Особенности обучения одаренных детей дошкольного возраста: Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста
Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста
Ключевые слова:
дошкольники,
одаренные дети,
воспитание одаренных детей
Введение
Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы и представляет собой значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность может быть выявлена и изучена только в процессе обучения и воспитания ребенка.
Проблемы диагностики и развития детской одаренности на протяжении многих столетий волнуют педагогов и психологов, таких как Б.М.Теплов, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Н.С.Денисенкова и др.
В данной статье мы рассмотрим особенности воспитания одаренных дошкольников, выявленные в результате исследований кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ Денисенковой Н. С. В данном исследовании приняли участие 39 одаренных детей, посещающих дошкольные учреждения г. Москвы, а также их родители. Результаты работы нашли свое отражение в статье «Секреты воспитания одаренных детей».
Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка, является семья. Многие современные исследователи пытаются понять, чем отличаются родители одаренных детей, какие стили воспитания и установки свойственны данным семьям.
Существует несколько аспектов при изучении родителей одаренных дошкольников:
— интеллектуальные и личностные особенности родителей;
— структура и эмоциональный климат семьи;
— стиль детско-родительских отношений;
— отношение родителей к детской одаренности.
Проведенные Н.С.Денисенковой исследования показали, что все отцы и 95% матерей одаренных дошкольников имеют высшее образование, уровень дохода большинства семей – выше среднего. Родители талантливых детей показали высокий уровень интеллектуального развития, в детстве они также проявляли неординарные способности. В личном плане родителей характеризует активная жизненная позиция и положительное отношение к ней.
Значительное большинство одаренных дошкольников воспитывается в полных семьях. В 70% случаев в состав семьи входят и другие родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди. Только у 15% обследуемых детей есть младшие или старшие братья (сестры). Возможно, причина этого заключается в том, родители рано распознают выдающиеся способности детей и считают долгом посвятить себя их воспитанию. Так, исследования Р.Б.Зайонца показали, что интеллектуальная одаренность зависит от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем меньше средний коэффициент их интеллектуальности. Однако доказано, что развитие творческих способностей детей не связано с данным фактором. Для развития воображения важно, чтобы у ребенка были брат или сестра с незначительной разницей в возрасте.
Многие ученые отмечают большое влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Исследования Дж.Фримен, Дж.Флеминг, С. Такакс свидетельствуют о том, что добившимся успехов одаренным людям свойственна андрогиния, т.е. сочетание мужских и женских черт характера и поведения. Такая многоплановость и гибкость дает им возможность осваивать различные сферы деятельности. Выявлено, что дети в своих рисунках отражают близость к родителям противоположного пола, т.к. доказано, что они уделяют одаренному ребенку больше внимания, чем родители того же пола. Мамы посвящают больше времени сыновьям, а отцы – дочерям.
Одаренному ребенку очень нужна ласка, понимание, уважение и любовь. Согласно наблюдениям, большинство одаренных дошкольников (80%) воспитываются в благополучных семьях, в которых присутствует положительный эмоциональный климат, принятие ребенка, забота о членах семьи.
Взаимоотношения между детьми и родителями подразделяются на следующие стили: демократический, авторитарный и попустительский. Однозначных данных о том, какой стиль присущ родителям одаренных детей, нет. Однако выявлено, что стиль, основанный на жестком контроле, давлении, препятствует развитию одаренной личности. Попустительский стиль воспитания также отрицательно сказывается на развитии одаренности, т.к. постоянное предоставление возможности выбора приводит к невротизации дошкольника. Данное положение особенно актуально для одаренных детей, имеющих лабильную нервную систему и чрезмерную чувствительность к социальным нормам поведения.
Также доказано, что стиль детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, отличается от стиля воспитания в семьях, развивающих ребенка с творческими способностями.
Уже в раннем детстве между родителями и детьми устанавливаются тесные взаимоотношения. Особое внимание родители обращают на познавательную успешность своего ребенка.
Взаимоотношения в семьях, воспитывающих ребенка, преуспевающего в вербальных дисциплинах, отличается от воспитания в семьях детей, имеющих математические способности.
