Нарушение познавательных психических процессов: III. Нарушения познавательных процессов
III. Нарушения познавательных процессов
Ощущение
– простейший психический процесс
отражения окружающей объективной
действительности, а также внутреннего
состояния организма.
Виды
ощущений
Расстройства
ощущений
Синестопатии
– необычные неприятные ощущения без
локализации, которые сложно описать, у
них нет причин (распирание, жар, пульсация,
покалывание, зуд и т.д.). При атонических
поражениях ГМ и шизофрении.
Парастезии
– онемение конечностей, покалывание,
мурашки (интоксикации, психогенное)
Аналгезии
– отсутствие боли (паралич, шизофрения)
Гипалгезии
– уменьшение болевых ощущений (психогенное
– аффект)
Анестезия
– исчезновение ощущений (истерические
расстройства)
Гипестезии
– снижение силы ощущений (депрессия,
оглушение сознания)
Гиперестезии
– обострение ощущений (нервно-психическое
истощение)
Синестезии
– возникновение ощущений в органе
чувств при раздражении другого анализатора
Восприятие
Отражение
в сознании предметов или явлений при
их непосредственном воздействии на
органы чувств.
Виды
восприятий:
Зрительные,
слуховые, осязательные, обонятельные,
кинестезические, вкусовыеВосприятия
пространства, времени и движения
Расстройства
восприятия
Агнозия
–
отсутствие восприятия (неузнавание) –
при поражении ГМ, истерии
Нарушение
интенсивности восприятия
Сенсорная
гиперпатия
– повышение интенсивности восприятия
(причина — голодное истощение)
Сенсорная
гипопатия
– снижение интенсивности восприятия
Дереализация
– отчуждение окружающей действительности
Деперсонализация
соматопсихическая
– будто исчезли все те явления, которые
связаны с телом (не дышит, нет веса, чужое
тело и т.д.)
Деперсонализация
аутопсихическая
(расстройство самосознания) – переживание
изменённости своего я (нет мыслей, нет
чувств, нет страха, нет горя, пустота и
т.д.) При истощении, при психастении, при
кризисах взросления, при психозах.
Искажение
восприятия
Психосенсорные
расстройства
– нарушение восприятия перспективы,
размеров, формы и т.д. При утомлении.
Оптиковестибулярные
расстройства
– стены рушатся, кровать летает, потолок
трясётся и т.д. При алкоголизме.
Расстройство
схемы тела (при поражении ГМ):
Расстройства
восприятия формы, величины и положения
частей тела в пространствеРаспад
тела на частиОщущение
ложных конечностей (или наличие двойника)Невосприятие
собственного дефекта
Ошибки
восприятия
Иллюзии
– ошибочное восприятие реально
существующих явлений (у слабовидящих,
слабослышащих, например. Или в темноте
мешок кажется котом)
Галлюцинации
– ошибочное восприятие отсутствующего
в реальности.
Истинные
— проецируются вовне, воспринимаемое
чуждо. Псевдогаллюцинации
– находятся во внутреннем пространстве
– голове, теле, осознаются как аномальное.Элементарные
–
отдельные звуки, образы,
Сложные
— целые сцены.Гипногогические
– при закрытых глазах перед засыпанием,
Слуховые,
зрительные, тактильные, обонятельные,
вкусовые.
Внимание
Произвольная
или непроизвольная избирательная
направленность и сосредоточенность
психической деятельности на определённый
объект, значимый в данный момент.
Св-ва:
избирательность, объём, устойчивость,
распределение, переключаемость.
