Поборы в детсадах: за что родители не должны платить в детсаду, как бороться с незаконными сборами
Поборы в школах и детсадах – что делать?
Все дети ходят в садик и в школу, и мои ходили. В садик, например, мы каждый год в сентябре собирали котомку – цветную бумагу, ножницы, клей, пластилин, альбом, краски, карандаши, туалетную бумагу – по два рулона. Оговорюсь сразу: туалетной бумагой дети мои в садике не воспользовались ни разу, но не будешь же мелочиться!
Приносили дети из садика рисунки иногда на каких-то огрызках, на листиках, вырванных из тетрадки. Мы спрашивали: а где ж альбом, который мы покупали? А кто его знает – где альбом…
Сдавали и деньги на то, на сё. На подарки воспитателям (не будем ханжами – это практикуется повсеместно), на оформление мероприятий, на приобретение в группу игрушек, на какой-то там ремонт. Мы обычно не вникали: проще сдать, чем скандалить. Но скандалов было немало. И прежде всего потому, что судьба сданных денег и канцтоваров оказывалась туманной.
А когда-то случилось мне как родителю побывать на удивительном, можно сказать уникальном классном собрании. Это был не традиционный «разбор полётов» и определение нужд класса, а настоящий родительский всеобуч. Этот педагог была не только учительницей наших маленьких детей – она была учителем в буквальном смысле и для родителей.
К сожалению, мы переехали в другой район города, и потому всего год общались с этим прекрасным Педагогом с Большой Буквы.
Нам просто посчастливилось попасть к ней в первый класс. Потом оказалось, что некоторые мамы подгадывали беременность, чтобы попасть к Татьяне Петровне, а кто-то даже оставлял своих детей «на пересидке» чтобы опять же попасть именно к ней.
Прошло уже много лет, но каждый год телефон напоминает: поздравить Татьяну Петровну. И я поздравляю. Хотя с тех пор виделись мы всего раз, и то совершенно случайно.
Хочу сказать сразу: мы у Татьяны Петровны тоже сдавали на классные нужды. Так, одной из серьёзных статей расходов стали новые оконные рамы. Старые уже невозможно было нормально ни открыть, ни закрыть. В сентябре учительница сказала, что в начальной школе мы не дождёмся замены окон. А детям нужен свежий воздух хотя бы на перемене, а во время урока – тишина (окна выходили на шумную улицу). Нужно было сдать, кажется, по три тысячи. В то время это было немало. Но никто из родителей не то что не посмел, а даже не подумал перечить. И понятно почему: мы учителя безгранично уважали. Все.
К сожалению, не всегда так бывает. Не все, кто работает в школе, являются выдающимися педагогами. Да это и не нужно. Хороший ремесленник тихим сапом иногда научит даже большему, нежели учитель-звезда. К тому же звезда скоро сгорит, уйдёт из школы, а ремесленник наберётся опыта и станет грамотным педагогом и наставником. Но до того момента придётся пройти через многое.
Порой сложнее, чем коллектив ученический, коллектив родительский. И прежде всего потому, что сталкиваются разные характеры, разные жизненные устои, разные приоритеты. И если педагог не обладает безукоризненным авторитетом, если учитель не готов управлять родительским коллективом, а отдаёт всё на откуп «демократии», конфликты неизбежны.
Один из основных конфликтов проистекает из необходимости сбора денег на классные и школьные нужды. Это многие ошибочно называют поборами, хотя на самом деле в большинстве случаев данный процесс таковым не является.
Вообще, сбор средств на что бы то ни было в школе, если он осуществляется не по письменному согласию, а деньги аккумулируются не на специальном счёте, является незаконным. Но в подавляющем большинстве случаев всё происходит именно так – незаконно. А чтобы отвести от себя подозрения, учитель поручает сбор денег родительскому комитету. И тут конфликты неизбежны, причём по разным причинам.
Стоит отметить, что федеральным законом «Об образовании» гарантирована бесплатность общего образования в рамках федеральных образовательных государственных стандартов. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности – содержание зданий и сооружений школ и детсадов, обустройство прилегающих к ним территорий, приобретение средств обучения, игр, игрушек – относится к компетенции образовательной организации. Законодательством не предусмотрены никакие обязательные взносы с родителей.
Так-то оно так, и любую брешь в конце концов закроют. Если прохудились окна и требуют замены, то их обязательно заменят. Лет эдак через десять. А до этого ваши дети будут мёрзнуть и простужаться.
