Михаил лабковский о детях: Психолог Михаил Лабковский о воспитании детей: Не решайте за детей, чего они хотят
20 мудрых высказываний Михаила Лабковского о воспитании
Ольга Крамаревич
Эти 20 цитат известного российского психолога Михаила Лабковского подскажут, как воспитывать детей и как построить с ними хорошие, доверительные отношения.
- Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.
- Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
- Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, «отличник боевой и политической», а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.
- Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен, — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.
- Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
- Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.
- Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.
- Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.
- Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками, — проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, Интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.
- Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное в этот момент — не превращаться в фурию, не орать, что из него вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого Интернета. А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо.
- Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.
- Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?
- Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?
- Если ребенка постоянно опекают — он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.
- Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.
- Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам «не просыхает», — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.
- Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах — у него проблема.
- Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.
- В разговоре с ребенком не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты — плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится, когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…». Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.
- Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: 35 мудрых цитат с сарказмом от мастера слова Марка Твена 20 цитат доктора Комаровского 16 цитат из книги Джона Грэя «Дети с небес»
20 советов от Михаила Лабковского, чтобы вырастить из ребенка по-настоящему счастливого человека / AdMe
Психология
1171844679
Воспитывать счастливых детей можно, только будучи счастливым, уверен известный российский психолог с 30-летним стажем Михаил Лабковский. Он был школьным психологом в Москве, работал с семьями и трудными подростками в Иерусалиме, написал книгу, а сейчас проводит индивидуальные и публичные консультации, выступает в авторских теле- и радиопередачах.
Мы в ADME прослушали лекции и эфиры Михаила, и его подход к педагогике нас заинтересовал.
© labkovskiy.ru
- Дети, как и вся остальная часть животного мира, воспитываются по аналогии. То есть когда вы усаживаете напротив себя ребенка и воспроизводите знаменитые строки «Крошка сын к отцу пришел», ребенок в этот момент вообще ничего не воспринимает. Вы тупо теряете время. А когда вы ругаетесь с женой или мужем, выясняете отношения с тещей, пьете с друзьями на даче, в этот момент ребенок воспринимает окружающий мир.
- Ваши поступки, действия, общение, семейная обстановка, характер формируют психику вашего ребенка. И будет он счастливым или нет, зависит от того, что вы сделаете со своей головой. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив.
- Чтобы ребенок хотел ставить цели и их достигать, ему нужны родители, которые с радостью бегут на работу, счастливо бегут с работы домой, а отдыхают еще лучше, и все у них хорошо. А когда дома все уныло, то вы можете сколько угодно ставить цели перед ребенком — это все пустое.
© sathyatripodi / pixabay
- Ребенка, как и себя, надо любить просто за то, что он родился и есть. А все эти амбиции, требования, недовольство — признаки недовольства собой, собственных неудовлетворенных амбиций.
- Карманные деньги должны быть у ребенка лет с 6. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.
- Когда у вас в семье рождается второй, третий, пятый ребенок, не говорите старшим, что они уже взрослые. Ни поведением, ни словами не давайте им понять, что, мол, «ты уже большой». Во-первых, он хоть и старший, но по отношению к родителям все равно остается маленьким, и это единственно нормальная позиция. А во-вторых, все эти рассказы про «ты теперь за старшего» дети воспринимают как знак того, что его уже не любят или любят меньше.
Как выстроить доверительные отношения?
© Jonas Mohamadi / pexels
- Если родители в каждый момент времени знают о ребенке все: с кем он говорит по телефону, во сколько обедает, когда заканчивает делать уроки (и при этом проверяют эти уроки!), им кажется, что ситуация под контролем. А на самом деле чем больше родители контролируют ребенка, тем дальше ситуация от их контроля: он растет, подверженный чужому влиянию, и кто угодно может склонить его куда угодно. Почему? Да потому что у ребенка нет своего мнения: его всегда контролировали.
- С того момента, когда он сидит за одним столом с родителями, нужно спрашивать, что он хочет есть, а не наливать ему в тарелку суп, потому что «у нас так принято». Учитывать его мнение во всем: «Ты это хочешь? Не хочешь? А что об этом думаешь? А как к этому относишься?» Ребенок должен осознавать значимость своего мнения изначально.