Нарушения
внимания
Отвлекаемость
(слабоумие, аутизим, гипертимы)Апрозексия
(полная невозможность сосредоточиться)
– поражение лобных долей, расстройство
сознания, ранняя детская шизофрения,
глубокая умственная отсталость)Прикованность
(при депрессии, ипохондрии)Истощаемость
внимания (снижение способности к
длительному сосредоточению) – при
астении, минимальной дисфункции ГМ,
органические поражения ЦНССужение
объёма внимания — неспособность
удерживать большое число объектов в
поле внимания (при прогрессивном
параличе)Тугоподвижность
внимания – неспособность к быстрому
и частому переключению внимания – при
эпилепсииМодально-неспецифические
нарушения внимания и модально-специфические
нарушения (концентрация на определённого
типа объектах – зрительных, слуховых
и т. д. – при поражении определённых зон
ГМ)
Мышление
Процесс
отражения общих свойств в вещах и
явлениях, а также закономерных связей
между ними, опосредствование, установление
отношений и зависимостей, раскрытие
внутренних связей и закономерностей.
Расстройства
мышления
I
Нарушение
процесса мышления
Ускоренное
мышлениеЗаторможенное
мышлениеПрерывистое,
задержка мыслей (шперрунг)Сгущение
(агглютинация)
Нарушение психических процессов — Общие сведения, Причины возникновения. Томск
Общие сведения
Психические процессы это отдельные проявления психической деятельности человека. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы, выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
Нарушения психических процессов в организме человека может приобретать различный характер. Как правило, психологические, сугубо клинические исследования касаются изучения расстройств познавательных, мыслительных функций, некоторые работы посвящены анализу нарушений мышления, умственной работоспособности, под призмой особенностей формирования личностной сферы.
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические процессы. К ним относят следующие процессы:
Высшие психические процессы имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются в течении времени во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых центральное место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение.
Нарушение психических процессов
Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. Высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.
Нарушение психических процессов может возникнуть при следующих заболеваниях:
Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.
Диагностика психических нарушений
Важно принимать во внимание умственные действия при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических процессов, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга.
При обследовании пациентов становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических процессов, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических процессов.
Психофизиологическое исследование когнитивной обработки и аффективных реакций на нарушения социальных ожиданий
. 2001 г., май; 12(3):197–204.
дои: 10.1111/1467-9280.00336.
Б Д Бартолоу
1
, M Fabiani, G Gratton, B A Bettencourt
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл 27599-3270, США. [email protected]
PMID:
11437301
DOI:
10.1111/1467-9280.00336
B D Бартолоу и соавт.
Психологические науки.
2001 май.
. 2001 г., май; 12(3):197–204.
дои: 10.1111/1467-9280.00336.
Авторы
Б Д Бартолоу
1
, М. Фабиани, Дж. Граттон, Б. А. Бетанкур
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл 27599-3270, США. [email protected]
PMID:
11437301
DOI:
10. 1111/1467-9280.00336
Абстрактный
Некоторые модели восприятия человека предсказывают, что нарушения ожиданий имеют как аффективные, так и когнитивные последствия для воспринимающего. Хотя существующие данные в целом подтверждают эти утверждения, временное разрешение традиционных показателей самоотчета ограничило способность исследователей убедительно связать лежащие в основе физиологические процессы с наблюдаемыми результатами. В этом исследовании мы изучили эти вопросы, измеряя электрофизиологическую активность мозга (потенциалы мозга, связанные с событиями) и периферической (электромиограмма лица), в то время как участники читали положительные и отрицательные согласованные с ожиданием, нарушающие ожидание, не относящиеся к ожиданию и семантически неконгруэнтные поведенческие предложения о вымышленные персонажи. Результаты электромиограммы показали, что отрицательное (но не положительное) поведение, нарушающее ожидание, вызывало усиление отрицательного аффекта уже через 100–300 мс после стимула. Потенциалы, связанные с событием, показали повышенную положительную реакцию с задержкой, превышающей 300 мс, в ответ на нарушения ожидания и негативное поведение. Семантически неконгруэнтные окончания предложений повлияли на отдельный отрицательный компонент (N400), предполагая фундаментальные различия между обработкой семантической и поведенческой согласованности. Эта разница также была очевидна в воспоминаниях участников. Обсуждаются последствия для теоретических моделей нарушения ожиданий.
Похожие статьи
Потенциалы, связанные с событиями, выявляют предвзятость раннего внимания к негативному, неожиданному поведению.
Херонимо Р., Вольперт Х.И., Бартолоу Б.Д.
