Логопедические стишки: Логопедические стихи на развитие речи. Детские стихи.
Логопедические стихи для детей 6 лет
Сбоку — дорожка, а в центре — лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
2
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка — дыханье ветра —
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер — старший брат —
Этой песенке так рад! —
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики —
Белые журавлики —
Снова за леса плывут —
С моря дождики везут.
3
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
4
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка — Саше, чашка — Маше,
Эта чашечка — Наташе
И пол-чашки — Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта — зайке, эта — мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый!
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки!
Быстро съели все до крошки!
5
Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
— Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытерать!»
6
А теперь — смотри, смотри —
Мы с тобой — богатыри:
Рухнул старый-старый дом —
Мы поднимем крышу в нем.
7
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
Кто в лесу стучит, стучит?
Дятел дерево долбит:
Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу —
Это дерево лечу:
Под корой — жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
9
Гусь поспорил с индюком:
«Птичник, чей же это дом?»
Гусь шипит: «Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»
А индюк: «Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!»
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: «Ш-ш-ш!»
И бегут на край села
Уточки от «Бл-бл-бла!»…
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
10
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку,
После горки — вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.
Дальше ровная дорожка.
Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась.
11
Налью в чашечку котенку
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки,
А потом — еще раз,
Чисто вымоет шубку
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет —
Как мочалкой скоблит.
«Мурр!» — мне скажет с любовью:
«Все, спасибо: я сыт! «
12
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут.
Неужели нас прочтут?
13
Вот — забор, а в нем — дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут —
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот — Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке — молоко.
Пролезают: «Ох!» да «Ах!»…
А калитка — в двух шагах!
14
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
15
У реки сидит лягушка
И на солнце греет брюшко.
На траве видна едва,
Слышно только:ква-ква-ква.
16
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед —
Станет плоским клювом рот.
17
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа — рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой —
Там, внизу, — забрать капусту?
Слева — с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
«Это выбрать? Это взять?»
Короткие логопедические стихи для детей 7 лет
Ра-ра-ра – резвится детвора!
Ро-ро-ро – раздаем добро!
Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!
Ры-ры-ры – пес вылез из норы!
19
Рожь яровая —
Культура зерновая.
20
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.
21
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
22
Что-то рыбку испугает —
Рыбка щеки надувает:
Мол, меня не трогай лучше! —
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала,
Рыбка вновь худышкой стала.
23
У меня сегодня — чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье.
Я раз сто, наверное, губки оближу,
А потом «спасибо» бабушке скажу.
24
Расскажи, сестра Маринка,
Что стрекочет у тропинки?
Кто заводит разговорчик?
Может, затрещал моторчик?
Может, трактор у букашек —
Они в травах поле пашут?
Может, стража у находки —
Страшный жук шумит трещоткой?
Может…
Милый человечек,
Так скрипит крылом кузнечик…
25
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Стихи на букву (звук) Ч
чо-чо-чо, чо-чо-чо
— У меня болит плечо,
чу-чу-чу, чу-чу-чу
— Раз болит — пойди к врачу,
чу-чу-чу, чу-чу-чу
— Нет, к врачу я не хочу,
ча-ча-ча, ча-ча-ча
— Буду плакать у врача,
чи-чи-чи, чи-чи-чи
— Помогают нам врачи,
чу-чу-чу, чу-чу-чу
— Ну, тогда пойду к врачу.
че-че-че, че-че-че
Мы мечтаем о мяче.
чи-чи-чи, чи-чи-чи
Очень нам нужны мячи.
чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нам купили по мячу.
ча-ча-ча, ча-ча-ча
Вот уж в речке два мяча.
чи-чи-чи, чи-чи-чи
Нам опять нужны мячи.
че-че-че, че-че-че
Мы мечтаем о мяче.
Про
бычка
Встретил
ёжика бычок
И лизнул его
в бочок.
И, лизнув его
в бочок,
Уколол свой
язычок.
А колючий ёж
смеется:
—
В рот не суй, что попадётся!
***
Утром дед спросил у внучки:
– Почему не
моешь ручки?
Отвечает
внучка:
– Я не
белоручка!