- Страх заставляет врать и скрывать. Ведь ребенок, который никогда не боялся родителей и последствий своего поведения, так как ему давали возможность оценивать и решать, что он сам об этом думает, врать не будет. У него даже опыта такого нет. Заметьте: маленькие дети не врут, они начинают это делать с возрастом, потому что вынуждены, опасаясь неприятных последствий!
Как воспитывать сыновей матерям-одиночкам?
© Daria Shevtsova / pexels
- Не надо брать на себя роль отца, хотя многие женщины стремятся таким образом компенсировать отсутствие папы за счет якобы мужской жесткости, твердости, мужественности. Тогда ребенок может начать бояться всех женщин.
- Если отец не общается с сыном, объясните, что папа его все равно любит. Не стоит отзываться об отце негативно. Иначе у ребенка будет конфликт с собой, потому что он отождествляет себя с отцом.
Как относиться к учебе ребенка?
© Alexandra_Koch / pixabay
- Уроки с ребенком делать не надо. Так он вырастет несамостоятельным. Школа существует, чтобы научить ребенка самостоятельности.
- Ваш ребенок должен иметь хотя бы пару свободных часов в день. В это время он не ходит ни в какие секции и кружки, не делает уроки. Проводя время наедине с собой, он научится быть нескучным самому себе.
Отличницы все тревожные перфекционистки. На них, как правило, давят. Они мазохистки уже в 5-м классе. Здоровая девочка не может быть отличницей, как и мальчик. За счет тревожности они это из себя вымучивают.
Таланты ребенка не надо развивать. Допустим, нравится девочке танцевать. Ее отдают в секцию танцев. С этих пор она начинает ненавидеть танцы, потому что в секции не танцуют — там разучивают движения. Если ребенок сам хочет, это не обсуждается, конечно, его надо поддержать. Но если родители видят у него способности и пытаюсь что-то выжать из этого, я против.
Как правильно наказывать?
© Alexander Dummer / pexels
- Некоторые родители, когда ударят ребенка, выпускают пар. Сдерживать себя не надо. Потом вы взорветесь все равно, но втихаря будете ненавидеть детей. Нужно избавиться от первопричины — агрессии.
- Нет никакого физического наказания. Есть физическое насилие. И точка.
- В разговоре с ребенком говорите не о том, какой он плохой, а о том, что вы чувствуете. Нужно говорить ему не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Ребенок как бы должен оставаться в стороне, обсуждается только действие.
- Сломать ребенка можно в любом возрасте, причем делается это элементарно. А потом удивляются, почему ребенок вырос безынициативным и бесхребетным.
- Нужно четко разделять ребенка и его поступок. Если ребенок накосячил, главное в этот момент — не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.
Согласны ли вы с мнением Лабковского по поводу воспитания детей? Какими принципами в воспитании детей руководствуетесь вы?
По материалам labkovskiy.ru
1171844679
AdMe/Психология/20 советов от Михаила Лабковского, чтобы вырастить из ребенка по-настоящему счастливого человека
Поделиться этой статьёй
Не решайте за детей, чего они хотят – Здоровое питание рядом со мной
Самый известный и дорогой психолог России с 30-летним стажем работы советует: чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, научитесь жить так, как вы хотите ! Woman’s Day посетила лекцию мэтра детской психологии и записала для вас все самое интересное.
О вашей уверенности в себе и о том, как она влияет на ребенка
Наверняка вы мечтаете, чтобы ваши дети знали, чего хотят – очень важное качество для жизни, так как речь идет о уверенности в себе, высокой самооценке, правильный выбор работы, семьи, друзей и т. д. Как научить этому ребенка? Нет, если вы не знаете, как реализовать свои желания.
Михаил Лабковский — самый дорогой психолог в России
Родители моего поколения никогда не спрашивали: «Что ты хочешь на завтрак или на обед? Какую одежду выбрать? Обычно то, что готовила мама, мы ели. Ключевыми словами для нас были «нужно» и «правильно». Поэтому, когда я вырос, я стал задавать себе вопрос: чего я действительно хочу? И я понял, что не знаю ответа.
И многие из нас – мы привыкли жить по автоматически повторяющимся родительским сценариям, и это большая проблема, потому что единственный способ прожить свою жизнь счастливо – это прожить ее так, как мы этого хотим.
Дети до 5-8 лет развиваются по аналогии с родителями – так устроен весь животный мир. То есть вы для него пример.