Дети будут падать на вздувшемся и дырявом линолеуме, пока его когда-нибудь не поменяют. Но когда?.. Вот и приходится ускорять этот процесс самостоятельно. И даже как будто иного выхода нет.
Так называемые «поборы» делятся на два вида: те, которые необходимы реально и для приобретения желаемого, и те, которые не нужны родителям и их детям, но собираются деньги потому, что проще собрать, чем задумываться над тем, кому и за что.
Многие сборы происходят не потому, что в бюджете школы и детского сада денег нет или нет их у учредителя. Они есть, достаточно посмотреть доходные и расходные строки, и кроме того, школы сейчас имеют доход от дополнительных услуг (аренда, дополнительное образование), чего, собственно, вполне бы хватало для организации своей деятельности без привлечения средств родителей. Но зачем же отказываться, если родители несут и несут?
Конечно, не в каждой школьной столовой по выходным проходят свадьбы или поминки, не каждый спортзал принимает у себя секцию, не каждая школа сдаёт помещения под проведение собраний или занятий сторонним организациям. Но очень часто такое случается. И куда идут деньги?
По всей вероятности, они расходуются действительно на нужды школы или детского сада. Но проверить это бывает весьма трудно. И денег, естественно, не хватает.
Ну, а если для детей необходимы какие-то дополнительные игрушки и игровое оборудование, как-то по-особому отремонтировать класс, то тут родители решают совместно – исходя из возможностей каждого и желаний.
Но вот если во время плановой проверки прокуратуры или других надзорных органов детскому саду или школе вынесли предписание устранить нарушения, то тут уж, извините, руководитель должен проявлять инициативу, взаимодействовать с учредителем и распределять бюджет и подавать заявку таким образом, что бы этих нарушений не было. Но проще всего собрать с родителей деньги, чем отчитываться потом по расходам бюджета, ведь за родительские деньги зачастую отчитываться не приходится.
Конечно, государство выделяет минимум, которого недостаточно для нормального всестороннего развития ребенка как в детском саду, так и в школе, и чаще всего эти «поборы» не для воспитателей и учителей, а именно для наших детей. Так что тут надо отделять зёрна от плевел.
Расходы на школу и детский сад были всегда, в том числе и при социализме. Может, кто-то помнит, что раньше учебники покупали самостоятельно? Это только в последние годы советской власти их начали выдавать. И питание оплачивали родители из собственного кармана. Были, конечно, так называемые бесплатники и льготники, но их было гораздо меньше, чем сейчас. Хотя последнее вполне объяснимо.
Во многих школах, кстати, даже не было своих столовых – только буфеты. А на ремонт родители либо скидывались, либо приходили и делали всё сами.
Теперь, конечно, появились дополнительные расходы. Раньше в школах были фонтанчики или пили из-под крана – теперь нужен кулер, привозная вода, разовые стаканы. Сдают на охрану, чего, конечно, раньше тоже не было.
Правда, охрана и безопасность детей во время нахождения в школе или детском саду должна осуществляться самими образовательными учреждениями. Но существует вероятность того, что на оплату услуг хорошего охранного агентства не хватит финансирования. Однако и принуждать к обязательной оплате работы охранника вас не могут. Так что решайте – деньги или безопасность.
Чаще всего родителей просят «помочь» с приобретением новой мебели, оргтехники или занавесок в классный кабинет. Между тем это является грубым нарушением законодательства. Каждому родителю важно, чтобы его ребёнок занимался в красивом светлом классе на исправной технике. Но это не означает, что обставлять учебное заведение надо из своего кармана.
Вы можете участвовать в сборах денег на эти и любые другие цели исключительно в добровольном порядке и с оформлением соответствующих документов. Отказ от внесения денежных средств при этом не должен вызвать неблагоприятные последствия для вашего ребёнка.
Лучше, конечно, всё сдавать официально, через договор. Но не всегда в школах, а особенно если сбором денег занимаются родительские комитеты, идут на это.
И вот теперь – про собственно поборы.