Весёлые
чижи.
Жили в
квартире
Сорок четыре,
Сорок четыре
весёлых чижа:
Чиж-судомойка,
Чиж-поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж-водовоз.
Чиж за
кухарку,
Чиж за
хозяйку,
Чиж на
посылках,
Чиж-трубочист.
Печку топили,
Кашку варили,
Сорок четыре
весёлых чижа:
Чиж с
поварёшкой,
Чиж с
кочергой,
Чиж с
коромыслом,
Чиж с
решетом.
С. Маршак, Д. Хармс
***
Вьётся недалечко
реченька-река.
Маленькая речка —
меньше ручейка.
Не поплыть, не нырнуть —
только ножки окунуть
Чуть-чуть.
Е. Благинина.
***
Я ручку куплю у волшебника лично —
такую, что пишет диктант на «отлично».
М. Пляцковский.
***
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский.
***
Вот какой невежда чижик —
не читает чудных книжек!
Научить его хочу,
но никак не научу!
Скачет он и днём, и ночью
и о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю — он никак!
В магазине
— Сколько стоит кабачок?
— Кабачок? Пятачок.
— Дайте два кабачка.
— Дайте два пятачка.
— Пятачок и пятачок —
нате гривенничек.
Э. Мошковская
Чей ручей?
— Вовочка, чей это зайчик?
— Это мой зайчик.
— А чья эта
тачка?
— Танечкина.
— А чьи эти дочка и сыночек?
— Твои, мамочка.
— А вот тот ручеёк, чей он?
— Чей ручеёк? Ничей. Он ничейный.
Четыре Анюточки
Четыре Анюточки,
не устав ни чуточки,
пляшут третьи суточки
всё под прибауточки.
Чок-чок, каблучок,
чуки-чуки-чуки-чок!
Е. Благинина.
Чернота
Черной ночью чёрный кот
прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе — чернота.
Отыщи-ка там кота.
Е. Измайлов.
***
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке.
Курочка на чурочке.
Зайчик на тачке,
а мальчик на собачке.
***
– Чей ты , ручей?
– Черных грачей,
Чечетки,
чирка,
Чижа, червячка,
Чащобы
дремучей
И речки под
кручей.
В. Лунин.
***
Чижик был в
гостях у тетки,
Он на чай
летал к чечетке.
Чудо – чай
вечерком
Да вприкуску с
червячком
Са-хар-ным.
А. Пудваль.
Родничок
Ключик, ключик, родничок,
чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
звонко бьёт со дна.
В. Берестов.
Мужчина
Если мальчик плачет,
значит, есть причина.
Если слёзы прячет,
значит, он — мужчина.
Э. Блинова.
Тайка
Четыре утайки
у девочки Тайки.
Мчатся за Тайкою
девочки стайкою.
Пятки стучат, глазки блестят.
Нынче девчонки ребят обхитрят.
Источник: logopedonlain
Неудачник
Я вывеску
старался
прочесть
наоборот,
Но сколько ни пытался,
мне просто не везёт.
Я просто неудачник,
читается Дом Мод.
М. Пластов.
Черепаха
Черепашка! Черепашка!
Первый раз она, бедняжка,
очутилась под дождём.
— Мама! Кто стучится в дом?
Г. Виеру.
Разноцветные сны
Тому, кто лёг на правый бочок,
может присниться белый бычок.
Тому, кто лёг на левый бочок,
может присниться чёрный бычок.
А тому, кто спит на
спинке,
красные яблоки снятся в корзинке.
А. Седугин.
Бычок в клевере
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок.
Как барабан, его живот.
Он клевер целый день жуёт.
И вдруг несётся во весь дух
к бычку рассерженный
пастух.
Бочком из клевера бычок.
Бочком бычок — и наутёк!
Я. Райнис
Сыч
— Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь?
— Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не
говоришь?
— Говорить чушь, чушь не хочу, не хочу.
Тут — лес, тут — глушь, тут — ночь, и я
молчу.
— Сыч! Сыч! Закричи, чтоб не скучно было,
сыч!
Прилетят к тебе сычи. Ты покличь их!
Покличь!
