Как развить память и внимание у школьника: Развиваем память школьника
Развиваем память школьника
Память – это способ отразить окружающий нас мир путем усвоения, сохранения и применения полученного опыта в будущем. При ее отсутствии человек не смог бы развиваться.
Виды памяти:
1. По типу психической активности:
— словесно-логическая и образная (визуальная, аудиальная, кинестетическая).
2. По видам деятельности:
— произвольная и непроизвольная.
3. В зависимости от того, участвует ли в процессе запоминания мышление:
— опосредованная (участвует) или неопосредованная.
4. В зависимости от того, насколько долго хранится информация:
— долговременная и кратковременная.
Для того, чтобы улучшить память школьника, необходимо:
— читать книги
Внушайте ребенку, что читать – это модно и полезно, показывайте ему своим примером, что чтение для вас – неотъемлемая часть жизни. Рассказывайте своему ребенку интересные истории, которые вы узнали из книг, предложите ему почитать по очереди вслух те книги, которые вас вдохновили, например, на каникулах. Для того, чтобы у вашего ребенка был стимул для чтения и возможность читать где угодно, подарите ему электронную книгу и сделайте для него подборку важных, на ваш взгляд, для него книг, которые стоит прочитать.
— развивать память
Чаще просите своего маленького школьника что-нибудь запомнить и кому-нибудь передать. Просите напомнить вам о чем-то очень важном.
По вечерам перед сном вспоминайте события прошедшего дня.
— использовать прирожденные таланты
Все мы люди разные. Кому-то легко запомнить то, что он видит, кому-то то, что он слышит. А у кого-то развита двигательная память. Обратите на это внимание, понаблюдайте за ребенком, поймите, что ему легче дается. А потом научите его использовать свои способности для запоминания. Например, если нужно выучить стихотворение, то школьнику с развитым зрительным запоминанием помогут нарисованные по мотивам стихотворения картинки. Если ребенок все лучше воспринимает на слух, то ему нужно читать стихотворение не про себя, а вслух и с выражением. Ну а маленьким обладателям хорошей двигательной памяти можно предложить инсценировку стихотворения. Каждую строчку или четверостишье подкрепить действием.
— формировать опыт, познание, мастерство
Предложите вашему ребенку освоить еще один вид спорта, если он уже чем-то занимается, или начать заниматься спортом, если он ведет пассивный образ жизни. Можно записаться на интересные секции и кружки, где он может научиться играть на разных инструментах, петь, играть на сцене, рисовать, заниматься рукоделием.
— увеличивать словарный запас
Создайте увлекательную домашнюю игру: лексический запас регулярно пополняйте новыми словами и определениями или открывайте для себя каждый день новое слово. Ищите, что означает слово или значение выражений.
В этом вам помогут толковые словари.
— запоминать числа
Запоминание чисел отлично влияет на развитие памяти. Постарайтесь вместе со своим школьником запомнить даты дней рождений всех знакомых и родственников, поиграйте с ним в игру «Кто больше запомнит».
— учить наизусть
Детям задают учить наизусть очень много стихотворений, подключитесь к процессу изучения вместе с ребенком, поговорите с ним о ваших любимых поэзиях, прочитайте их ему и предложите выучить.
— не перегружать память
Занимайтесь, но знайте меру. Не перегружайте детей фактами, событиями, материалами, которые им точно никогда не пригодятся. Помните, что занятия требуют регулярности. 25 – 30 минут в день будет достаточно.
— проводить занятия в игровой форме
Через игру дети все воспринимают легче и с удовольствием. А от занятий «с удовольствием» пользы будет больше. В любое серьезное упражнение можно внести элемент игры, главное включить воображение. Так же не забывайте о том, что есть и просто игры, которые так же помогают развить память школьников.
И, самое важное, зафиксируйте в своей долговременной памяти то, что будущее наших детей в наших руках. Заботливых и любящих. Если мы можем помочь этому будущему стать прекрасным, то давайте это сделаем!
Методы и приемы развития внимания у детей
Содержание
- Какие есть виды внимания
- Почему у ребёнка снижено внимание
- Как развивать навык внимания у ребёнка
- Таблицы Шульте
- Тест Струпа
- Фотоаппарат
- Упражнения с предметами
- Лабиринты
- Муха
- Найти отличия
- Снежный ком
- День наоборот
Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент.
Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание. Для детей особенно важно
полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и
приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая
память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание. Эти базовые психические функции
неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.
