евгения Чернова: Наталья Анатольевна, что может повлиять на подростка, чтобы он так жестоко повёл себя с животными?
Наталья Николаева: Скорее всего, в подобных ситуациях есть определенное сходство. В первую очередь нужно обратить внимание на семью подростка и его окружение. Чаще всего то, что делают дети, является результатом воспитания. Обычно такие поступки совершают подростки, которые сами сталкиваются с насилием в семье.
Специалисты также утверждают, что жестокость склонны проявлять дети и подростки, которых не принимают сверстники, это следствие общей озлобленности на окружающих, переживание неудач и несправедливости. Довольно часто в актах жестокости проявляется подростковая реакция группирования. Это видно и в случае с хабаровскими девочками, и с оренбургскими подростками. Совместно совершая подобные действия подростки не чувствуют ответственности, она просто размывается между членами этого сообщества. Кроме того, действует принцип «я как все», который тоже помогает сбросить с себя тяжесть груза последствий своих поступков. Хотя в большинстве случаев подростки даже не могут объяснить причины подобных деяний.
— Что же так влияет на современных подростков? Если раньше всё старались объяснить хаосом в обществе, который царил в 90-е годы, то сегодняшние живодёры — это дети, рождённые в «сытые» нулевые.
— На самом деле сегодня время не столь спокойное, как может показаться на первый взгляд. Да, сейчас меньше драк во дворах и кровь не льётся рекой от бандитских разборок на улицах. Но всё это сегодня переместилось в экраны телевизоров и мониторы компьютеров. Всё, чем увлекаются подростки, так или иначе, связано с насилием. Игры-стрелялки, фильмы-боевики и ужастики, где все споры решаются через проявление физической силы. Дети в усваивают подобные модели поведения. Несомненно, все это, оказывает влияние, хотя главную роль играют институты социализации – семья и школа, группа сверстников.
Слушать детей
— Как родителям не упустить момент, когда подросток начинает вести себя неадекватно и проявлять агрессию?
— На самом деле агрессивность в некоторой степени полезна. Это реакция на стресс, которая помогает с ним справиться. Даже мы, взрослые, позволяем себе проявлять агрессию, повышать голос в случае, если нас что-то раздражает, к примеру, на работе. Дети тоже должны давать себе возможность «выпустить пар». Но каждый внимательный родитель сможет заметить, что поведение подростка стало отличаться от того, что было раньше. Если он пришёл из школы озлобленный, огрызается на замечания — это ещё не повод бить тревогу. Но если подросток стал более раздражительным, замкнутым, пытается ограничить общение с близкими, начинает употреблять несвойственную ему агрессивную лексику, в том числе ненормативную, это показатель того, что ребёнок уже не просто в обороне от окружающего мира, он нападает. Часто в таких ситуациях злость выливается на братьев наших меньших, поскольку так подросткам проще всего проявить свою силу — применить насилие к тем, кто слабее, будь то младшие дети или животные.
Чаще всего общение с животными приносит ребенку радость. Фото: АиФ/ Татьяна Дьяченко
— А то, что часто такие ужасные поступки попадают в объектив мобильных камер, а потом в Интернет, это тоже веяние времени?
— Подросток, которого уже ущемили в чём-то, не дали реализовать себя, всегда постарается сделать так, чтобы окружающие заметили его «крутость». Сегодня это сделать гораздо проще благодаря распространению Интернета и возможности снимать всё, что угодно на камеру телефона. И тогда мы видим, как девочки издеваются над животными или группа подростков избивает одноклассника. Это и соперничество, и борьба за власть, за сферы влияния между подростковыми группами и возможность самоутверждения, доказать, что ему «не слабо», что он тоже может сделать что-то, из-за чего его стоит бояться, а следовательно, уважать.
Не оставлять один на один с проблемой
— Как взрослые могут исправить такую ситуацию?
— Так или иначе, за подобные проступки детей ответственность несут взрослые. Я согласна с высказыванием, что такие подростки – это жертвы неблагоприятных условий жизни, недобросовестного отношения к своим обязанностям родителей и других взрослых, ответственных за судьбу и воспитание детей. Сегодня в семьях часто стёрты морально-нравственные барьеры, понятие «нормы» размыто, а уровень семейной дисгармонии и характер отношений предопределяют агрессивное поведение ребенка как в семье, так и вне ее.