Херонимо Р. и др.
Соц Неврологии. 2017 апр; 12 (2): 232-236. дои: 10.1080/17470919.2016.1144646. Epub 2016 17 февраля.
Соц Неврологии. 2017.PMID: 26821691
Бесплатная статья ЧВК.Взаимодействие между синтаксисом и семантикой во время понимания предложений: ERP-эффекты сочетания синтаксических и семантических нарушений.
Хагурт П.
Хагурт П.
J Cogn Neurosci. 2003 г., 15 августа; 15 (6): 883–99. дои: 10.1162/0898922370807.
J Cogn Neurosci. 2003.PMID: 14511541
Потенциалы, связанные с событиями, выявляют зависимость от задачи и индивидуальные различия в обработке отрицания во время молчаливого слушания и явной оценки истинности.
Герберт С., Кисслер Дж.
Герберт С. и др.
Неврология. 2014 26 сентября; 277: 902-10. doi: 10.1016/j.neuroscience.2014.07.043. Epub 2014 1 августа.
Неврология. 2014.PMID: 25088913
Влияние алкоголя на восприятие человека: подход социальной когнитивной нейронауки.
Бартолоу Б.Д., Пирсон М.А., Граттон Г., Фабиани М.
Бартолоу Б.Д. и соавт.
J Pers Soc Psychol. 2003 г., октябрь; 85 (4): 627-38. дои: 10.1037/0022-3514.85.4.627.
J Pers Soc Psychol. 2003.PMID: 14561117
Клиническое испытание.
Как укореняется культура: культурные различия в связанных с событиями потенциалах нарушения социальных норм.
Му Ю., Китаема С., Хан С., Гельфанд М.Дж.
Му Ю и др.
Proc Natl Acad Sci U S A. 2015 Dec 15;112(50):15348-53. doi: 10.1073/pnas.1509839112. Epub 2015 30 ноября.
Proc Natl Acad Sci U S A. 2015.PMID: 26621713
Бесплатная статья ЧВК.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Ориентация на социальные ценности модулирует поведенческие и нервные реакции на социальное влияние.
Ци Ю, Лю Зи, Цао С, Хан Ю, Ван Ц, Лю С, Ву Х.
Ци Ю и др.
Hum Brain Map. 2023 1 июня; 44(8):3222-3231. doi: 10.1002/hbm.26276. Epub 2023 17 марта.
Hum Brain Map. 2023.PMID: 36930041
Бесплатная статья ЧВК.Интерпретация китайскими понимающими малоинформативности в акцентированных речевых нарративах L1 и L2.
Ли Ю, Фэн С.
Ли Ю и др.
Фронт Псих. 2023 23 января; 14:1040162. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1040162. Электронная коллекция 2023.
Фронт Псих. 2023.PMID: 36755670
Бесплатная статья ЧВК.Процессы когнитивного контроля и защитные механизмы, влияющие на агрессивные реакции: на пути к интеграции социокогнитивных и психодинамических моделей агрессии.
Ганьон Дж., Куанса Дж. Э., Макниколл П.
Ганьон Дж. и др.
Передний шум нейронов. 2022 14 января; 15:751336. doi: 10.3389/fnhum.2021.751336. Электронная коллекция 2021.
Передний шум нейронов. 2022.PMID: 35095447
Бесплатная статья ЧВК.Атрибуция намерений у детей и подростков с расстройством аутистического спектра: исследование ЭЭГ.
Шютц М., Боксхоорн С., Мюльхерр А.М., Мёссингер Х., Фрайтаг К.М., Лукхардт К.
Шютц М. и соавт.
J Аутизм Dev Disord. 2023 Апрель; 53 (4): 1431-1443. doi: 10.1007/s10803-021-05358-1. Epub 2021 2 декабря.
J Аутизм Dev Disord. 2023.PMID: 34859338
Бесплатная статья ЧВК.Эмоции в межгрупповом контакте: влияние случайных и интегральных эмоций на межэтническую предвзятость смягчается применимостью эмоций и субъективным действием.