— Нет! Нет! Не хочу, не хочу
кричать.
Ты мне, скучному сычу, не мешай…
скучать.
М. Кудинов.
Костяная рубашонка
У Чере-черепашонка
костяная рубашонка.
Нет прочнее рубашонки,
хоть носи её сто лет!
Шили эту рубашонку
Своему черепашонку —
чере-мама, чере-папа,
чере-баба, чере-дед.
В. Орлов.
Светлячки
Сидят на пеньке светлячки,
надев голубые очки.
Хотел я поймать светлячка,
нашёл на пеньке червячка.
— Так вот ты какой, светлячок?!
— Такой вот! — сказал червячок.
Г. Лагздынь.
Разговор с котом
— Почему ты чёрен, кот?
— Лазил ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану ел.
— Почему ты серым стал?
— Пёс в пыли меня валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это!
В. Левановский.
Часы
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
но часы стоят на месте.
В.
Орлов.
Мячик
Чуть ударишь этот мячик,
начинает он скакать:
скачет, скачет, скачет, скачет,
скачет, скачет, скачет, скачет,
скачет, скачет, скачет, скачет
и не может перестать.
Л. Керн.
Бычок
На дворе стоит бычок
и жуёт свой язычок.
Плачет бедный: Му-му-му!
Надо сена дать ему.
А не то свой язычок
глупый скушает бычок.
С.
Коган.
Чомга.
У
рыжей чомги на макушке
Пучками
перья врозь торчат,
Как
будто чутко ловят уши
Тревожный
зов ее чомчат.
П. Барто.
Чиж.
–
Чижик-пыжик, где ты был?
– Я в саду чечетку бил.
Ножки
пляшут чисто, четко,
Получается
чечетка!
В. Кожевников.
Ключ.
Много
разных есть ключей:
Ключ
– родник среди камней,
Ключ
скрипичный, завитой,
И
обычный ключ дверной.
Д. Лукин
***
Вот
пришел из сада мальчик,
Поднимает
кверху пальчик,
Манит
дедушку: «Дедульчик!
Принеси-ка
быстро стульчик!
Расстегни-ка
мне замочек,
Опусти
воротничочек!
Ой!
Запутался шнурочек.
Развяжи-ка
узелочек!
И
поправь-ка мне носочек!»
Бабушка
спешит: «Ах, внучек!
Хочешь
есть? Покушай супчик!
Съешь
бульончик! Вот батончик,
Вкусный
блинчик, пышный пончик!
Вот
огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик
и бананчик!»
«Я
наелся! Ну, бабульчик!
Отодвинь-ка
быстро стульчик!
Я
возьму еще бананчик
И
улягусь на диванчик.
Эй,
дедульчик! – крикнул мальчик, –
Принеси-ка
мне журнальчик!
И
не шаркай так, дедульчик!
Воду
выключи, бабульчик!
Не
шумите! И молчок!
Отдыхает
ваш внучок!!!»
И. Лопухина.
***
Жарче
дырчатая тучка,
Поливай
водичкой ручки,
Плечики
и локоточки,
пальчики
и ноготочки.
Трём
мочалкою коленочки,
Щёточкой
трём хорошенечко
Пяточки,
ступни и пальчики…
Чисто-чисто
моем мальчика!
И. Лопухина.
Качели.
Ах,
качели! Эх, качели!
Вниз
качели, вверх качели.
Вверх
и вниз кач-кач!
Ты
держись! Ты не плачь!
Если
грустно, не печалься,
На
качелях покачайся!
А. Ахундова.
Отличная языковая терапия с использованием рифмованных историй
Категории: Грамотность и языковая терапия
Использование рифмованных историй для речевой и языковой терапии похоже на вождение автомобиля на круиз-контроле. Рифма берет на себя ритм, интонацию и длину, чтобы мы могли сосредоточиться на содержании. Общение требует ожидания. Кто-то что-то говорит, и мы отвечаем. Кто-то задает вопрос, на который мы затем отвечаем. Рифма естественным образом передает это ожидание через рифмованный слоговый звук или слово.
Стихотворения могут быть короткими и простыми, как Шалтай-Болтай , или более сложными, как полное стихотворение из сборника рассказов, например Комната на метле .