Я, например, совсем не понимаю, зачем устраивать пышные проводы из садика, из начальной школы, после 9-го класса. Не понимаю, зачем по окончании каждого учебного года ехать на дорогую турбазу, в ресторан или на дальнюю экскурсию. Сейчас не все могут это себе позволить, и у многих родителей и детей из не слишком обеспеченных семей возникает комплекс неудачников, что выливается в непременные скандалы. Поэтому самому родительскому комитету, даже если в него входят вполне состоятельные родители, нельзя слишком легко распоряжаться деньгами других. Минимум сборов – и все будут довольны. А что сверх того – посоветуйтесь. Лучше, чтобы согласились с дополнительными тратами все. А ещё лучше – если богатые помогут бедным. И главное – преподнести это не как подачку, а как помощь в трудной ситуации: разбогатеете – и нам поможете.
Но чаще всего бывает как раз наоборот. Подготовка к выпускному – это фактически конкурс кошельков и способ самоутверждения некоторых родителей, у которых других интересов, кроме денег, нет. Тут-то они на других и отыгрываются, демонстративно выказывая желание сорить деньгами и презрение к окружающим, кто живёт менее обеспеченно.
Стоит сказать и о такой статье расходов, как подарки педагогам. Обычно классному руководителю, воспитателю выбирается особый подарок, часто дорогой. Однако для большинства учителей и воспитателей дороже всяких подарков добрая репутация. Те, кто требует особого материального внимания к собственной персоне, надолго в образовании не задерживаются.
К тому же случаются и курьёзы. Слышал, что несколько лет назад в школе одного из районов Дона в подарок учителю начальных классов на выпуском преподнесли золотые серьги – купила член родительского комитета. Подарок весьма дорогой и солидный. Учительница растрогалась. Но оказалось…
В общем, случились у этой учительницы через несколько лет сложные времена, срочно потребовались деньги. И, попробовав продать подаренные серьги, она обнаружила, что серьги-то и не золотые вовсе, а так – бижутерия. Так что обманула родительница и весь класс, и учительницу.
Конечно, есть несколько праздников в году, когда педагогов принято поздравлять. Просто традиция. И не стоит жадничать какие-то незначительные средства на это. Цветок, блокнот или шоколадка, добрые слова – многим больше и не надо, а добрые слова и отношения ценятся на вес золота. Не думайте, что все учителя ждут дорогих подарков, — просто нужно внимание. Как любому другому человеку.
Разумные сборы средств тоже надо воспринимать как необходимость: особо не обеднеете – и школе поможете. Но уж если поборы явные, причём серьёзные, то нужно жаловаться. Куда?
Вот куда вы можете обратиться: в управление образования, в отделение Рособрнадзора, в прокуратуру по месту жительства, в том числе и через интернет-приёмную. Заявление о случаях откровенного вымогательства со стороны образовательного учреждения можно подать, попросив сохранить анонимность.
Сентябрь уже на носу. На первом же родительском собрании все столкнутся с этой проблемой. Возможно, советы помогут. Главное — не перегнуть палку. Ни в ту, ни в другую сторону.
Игорь Северный
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Незаконные поборы в школах и детских садах: как вычислить и куда жаловаться
10 января 2017
Жизнь
Образование
Знайте, когда сборы денег с родителей правомерны, а в каких случаях пора писать заявление в соответствующие органы.
Что делать, если ребёнок приносит из школы не только табели с оценками, но и постоянные записки о необходимости сдать деньги на новые обои, столы и канцтовары? Изучать законы и знать свои права.
Гарантируется бесплатность дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Конституция Российской Федерации
За что не должны требовать деньги с родителей
Занятия по дисциплинам, входящим в образовательный стандарт
С первого по четвёртый классы обязательными (и соответственно, бесплатными) являются: русский язык и литературное чтение (родной язык и чтение на нём при необходимости), иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (предмет «Окружающий мир»), основы религиозных культур и светской этики, искусство (изо, музыка) и технология (труд), физкультура.
С пятого по девятый классы в этот список включаются история (всеобщая и российская) и география, алгебра и геометрия, естественно-научные предметы (физика, химия, биология), ОБЖ и основы духовно-нравственной культуры народов России. Перестают быть обязательными труд, естествознание и основы религиозных культур и светской этики.
В десятом и одиннадцатом классах к обязательным учебным предметам добавляются экономика, право, «Россия в мире», экология и естествознание. Это не означает, что каждому ученику будут давать столь обширный объём знаний: часть предметов можно изучать на выбор. Но за преподавание этих конкретных дисциплин учебное заведение не имеет требовать дополнительного финансирования от родителей.