У ребенка, склонного к вербальным наукам, складывается крепкая эмоциональная связь с родителями, уделяющими большое внимание его умственному развитию, покупая познавательные игрушки, много общаясь с ним. Далее, в школьном возрасте, такие родители усиливают контроль за ребенком, строго контролируя его успеваемость.
У детей с математическими способностями хорошо развиты пространственные представления, интерес к оперированию числами. Они сосредотачиваются на задачах и доводят их до конца.
Родители, воспитывающие детей с творческими способностями, избегают чрезмерного давления и опеки, поощряя у них уверенность в себе. Однако в таких семьях часто наблюдается своеобразная эмоциональная дистанция, холодность, которые может привести к разладу между родителями, хотя это и не приведет к пренебрежению ребенком.
В дошкольном возрасте еще рано говорить о разделении детей на «интеллектуалов» и «творческих», т.к. данные особенности ярко проявятся в школьном возрасте.
Исследователями выделено несколько типов отношения родителей к детской одаренности: положительное, игнорирующее и отрицательное.
Положительное отношение родителей отличается любовью и заботой о ребенка вне зависимости от его способностей, хотя одаренность они принимают с радостью. Такое отношение является самым плодотворным для развития как одаренности, так и личности ребенка в целом. Оно дает ему чувство защищенности, значимости для близких людей, подготавливает почву для реализации возможностей. Детская одаренность воспринимается родителями как благо, «возможность быть успешным». Несмотря на занятость на работе, мамы и папы, а также бабушки и дедушки, считают необходимым способствовать опережающему развитию своих детей. Они организуют с ними посещение музеев, выставок, отдых на природе, занятия спортом, а также уделяют немало времени подбору развивающих игрушек и книг. К проблеме переутомления данная категория родителей относится серьезно и может отказаться от дополнительных занятий. В вопросе образования ребенка они также занимают активную позицию: тщательно выбирают детский сад, школу, предпочитая те, в которых используются развивающие программы, посещают родительские собрания, открытые занятия, активно участвуют в жизни ДОУ.
Большинство родителей (85%) положительно относятся к проявлениям детской одаренности и считают, что таланты необходимо развивать и поддерживать. Но мотивы такого отношения могут быть различными.
Одним из вариантов положительного отношения к одаренности можно назвать гиперсоциализацию, для которой характерно рассматривание проявлений способностей как возможности для самоутверждения и реализации родителями своих потенциальных возможностей. Для таких семей важно, чтобы ребенок демонстрировал свои достижения, а другие стороны его развития, увлечения, физическое и эмоциональное состояние родителей не интересует. Чрезмерные нагрузки приводят к быстрой утомляемости детей, снижению их успешности. Ребенок начинает чувствовать себя неудачником в глазах родителей, появляется тревожность, мнительность. Родители при этом испытывают недовольство, все более усугубляя сложившуюся ситуацию.
Так, английский ученый Дж.Фримен заметил, что чрезмерные родительские амбиции сопровождаются проявлением агрессивности у детей. Вырастая, они по-прежнему, испытывают чувство неудовлетворенности, неадекватно воспринимают себя. Случаи гиперсоциализации встречаются достаточно редко.
Исследования зарубежных психологов и педагогов указывают на то, что у одаренных младших школьников самооценка ниже, чем у сверстников. Так же можно сказать и про дошкольников.
Главной причиной этого является поведение родителей. Несмотря на то, что большинство родителей любят и принимают своего одаренного ребенка, практически все они очень многого от него ждут. Поэтому ребенок постоянно испытывает желание сделать приятное взрослым и заслужить их одобрение. Ребенок запоминает все события, вызвавшие улыбку и одобрение родителей. Гордость родителей за одаренного ребенка при отсутствии внимания к другим сторонам его личности, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего встречаются такие проблемы, как:
— перфекционизм (желание доводить все до совершенства),
— информационная перегруженность,
— чрезмерная соревновательность.
Сами по себе перечисленные качества не являются отрицательными, но при сочетании с другими личностными особенностями одаренных дошкольников, могут привести к достаточно серьезным проблемам, таким как заниженная самооценка, тревожность, постоянное напряжение и стресс. Обычно, перфекционизм не свойственен детям дошкольного возраста, но у одаренных детей он может проявляться.