Паолини С., Харвуд Дж., Логачева А. , Рубин М., Мацкевич М.
Паолини С. и др.
Фронт Псих. 2021 28 мая; 12:588944. doi: 10.3389/fpsyg.2021.588944. Электронная коллекция 2021.
Фронт Псих. 2021.PMID: 34122208
Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
Уровень морального мышления и когнитивных искажений:
Многие психологи изучали моральное мышление у людей, поскольку оно является одним из центральных элементов суждения и справедливости в современном обществе. Наша мораль, или социальные моральные нормы, диктуют, что правильно и что неправильно, и, следовательно, что мы считаем приемлемым. Понимая теории об уровнях морального мышления и когнитивных искажений, мы можем определить источники делинквентного поведения и логику таких решений.
- Мы углубимся в тему различных уровней моральных рассуждений и когнитивных искажений.
- Сначала мы дадим определение когнитивным искажениям, предоставив примеры когнитивных искажений и их отношение к судебной психологии.
- Затем мы обсудим уровни моральных рассуждений, уделив особое внимание Кольбергу.
- Наконец, мы выделим сильные и слабые стороны каждой темы в оценке.
Рис. 1 — Когнитивные искажения и уровни морального мышления являются когнитивными объяснениями преступления.
Типы когнитивных искажений
Когнитивные искажения — это ненормальное поведение или мысли, которые изменяют восприятие реальности человеком. Естественно, это может напрямую влиять на поведение и на то, как люди интерпретируют ситуации. Когнитивные искажения — это иррациональные мысли, которые заставляют вас воспринимать реальность негативно, даже если реальность этого не отражает.
Джон Гиббс и др. (1995) установили четыре типа когнитивных искажений, характерных для преступников:
- Эгоцентризм.
- Обвинение других.
- Минимизация проблем.
- Предвзятость враждебной атрибуции (при худшем предположении).
Когнитивные искажения идут рука об руку с моральными рассуждениями, особенно в отношении преступного поведения, поскольку они потенциально вызывают ненормальные мыслительные процессы и поведение. Жан Пиаже изучал когнитивные способности детей, развиваемые для вынесения моральных суждений. Позже Кольберг и Джеймс Рест продолжили изучение способностей к моральному мышлению у взрослых. Кольберг был первым исследователем, который применил моральное суждение к преступному поведению.
Моральные рассуждения — это когнитивный процесс рассуждений с учетом этических последствий, также известный как правильное и неправильное. Перспектива признает 90 158 правильных и неправильных 90 023 и признает правила социального поведения.
Примеры когнитивных искажений
Когнитивные искажения могут объяснить моральную подоплеку некоторых правонарушений. Гиббс и др. (1995) выявили когнитивные искажения, имеющие особое значение в противоправном поведении. Эти иррациональные искажения проблематичны, потому что они влияют на мысли и поведение, потому что искаженное представление о реальности приводит к ненормальному поведению.
Давайте подробнее рассмотрим различные типы когнитивных искажений.
Враждебное приписывание предвзятости
В контексте преступного поведения враждебное приписывание предвзятости связано с неверным истолкованием правонарушителем отношения других людей, обычно предполагая наихудшее . Предполагается, что другие будут вести себя агрессивно и конфронтационно по отношению к преступнику, когда это не так. Это предположение часто приводит к непропорциональным и агрессивным реакциям.
Michael Schonenberg и Aiste Jusyte (2014) провели исследование, в ходе которого представили 55 насильственным правонарушителям изображения эмоционально двусмысленных выражений лица и сравнили их с неагрессивной контрольной группой.
Они обнаружили, что насильственные правонарушители чаще распознавали гнев и враждебность на изображениях, чем ненасильственные правонарушители.
Кеннет Додж и Синтия Фрейм (1982) считали, что происхождение этих когнитивных искажений может происходить из детства. Они провели исследование, показав детям видеоклип неоднозначных, провокационных ситуаций, в которых поведение не было ни враждебным, ни случайным. До исследования дети, отнесенные к категории агрессивных, воспринимали видеоклип в целом более агрессивно, чем дети, отнесенные к категории неагрессивных.