Вы спросите: как научиться понимать свои желания? Начните с малого – с повседневных мелочей. И рано или поздно вы поймете, чем хотите заниматься. Спросите себя: какой творог вам нравится? Как только вы найдете ответ, двигайтесь дальше. Например, вы встали утром — и не ешьте то, что есть в холодильнике или приготовленное заранее, если вам не хочется это есть. Лучше сходите в кафе, а вечером купите себе то, что вам действительно нравится.
В магазине покупайте то, что вам действительно нравится, а не то, что продается со скидкой. И, одеваясь утром, выбирайте ту одежду, которая вам нравится.
Есть одна важная проблема с неуверенностью в себе – это амбивалентность, когда тебя разрывают на части разнонаправленные желания: например, одновременно есть и худеть, спать и смотреть телевизор, а еще иметь много денег и не работа.
Это психология невротиков: такие люди все время находятся в состоянии внутреннего конфликта, их жизнь складывается не так, как им хочется, всегда есть якобы обстоятельства, которые мешают… Необходимо выйти из этого замкнутого круга , возможно, с помощью психолога.
Такие люди не уважают свой выбор, их можно быстро переубедить, и их мотивация быстро меняется. Что с этим делать? Правильно это или нет, старайтесь делать то, что хотите. Если примете какое-то решение, постарайтесь не проболтаться в пути и доведите его до конца! Исключение составляют форс-мажоры.
Еще один совет сомневающимся: нужно меньше задавать вопросов другим.
Мой любимый пример — женская примерочная в магазине: таких женщин сразу видно! Не звоните продавщицам или мужу и не спрашивайте у них, подходит вам вещь или нет. Если не разбираетесь в себе, стой на месте и думай хоть до закрытия магазина, но решение должно быть за тобой! Тяжело и непривычно, но никак иначе.
Что касается других людей, которые чего-то хотят от тебя (а наш мир так устроен, что всем что-то нужно друг от друга), то ты должен исходить из того, чего хочешь ты сам. Если желание человека совпадает с вашим, вы можете согласиться, но не делайте ничего во вред себе или своей воле!
Вот сложный пример: у вас есть маленькие дети, которым нужно внимание, и вы пришли с работы, вы очень устали и совсем не хотите с ними играть. Если вы все-таки идете играть, то делаете это не из-за чувства любви, а из-за чувства вины. Дети это очень хорошо чувствуют! Гораздо лучше сказать ребенку: «Я сегодня устал, давай завтра поиграем». И ребенок поймет, что мама с ним играет, потому что ей очень нравится это делать, а не потому, что она должна чувствовать себя хорошей мамой.
О детской самостоятельности
Грубо говоря, есть две доктрины ухода за младенцами: одна говорит о том, что ребенка нужно кормить по часам, а другая о том, что пищу нужно давать, когда он хочет. Многие выбирают почасовое питание, потому что это удобно — всем хочется жить и спать. Но даже этот нюанс является принципиальным с точки зрения формирования собственных желаний ребенка. Детям, конечно, нужно регулировать свое питание, но в рамках правильного питания можно спросить: «Что ты хочешь на завтрак?» Или когда вы идете с ребенком в магазин: «У меня есть 1500 рублей, мы хотим купить вам шорты и футболку. Выбирайте их сами.
Представление о том, что родители лучше детей знают, что им нужно, гнилое, они вообще ничего не знают! Те малыши, которых родители по своему выбору отправляют во всевозможные секции, тоже не понимают потом, чего они хотят. И к тому же они не умеют распоряжаться собственным временем, так как его у них просто нет. Дети должны быть предоставлены сами себе на 2 часа в день, чтобы научиться занимать себя и думать о том, чего они хотят.
Ребенок подрастает, и если его по разным поводам спрашивать, чего бы он хотел, то с его желаниями все будет хорошо. И тогда, к 15-16 годам, он начнет понимать, чем хочет заниматься дальше. Конечно, он может ошибаться, но это нормально. Заставлять поступать в ВУЗ тоже не надо: отучится 5 лет, а потом всю жизнь проживет с нелюбимой профессией!
Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его увлечениями, давайте деньги на карманные расходы – и он действительно поймет, чего хочет.
Как распознать таланты ребенка
Сразу хочу сказать, что ребенок не обязан ничему учиться до школы! Предварительная разработка вообще ни о чем. В этом возрасте ребенок может что-то делать только в игровой форме и только тогда, когда он сам этого хочет.