Другим источником возникновения перфекционизма могут стать «семейные мифы», например миф об уникальности семьи. Во многих семьях существует множество рассказов об уникальных способностях ее членов. Ребенку внушают, что он является продолжателем семейной традиции, однако тяжесть ответственности перед родителями непосильна для одаренного ребенка.
Еще одним нежелательным последствием родительских ожиданий является чрезмерная соревновательность. От природы одаренные дети – прирожденные лидеры, поэтому им тяжело пережить успехи других детей. Родители так много уделяют внимания победам своего ребенка, что сильно расстраиваются при малейших неудачам. Они не учитывают того, что ребенок чутко прислушивается к их мнению и пытается любой ценой всех обогнать. Он не понимает, что неудачи неизбежны, и остро реагирует на них, в результате чего возникает внутренний, и даже внешний конфликт.
Также одаренные дети задают взрослым много вопросов и родители отвечают на них подробно, забывая, что перед ними находится ребенок. Дети внимательно слушают, пытаются вникнуть в данный вопрос, но большую часть не понимают, вследствие чего начинают считать себя глупыми. Если такая ситуация проявляется часто, у одаренного ребенка может появиться чувство собственной беспомощности. В этом и заключается такая проблема детского развития, как информационная перегруженность.
Многие американские родители не хотят видеть исключительность своего ребенка и даже отрицательно к ней относятся. Они предпочитают, чтобы их ребенок был «как все». Причины этого заключаются в «антиинтеллектуализме» общества, недоверия к «умникам». Также родители опасаются, что у одаренного ребенка неудачно сложится его жизнь, и окружающие будут настороженно к нему относиться.
Другие родители игнорируют раннее проявление одаренности у своего ребенка, избегают обсуждения его способностей. Данное обстоятельство крайне нежелательно сказывается на развитии одаренного дошкольника. В результате отвергнутые дети приходят к выводу, что важнее всего не выделяться, и начинают скрывать свои способности, что также негативно влияет на их интеллектуальное и личностное развитие.
Подавление интеллектуальных потребностей одаренного ребенка может привести к значительным нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и психозам. Неврозы способствуют депрессивному состоянию ребенка, когда он не в состоянии понять причины неприятия его окружающими людьми. У такого ребенка блокируется творческая энергия, мышление оказывается парализованным и он замыкается в своем воображаемом мире. Данная форма дезадаптации редка, но все же встречается, особенно у подростков.
В России случаи отрицательного отношения к одаренности исследователями не выявлены. Возможно, это связано с культурными особенности нашей страны, где талант и интеллектуальные способности относятся к положительным качествам. В 15% случаев встречается нейтральное отношение к одаренным дошкольникам, при котором дети остро реагируют на него, проявляя агрессию.
Бывает и другая реакция одаренного ребенка – уход в себя. Такие формы реагирования характерны для семей, в которых игнорирование детских способностей сочетается с проблемными ситуациями между родителями. В воображаемой ситуации дети не просто пытаются найти пути разрешения конфликтов, но и выстраивают целые миры, в которых они «существовали» в ущерб действительности. Дети настолько глубоко переживают семейные конфликты, размолвки, что всячески пытаются их избежать. В результате одаренность проявляется все меньше и меньше и сходит на «нет». Однако, данные случаи встречаются достаточно редко.
Заключение
Таким образом, анализируя статью Денисенковой Н.С. «Секреты воспитания одаренных детей» можно сделать вывод, что семья оказывает огромное влияние на интеллектуальное и личностное развитие дошкольника. Большинство родителей одаренных дошкольников принимают и любят их, но очень много от них ждут, загружая дополнительными занятиями. Этого делать нельзя. В результате сильного переутомления у них снижается самооценка, возникает чувство тревожности, постоянное напряжение и стресс. В связи с этим, педагогам и психологам, работающим с одаренными дошкольниками, необходимо уделять большое внимание семье. Важно показать родителям, что их ребенок уникален и требует признания своего таланта. Но при этом, он так и остается дошкольником: его развитие соответствует возрасту, он учится общаться со сверстниками, контролировать свои эмоции и понимать других людей. Поэтому крайне важна просветительская работа с родителями одаренных детей дошкольного возраста (беседы, консультации, тренинги, деловые игры и т.д.) помогающая им увидеть реальный мир ребенка, развить его таланты и личность в целом.
