Картотека психогимнастика в старшей группе: Психогимнастика в ДОУ (старшая группа). | Картотека (старшая группа):
Психогимнастика в ДОУ (старшая группа). | Картотека (старшая группа):
Здоровьесбережение в детском саду.
Картотека этюдов и упражнений по психогимнастике
(старшая группа)
Игра «Вот так позы!»
Цель игры: развивать наблюдательность.
Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
Игра «Насос и мяч»
Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
Этюд «Тень»
Цель игры: развивать наблюдательность.
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок — это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из под руки и т. п.
Упражнение «Запретное движение»
Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие наблюдательности и самоконтроля.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они выполняют руками движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Игра «Зеваки»
Цель игры: развивать внимательность.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего дети останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
Этюд «Возьми и передай»
Цель этюда: тренировка выразительности движений.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
Этюд «Муравей»
Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.
На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.
Этюд на выражение презрения и гнева «Дуремар и Тортила».
Пришёл Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортилу. Захотел он её поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар ей отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тётка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал её на гребешки (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит всё население пруда просить меня об этом» (гнев).
Этюд на выражение отвращения и гнева «Дюймовочка и майский жук».
Майский жук принёс Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Девочка ему очень понравилась, и он решился жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на неё за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил её на ромашку (гнев).
Психомышечная тренировка.
Упражнение «Я не знаю».
Мальчика — «незнайку» о чём — то спрашивают, а он только пожимает плечами и разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». (Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи).
Упражнение «Старый гриб».
Старый гриб вот — вот упадёт. Его старая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпы. (Стоять: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу).
Упражнение «Жар – птица».
В царском саду росла яблоня. Стала жар — птица прилетать и клевать золотые яблочки. Пошёл Иван — царевич караулить. Притаился он под яблоней и стал ждать. Увидел жар — птицу: вся она из золота, глаза хрустальные. Дивится Иван — царевич. Выпрямился он, схватил жар — птицу за хвост, но она вырвалась и улетела. Осталось в руках одно перо из её хвоста. Поднял Иван — царевич перо — оно засияло, засветилось всё вокруг. (Вытянутая вперёд шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка).
Рекомендуемая литература по психогимнастике:
1. М.И. Чистякова «Психогимнастика»
2. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду»
Подготовила:
педагог-психолог МАДОУ «Буратино»,
Ксения Владимировна Зязева.
КАРТОТЕКА ИГР ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ Старшая группа
КАРТОТЕКА ИГР ПО
ПСИХОГИМНАСТИКЕ
Старшая группа
Игра «Волшебный
цветок».
Цель: Учить
выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.
Детям предлагают
представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто
каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети
медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»).
Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя
чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.
Игра «Передача
чувств».
Цель: Учить детей
передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ребёнку даётся задание:
передать по «цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов,
прикосновений. Чувство называет воспитатель на ухо первому ребёнку, детям
произносить слова не разрешается. Затем дети обсуждают, какое чувство они
передавали, что они чувствовали при этом.
Игра «Позови ласково».
Цель: Воспитывать
доброжелательное отношение детей друг к другу.
Дети стоят по кругу.
Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему
рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему
ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и
ощущениями.
Игра «Тёплый дождик».
Цель: Развитие
эмоциональной сферы ребёнка, снятие психо-эмоционального напряжения.
Воспитатель рассказывает
детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с
дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд
прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем
местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.
Игра «Моя любимая
игрушка».
Цель: Развивать умение
слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение,
настроение, свои чувства к этой игрушке.
Ребёнок выбирает игрушку,
которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет
её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.
Игра «Ракушка».
Цель: Развивать
эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.
Воспитатель просит
детей представить, что они находятся на берегу реки (моря). Дети свободно
двигаются по «берегу», находят ракушки и, поднося их к уху, слушают шум моря, а
так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки товарищам и воспитателю.
Игра «Разноцветный
букет».
Цель: Учить детей
взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Каждый ребёнок
объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок для
букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в
один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Поделись своим
теплом».
Цель: Развитие
эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.
Предложить детям
найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит.
Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового
солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается
в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети
прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим
теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.
Игра «Волшебный стул».
Цель: Воспитывать
умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Один ребёнок
садится в центр круга на «волшебный стул». Воспитатель предупреждает детей о
том, что о сидящем на стуле можно говорить только хорошие слова. Дети говорят
добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего на стуле, обнять,
поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или
говорить.
Игра «Назови себя».
Цель: Учить детей
представлять себя коллективу.
Ребёнку
предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится,
рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе
и почему.
Игра «Скульптор».
Цель: Учить
детей взаимодействовать в группе сверстников, считаться с их мнением.
Один ребёнок –
скульптор, другие (от 4 до 8 ) – глина. Скульптор «лепит» композицию из
«глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные дети ему помогают.
Затем вместе рассматривают композицию и придумывают для неё название.
Игра «Перевоплощение».
Цель: Учить детей умению
перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики,
жестов.
Дети по очереди
загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются
отгадать, давая словесный портрет.
Игра «Волшебный сон».
Цель: Расслабление
мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.