Отдали ребенка в кружок или секцию, а через некоторое время ему стало скучно? Не насилуй его. А то, что вам жалко потраченного времени, это ваша проблема.
Психологи считают, что устойчивый интерес к любому занятию у детей появляется только после 12 лет. Вы, как родители, можете сделать ему предложение, а он выберет.
Талант у ребенка или нет, это его жизнь. Если у него есть способности, и он хочет их реализовать, то так тому и быть, и ничто не может помешать!
Многие думают: если у моего малыша есть способности, их нужно развивать. На самом деле — нет! У него своя жизнь, и вы не обязаны жить за него. Ребенок должен хотеть рисовать, а умение красиво создавать картинки само по себе ничего не значит, оно может быть у многих. Музыка, живопись, литература, медицина – в этих сферах можно чего-то добиться, только почувствовав в них потребность!
Конечно, любой матери грустно видеть, как ее сын не хочет развивать свой очевидный талант. А еще японцы говорят, что красивый цветок не обязательно срывать, можно просто посмотреть на него и пройти мимо. И мы не можем смириться с ситуацией и сказать: «Круто рисуешь, молодец» — и двигаться дальше.
Как заставить ребенка помогать по дому
Когда маленький ребенок видит, как мама и папа что-то делают по дому, то, конечно же, он хочет присоединиться. А если ему сказать: «Уйди, не мешай!» (ведь он больше разобьёт посуды, чем вымоет), то не удивляйтесь, когда ваш 15-летний сын не помоет за ним чашку. Поэтому, если ребенок проявляет инициативу, его всегда нужно поддерживать.
Можно предложить поучаствовать в общем деле. Но тогда не было обращений к совести: «Позор вам, моя мать борется одна». Как давно заметили древние: совесть и вина нужны только для того, чтобы управлять людьми.
Если родитель расслаблен и наслаждается жизнью, то его жизнь очень проста. Например, мама любит мыть посуду и может помыть ее за ребенка. Но если ей не хочется возиться у раковины, то и мыть посуду за отпрыском ей не приходится. А он хочет есть из чистой чашки, ему говорят: «Я не люблю грязную, иди умойся за тобой!» Это гораздо прогрессивнее и эффективнее, чем правила в голове.
Не заставляйте старшего ребенка быть няней для младшего, если он этого не хочет. Помните: сколько бы ему ни было лет, он хочет быть ребенком. Когда вы говорите: «Ты взрослый, большой», — вы вызываете ревность у ребенка. Во-первых, старший начинает думать, что его детство закончилось, а во-вторых, что его просто не любят.
Кстати, на заметку, как подружиться с детьми: братья и сестры очень близки, когда их вместе наказываешь!
Да, иногда они случаются без серьезной причины, на ровном месте. Дети в какой-то момент начинают понимать, что мир им не принадлежит. Это может произойти, например, когда мать кладет его в свою кроватку вместо того, чтобы оставить его спать с ней.
Те малыши, которые в силу разных обстоятельств не прошли этот период, «застряли», тяжело переживают свои неудачи, несбывшиеся желания – это вызывает у них сильную истерику. Нервная система расслабляется. А родители часто, наоборот, повышают порог чувствительности ребенка, когда повышают на него голос. Во-первых, никогда не реагируйте на крики, просто выходите из комнаты. Ребенок должен понимать, что пока он не успокоится, разговор дальше не пойдет. Скажите спокойно: «Я понимаю, через что ты сейчас проходишь, но давай успокоимся и поговорим». И выйти из помещения, потому что ребенку нужна аудитория для истерики.
Во-вторых, когда вы хотите наказать малыша, вам не обязательно делать брутальное выражение лица. Ты должен подойти к нему, широко улыбнувшись, обнять его и сказать: «Я люблю тебя, вообще ничего личного, но мы договорились, так что теперь я этим занимаюсь». Изначально ребенку нужно поставить условие, объяснить причинно-следственную связь, а потом, если он нарушит свои договоренности, его за это накажут, но без криков и скандалов.
Если вы будете непоколебимы и тверды в своем, то малыш будет играть по вашим правилам.