Взрослые в большей степени заняты решением материальных проблем, зачастую именно на детей у них просто не хватает времени. Подростки, в большей степени, предоставлены сами себе, и поэтому решают свои проблемы так, как умеют, как могут. Отсюда нетрудно сделать вывод: постоянное внимание, заинтересованность в делах и проблемах детей, доверительные отношения, здоровая психологическая атмосфера в семье — то, что позволит избежать и предотвратить такие ужасные случаи, как в Хабаровске или на улицах областного центра.
Смотрите также:
- Ни дня без чужих слез. Мальчик, стрелявший в школе, давно третировал детей →
- «С незнакомцами идут воспитанные дети». Как уберечь ребенка от похищения? →
- Как научить не обижаться и давать сдачи? →
подростковая агрессиядетская агрессиядетский психологвоспитание детей
Следующий материал
Также вам может быть интересно
«Откуда берутся дети?». Как ответить на «неудобные» вопросы наших чад
Поколение «не таких». Почему конфликт отцов и детей остаётся неразрешимым?
Когда смерть «в друзьях». Как уберечь детей от опасностей Интернета
Почему дети издеваются над сверстниками?
Убежать от проблемы. Как уберечь детей от побега из дома?
Новости smi2.ru
Что делать, если ребёнок мучает кота? И другие важные вопросы о детях и домашних животных
Как объяснить ребёнку, что не нужно таскать кота за хвост? Что делать, если дети хотят собаку, а взрослые против? Почему дома, где есть младенец, лучше не заводить рептилий? Собрали самые популярные вопросы о детях и домашних животных, которые нам присылали читатели.
Что делать, если ребёнок очень хочет собаку, а родители против?
Домашние животные — это ответственность. Когда в семье появляется собака или кошка, ребенок учится ухаживать за ними и любить их, несмотря ни на что. Он начинает понимать, что животное — это не только игра в мячик, но и кормление, чистка ушей, походы в клинику, обязательные прогулки и в дождь, и в снег, и в слякоть.
Если вы не можете держать животных дома, но хотите общаться с ними, можно стать волонтером в одном из московских или подмосковных приютов — гулять с животными, помогать им социализироваться. Для вас это будет еще и прекрасным семейным досугом — временем, которое вы проведете на природе и получите много позитивных эмоций. А потом вы сможете найти дом воспитанной вами собаке или кошке, в котором она проживет счастливую жизнь.
Подробный ответ эксперта можно прочитать тут.
Ребёнок нечаянно убил котёнка во время игры и теперь очень переживает. Что делать?
Главное, чтобы близкие его за это простили. Также нужно разобраться с чувством вины самого ребенка — даже если его никто не упрекает, он может сам чувствовать себя виноватым. Поговорите с ним об этом. Если у него появляются мысли, что он виноват, подчеркните, что вы видели и знаете, что ребенок не хотел, чтобы этот котенок умер. Да, так случилось, но он от этого не стал хуже.
То, что это с ним случилось, дает очень большой опыт. Ребенок имеет полное право на то, чтобы плакать и переживать. Дайте ему пространство, чтобы выговориться и прожить это. Ведь если чувства будут высказаны, на дальнейшей жизни ребенка эта ситуация никак не отразится. Он проживет ситуацию и пойдет дальше с этим опытом. А еще любая боль всегда проходит — об этом тоже можно сказать.
Подробный ответ эксперта можно прочитать тут.
Ребёнок просит домашнее животное, а я боюсь инфекций. Оправданы ли страхи?
Наличие животного в доме, безусловно, повышает вероятность для младенца или ребенка раннего возраста подхватить инфекцию, в первую очередь кишечную. Животные не умеют сами мыть лапы, убирать лоток и ходить к врачу — все это должны делать хозяева, минимизируя возможные риски для себя и детей.
С точки зрения потенциальных угроз для ребенка самым безопасным будет питомец в клетке: крыса, хомячок или морская свинка. Тем более если в доме есть младенец. Далее по опасности идут кошки, а затем собаки (последние просто могут принести в дом максимум разнообразных микробов с улицы). Но тут все зависит от хозяина и от того, как он соблюдает гигиену.
Единственное, что стоит отметить отдельно: в случае, если дома есть маленький ребенок, не стоит заводить рептилий, например змей или черепах.
Подробный ответ эксперта можно прочитать тут.
Ребёнок жестоко обращается с домашним животным. Что делать?