Платными могут быть только занятия, не входящие в обязательную программу (например, специальный курс скульптурной лепки или астрономии). Их оплачивают на добровольной основе, заключив договор об оказании дополнительных образовательных услуг.
Учебные и методические пособия
Обеспечение образовательных учреждений учебниками и пособиями происходит за счёт федерального и местного бюджетов. Законно вас могут попросить оплачивать только материалы для дополнительных предметов, не входящих в образовательный стандарт.
Услуги охранника
Охрана и безопасность детей во время нахождения в школе или детском саду должна осуществляться самими заведениями. Конечно, существует вероятность того, что на оплату услуг хорошего охранного агентства не хватит финансирования. Но принуждать к обязательной оплате работы охранника вас не могут.
Ремонт и обновление оборудования школы или детского сада
Чаще всего родителей просят «помочь» с приобретением новых парт или занавесок в классный кабинет. Между тем, это является грубым нарушением законодательства. Каждому родителю важно, чтобы его ребёнок занимался в красивом светлом классе на исправной технике. Но это не означает, что обставлять учебное заведение надо из своего кармана.
Вы можете участвовать в сборах денег на эти и любые другие цели — исключительно в добровольном порядке и с оформлением соответствующих документов. Отказ от внесения денежных средств при этом не должен вызвать неблагоприятные последствия для вашего ребёнка.
Правильно оформляйте оплату тех или иных услуг
- Не отдавайте деньги на руки. Даже если станет известно, что их потратили не по назначению, невозможно будет подтвердить, что вы вообще что-то сдавали.
- Забудьте про расписки. Вы не сможете проконтролировать, куда пойдут эти деньги, ведь формально вы таким образом передаёте их не школе, а определённому физическому лицу (учителю или классному руководителю ребёнка).
- Не подписывайте договор с формулировкой «на добровольные пожертвования». При просьбе сдать деньги вам дают вызывающую доверие бумагу с важным словом «договор» в заголовке — и вы подписываете, не читая. Но стоит быть внимательнее: оплачивая (как вам сказали) новую школьную форму для своего ребёнка, по документам вы всего лишь вносите «добровольное пожертвование» на абстрактные нужды образовательного учреждения. Когда и через полгода обещанные пиджаки и брюки так и не появятся, ничего нельзя будет доказать. Потому что деньги формально были внесены совсем для другого.
Оплачивайте любые услуги в учебном заведении только через бухгалтерию, подписывая договор об оказании дополнительных образовательных услуг. В нём должны быть подробно указаны ваши данные и данные об учреждении, список оказываемых услуг и количество взимаемых денежных средств.
Куда жаловаться на незаконные поборы в учебном заведении
Для начала взвесьте все «за» и «против». Не всем школам и садикам хватает финансирования на обеспечение полноценного учебного процесса.
Одно дело, когда вам предлагают сдать деньги, чтобы заменить истрепавшиеся учебники на новые. Совсем другое, когда на каждом родительском собрании вас заставляют оплатить ноутбуки для класса информатики, кожаный мебельный гарнитур в кабинет завуча или смартфоны для каждого преподавателя на День учителя.
В случаях, когда вас просят финансово помочь улучшить процесс обучения ребёнка, можно действительно подумать об этом. Если с вас откровенно вымогают неподъёмные суммы на чьи-то хотелки — пора прекращать это безобразие.
И вот куда вы можете обратиться.
- Отделение Рособрнадзора. Найдите адрес учреждения по контролю и надзору в сфере образования в своём городе и подайте заявление лично.