Меня часто спрашивают о гаджетах – сколько часов в день ребенок может играть с ним? 1,5 часа – в будни, 4 часа – в выходные, и это время включает в себя выполнение домашних заданий за компьютером. И так – до совершеннолетия. И это должно быть правилом без исключения. Отключайте Wi-Fi дома, берите гаджеты, когда ребенок один дома, и раздавайте их, когда приходите домой — вариантов множество.
7 важных советов от Михаила Лабковского о воспитании детей — Здоровое питание рядом со мной
Что делать, если…? Известный психолог помогает родителям найти подход к детям и стать мудрее.
Во-первых, по моим правилам нельзя говорить больше одного раза. Во-вторых, так устроена детская психика, что ребенок действительно может не услышать с первого раза, поэтому нужно стремиться услышать. Если вы не помыли посуду, которую просили, то утром он получает завтрак в грязной тарелке. Лениво почистить зубы — берем трубку или компьютер, не повышая голоса. Кстати, некоторые взрослые тоже могут не слышать с первого раза: ответственная за это миелиновая оболочка, обволакивающая нервные волокна, формируется к 30 годам.0003
В первую очередь нужно определить причину, по которой он отвечает на вопрос ложью. У детской лжи их три: страх, корысть и немотивированная ложь, когда дети придумывают то, чего не было. Как только вы установите причину, по которой ребенок это делает, вы сможете ее устранить. Тогда сын или дочь перестанут вас бояться. Или ему станет невыгодно вас обманывать. Если самостоятельно найти причину не получается, то рекомендую обратиться к детскому психологу.
Если ребенок выпал на двойки, ваша задача, прежде всего, отвести его к детскому психологу и выяснить, почему он не хочет учиться. Если специалист определит, что все в порядке, оставьте его в покое. Забудьте о мотивации, интеллигентных разговорах, ограничениях — это бесполезно. Пусть неаттестация будет делом его выбора, пусть останется на второй год. Я уверен, что он не захочет так падать, и ребенок начнет учиться самостоятельно. И выйдет из-за того, что деваться некуда. Также можно предложить не ходить в школу, а вместо этого перейти на домашнее обучение или систему экстерната. И обязательно сообщите, что по закону РФ каждый гражданин обязан получить образование, иначе придется платить штраф.
С шестилетнего возраста у детей должны быть карманные деньги, не «привязанные» ни к поведению, ни к оценкам в школе. С этого возраста ребенок постепенно учится распоряжаться деньгами. Сумма должна быть символической, чтобы можно было купить какие-то мелочи, максимум – киндер-сюрприз. Если он захочет купить что-то дороже денег, которые вы даете в неделю, он начнет копить. Таким образом, ребенок взрослеет, формирует свои желания и замечает, что вы с ним считаетесь. Исключения могут быть только если вы заметите сигареты или алкоголь – тогда никаких карманных денег.
Мой ответ таков: если вы скажете своему супругу правду, он не поймет. Согласно психоанализу Зигмунда Фрейда, муж ревнует сына к жене. Однажды на приеме женщина рассказала следующую ситуацию: «Сидим втроем на диване, с мужем и трехлетним сыном, смотрим телевизор. И тут я замечаю, что он медленно движется к ребенку и медленно сталкивает его с дивана. Когда ребенок лежит на полу и кричит, я понимаю, что муж сделал это специально. Такое поведение мужчины объясняется тем, что молодому поколению наступают на пятки, вызывая тем самым дикое раздражение. То есть в подсознании отца сын — растущий конкурент, а мужчина этого не осознает. В этом случае нужно сказать: «Если вы любите своего сына, примите его таким, какой он есть, несмотря на плохую учебу, вредные привычки и странное поведение».
Убеждение, что семью нужно сохранять ради детей, не всегда верно. Сможете ли вы тянуть эту «лямку» — решать вам, но ребенку точно не будет пользы от просмотра скандалов и драк между мамой и папой. Развод, конечно, травма для ребенка, он даже может чувствовать себя виноватым в этой ситуации, такая уж у него психика. Поэтому родители вместе должны сказать ребенку, что он ни в чем не виноват, это проблемы взрослых и вы его все равно будете любить, только жить начнете отдельно. Не нужно быть заложником детей во избежание дальнейших нездоровых отношений с ними, ведь потом могут начаться такие упреки: «Да я отдал тебе свои лучшие годы жизни, а ты бы хоть мамой позвонил!»
Нет, ни то, ни другое не нужно.