Rhyme Stories отлично подходят для терапии, потому что:
- Вы можете найти рифмы от простых до сложных, чтобы легко справиться даже с самыми серьезными недостатками общения.
- Многие ученики знакомы со рифмами.
- Рифмы есть во всех культурах.
- Рифмы легко позволяют создавать более длинные высказывания, используя метр и полагаясь на повторяющиеся фразы.
- Есть много возможностей использовать прошедшее, настоящее, будущее и даже условное время.
- Ритмы, присутствующие в рифмах, создают естественные возможности для всего тела и кинестетических движений.
- Фонологическому построению слогов помогают хлопки в ладоши или постукивание в такт.
- Многие рифмы имеют моральные или этические темы, встроенные в их сообщение.
Как использовать рифмованные истории в логопедии
Груффало — отличный пример силы рифмы. Это полнотекстовая история, включающая локацию, персонажей, проблемы и решения. Мышь изобретает монстра, чтобы отпугнуть других животных, которые хотят его съесть, но в конце концов встречает настоящего Груффало. Давайте используем его в качестве примера того, чего мы можем достичь в логопедии.
Груффало / Эль Груффало
Джулия Дональдсон
Цель: | Английский | Испанский |
Артикуляция | /r/, /s/ частое использование фрикативов | /р/, /р/ смеси, /с/ |
Синтаксис | Притяжательные местоимения, условное время. Описания частей тела и предположения животных о том, что с ними будет, если они встретятся с Груффало. | Структура прошедшего времени, особенно неправильные глаголы (например, tiene, fue, vió, эра) |
Семантика | Части тела — глаза, зубы, когти и другие придуманные части тела. Несколько животных, лесные слова. | Части тела – охос, диентес, гаррас и т. д. |
Белые вопросы | «Где» использовать каждую вторую страницу. | «Qué» использовать каждую вторую страницу. |
Макроструктура – элементы рассказа, структура, организация повествования | Последовательность, элементы истории (персонажи, сеттинг, проблема, решение, исходное событие, намерения и желания персонажей, мораль) |
Стихотворения, игры и занятия
Рифмы = действие, и большинство рифм существуют уже давно. Поищите в Интернете изображения для ВАШЕЙ КНИГИ + АКТИВНОСТИ, и вы найдете сокровищницу масок, игр, песен, катапульт, которые можно адаптировать для терапии. Небо действительно предел. Для The Gruffalo , вы даже можете зайти на www.Gruffalo.com! Некоторые из наших фаворитов для Gruffalo включают:
- Анатомические схемы удивительных частей тела Груффало.
- Куклы из сумок для ланча, чтобы поедать животных с помощью
- Действия по составлению последовательностей рассказов о животных
- движений рук пантомимы для каждой повторяющейся рифмы:
- страшные бивни
- ужасные когти
- страшные зубы
- в его ужасных челюстях.
.