Список использованой литературы
- Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. — №4. — С. 14-24.
Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей
учитель физического воспитания МБОУ СОШ № 96 с углублённым изучением английского языка |
Обучение одарённых детей – задача, требующая
совместных действий многих специалистов. Будущее одарённого ребёнка,
в отличии от одарённого взрослого, ещё не определено,
поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В. А. Сухомлинский
Проблема одарённости занимала человека с давних времён. Такое понятие, как «талант», зародилось в античной эпохе и плотно утвердилось в научных трактатах до XIX века. Одарённый или гениальный человек, согласно античным философам: Платон, Демокрит, Сенека – обладал истинным знанием. В средние века развитием одарённости никто не занимался, так как считалось, что это – дар Божий. Интерес к одарённости появился в эпоху Возрождения, когда стал проявляться интерес к творчеству. Эта эпоха дала человечеству много гениальных и одарённых людей, и у многих философов снова возник вопрос «Что же есть одарённость?»
Создание концепции одарённости началось лишь на рубеже XIX и XX веков.
Английский учёный Ф. Гальтон попытался доказать экспериментальным путём, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. Позднее было установлено, что одарённость во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов. Более точное первое определение дал Б.М. Теплов: «Одарённость следует понимать как сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха».
В настоящее время широко используются понятия «индивидуальность», «одарённые дети» и «детская одарённость». Можно найти определённые родственные аспекты в значении этих понятий. Индивидуальность – это неповторимость определённых признаков, своеобразие психики и уникальность присущая конкретному человеку, делающая его непохожим на окружающих. Индивидуален каждый ребёнок со своими личностными способностями и знаниями. Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают выполнение определённой деятельности, тогда можно говорить об одарённости. Все одарённые дети проявляют успехи в учении и творческой деятельности и значительно превосходят сверстников. У таких детей своя точка зрения, свои мысли и позиции, которые отличаются от общепринятых. Характерные особенности: необычайная внимательность, отличная память, абстрактное мышление и стремление к постижению нового. Эти дети могут широко пользоваться накопленными знаниями. Детская одарённость рассматривается больше в педагогике по времени её проявления. Замеченную одарённость в ребёнке педагогом, родителями или психологом называют актуальной. Если одарённость не сразу заметна взрослым, называют её – потенциальной. Психологические особенности детей демонстрирующих одарённость могут рассматриваться, как признаки сопровождающие одарённость, но не обязательно, как факторы её порождающие, поэтому могут служить основанием для предположения о наличии одарённости.
Не следует думать, что одарённость детей – это постоянное явление, на которое ничто не может повлиять. Без правильного воспитания и обучения неординарные способности могут затухнуть. Важно вовремя рассмотреть одарённость в раннем детстве, чтобы помочь ребенку в её развитии, а главное, поспособствовать совершенствованию коммуникативных навыков, которых многие малыши бывают практически лишены. Между тем многие специалисты уверены, что каждый малыш появляется на свет одарённым, проблема же в том, что он в большинстве случаев получает неправильное воспитание, а за ним и обучение. Результат — опустошение внутреннего мира и привитие шаблонного мышления. Чтобы помочь маленькому человечку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира.
Чаще всего именно родители первыми замечают способности чада, хотя это не так просто, как кажется, из-за индивидуального их проявления в каждом отдельном случае. Родители должны в первую очередь определиться с методикой поведения к своему одарённому ребёнку: стараться не лишать его детства и всех прелестей этого возраста (игр, приобретение социально-бытовых навыков, общения), а также способствовать развитию его способностей, но без перехода границ.
Работать с одарёнными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Более того, такая работа в большинстве способов не принесёт результата. Проблема современного общества заключается в том, что специалистов, обученных работе с одарёнными детьми в разном возрасте, очень мало.
Какие использовать рекомендации при воспитании одарённой личности? Конечно же, родители, при условии правильного планирования воспитания, смогут из самобытного ростка вырастить настоящего гения, способного жить в обществе, с адекватной самооценкой. Если нет возможности определить ребёнка с незаурядными способностями в специальную школу, не стоит отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Пусть ребёнок имеет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть свой потенциал. Важно, чтобы родители обращали внимание на эмоции ребёнка во время выполнения им тех или иных действий, связанных с проявлением потенциала. Если эмоций нет, значит, это занятие ребёнку не доставляет удовольствие. В этой ситуации родителям самое главное не пускать всё на самотёк, а поговорить со специалистами: психологами, учителями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.
