Разное

Особенности психологического развития детей дошкольного возраста: 21. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

21. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный
возраст (ДВ) (с 3 до 7 лет) – это пери­од
овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение
с близкими взрослыми, а также через
игровые и реальные отношения со
сверстниками.

В ДВ
продолжается активное овладение
собст­венным
телом
(координацией
движений и действий, формированием
образа тела). Начинает приобретать
интерес к телесной конструкции человека,
в том числе к половым различиям, что
содействует развитию половой
идентификации
.

В ДВ
складывается сложная форма личности –
самосознание.
Развитие
самосознания тесно связано с самооценкой.
Образование самооценки
зависит от общения со взрослым и детьми.
Психологической нормой для ребёнка
старшего ДВ является слегка
завышенная самооценка
,
что позволяет ребёнку адаптироваться
к школе. Уровень
притязаний

у детей ДВ достаточно высокий.
Кроме притязания на признание среди
взрослых активно развивается притязание
на признание среди сверстников. В ДВ
создаётся широкая основа для формирования
первичных форм, социально значимых
ценностей и нравственных критериев.
Старший ДВ – это сенситивный
период для усвоения правил поведения
и формирования нравственных понятий
.
Для ДВ выделяют некоторые типы мотивов:
1)мотивы, связанные интересом детей к
миру взрослых; 2) мотивы установления и
сохранения положительного взаимоотношения
со взрослыми и другими детьми; 3) мотивы
самоутверждения; 4) познавательные и
соревновательные мотивы; 5) нравственные
мотивы; 6) общественные мотивы, желание
сделать что-то для других. Большую
роль в развитии личности ребёнка играет
общение со взрослыми и сверстниками. В
процессе общения складываются определенные
лич­ные взаимоотношения.

В период дошкольного
детства игра
становится ведущим видом деятельности,
она вызывает качест­венные изменения
в психике ребенка. Игровая деятельность
влияет на формирование
произвольного поведения и всех
психических процессов, на умственное
развитие

дошкольников. В игре у детей начинают
развиваться произвольное
внимание и произвольная память
,
дети сосредоточи­ваются лучше и
запоминают больше.

Сенсорное развитие,
познавательные процессы
,
речь:

1. Сенсорное
развитие

включает 2 взаимосвязанные стороны:
усвоение представлений
о разнообразных свойствах и отношениях
предметов и овладение новыми
действиями восприятия
.

2.
Восприятие.
На протяжении
дошкольного детства складываются 3
основных вида действия восприятия: 1)
действие идентификации,
2) действие отнесения
к эталону
,
3) моделирующие
действия. Значительное влияние на
развитие восприятия оказывает речь.

3.
Память.
Память носит непроизвольный
характер. Запоминание и припоминание
происходит независимо от воли и сознания
ребёнка. Произвольные
формы

запоминания и воспроизведения склад-ся
в среднем ДВ.

4. Мышление.
Мышление в ДВ характеризуется переходом
от
наглядно-действенного (3-4 г.) к
наглядно-образному (4-5 л.) и словесно-образному
(конец ДВ). Основным

видом мышления является наглядно-образное.

5. Воображение
формируется в игровой
и конструктивной видах деятельности
.
При фантазировании ребёнок осваивает
приёмы и
средства создания образов.

6. Внимание
дошкольника в основном непроизвольное.
Универсальным средством внимания
является речь, ребёнок организует своё
внимание на деятельности, формулируемой
словесно. Возрастает
концентрация, объём и устойчивость
внимания
.
Постепенно начинают складываться
элементы
произвольности
в
управлении вниманием.

7. Речь.
Понимание речи детьми зависит от
содержания тех представлений, которые
возникают в процессе восприятия речи.
Особенности развития речи: 1) речь
превращается в универсальное
средство общения
;
2) возрастает её выразительность;
3) основы родного языка постигаются в
процессе действий со словом; 4) ребёнок
учится излагать свои мысли связно,
логично, рассуждения превращаются в
способ решения интеллектуальных задач;
5) речь превращается в особую деятельность,
имеющую свои формы: слушание, беседа,
рассуждение, рассказ; 6) речь становится
особым видом произвольной деятельности.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Содержание

  1. Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте
  2. Мышление в дошкольном возрасте
  3. Память в дошкольном возрасте
  4. Развитие навыков общения у детей
  5. Становление характера в дошкольном детстве
  6. Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте
  7. Элементы готовности ребенка к школе

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.

Развитие речи – одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Мышление в дошкольном возрасте

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.

Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.

Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.

Развитие памяти с помощью дидактических игр

  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Развитие навыков общения у детей

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.

Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.

Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.

Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления – важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.

Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.

Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологическое развитие детей дошкольного возраста

Это автоматически переведенная статья.

Психологическое развитие дошкольников на каждом этапе имеет разные точки. Именно поэтому родителям необходимо уделять много времени заботе и сопровождению своих детей в первые годы жизни, ведь это поможет детям сформировать хороший характер и будет деньгами для дальнейшего развития. .