В три года дети очень эгоцентричны. Маленькому ребенку сложно встать в позицию другого, предположить, что может чувствовать другой человек или животное. Если ребенок бодр и весел, ему сложно понять, почему котенок спит. Поэтому в этом возрасте практически не работают попытки объяснить, что котенку неприятно такое настойчивое внимание.
Как же тогда наладить безопасные отношения ребенка и котенка?
- Предлагать игры, подходящие обоим. С маленьким мячиком, ленточкой, игрушками для котят. Показывать на руке ребенка, как можно гладить кота, а как нельзя. Можно поиграть в игру «Самые приятные поглаживания» — когда мама по-разному поглаживает спинку ребенку, а потом ребенок по-разному гладит маму. И каждый говорит, как ему приятнее.
- Не просто запрещать ребенку что-то, а предлагать альтернативу. Например, вместо: «Отойди от котенка!» лучше сказать: «Подойди, пожалуйста, ко мне».
Подробный ответ эксперта можно прочитать тут.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Иллюстрация на обложке: Shutterstock / Dobryi.meduz
Дети, которые жестоки к животным: когда волноваться
Встревоженная пронзительным криком, мама трехлетнего Кристофера заходит в гостиную и видит, как он качает их нового котенка за хвост. Няня пятилетнего Джона становится свидетелем того, как Джон постоянно дует в ухо своей собаке, смеясь над очевидным несчастьем животного. Старший брат десятилетнего Лиама обнаруживает, что он держит зажигалку у лапки морской свинки.
Начиная с 1970-х годов, исследования постоянно сообщали о детской жестокости по отношению к животным как о первом предупредительном признаке более поздних правонарушений, насилия и преступного поведения. Фактически, почти все преступники, совершившие насильственные преступления, имеют в своем профиле жестокое обращение с животными. Альберт де Сальво, бостонский душитель, признан виновным в убийстве 13 женщин, стрелял стрелами в собак и кошек, которых поймал в ловушку в детстве. Стрелки из «Колумбайн» Эрик Харрис и Дилан Клиболд хвастались тем, что калечат животных ради развлечения.
В то же время, большинство родителей были расстроены той или иной формой детской жестокости по отношению к животным — будь то отрыв жука за лапы или сидение сверху на щенке. Мы изо всех сил пытаемся понять, почему любой ребенок может плохо обращаться с животным. Но когда нам следует беспокоиться? Где грань между подающим надежды серийным убийцей вроде Джеффри Дамера и обычным любопытством и экспериментированием?
Мотивы, стоящие за жестоким обращением с животными
Чаще всего дети, жестоко обращающиеся с животными, либо были свидетелями, либо сами подвергались жестокому обращению. Например, статистика показывает, что 30 процентов детей, ставших свидетелями домашнего насилия, совершают аналогичные акты насилия по отношению к своим домашним животным. На самом деле, связь между жестоким обращением с животными и межличностным насилием настолько хорошо известна, что многие сообщества США в настоящее время проводят перекрестное обучение социальных служб и агентств по контролю за животными тому, как распознавать признаки жестокого обращения с животными как возможные индикаторы другого жестокого поведения.
В то время как детские и подростковые мотивы жестокого обращения с животными не были хорошо изучены, интервью предполагают ряд дополнительных мотивов, связанных с развитием:
- «Любопытство или исследование (т. обычно маленьким ребенком или ребенком с задержкой развития)
- Давление сверстников (например, сверстники могут поощрять жестокое обращение с животными или требовать этого как часть обряда инициации).
- Улучшение настроения (например, жестокое обращение с животными используется для облегчения скуки или депрессии).
- Сексуальное удовлетворение (т. е. зоофилия).
- Принудительное насилие (т. е. ребенок принуждается к жестокому обращению с животными со стороны более влиятельного человека).
- Привязанность к животному (например, ребенок убивает животное, чтобы предотвратить его пытки другим человеком).
- Фобии животных (которые вызывают превентивную атаку на животное, которого боятся).
- Идентификация с обидчиком ребенка (например, ребенок, ставший жертвой, может попытаться восстановить чувство власти, напав на более уязвимое животное).
- Посттравматическая игра (т. е. воспроизведение эпизодов насилия с жертвой животного).
- Имитация (т. е. копирование жестокой «дисциплины» родителей или другого взрослого по отношению к животным).