Обучение и воспитание одарённых детей является одним из наиболее актуальных в педагогике и психологии. Проблему социальной адаптации и развития одарённых детей исследовали многие ведущие учёные, психологи, а также родители и учителя на протяжении десятилетий. Как и прежде актуальным остаются разработка и применение современных методик и способов взаимодействия с одарёнными детьми. А это является одной из главных задач модернизации существующей системы образования, потому что у категории таких детей сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования. Работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Работать с такими детьми может такой же неординарный учитель, который не может всё время вести процесс обучения на «среднего ученика», который умеет наблюдать, увлекать, заинтересовать и самообразовываться.
Процесс будет требовать от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями. Необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. В процессе воспитания и обучения должно присутствовать сотворчество учителя и ученика. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
В современном образовании для формирования готовности педагогов к работе с одарёнными детьми требуется работа с педагогами для формирования у них заинтересованности в выявлении и поддержке одарённых детей и стимулировании роста их профессионального мастерства. Поэтому необходим пересмотр стандарта образовательного обучения и направленность на индивидуальный подход.
Количество просмотров: 1141 |
10 Характеристики одаренного ребенка
Термин «одаренный» использовался в кругах государственного образования на протяжении десятилетий – его часто неправильно использовали, неправильно диагностировали и неправильно понимали. Одаренные дети могут проявлять себя по-разному; некоторые из них являются положительными характеристиками, а некоторые нежелательны. При определении одаренности учащегося необходимо учитывать ряд факторов, так как не все одаренные дети одновременно проявляют одни и те же характеристики. Этот список предлагает 10 наиболее распространенных характеристик, наблюдаемых у одаренных учащихся.
Вербальные способности
Одаренные дети часто начинают вербальное общение в раннем возрасте и используют словарный запас далеко за пределами своего возраста. Этих детей часто называют «не по годам развитыми» из-за их использования языка. На веб-сайте Amend Psychological Services перечисляются некоторые вербальные особенности одаренных детей: «заядлые рассказчики», «ранние рассказчики» или «люди с обширным и точным словарным запасом». Эти дети часто тщательно выбирают слова, но, как правило, используют их много. Они также могут расстраиваться из-за детей той же возрастной группы, которые не могут их понять, и часто обращаются к детям старшего возраста или взрослым для разговора.
Обработка информации
Education.com утверждает, что одаренные дети часто обладают «необычной способностью обрабатывать информацию» и часто способны обрабатывать эту информацию быстрее и точнее, чем их сверстники. Эти дети, как правило, осваивают такие предметы, как чтение и математика, намного быстрее, чем их сверстники, что может затруднить их выполнение в обычной школьной среде. Bright Hub Education объясняет, что некоторые одаренные дети начинают мешать в классе — часто потому, что им надоедает материал, который преподается снова и снова.
Высокий уровень любознательности
Одаренные дети часто проявляют высокий уровень любознательности и погружаются в предмет со страстью, невиданной для большинства детей их возраста. Amend Psychological Services говорит, что одаренный ребенок нередко выучивает имена всех динозавров или статистику каждого игрока бейсбольной команды в очень раннем возрасте. Медицинский центр Beth Israel Deaconess называет эту характеристику «глубоким погружением в деятельность, которая их интересует», и родители одаренных детей быстро узнают, насколько насыщенным может быть это погружение, когда им приходится вести ребенка в библиотеку или помогать ему находить факты в Интернете. Интернет снова и снова.
Память
Одаренные дети часто способны запоминать информацию быстрее и дольше, чем средние дети того же возраста. Их способность к быстрому обучению позволяет им быстро обрабатывать факты и сохранять их для последующего эффективного вспоминания. Высокий уровень сохранения памяти в сочетании с быстрой обработкой информации часто означает, что эти дети изучают предметы с невероятной скоростью, из-за чего родителям и учителям может быть сложно представить информацию одаренным детям так быстро, как им хочется.