1. Характер психологического развития ребенка

В отличие от своего взрослого возраста дети дошкольного возраста обладают чрезвычайно чувствительными психофизиологическими и личностными особенностями. Поэтому родителям необходимо понимать природу психологического развития детей, чтобы иметь наилучшие методы воспитания.
1.1 Дошкольники любопытны и любят исследовать У всех детей дошкольного возраста есть общая черта: они всегда любят исследовать вещи и задавать вопросы «почему и почему» со взрослыми. Потому что новые вещи всегда стимулируют детскую любознательность и способность исследовать.
Хотя многие родители чувствуют себя довольно неловко и всегда расстраиваются из-за множества вопросов от своих детей, в это время они стараются быть настойчивыми, чтобы их дети могли удовлетворять их интересы и развиваться в соответствии с присущим им возрастом. Кроме того, родители также должны быть счастливы, когда их дети задают много вопросов, потому что есть исследования, которые показывают, что дети, которые любят исследовать и учиться, — это дети с хорошим мышлением и высоким интеллектом, поэтому для них это очень полезно. более поздняя жизнь.
1.2 Дети дошкольного возраста любят, когда о них заботятся взрослые Независимо от того, занята ли работа или у матери есть еще дети, всегда обращайте внимание на то, чтобы уделять ребенку определенное количество внимания. Когда родители не гладят детей регулярно, они чувствуют себя потерянными и становятся закрытыми, менее общительными. В это время в сознании ребенка может сформироваться мысль о том, что родитель не любит ребенка. Так что всегда дружи со своими детьми при любых обстоятельствах, мама!
1.3 У детей начинают формироваться коммуникативные навыки В процессе становления и развития психологии показано, что в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться более выраженные коммуникативные навыки и реакции в языковом плане. В это время ребенок имеет возможность наблюдать за всем вокруг и часто имитирует язык мультфильмов, ежедневно общаются родители или бабушка с дедушкой. Общение на языке помогает детям лучше совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Так что в семье, пожалуйста, обращайте больше внимания на использование слов, когда разговариваете друг с другом, потому что дети быстро учатся, и у них будут похожие действия и слова.
1.4 Дети дошкольного возраста формируют независимость Обучение детей самостоятельности с раннего возраста является популярным методом воспитания, применяемым японскими матерями. Соответственно, детям придется самостоятельно есть, ходить в туалет, чистить зубы и умываться. Поэтому на данном этапе родители не должны слишком защищать своих детей или помогать им в том, что они должны делать. Взрослые должны позволять детям заниматься своими делами, обращать внимание на наблюдения и давать детям советы или направлять их, чтобы они лучше понимали.

2. Что могут сделать родители, чтобы поддержать своих детей дошкольного возраста?

На самом деле, понимание природы психологического развития детей очень важно, потому что благодаря этому родители поймут, что нужно их ребенку и чего ему не хватает, чтобы иметь наилучшую поддержку. И для того, чтобы дети стали лучше в себе, у родителей должны быть следующие способы поддержки своих детей:
Планируйте своих детей: Планирование в любом деле принесет свои плоды, и Воспитание детей не является исключением. Родители могут целенаправленно планировать мероприятия, с помощью которых можно оценить, как у вашего ребенка дела. Например, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на вещи, которые ему не нравятся, как он общается со взрослыми и друзьями, а затем приспосабливайтесь соответствующим образом. Больше слушайте своих детей: наверняка в процессе воспитания детей будут моменты, когда родители злятся и ругают, когда их дети упрямятся или совершают неадекватные действия. Однако важно, чтобы мамы и папы старались контролировать свой гнев и делиться со своими детьми, объясняя им, почему им нужно делать то, а не то. Коучинг часто не дает немедленных результатов, поэтому родители должны быть очень терпеливыми и спокойными со своими детьми. Видно, что психофизиологическими характеристиками детей дошкольного возраста являются физические, умственные и психологические изменения, и это, очевидно, является частью процесса развития ребенка. Поэтому для родителей по-прежнему важно понимать и уделять больше внимания своим детям, чтобы у них была идеальная среда для хорошего развития в первые годы жизни.

Пожалуйста, наберите
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
для получения дополнительной информации или регистрации на прием ЗДЕСЬ .
Загрузите приложение MyVinmec, чтобы быстрее записываться на прием, и получите скидку 15% на плату за консультацию при первом приеме (применяется с 17 октября по 31 декабря 2022 г.).
Приложение MyVinmec также доступно и удобно для управления вашими заказами и
Служба телемедицины
с врачами Vinmec все в одном.

XEM ТЕМ:

  • Дошкольные страхи: почему они возникают и что делать?
  • Как помочь застенчивому ребенку быть более активным и счастливым каждый раз, когда он идет в школу
  • Сила развития детей 5-6 лет.

Метки:

Ко Нанг Гяо Тип

Tâm lý trẻ mầm non

Ко нанг куан сат

Nuôi dạy trẻ

Trẻ mầm non

SCIRP Open Access

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Подача документов
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2020 All Rights Reserved.