Минимизация
Исследования показывают, что сексуальные преступники пытаются преуменьшить свою вину, а иногда даже перекладывают вину на жертв.
Минимализация — это тип когнитивного искажения. Человек пытается свести к минимуму или уменьшить тяжесть своих преступлений и поведения. Другими словами, это можно рассматривать как отрицание или самообман. Преуменьшение серьезности ситуации подчеркивает отказ принять содеянное. Последствия преувеличены (либо недооценены, либо преувеличены) до некоторой степени.
Примером минимизации является ситуация, когда кто-то ворует из магазина, а затем описывает свое преступное деяние как работу. Они оправдывали свой проступок тем, что это источник дохода их семьи, и они должны были делать это, чтобы обеспечить свою семью. Это способ преуменьшить серьезность преступления.
Kennedy and Grubin (1992) обнаружили, что большинство осужденных за сексуальные преступления склонны обвинять жертву в преступлении. Еще четверть считала, что она закончилась положительно для потерпевшего. Некоторые считали, что жертве не было причинено никакого вреда (особенно в случае с преступниками, совершившими сексуальное насилие над детьми).
Howard Barbaree (1991) обнаружил, что из 26 заключенных в тюрьму насильников 54% полностью отрицали преступление. Остальные 40% оправдывали причиненный жертвам вред тем, что преуменьшали его.
Стадии нравственного развития Кольберга: возраст
Кольберг согласился с первоначальной интерпретацией Пиаже нравственного развития детей и хотел расширить эти моменты. Это привело Кольберга к стадиям морального развития, детализировав три уровня рассуждений, состоящих из шести общих стадий. Стадии морального развития Кольберга приходятся на следующие возрасты:
- Первый уровень (доконвенциональные рассуждения): Повиновение и наказание И Личный интерес — Девять лет.
- Второй уровень (традиционное мышление): Ориентация на хороших людей И Закон и порядок — дети старшего возраста, подростки и большинство взрослых.
- Третий уровень (постконвенциональное мышление): Ориентация на общественный договор И принцип универсальной этики. Редко подростки, некоторые взрослые.
Большинство людей, как правило, оказываются на втором уровне, и редко люди достигают третьего уровня. Кольберг разработал и исследовал свою теорию стадий морального развития с помощью десяти моральных историй, представленных участникам. Одним из известных примеров является Хайнц Дилемма .
Дилемма Хайнца описывает моральную дилемму, в которой участники должны были решить, оправданы ли действия Хайнца исходя из истории.
У Хайнца была больная жена, и ему требовались дорогие лекарства, чтобы спасти ее. К сожалению, он не мог себе этого позволить, поэтому ворвался в магазин с дорогими лекарствами, чтобы украсть их и помочь спасти свою умирающую жену.
Колберг спросил участников, были ли действия оправданы и обоснование решений участников .
Рис. 2. Кольберг описал различные этапы морального мышления¹.
Первый уровень – доконвенциональное мышление
Доконвенциональное мышление – это первая стадия морального развития, на которой чувство моральных ценностей направлено вовне.
- Дети находятся на этой стадии, пока им не исполнится девять лет старый .
На этом этапе у детей еще нет личного морального кодекса, потому что они не усвоили социальные условности о добре и зле. Вместо этого нормы взрослых и последствия нарушения их правил определяют моральные решения.
Этап первый: Повиновение и наказание
Дети понимают правила, основанные на том, как авторитетные лица применяют награды или наказания. Действия, связанные с «оскорбительным поведением» или нарушением правил на этом этапе:
Если мои действия приводят к наказанию, это должно быть неправильное решение.
Если мои действия приведут к награде, это должно быть правильное решение.
Второй этап: Личная выгода
Наилучшие интересы детей определяют правильное поведение на этом этапе, поэтому они мало интересуются другими и заботятся о своей выгоде. Действия, связанные с «оскорбительным поведением» или нарушением правил на этом этапе:
Второй уровень — Традиционное мышление
Традиционное мышление — вторая стадия нравственного развития. Чувство нравственности на конвенциональном уровне связано с личными и общественными отношениями.