Интенсивность и настойчивость
Многие одаренные дети интенсивно учатся, поэтому часто они так быстро усваивают большие объемы информации. По данным Education.com, они также могут быть интенсивными в социальном плане, с острой чувствительностью к потребностям и чувствам других. Эти дети способны проявлять сострадание к другим на гораздо более глубоком уровне, чем другие дети их возраста. Тем не менее, интенсивность и настойчивость могут также иногда работать против одаренного ребенка, когда ребенок сталкивается с проблемой, которую он не может легко решить, или с темой, которую он не может освоить так быстро.
youtube.com/embed/Vsf2qh4dn3Q»>
Чувство юмора
С одаренными детьми приятно находиться рядом, потому что многие из них обладают чувством юмора, которое далеко не по возрасту. Bright Hub Education заявляет, что эти дети часто особенно ценят более тонкие виды юмора, такие как сатира. Им также нравится игра слов, например каламбуры, и они особенно искусны в использовании этих комических приемов. Независимо от того, проявляется ли их чувство юмора в разговоре или в письме, с этими студентами приятно общаться.
Чувство справедливости
Одаренные дети часто обладают обостренным чувством справедливости, что может выражаться в завышенных требованиях к себе и другим. В то время как их сильный моральный компас может сделать их эффективными лидерами и обеспечить правильный выбор во многих ситуациях, эта характеристика также может помешать им наладить долгосрочные отношения с другими. Эти дети часто начинают интересоваться справедливостью и справедливостью в очень раннем возрасте, что сохраняется на протяжении всей их жизни.
Сильное воображение
Одаренные дети часто демонстрируют сильное воображение и способны сочинять истории, которых родители и учителя не обязательно ожидают. Education.com сообщает, что эти дети часто проявляют оригинальность в устном, письменном или художественном выражении и считаются очень творческими. Одаренные дети могут проводить время, фантазируя, и их часто относят к категории независимых мыслителей.
Острая наблюдательность
Дети, попадающие в эту группу, могут гораздо острее воспринимать детали, чем другие дети того же возраста. Читая книгу или смотря фильм, одаренные ученики часто замечают, казалось бы, несущественную информацию, которую другие могут пропустить. Их внимание к деталям часто приводит к длинным, затянутым описаниям ситуаций или конфликтов, что иногда является частым источником разочарования для родителей и учителей.
Способность решать проблемы
Одаренные дети, которых часто воспринимают как эффективных решателей проблем, обычно не получают ничего, кроме разложения сложной проблемы и поиска решения, о котором никто другой даже не догадывается. Эти дети, согласно Education.com, обладают «продвинутыми когнитивными и аффективными способностями к осмыслению социальных проблем» — потенциальные лидеры будущего.
Определение ребенка как «одаренного» — довольно сложный процесс, который в большинстве случаев требует тщательного наблюдения и объективной проверки. Хотя этот список не является исчерпывающим, он дает представление о некоторых наиболее распространенных характеристиках одаренных детей, чтобы помочь учителям и родителям понять, оправданы ли дальнейшие оценки.
Есть вопросы? Свяжитесь с нами на Facebook @publicschoolreview.
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев
Disqus. comments powered by Disqus
Характеристики и черты одаренных детей
Характеристики и черты одаренных детей
Одаренные дети часто выделяются. Являетесь ли вы родителем, педагогом или студентом, скорее всего, вы здесь, потому что заметили что-то другое о студенте или о себе, если вы являетесь этим студентом. Те, у кого нет опыта в области одаренного образования, могут чувствовать, что одаренные дети выделяются своими хорошими оценками или высокими достижениями. Тем не менее, многие из нас, кто работает с одаренными детьми, знают, что они отличаются от других по другим причинам, таким как причудливое чувство юмора, их интенсивные вопросы или их отказ сидеть на месте в классе и повторять математические факты, когда они предпочли бы обсуждать их. природа бесконечности. Поиск одаренных черт у детей может предоставить информацию родителям, педагогам и самим учащимся, чтобы они могли решить, хотят ли они пройти тестирование интеллекта, ускоренное обучение или просто лучше понять, кто эти дети.
Что такое одаренность?