Какие есть виды внимания
Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
-
Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий
концентрируется на всём необычном и интересном. -
Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
-
Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том,
что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>
Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.
Почему у ребёнка снижено внимание
Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие. Во
избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка.
Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?
Здоровье
Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.
Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше:
малыш становится рассеянным, апатичным. Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально
следить за имеющимися патологиями.
Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и
в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого
здоровья.
Режим сна
Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в
школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и
запоминания необходимой информации.
Физическая активность
Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества
подвижности в образе жизни ребёнка.
Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя
активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и
качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.
Обстановка дома
Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается
дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под
удар.
В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и
замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в
учебе.
Как развивать навык внимания у ребёнка
Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память малыша, необходимо подключать к процессу различные
упражнения. Главное, чтобы они проходили в игровом формате и ребёнку было интересно принимать в этом участие. Можете
играть вместе с ним, так малыш будет чувствовать поддержку, и у него появится соревновательный настрой.
Таблицы Шульте
Это упражнение реализовано во многих приложениях — заниматься можно где угодно. Таблица представляет собой квадрат
5×5 с 25 клеточками, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Задача ребёнка — как можно быстрее
отыскать все числа по порядку.
Таблицы бывают большие 7×7 и 8×8 клеток, а также встречаются цветные отвлекающие внимание экземпляры и варианты,
когда после нахождения числа все остальные цифры в таблице перемешиваются, не давая запоминать свои местонахождения.
Тест Струпа
Упражнение состоит из нескольких строк. Ребёнок увидит слова, обозначающие разные цвета, однако написаны они будут
другими чернилами. Цель в том, чтобы назвать фактический цвет слова, а не написанный. Например, если слово «красный»
написано синим цветом, то назвать нужно синий.
Нашему мозгу проще прочитать слово, и такое простейшее несоответствие на несколько секунд ставит его в тупик.
Считается, что этот тест использовали в контрразведке для проверки подозреваемых. Им давали этот листок со словами и
просили назвать цвета. Если человек не знает языка, на котором написан тест, то перечислить цвета не составит труда,
а вот игнорировать знакомые слова без подготовки тяжело.
Фотоаппарат
Смысл в том, чтобы весь день обращать внимание на конкретную часть тела или одежды встречающихся людей. Это могут
быть носы, брови, серьги и т. д. Нужно настроить свой «объектив» только на эту часть образа, рассматривать её (не
доставляя незнакомцам неудобств, разумеется) и пытаться запомнить. Так ребёнок научится видеть мелкие детали и
обращать внимание на нюансы. Потом можно будет смотреть на человека и описывать его внешность в целом. Потребуется
высокая концентрация внимания, ведь останавливать взгляд нужно будет на многих деталях сразу.
Упражнения с предметами
В течение какого-то времени надо обращать внимание и называть предметы по выбранному заранее признаку: конкретный
цвет, форма, размер, материал изготовления, область применения. Начинайте с малого. Можно тренироваться в комнате,
квартире, а когда все предметы будут выучены, ищите предметы на улице. Удобно играть во время прогулки.
Если вы хотите поиграть с ребёнком дома, то возьмите несколько предметов, разложите на столе и попросите ребёнка их
запомнить. Затем перемешайте предметы, уберите несколько или, наоборот, добавьте лишние — теперь ребёнок должен
вернуть все предметы на место, воссоздав на столе первоначальную картину.
Можно усложнить задачу: пусть ребёнок запомнит все предметы, а потом отвернется или выйдет из комнаты. Уберите один
или несколько из них, а ребёнку нужно вычислить пропажу.
Лабиринты
Простая, но увлекательная игра, которая требует концентрации внимания. Цель такого упражнения — найти выход из
запутанных коридоров или проследить, какие символы соединяют витиеватые линии. Но есть нюанс: вести карандашом или
пальцем по линии нельзя — отследить путь можно только глазами.
Муха
Для игры вам не понадобится никакого специального оборудования, в ход идут только подручные средства и энтузиазм.
Начертите поле 5×5, подпишите сверху буквы, а слева цифры, как в игре «Морской бой». В средней клетке сидит
воображаемая муха, её движение всегда начинается из этого места. Выберите ведущего, который будет задавать мухе
направление полёта в течение 30 секунд командами: вверх, вниз, влево и вправо (по клеткам).
Игрокам необходимо отследить передвижения мухи и через 30 секунд дать правильный ответ, на какой клетке она
приземлилась. Игру можно постепенно усложнять: позволяйте мухе вылетать за пределы поля или вовсе держите поле в
уме, обходясь без листка бумаги.