Дети лежат на
полу, закрыв глаза. Воспитатель произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки
отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и
расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам
дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.
Игра «Огонь – лёд».
Цель: Коррекция
психо-эмоциональной сферы ребёнка.
По команде «огонь» —
стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела. По команде «лёд» —
дети застывают в позе, которую застала команда.
Игра «Кулачки».
Цель: Расслабление
мышц и освоение позы покоя.
Сжать пальцы рук в
кулак, руки на коленях, косточки побелели от напряжения. Воспитатель говорит
детям: «Нам так сидеть неудобно, расслабьте руки, они устали, отдыхаем. Легко и
приятно стало». Повторить это упражнение несколько раз со словами:
Руки на коленях, кулачки
сжаты,
Крепко с напряжением
пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Отпускаем расслабляем.
Знайте девочки и мальчики
Отдыхают наши пальчики.
Игра «Свечи».
Цель: Развивать
умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о
своих чувствах и переживаниях.
Дети в удобных
позах рассаживаются вокруг свечи на безопасном расстоянии. 5-8 секунд смотрят
на пламя, затем закрывают глаза на несколько секунд. В это время воспитатель
гасит свечу. Дети открывают глаза и рассказывают о тех образах, которые увидели
в пламени свечи.
Игра «Кувшинчик».
Цель: Развитие
и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.
Дети представляют
себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду,
чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и «выливают» из себя то,
чего там быть не должно: боль, обиду, злобу.
Игра «Хрустальная
вода».
Цель: Развитие и
коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.
Присесть, набрать
в руки пригоршню «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя,
подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и – и
– и».
Игра «Цветок».
Цель: Развитие и
коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка
Воспитатель
произносит следующие слова, сопровождая их действиями:
— Тёплый луч упал на
землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос
прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый
лепесток.
Дети передают своими
движениями движения цветка.
Игра «Волшебники».
Цель: Продолжать
воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание
и заботу.
Детям предлагается
представить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания
других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд)
ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я
прибавлю доброты и т.д.»
Игра «Пирамида
любви».
Цель: Воспитывать
уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.
Дети сидят по
кругу. Воспитатель говорит детям: «Каждый из вас что-то или кого-то любит.
Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших
рук».
Дети встают и ложа свою
руку на руку предыдущего ребёнка говорят: «Я люблю море», «Я люблю маму», «Я
люблю цветы» и т. д. Воспитатель подчёркивает, что пирамида получилась высокая,
потому, что мы любим и любимы.
Игра «Солнечный
зайчик».
Цель: Развивать
умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг
к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Воспитатель с
зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и
передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом.
Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви.
Зайчика выпускают.
Игра «Прочитай письмо».
Цель: Развивать
способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и
объединять разные изображения единым сюжетом.
Разыгрывается
следующая ситуация: почтальон приносит письма, но не обычные, зашифрованные. В
каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния и их надо
расшифровать. Подгруппе детей вручается по письму, дети обсуждают и
рассказывают, что они «прочитали» в своём письме.
Игра «Мыльные пузыри».
Цель: Развитие
воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель
имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих
пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После
команды «Лопнули», дети ложатся на пол.
Игра «Хочешь быть моим
другом?»
Цель: Развитие чувства
общности, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают по
кругу. Каждый выбирает себе друга, при этом касаясь руками рук выбранного,
проговаривая слова: «Ты хочешь быть моим другом?» По взаимному выбору
дети делятся на пары. После этого рассказывают свои чувства и эмоции.
Игра «Снеговик».
Цель: Развитие
выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.
Все дети
изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики»
начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются
на пол.
Игра «Проведи слепого».
Цель: Развитие чувства
общности, снятие эмоционального напряжения.
Ребёнок должен с
помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного
конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не натолкнулся ни на один
предмет. За каждое касание команда получает штрафное очко.
Игра «Хоровод».
Цель: Развитие чувства
общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают в круг
и по команде показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого
волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Игра «Облака».
Цель: Развитие
воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель
показывает детям вырезанные из картона облака с мимическими изображениями,
читает стихотворение и предлагает детям передать те же эмоции.
Игра «Доктор Айболит».
Цель: Развитие
воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, снятие
эмоционального напряжения.
Воспитатель или
ребёнок исполняет роль доктора Айболита, остальные дети исполняют роль больных
обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, жалеет её, гладит, после этого
обезьянки выздоравливают. Они радуются, что у них больше ничего не болит. Дети
делятся своими эмоциями, что им больше нравится: когда жалеют их или жалеть
самим.
Игра «Цветок кактуса».
Цель: Расслабление
мышц, эмоциональное равновесие, освоение позы покоя.
Сидя по-турецки,
опустив голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки
развести в стороны.
Голову откинуть назад и
медленно поворачивать за «солнцем».
При этом мимика – глаза
закрыты, мышцы лица расслаблены.
Игра «Котята».
Цель: Коррекция
психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя
Дети лежат на
ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:
На ковре котята спят. Мур
— мур.
Просыпаться не хотят. Мур
– мур.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли.
Мур – мур. (Дети выполняют)
Лапки вытянули. Мур –
мур.