Дети и подростки принимают правила авторитетных фигур, потому что они обеспечивают позитивные отношения и поддерживают общественный порядок.
Это стадия, когда люди начинают усваивать моральные нормы взрослых ролей в обществе. Привязанность к правилам и условностям более жесткая, и актуальность или целостность правила редко подвергается сомнению. На данном этапе социальные правила необходимы для обеспечения функционирования общества. Однако это влияет на наши моральные взгляды на то, что правильно и что неправильно.
Третий этап: Ориентация на хороших людей
На этом этапе акцент делается на позитивном поведении и хороших и сбалансированных отношениях с окружающими. Человек склонен быть хорошим, поэтому другие воспринимают их таковыми .
Следовательно, такое позитивное поведение тесно связано с признанием другими. Дети нуждаются в одобрении сверстников и авторитетных лиц и будут вести себя соответствующим образом, чтобы избежать неприязни.
Четвертый этап: Ознакомление с законом и порядком
На этом этапе ребенок принимает правила и условности из-за важности поддержания функционирования общества. Законы рассматриваются как равные для всех, а соблюдение правил считается ценным и важным.
Моральное рассуждение основано на необходимости личного одобрения, как и на предыдущем этапе. Существует обязанность поддерживать законы и правила.
Большинство людей в обществе остаются на четвертой стадии, когда внешняя сила диктует мораль.
Третий уровень: Постконвенциональное мышление
Постконвенциональная мораль — это третий уровень нравственного развития. На этом уровне у людей вырабатываются собственные этические и моральные принципы. На этом этапе человек понимает, что некоторые законы несправедливы и должны быть изменены или отменены, характеризуется растущим осознанием.
Это могут быть абстрактные этические принципы и ценности, обычно направленные на благо человечества.
Постконвенциональные моралисты имеют свои этические принципы. Эти принципы обычно основаны на обеспечении благосостояния максимально возможного числа людей и уделении приоритетного внимания правам человека. Постконвенционалисты ставят моральную оценку ситуации выше социальных условностей. Некоторые теоретики предполагают, что многие люди не достигнут такого уровня абстрактных моральных рассуждений.
Пятый этап: Ориентация на общественный договор
Кольберг считал, что этот этап недостижим для большинства, где мир разнообразен с разными культурами, ценностями, правами и мнениями. Точки зрения на этом уровне должны быть взаимными и уважаться как уникальные для каждого.
Люди рассматривают законы не как жесткие указы, а как общественные соглашения. Люди на этом этапе должны разрешать и поощрять изменения в сотрудничестве для высшего блага общего благосостояния .
Пять причин являются теоретическими принципами демократического правления.
Шестой этап: универсальные этические принципы
Нравственные рассуждения опираются на абстрактное применение универсальных этических принципов на этом этапе. Обычно эти принципы сосредоточены на моральных ценностях, таких как равенство, достоинство или уважение.
На этом этапе люди верят, что законы имеют силу только в том случае, если они основаны на справедливости. Они осознают, что приверженность справедливости означает неподчинение несправедливым законам. Люди, выбирающие этические принципы, хотят следовать этим законам.
Когда они нарушают их, они испытывают угрызения совести. Они выбирают определенные отношения, потому что считают, что это в их интересах. Кольберг считал, что на данном этапе трудно выделить лиц, последовательно действующих на этом уровне.
млн лет назад (2013) обнаружил, что первые четыре стадии почти одинаковы для разных популяций, но пятая и шестая стадии встречаются редко.
Важность теории морального развития Кольберга
Кольберг был первым исследователем, который применил моральные рассуждения к преступному поведению и предложил три уровня моральных рассуждений. Чем выше уровень, тем сложнее становятся этапы нравственного развития.
Разница между когнитивным развитием и нравственным мышлением
Развитие нравственного мышления является продуктом когнитивного развития. Мы можем увидеть, как когнитивное развитие и моральное мышление связаны друг с другом, поняв, как у преступников формируются различные моральные взгляды.