- Самоповреждение (т. е. использование животного для нанесения травм собственному телу ребенка).
- Репетиция межличностного насилия (т. е. «отработка» насилия над бездомными животными или домашними животными перед совершением насильственных действий против других людей).
- Транспортное средство для эмоционального насилия (например, причинение вреда домашнему животному брата или сестры, чтобы напугать брата или сестру)»
Жестокое обращение с животными: существуют ли виды обидчиков?
Мне неизвестны какие-либо формальные типологии, существующие для детей, жестоко обращающихся с животными. Тем не менее, как правило, может быть полезно использовать следующие рекомендации, пытаясь оценить, является ли проблема серьезной и может ли она быть легко решена. Предупреждение: это общие рекомендации, и каждую ситуацию следует оценивать индивидуально.
Экспериментатор: (возраст 1-6 лет или отставание в развитии). Обычно это ребенок дошкольного возраста, у которого еще не развилась когнитивная зрелость, чтобы понять, что у животных есть чувства, и с ними нельзя обращаться как с игрушками. Это может быть первое домашнее животное ребенка, или у него/нее нет большого опыта или обучения тому, как заботиться о различных животных.
Что делать: В какой-то степени, конечно, это зависит от возраста и развития ребенка. В общем, тем не менее, объясните ребенку, что нельзя бить или плохо обращаться с животным, так же как нельзя бить или плохо обращаться с другим ребенком. Гуманные образовательные вмешательства (обучение детей быть добрыми, заботливыми и заботливыми по отношению к животным) со стороны родителей, воспитателей и учителей, вероятно, будут достаточными, чтобы побудить этих детей отказаться от жестокого обращения с животными.
Злоумышленник «Крик о помощи»: (6/7 — 12). Это ребенок, который интеллектуально понимает, что нельзя причинять боль животным. Такое поведение не связано с недостатком образования, вместо этого жестокое обращение с животными, скорее всего, является симптомом более глубокой психологической проблемы. Как отмечалось ранее, ряд исследований связывают жестокое обращение с животными в детстве с домашним насилием в семье, а также с физическим или сексуальным насилием в детстве.
Что делать: Обратиться за профессиональной помощью . Хотя я очень верю в то, что родители способны пережить многие обычные взлеты и падения в воспитании детей без профессиональной помощи, это исключение. Для ребенка этого возраста не является «нормальным» намеренно плохо обращаться с животным.
Насильник с расстройством поведения: (12+) Подростки, жестоко обращающиеся с животными, почти всегда проявляют другие антиобщественные формы поведения — злоупотребление психоактивными веществами, бандитизм. Иногда жестокое обращение с животными происходит в сочетании с девиантной группой сверстников (обряд инициации или в результате давления сверстников), в то время как в других случаях оно может использоваться как способ развеять скуку или добиться чувства контроля.
Что делать : Немедленно обратитесь за профессиональной помощью. Если возможно, заручитесь поддержкой друзей, членов семьи и даже учителей.
Итог
Каждый акт насилия, совершенный над животным, не является признаком того, что человек окажется маньяком-убийцей. В частности, с маленькими детьми, чье природное изобилие и любопытство могут привести к некоторым неприятным переживаниям для их питомцев, можно не обращать внимания на случайную оплошность, продолжая обучать ребенка гуманному обращению с животными.
Тем не менее, запирание питомца в замкнутом пространстве, яростное набрасывание на питомца после неприятностей с родителем или получение удовольствия от наблюдения за болью животного — все это «красные флажки», сигнализирующие о необходимости профессионального вмешательства. Это особенно верно, когда ребенок обладает когнитивной зрелостью, чтобы понять, что то, что он делает, неправильно, и все равно постоянно делает это.
Детям, жестоко обращающимся с животными, суждено стать серийными убийцами?
Многие печально известные серийные убийцы причиняли вред животным, когда они были детьми, в том числе Джеффри Дамер, Тед Банди, Гэри Риджуэй, Джон Уэйн Гейси и Бостонский душитель. Долгое время было широко распространено мнение, что дети, жестоко обращающиеся с животными, становятся серийными убийцами. Но так ли это?
Хотя связь между детьми, которые намеренно причиняют вред животным, и будущим насилием существует, она непростая. Однако если и есть что-то несомненное, так это то, что такое поведение указывает на наличие серьезной проблемы, требующей внимания.
Что такое триада Макдональда?