- Прокуратура. Можно обратиться в отделение по месту жительства или подать обращение онлайн. Заявление о случаях откровенного вымогательства со стороны образовательного учреждения можно подать попросив сохранить анонимность.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Формы заявки — Школьный округ округа Кентон
| Срок действия контракта | |
Контракт | Дата вступления в силу | Срок годности |
Принадлежности для спортивных площадок 2019 г. | 01.04.2019 | 31. 12.19 |
Предложение со скидкой по каталогу/утвержденные поставщики | ПРОДОЛЖАЕТСЯ | 31.12.23 |
Черно-белые копировальные аппараты | 07.08.18 | 30.06.22 |
Черно-белые копировальные аппараты (Аренда) | 07.08.18 | 30.06.22 |
Цветные копировальные аппараты | 07.08.18 | 30.06.22 |
Цветные копировальные аппараты (Аренда) | 07.08.18 | 30.06.22 |
Направления обмена копира | 07. 08.18 | 30.06.23 |
Копировальная бумага | 12.04.23 | 31.05.23 |
Принадлежности для хранения |
| 30.06.22 |
Детали для ремонта стола | ||
Предметы первой помощи — см. каталог со скидкой/утвержденных поставщиков |
|
|
Растаявший лед | 06.11.2018 | 30.04.2022 |
Учебные и канцелярские принадлежности — см. каталог со скидкой/утвержденных поставщиков |
| |
Пленка для ламинирования и гребни для переплета Ставка — см. каталог со скидкой/утвержденных поставщиков |
|
|
Светильники |
| 30. 06.18 |
Мульча – Сад |
| 31.10.22 |
Картриджи для принтеров | 04.08.20 | 31.12.23 |
Двухсторонние радиостанции | 01.03.22 | 31.12.22 |
Детали для ремонта двусторонней радиосвязи | 01.03.22 | 31.12.22 |
Возможности трудоустройства в McHenry County College
Информация о вакансии
Должность | Помощник воспитателя дошкольного образования |
---|---|
Отдел | Дошкольное образование |
Статус FLSA | Без исключения |
Тип задания | Посох |
Должность Класс | 3 |
Тип сотрудника | Неполный рабочий день |
Диапазон найма | Соразмерно опыту |
Грант | |
Год работы | 9 месяцев |
Год работы – Другая информация | |
Типовой график работы | 9 месяцев | С середины августа по середину мая, исключая перерывы в семестре, праздничные дни. 4-недельный межсессионный и/или 9-недельный-недельная летняя сессия. Отпускные дни берутся в течение семестра. |
Право на участие в переговорах | Да-Совет персонала |
Рабочая неделя | Другое |
Рабочая неделя — прочая информация | 20-25 часов в неделю |
Специальные инструкции для заявителей |
Информация о должности для публикации
Введение в должность | Детский учебный центр McHenry County College (CLC) обеспечивает качественный уход за детьми и дошкольные учреждения для детей в возрасте от 18 месяцев до 6 лет учащихся и сотрудников MCC, а также членов сообщества округа McHenry. Учебная программа и методы, используемые в CLC, соответствуют тому, что преподается в классах дошкольного образования, а также передовым практикам в этой области. CLC также предоставляет лабораторную площадку, на которой учащиеся отрабатывают методы, преподаваемые в классе, и наблюдают, как учителя моделируют стандарты передовой практики в дошкольном образовании. CLC с гордостью получил сертификат Серебряного уровня от Gateways to Opportunity штата Иллинойс. |
---|---|
Сводка позиций | Отвечает за обучение/руководство всеми дошкольными учебными программами и удовлетворение потребностей детей, находящихся под опекой Детского учебного центра MCC |
Отчеты на | Директор Детского образовательного центра МСС |
Основные функции и обязанности | · Посещать и конструктивно участвовать в собраниях сотрудников · Внедрять методы обучения, соответствующие учебной программе Центра и методам, которым обучают в программе дошкольного образования · Содействовать в соблюдении лицензионных стандартов DCFS и национальных руководств по аккредитации · Отчет жестокое обращение с детьми в соответствии с законом · Разрешать конфликты с детьми и с родителями, когда это уместно · Принимать решения и использовать поведенческие методы, соответствующие образовательным потребностям детей · Поощрять и контролировать деятельность детей, способствующую здоровому эмоциональному, социальному, познавательному и физическому развитию · Отзывчиво относиться к детям · Взаимодействовать, когда это уместно, с детьми · Поддерживать чистоту и порядок · Общаться с родителями в позитивном ключе · Уборка в классе по мере необходимости · Служить профессиональным образцом для подражания для учащихся ECE и сообщества по уходу за детьми в целом · Должен поддерживать и документировать 15 часов профессиональной деятельности каждый год, чтобы соответствовать стандартам DCFS · Использовать компьютеры (в офисе и классе), ламинатор, копировальный аппарат и аудиовизуальное оборудование · Дополнительные обязанности, назначенные непосредственным руководителем |
Обязательное образование | Степень младшего специалиста или выше в региональном аккредитованном учреждении |
Другие необходимые квалификации | — 60 кредитов колледжа, из которых 6 кредитов по курсам, непосредственно связанным с дошкольным образованием или развитием ребенка от рождения до 8 лет. |