Найти отличия
Перед ребёнком стоит задача — найти все отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми изображениями. Картинки
можно найти в интернете, но выбирайте не слишком детализированные изображения, чтобы ребёнок смог привыкнуть к игре.
Это упражнение подходит как первоклассникам, так и ученикам 2–4 классов.
А вот школьникам 5–7 классов как раз подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует
не только внимательность, но и способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Снежный ком
Играть можно вдвоем с ребёнком или подключить других членов семьи. Правила просты: первый игрок называет слово,
второй игрок называет это слово и говорит своё, третий участник повторяет первые два слова и говорит своё и так
далее. По ходу игры образуется длинная цепочка слов, которые каждому игроку необходимо называть каждый раз, когда
подходит его очередь. Это упражнение развивает ещё и память.
День наоборот
Суть упражнения заключается в том, что ребёнку необходимо вспомнить, как прошёл его день, но в обратном порядке.
Желательно вспомнить все события прошедшего дня, а если удастся вспомнить детали, можно смело говорить о том, что
внимание и память у вашего чада на высоком уровне.
Вы можете направлять ребёнка, помогать ему и давать подсказки, если он не может вспомнить какие-то события.
Реализуйте потенциал вместе
Добавляйте в каждое упражнение что-то от себя, трансформируйте, как душе угодно, главное, чтобы ребёнку было
интересно и он был максимально увлечён процессом. Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания,
подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на “Семейный курс развития памяти” и реализуйте скрытый
потенциал вместе!
Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий. Всему свое время. Запаситесь
терпением, и результат оправдает ваши ожидания.
Улучшение памяти и внимания в классе
При стремительном росте показателей СДВГ, снижении уровня вовлеченности учащихся с каждым годом обучения детей в школе и частых сообщениях о неудачных школах в системе образования нашей страны нет недостатка в сложных проблемах, требующих решения. Но что, если бы были какие-то относительно безболезненные стратегии для , дающие детям и подросткам импульс к обучению в классе ?
К счастью, когда дело доходит до памяти, есть ощутимые шаги, которые дети и взрослые могут сделать, чтобы улучшить память и сосредоточиться . Учитель-ветеран Ким Бевилл поделилась некоторыми из них во время вебинара, организованного Денверским музеем природы и науки, под названием «Память в классе».
Первым в списке, как вы уже догадались, стоит сон . Детям школьного возраста и молодежи необходимо от 10 до 12 часов сна каждую ночь. Отсутствие этих последних двух часов сна может помешать формированию новых нейронных связей, что затруднит — если не сделает невозможным — хранение воспоминаний в гиппокампе, нашем устройстве кратковременной памяти.
Другой важной стратегией улучшения памяти является противодействие стрессу , который останавливает формирование воспоминаний. Когда мозг разбавлен гормонами стресса, гиппокамп практически не может хранить воспоминания. Когда дети и молодежь приходят в школу в стрессовом состоянии, они с меньшей вероятностью запоминают то, чему их учат.
Вот несколько основанных на исследованиях средств против стресса , которые предлагает Бевилл (некоторые из них удивительны!):
- Сосредоточьте внимание на дыхании: сосчитайте до 6 на вдохе и снова на выдохе (всего 12 счетов). Исследования показали, что это дает немедленный эффект снятия стресса.
- Поощряйте мышление в настоящем времени: Сосредоточьте внимание учащихся на том, что происходит здесь и сейчас. Помощь детям в занятиях в классе также помогает им забыть о своих заботах (и стрессе).
- Обеспечьте перерывы на напитки и/или перекусы, даже если это просто глоток воды. Еда или питье повышают уровень серотонина и дофамина, нейротрансмиттеров «хорошего самочувствия», которые снижают уровень стресса.
- Смех обеспечивает мгновенное снятие стресса, поэтому, помогая детям получать удовольствие от шутки, вы помогаете их памяти.
- Прослушивание музыки или создание музыки снижает стресс.
- Читайте своим ученикам или дайте им возможность читать в классе. Снятие стресса достигается после шести минут чтения.
Ключевой стратегией повышения внимания учащихся является включение упражнения в учебный день. Упражнения, особенно аэробные, приносят огромную пользу для здоровья мозга, памяти и обучения. Упражнения, которые дети получают в тренажерном зале и на переменах на свежем воздухе, часто необходимы для того, чтобы они могли выполнять повседневные задачи, особенно для детей, которым трудно сосредоточиться, например, детям с СДВГ. Этим детям нужно двигаться, чтобы стимулировать свой мозг.