Предложенная в 1963 году психиатром Джоном Макдональдом Триада Макдональда состоит из трех черт, которые он видел у своих самых агрессивных и садистских пациентов. Он предположил, что определенное поведение — жестокое обращение с животными, разжигание огня и постоянное ночное недержание мочи после 5 лет — может предсказать, вырастет ли ребенок и совершит ли во взрослом возрасте насильственные уголовные преступления, возможно, даже серийные убийства.
Однако в теории Макдональда были недостатки. Главным среди них является то, что он основывал свое исследование на 100 пациентах, которые угрожали убить кого-то, а не на людях, которые действительно совершили убийство. Тем не менее, триада Макдональда на долгие годы стала ассоциироваться с серийными убийствами, даже несмотря на то, что она потеряла популярность как диагностический инструмент.
Затем, в 2018 году, обзор исследований окончательно положил конец этой триаде. В обзоре не удалось найти историю всех трех видов поведения среди насильственных преступников. Но наличие любой из триад поведения, когда они изолированы, ассоциировалось с будущей агрессией. Исследователи писали, что триаду можно использовать для устранения дисфункциональной или оскорбительной домашней обстановки или плохих навыков преодоления трудностей.
Жестокое насилие в детстве — постоянная тема в биографиях многих серийных убийц. Но даже при том, что это значительная общность, большинство переживших жестокое обращение в детстве не совершают убийства.
Узнайте больше о серийных убийцах:
Из мыслей психопата
Чем объясняется упадок серийных убийц?
Серийные убийцы-женщины существуют, но мотивы у них разные
Что с ними не так?
Если в триаде есть черта, вызывающая особое беспокойство, это может быть жестокое обращение с животными. Такое поведение является хорошо зарекомендовавшим себя ранним признаком будущих нападений, убийств, изнасилований, жестокого обращения с партнером и жестокого обращения с детьми. Опять же, не все дети, которые причиняют вред животным, продолжат причинять вред людям, но некоторые будут.
Исследования показали, что 25 процентов агрессивных заключенных совершали в детстве несколько актов жестокого обращения с животными. Сорок пять процентов школьных стрелков имели истории предполагаемого жестокого обращения с животными, а 21 процент серийных убийц признались в жестоком обращении с животными в детстве.
Существует множество причин, по которым молодые люди прибегают к насилию в отношении животных, в том числе они являются жертвами жестокого обращения и не имеют здоровых механизмов преодоления. Есть также дети, которые проявляют садистские наклонности и, кажется, получают удовольствие от причинения страданий. Дети, которые мучают или убивают животных, часто демонстрируют антисоциальные черты личности. Это включает в себя отсутствие эмпатии, раскаяния и чувства вины. Эти дети также могут быть склонны к патологической лжи и подростковой преступности.
Технически ни у кого в возрасте до 18 лет не может быть диагностировано антисоциальное расстройство личности (АСРЛ). Но когда эти черты присутствуют в детстве, это признак того, что они могут получить диагноз ASPD во взрослом возрасте.
Хотя ASPD — это клиническое название состояния, вам может быть более знаком разговорный термин «психопат». Считается, что люди с экстремальным ASPD имеют психопатию. Некоторые успешно используют свои личностные качества в карьере, где это может быть выгодно, например, в спецподразделениях или руководителях. У других может появиться судимость. А некоторые могут совершить межличностное насилие — хотя и не обязательно убийство. Хотя не все психопаты становятся серийными убийцами, многие серийные убийцы обладают признаками психопатии.
Родился таким?
Причина ASPD может быть биологической или корениться в жестокой, хаотичной или пренебрежительной домашней обстановке. Иногда это вызвано комбинацией того и другого. Однако дети с антисоциальными личностными тенденциями, которые включают черствость и безэмоциональность, имеют тенденцию наследовать их. Эти дети демонстрируют более выраженный паттерн антиобщественного поведения, который характеризуется пренебрежением к другим, бесстрашным темпераментом, повышенной агрессией и меньшей чувствительностью к наказаниям и последствиям.
Британский детский психиатр Стивен Скотт, специалист по антиобщественному поведению детей и подростков, объясняет, что «в отличие от обычного антиобщественного поведения, их поведение скорее рождается, чем формируется, при этом наследуемость 80 процентов характеристик обусловлена генами, тогда как при обычное антиобщественное, а затем и преступное поведение, это всего 30 процентов».