По своей сути, одаренность — это отличие, основанное на мозге, которое вносит свой вклад в наш яркий и нейроразнообразный мир. Это неврологическое различие означает, что у глубоко одаренных учащихся траектория интеллектуального, академического и социально-эмоционального развития иная, чем у нейротипичных людей. Эти различия подробно описаны в «Нейронауке одаренности», серии статей GRO, организации по исследованию и распространению информации о одаренных.
Цитируя любимого лидера в области образования для одаренных, доктора Джима Делайла, «Одаренность — это врожденная способность обнаруживать и понимать мир сложными способами, которые значительно отличаются от возрастных норм». ( Понимание вашего одаренного ребенка изнутри , стр. 8). Важно отметить, что Делиль делает различие, что одаренность не всегда очевидна, просто глядя на достижения ученика. Это часто является источником напряженности при защите высокоодаренных детей, которые могут казаться средними или даже ниже среднего в школе. Родители и специалисты в области образования часто слышат одни и те же мифы об одаренных учащихся и должны сделать дополнительный шаг, чтобы узнать о своей одаренности, чтобы лучше удовлетворять потребности этой группы населения.
Как и большинство людей, высокоспособные ученики — это уникальные личности с разнообразными и многогранными талантами и интересами. Некоторые демонстрируют мастерство в нескольких областях, в то время как другие преуспевают в одном предмете. Идентификация одаренных часто основывается на сочетании тестирования одаренных и более качественных наблюдений за одаренными характеристиками и поведением.
Общие характеристики одаренных детей:
- Способность понимать материал на несколько классов выше своих сверстников
- Удивительная эмоциональная глубина и чувствительность в юном возрасте
- Сильное чувство любопытства
- С энтузиазмом относится к уникальным интересам и темам
- Причудливое или зрелое чувство юмора
- Креативное решение проблем и творческое самовыражение
- Быстро усваивает информацию с небольшим количеством повторений
- Самосознание, социальное сознание и осведомленность о глобальных проблемах
Национальная ассоциация одаренных детей перечисляет дополнительные черты одаренности, которые могут быть полезны родителям. Конечно, каждый одаренный учащийся уникален, и у них может проявляться сочетание этих черт или только двух очень интенсивно, или, возможно, вы обнаружите, что ни одна из них вообще не подходит.
Какие черты глубоко одаренных детей?
Глубоко одаренные люди набирают 99,9-й процентиль по IQ и тестам достижений и обладают исключительно высоким уровнем интеллектуального мастерства.
Характеристики глубоко одаренных людей могут включать:
- Быстрое понимание : развитая способность быстро учиться и обрабатывать информацию в сочетании с потребностью в постоянной умственной стимуляции; глубоко одаренные учащиеся часто работают в другом темпе, чем их нейротипичные сверстники, — продвигаясь вперед или делая паузы, чтобы глубже погрузиться в интересующие их области.
- Интуитивное понимание основ : трудности с концентрацией внимания на задачах, не требующих интеллектуального развития, включая повторяющиеся материалы или механические задания; глубоко одаренным детям часто требуется меньше практики, чтобы овладеть идеей или концепцией.
- Склонность к сложности : Необходимость понимать «общую картину» того, что они изучают; они могут задавать бесконечные вопросы «почему» или предпочитают учиться от целого к частям, а не от части к целому.
- Потребность в точности : Понимание нюансов и потребность в точности в мышлении и выражении; они могут часто отвечать на вопросы словами «это зависит от…» и могут испытывать трудности с оценками с множественным выбором, которые требуют от них принятия окончательных решений без обширного контекстуального фона вопросов.
- Высокие ожидания : Склонность предъявлять к себе и другим высокие стандарты, что иногда может проявляться как перфекционизм или очень определенное чувство справедливости; это может привести к проблемам при понимании правил, установленных другими, или при взаимодействии со сверстниками того же возраста, которые не придерживаются тех же стандартов.
- Отличающиеся интересы : Живое воображение и нишевые интересы могут затруднить общение со сверстниками того же возраста; глубоко одаренные учащиеся могут искать детей старшего возраста или взрослых, которые разделяют их интересы, или они могут общаться с детьми младшего возраста, которые гибки в своем мышлении и занимаются воображением.