Стихотворения для логопеда
Название | Описание истории | |
Зеленые яйца и ветчина Huevos verdes con jamon | Сюжет: Сэм-я-ам настойчиво спрашивает: «Ты любишь зеленые яйца и ветчину?» через путешествующую, рифмованную историю. Почему она нам нравится: В этой книге запоминающиеся и безошибочно узнаваемые персонажи и фирменные рифмы. Также полезно с целями чтения. | |
Чика Чика Бум Бум | Сюжет: 26 букв алфавита пробиваются на вершину кокосовой пальмы, прежде чем дерево сгибается от веса. Почему нам это нравится: Книга добавляет знакомый порядок с использованием алфавита к рифмам, что облегчает понимание и запоминание. Дети могут относиться ко всем, кто хотел присоединиться к веселью, но их слишком много! | |
Овца в джипе | Сюжет: В этой книжке с рифмованными картинками стадо несчастных овец едет по стране. Почему нам это нравится: много слов-действий и звукоподражаний. Высокое использование фрикативных звуков, и дети любят смотреть, что происходит, когда овцы пытаются водить машину. | |
Я больше не буду рисовать! | Сюжет: Ребёнок красит стены, потом потолок, потом себя перед тем, как входит его мама. Почему нам это нравится. Эта книга рифмуется на мелодию «Дождя больше не будет». Это хорошее изменение темпа грамматически. Много возможностей описать цвета, нарисовать проекты и обсудить поведение. | |
Танка Танка Скунс! | Сюжет: Это книга о рифмах. Сканк и Танка используют изобретательные слова, чтобы создать ритм на барабанах. Почему она нам нравится: Эта книга действительно забавная, и в ней используются выдуманные слова. Это помогает расширить произношение, и дети любят отстукивать ритм по столешнице, что помогает произносить больше слогов. | |
Лама Лама Красная пижама Ла лама лама рохо пижама | Сюжет: Маленький лама превращает время сна в тотальную драму ламы, когда он хочет свою маму. Почему нам это нравится: хороший способ выразить желания и потребности, справиться со страхами и обратиться с просьбами. Хорошее использование слов во множественном числе и начальных слов на /r/. | |
Жирафы не умеют танцевать Las jirafas no pueden bailar | Сюжет: У жирафа Джеральда ноги слишком худые, а шея слишком длинная, чтобы танцевать, но затем он набирается смелости. Почему нам это нравится: Учит принимать себя и других, а также учит открывать неизвестные способности. Отличная книга для описания, частей тела, словарного запаса животных и самооценки. | |
Лягушка на бревне | Сюжет: Кошки сидят на циновках, зайцы сидят на стульях, мулы сидят на табуретках, а лягушки сидят на бревнах. Место, предназначенное для каждого животного, рифмуется с именем этого животного. Кот объясняет: «Речь идет о том, чтобы поступать правильно». Лягушка не хочет! Почему нам это нравится: сила для маленьких людей за то, что они отстаивают то, что они хотят! Отличная рифмовка, последовательность и классификация. | |
Груффало Эль Груффало | Сюжет: Мышь отправляется на прогулку в опасный лес. Чтобы отпугнуть своих врагов, он выдумывает истории о фантастическом существе по имени Груффало, которое оказывается реальным. Почему нам это нравится: отличная повторяющаяся рифма. Наполнен практически всеми звуками цели. Удивительное описание, словарный запас леса и животных. | |
Лоракс Эль Лоракс | Сюжет: Лоракс защищает планету от бездумного прогресса. Своевременное сообщение и бонус, что большинство детей знают сюжет из фильма. Почему он нам нравится: Полный звуков /р/, /л/, /с/ и кластеров. Множество вопросов и ответов, а также возможности делать прогнозы на основе поведения. |
Содержание этого эссе адаптировано из книги «Логопедия, основанная на грамотности». Используйте его для создания мощной языковой терапии с использованием предсказуемых книг и многого другого!
Автор:
Скотт Прат
Как нацелить фонологическую осведомленность в логопедии
Это гостевая запись в блоге Моники, школьной SLP, посвященная Фонологической осведомленности !
Как нацелить фонологическую осведомленность
Переход от исследований к практике иногда может показаться ошеломляющим. Работа над фонологическим восприятием учащихся, которые уже подвержены риску развития дислексии, проходит безболезненно. В этом посте мы быстро расскажем, почему мы должны ориентироваться на фонологическую осведомленность на наших сеансах, а затем обсудим идеи терапии. Занятия будут ориентированы на детей от дошкольного возраста до 1-го класса, но вы можете легко адаптировать их для любой возрастной группы.
Если вы следите за доктором Фаркуарсоном в Instagram, вы знаете, что во время сеансов звуковой речи необходимо включать фонологическую осведомленность!
Статья Cabbage et al. «Изучение совпадения между дислексией и дефицитом звукообразования речи». (2018) является обязательным к прочтению о связи между дислексией и нарушениями звука речи. В статье говорится, что «приблизительно 18% детей дошкольного возраста с изолированным нарушением звуковой речи (при отсутствии сопутствующего нарушения речи) испытывают трудности с чтением в середине начальной школы» (Cabbage et al., 2018) (Lewis, Фриберн и Тейлор, 2000). «В отдельном направлении работы, по оценкам, 25% детей школьного возраста с семейной историей дислексии имеют историю нарушения звука речи в раннем детстве (Pennington & Lefly, 2001). Таким образом, нарушение звуковой речи и дислексия тесно связаны друг с другом».