Предполагается, что преступники не проходят этапы морального мышления и вехи когнитивного развития, как другие члены общества. Вместо этого они остаются на более низких уровнях морального мышления (9).0158 Allen et al., 2001 ).
Доконвенциональная стадия связана с необходимостью избегать наказания и получать вознаграждение. Это также связано с менее зрелыми рассуждениями. Люди, классифицированные на этом уровне, с большей вероятностью совершат преступление, если они могут избежать ответственности или наказания за свои действия или если они могут быть вознаграждены за свое плохое поведение.
Оценка моральных рассуждений и когнитивных искажений
Понимание сильных и слабых сторон рассмотренных выше подходов имеет важное значение.
Сильные стороны подхода к моральному мышлению
Исследования поддерживают когнитивное объяснение противоправного поведения. Палмер и Холлин (1998) сравнили моральные рассуждения женщин и мужчин, не являющихся правонарушителями, и правонарушителей.
Они обнаружили, что группа правонарушителей демонстрировала более низкую моральную зрелость, чем группа неправонарушителей, которая была одинаковой для обоих полов. Неправонарушители-женщины демонстрировали более высокие моральные суждения, чем неправонарушители-мужчины.
Сильные стороны подхода когнитивных искажений
Crick and Dodge (1994) обнаружили взаимосвязь между враждебной атрибуцией и агрессией, наблюдаемой у детей и подростков. Связь между реальными ситуациями считается одним из предшественников агрессивного поведения у детей, подростков и взрослых, что может привести к преступному поведению.
Еще одна сильная сторона когнитивного объяснения делинквентного поведения заключается в том, что оно широко применимо.
Например, было показано, что понимание когнитивных искажений полезно при лечении преступного поведения, особенно при реабилитации сексуальных преступников, для которых используется когнитивно-поведенческая терапия.
Реабилитация включала методы когнитивно-поведенческой терапии, направленные непосредственно на дисфункциональные мысли (когнитивные искажения). Они узнают, как получить менее искаженное представление о своих действиях, противостоя своему преступлению. Исследования показали, что меньшее отрицание и минимизация в терапии сильно коррелируют с более низким риском рецидивизма, то есть повторного совершения преступления.
Рис. 3 — Реабилитация включает такие методы, как когнитивно-поведенческая терапия.
Слабые стороны подхода к когнитивным искажениям
Минимализация может рассматриваться как описательная, а не объяснительная. В нем описывается, как правонарушитель искажает реальность своего противоправного поведения, но не объясняются причины совершения преступления. Однако минимизация может предсказать повторное преступление.
Слабые стороны подхода к моральным рассуждениям
Когнитивное объяснение делинквентного поведения с использованием модели морального мышления зависит от пола, поскольку оно проводилось на американских мужчинах.
- Гиллиган (1982) посчитал модель слишком андроцентричной.
- Гиббс (1979) предложил отказаться от постконвенционального уровня Колберга, потому что он культурно ориентирован на западную культуру.
Это проблематично, поскольку модель не отражает «естественную» стадию созревания когнитивного развития. В качестве альтернативы Гиббс предложил два уровня моральных рассуждений: зрелый и незрелый. Эти уровни имеют тенденцию быть более общими применительно к различным культурам. Это ставит под сомнение достоверность когнитивного объяснения противоправного поведения.
Уровень нравственного мышления и когнитивных искажений – основные выводы
- Когнитивное нравственное развитие, также известное как нравственное мышление, зависит от когнитивного развития и уровней нравственности в психологии.
- Стадии морального развития Кольберга подробно описывают три уровня морального мышления, состоящие из шести общих стадий. Кольберг был первым исследователем, который применил моральные рассуждения к преступному поведению, предполагая, что у преступников более низкий уровень моральных рассуждений.
- Три уровня моральных рассуждений Кольберга — это доконвенциональные рассуждения (первый уровень), конвенциональные рассуждения (второй уровень) и постконвенциональные рассуждения (третий уровень). Большинство людей, как правило, достигают второго уровня, и редко люди достигают третьего уровня.