Потянулись и проснулись.
Информация о классе | Emilia’s Gymnastics
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
ХОДЬБА-2YRS
$170/8 недель
*Данная цена действительна с 23 января*
3-4 года
$180/8 недель
*Данная цена действительна с 23 января*
GYM STARS
5-6 лет
$180/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января.*
Этот класс разработан в качестве подготовки к нашей дошкольной программе. Наши сотрудники имитируют развитие крупной моторики с помощью полос препятствий, дошкольного оборудования и координационных упражнений — и все это в удовольствие!
*Этому классу помогают родители*
Наши учащиеся дошкольного возраста начинают изучать движения в этом классе. Развиваются общие моторные навыки и вводятся различные прыжковые упражнения. Учащиеся начинают кувыркаться, отрабатывают кувырки и знакомятся с базовыми навыками работы на бревне. Висы и махи на брусьях помогают развитию силы. Каждое занятие заканчивается прыжками на батуте.
Этот класс содержит различные уровни для новичков в спорте или тех, кто уже закончил дошкольные занятия. Индивидуальные навыки на этом уровне состоят из стойки на руках, вращения колес, кувырков вперед и назад, подтягиваний на брусьях, поворотов на бревне и времени прыжка на батуте.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
7-14 лет
$190/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января.*
Этот класс начального уровня для детей школьного возраста. Эти занятия начинаются с веселой разминки и групповой растяжки. За этим следуют индивидуальные навыки, такие как совершенствование кувырков вперед и назад, стойки на руках, колеса телеги, округления, пружины вперед и назад, перевороты вперед и назад, подтягивания на брусьях, навыки бревна и время прыжка на батуте.
ГИМНАСТИКА 1
7+ лет
$190/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января.*
Это отличный курс для любого студента, который хочет получить опыт и знания по всем предметам. Студенты будут практиковать силу, гибкость, быстроту и равновесие. Они изучат основные навыки бревна, перекладины, опорного прыжка, прыжков на батуте и на полу, а также многое другое в безопасном базовом прогрессе.
ГИМНАСТИКА 2
7+ лет
$195/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января.*
Продвинутые занятия по гимнастике доступны для учащихся, имеющих базовые навыки, в том числе продвинутые навыки работы со штангой/бревом или более. Студенты будут работать над улучшением своей техники и начнут выполнять последовательности на различных типах снарядов в безопасном и стабильном темпе.
Акробатика для начинающих
7-14 лет
$190/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января.*
Этот класс начального уровня для детей школьного возраста. Эти занятия начинаются с веселой разминки и групповой растяжки. За этим последуют индивидуальные навыки, такие как совершенствование кувырков вперед и назад, колес телеги, стойки на руках и многое другое. Этот класс в основном фокусируется на навыках акробатики на полу, батуте и акробатической дорожке.
ТУМБЛИНГ 1
7+ ЛЕТ
$190/8 недель
*Эта цена действительна с 02.01.23*
Это отличный класс для чирлидеров и акробатов. Студенты будут практиковать силу, гибкость, быстроту и равновесие. Они будут изучать округления, прыжки назад, прыжки и многое другое в безопасной базовой прогрессии.
АКУТАЦИЯ 2
7+ лет
$195/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января. *
Продвинутые занятия акробатической акробатики доступны для учащихся, которые имеют базовые навыки, включая прыжки назад или более. Студенты будут работать над улучшением своей техники и начнут продвигаться к серии акробатических прыжков и различным типам сальто безопасным и устойчивым шагом.
ДОМАШНЯЯ ГИМНАСТИКА
Ходьба — 17 лет
Цена за 8-недельный сеанс зависит от возраста
Лучший способ попасть в физкультуру. время для студентов домашнего обучения в спортзале Эмилии! Наша программа предусматривает один час занятий гимнастикой и общей физической подготовкой. Младшие братья и сестры могут бесплатно участвовать в открытой игре в тренажерном зале, ожидая своих старших братьев и сестер, если они находятся со взрослым.
ВЗРОСЛЫЙ КЛАСС
18+
$195/8 недель
*Эта цена действительна с 02.01.23*
Подарите себе веселую и всестороннюю тренировку! Наш класс для взрослых возглавляют наши опытные инструкторы, которые прошли специальную подготовку по обучению взрослой гимнастике, технике безопасности и корректировке.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
Задняя пружина
$195/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января. Навыки
Комплексная деятельность для детей с неврологическими или физическими недостатками.
$ 225/8 недель
*Эта цена действительна с 23 января.*
GYMSkills расшифровывается как Развитие двигательных навыков молодежи. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить сенсорно-богатую среду для развития мелкой и крупной моторики, развития социальных навыков и улучшения коммуникативного развития. Мы стремимся адаптировать и модифицировать программу каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными потребностями.
ACRO PRE-TEAM
ТОЛЬКО ПРИГЛАШЕНИЕ
$199/месяц
Этот целевой класс подготовит вашего ребенка к необходимым навыкам, чтобы присоединиться к нашей соревновательной команде по акробатике. Приглашенные в этот класс студенты будут работать над улучшением своей техники и навыков, характерных для акробатики, а также общей гибкости и силы.