Короче говоря, учащихся с нарушениями речевого звука подвергаются более высокому риску развития дислексии в более позднем возрасте , поэтому включение фонологической осведомленности — это простой способ привить навыки чтения на раннем этапе (Tambyraja, Farquharson & Justice 2020).
Если вы хотите узнать больше о фонологической осведомленности, ознакомьтесь с выпуском подкаста «С чего начать фонологическую осведомленность».
Начало работы с фонологической осведомленностью
Я обычно включаю фонологическую осведомленность в свои занятия на основе Preschool Learning Foundations (PLF) и Common Core Standards (CCS).
Вот быстрый снимок PLF и CCS, если они вам нужны в качестве ссылки:
Фонды дошкольного обучения:
Стандарты общего ядра для .
Идеи занятий по фонологическому сознанию
Теперь приступим к занятиям! Я расскажу о своих любимых и о том, как их использовать во время речевых сессий. Я вплетаю фонологическую осведомленность в свою деятельность. Это не отдельные задачи, требующие тщательного планирования или подготовки. Это часть учебного процесса и хорошо работает со слуховой дискриминацией.
Манипуляции со слогами
Для этого занятия я чаще всего использую небольшие доски для сухого стирания, так как распечатать и вырезать слова по слогам для всех моих учеников потребовалось бы много подготовительной работы. Они также тренируются в написании слов, когда мы используем доски для сухого стирания, которые в любом случае нравятся учителям! Я пытаюсь получить от учителей список слов для зрения и выбрать слова, в которых есть звуки моего ученика.
Напишите целевое слово на досках для сухого стирания учащихся вверху, чтобы оставить место для копирования внизу. Нарисуйте линии между слогами и сотрите слоги, чтобы учащиеся попрактиковались в обращении со словами.
Вот как это могло бы выглядеть, если бы ваш ученик работал над многосложными словами:
SLP: Я собираюсь написать клубнику сверху. Давайте хлопнем в ладоши и посмотрим, сколько в нем слогов. Клубника. Вы слышали 3? Давай сделаем это снова. Клубника. Давайте нарисуем линии между слогами, а потом я попрошу вас скопировать это внизу. Мы услышали 3 слога, верно? Поэтому каждый раз, когда вы произносите слово, оно должно состоять из 3 слогов. Давай попробуем!
*Подсказка для развития самосознания может быть такой: «Это было 3 слога?». Учащиеся могли бы сказать «да» или «нет», а затем попробовать свои слова еще раз.
SLP: Если я уберу первый слог «соломинка», что останется? Ягода. Если я уберу «ягоду», что останется? Солома. Если учащийся не может этого понять, я использую доску для сухого стирания и закрашиваю слоги, чтобы они соответствовали тому, что я говорю. Давайте удостоверимся, что мы получаем все слоги, когда мы произносим наши слова.
Рифмование
Использование минимальных пар — это простой способ работать над рифмованием! Я обычно использую небольшой набор слов (не более 5) и спрашиваю своих учеников, звучит ли окончание одинаково. Я смешиваю случайные слова, которые звучат очень глупо, чтобы было весело, когда мы противопоставляем звуки, которые не рифмуются.
Вот как это могло бы звучать на сеансе, если бы вы работали над фронтом:
SLP: Давайте посмотрим на эти картинки. Этот человек высокий (жест, означающий высокий), и этот человек звонит (жест звонит). Скажем эти слова. Высокий. Вызов. Вы слышали, что в обоих словах есть «все» в конце? Скажем так, «все». Теперь давайте добавим наш звук /t/. Высокий. Скажем еще раз «все». Давайте добавим наш звук «с». Иногда наш звук «с» похож на наш звук /k/. Вызов. Вы слышали, как они оба имеют одинаковый звук в конце? Это означает, что они рифмуются. Что, если я скажу звонить/хрюкать. Эти двое рифмуются? Нет! В конце другое звучание.
Другие идеи
Пройдите минимальные пары и попросите учащихся прыгать или делать какие-либо движения или жесты каждый раз, когда пары рифмуются, а затем садиться, если они не рифмуются.
Разделите слова на начало и изморозь. Пусть ваши ученики скажут, что вы держите, чтобы у них было визуальное представление о том, что иней один и тот же. Напишите «c» и /t/ сами по себе, а затем напишите /all/ отдельно, а затем соедините их все вместе, чтобы получились слова, а также произнесите /all/ отдельно, чтобы повысить осведомленность. Это также отличный способ поработать над смешиванием.
Добавьте веселья к повторениям, изменяя скорость объединения и удаляя начало и рифму по мере их повторения. Устные инструкции для этого могут быть такими: «Давайте соберем это быстро» или «Давайте соберем это очень медленно».
Вы также можете отложить картинки и предложить учащимся подобрать совпадающие рифмующиеся пары. Вы можете изменить это, чтобы добавить движения, прикрепив свои пары к стене липкой лентой и стоя в течение части сеанса. Вы можете заняться поиском рифмующегося слова после того, как просмотрите все пары. Идеи безграничны!
Изоляция звуков
Из всех задач на фонологическую осведомленность я чаще всего использую выделение звуков. Это также действительно помогает моим глухим и слабослышащим ученикам (D/HH). Если у вас есть учащиеся с удалением начальных или конечных согласных, вы, вероятно, уже включаете их в свои занятия. Мне нравится, что это слуховое различение и фонологическая осведомленность в одном лице.
В основном я использую жесты, когда мы говорим о наших звуках и повторяем их.
Если студент работает над блендами /s/, я спрошу его, находится ли звук /s/ впереди или сзади. Я кладу руку на сердце для «переднего» звука и указываю на спину для «заднего» звука.
SLP : Наше слово – «пятно». Вы слышали звук /с/ спереди (приложите руку к сердцу) или сзади (укажите на спину)? Место. Я слышал это спереди (рука к сердцу). Я хочу, чтобы вы попробовали следующее слово. Проливать. Вы слышали звук /с/ спереди или сзади? Да! Перед. Какой у нас задний звук? Проливать. Это звук /л/! Я буду произносить звук для новых слов и спрашивать: «Какой звук ты слышал впереди?» и «Какой звук вы услышали сзади?».
Когда учащийся отвечает неправильно
Я спрашиваю: «Где звук /с/? Спереди или сзади?»
Тогда я говорю: «Вы правы! Он впереди, попробуй еще раз слово.
Через некоторое время, если я спрошу «спереди или сзади», они смогут исправить свой звук сами.
Это очень хорошо работает с начальными /s/ блендами и довольно быстро приводит к уменьшению подсказок. Мне нравится, что это также быстро развивает самосознание и самокоррекцию.
Удаление звуков и управление ими
Вот еще одно занятие, идеально подходящее для работы со смесями. Допустим, студент работал над смесями /l/. Я использую доску для сухого стирания или мы делаем это задание на прослушивание/слуховое различение.
SLP: Мы собираемся поработать над словом «flip». Какой первый звук мы слышим в слове «флип»? Правильно, звук /ф/. Что произойдет, если я отключу звук /f/? Он становится «губой»! Давайте попробуем с другими словами.
Также хорошо работает с удалением конечных и начальных согласных.
SLP: Давайте поработаем над словом «кошка». Я собираюсь выписать это. Если я закрою букву «с», что у нас получится? В! Попробуем произнести все звуки сами по себе «С-А-Т». Если мы сложим все это вместе, что получится?
Я часто смешиваю и сочетаю действия по фонологическому осознанию и объединяю несколько из них в зависимости от того, над каким процессом мы работаем. Я также корректирую в зависимости от того, в какой поддержке нуждаются мои ученики. Tambyraja, Farquharson & Justice (2020) подчеркивают уникальные навыки и важность SLP в развитии навыков раннего чтения у наших учеников во время сеансов терапии. Мне нравится, что я помогаю своим ученикам работать над их навыками чтения, и это не требует от меня много усилий.
Мне также нравится этот ресурс от Reading Rockets. Они сотрудничали с Национальной ассоциацией образования и Colorín Colorado, чтобы создать руководство для родителей.