Для быстрого улучшения памяти (путем увеличения притока крови к мозгу) Бевилл предлагает прыжки со скакалкой и упражнения на равновесие, например, откидывание назад до тех пор, пока ваше «ядро» не будет поддерживать вас. Поскольку многие исследования показали, что дети, которые не двигаются, находят занятия скучными, Бевилл рекомендует ученикам сидеть не более 20 минут за раз. Предоставление детям возможности двигаться в течение дня поможет предотвратить скуку и повысить их вовлеченность.
Последняя стратегия Бевилла — максимально «оживить» тему , так как эмоциональные, «сочные», увлекательные вещи оказались легче для изучения, чем более нейтральные предметы. Например, обучая детей правильному написанию слова «окно», Бевилл предлагает использовать изображение разбитого окна, которое более интересно, чем стандартное окно, и, следовательно, с большей вероятностью привлечет внимание учащихся. Начало новой темы с интересного видео или отрывка из фильма также может привлечь внимание и вовлечение. Разыгрывание литературы может сделать ее более запоминающейся; Бевилл отмечает, что «Театр читателей», который предоставляет сценарии книг, является отличным ресурсом. Одно предостережение, которое разделяет Бевилл, заключается в том, что содержание должно быть осмысленный запоминающийся. При поиске интересных или провокационных примеров убедитесь, что вы не слишком далеко отходите от личного опыта или понимания мира ваших учеников.
Исследования мозга — важная область, дающая надежду как учащимся, испытывающим затруднения, так и пожилым взрослым. Если вы учитель или родитель, какие еще методы вовлечения учащихся в классе (или дома) вы используете для улучшения их памяти и концентрации? Пожалуйста, поделитесь своими мыслями и комментариями ниже.*
*Адреса электронной почты будут храниться в тайне.
Не пропустите — зарегистрируйтесь здесь , чтобы получать еженедельную рассылку по электронной почте от нашего блога Promote Prevent Perspectives!
Память и хранение | Центр академических навыков
1. Внимание (концентрация)
Мы можем делать несколько дел одновременно, если некоторые из них привычны, но мы можем уделять внимание только одному делу за раз, особенно во время учебы. Часто, когда мы говорим, что что-то забыли, было бы ближе к истине сказать, что мы никогда не учились этому, потому что никогда не уделяли этому должного внимания.
2. Интерес
Невнимательность часто возникает из-за отсутствия интереса. Предметом, который больше всего интересует каждого, является он сам. Принимайте сторону в вопросах и проблемах, о которых вы читали. Участие эго не только способствует интересу и вниманию, но и помогает намерению помнить. Дайте «неинтересному предмету» шанс; если вы узнаете что-то об этом, это вызовет некоторый интерес, который будет способствовать познанию. Напоминайте себе, если необходимо, о своем второстепенном интересе к предмету — оценке или зачете. Бессмысленный материал (материал, который мы не понимаем) быстро забывается. Хотя поначалу задание может казаться нам бессмысленным, попытки выполнить его шаг за шагом — интерпретация, сопоставление, анализ — вскоре сделают его осмысленным и интересным.
3. Намерение помнить
Направление своих энергий к определенной цели называется ментальной установкой, а позитивная, открытая ментальная установка положительно влияет на память. Участие эго способствует намерению помнить.
4. Уверенность
Когда мы намерены вспомнить, не имея уверенности в том, что мы можем вспомнить, намерение ослабевает до простой надежды. Используйте письменные заметки в качестве подсказки, но выработайте привычку полагаться на свою память, прежде чем ссылаться на письменные напоминания.
5. Правильное начало
Будьте осторожны, приобретая новые знания и привычки с самого начала. Сначала сконцентрируйтесь на точности, а не на скорости. Ошибку трудно отучить. Осознайте ошибку, а затем медленно работайте, чтобы заменить ее правильной информацией.
6. Отбор
Концентрируйтесь на самом важном, так как невозможно освоить какой-либо предмет целиком. Выбор должен быть разумным в том смысле, что для некоторых предметов могут быть важны основы, основные идеи, концепции, закономерности и тенденции, но в некоторых предметах также важны детали.
7. Понимание
Существует два способа запоминания: наизусть (механически) и путем понимания. Идеи, понятия, теории и значения и тому подобное изучаются путем понимания. Чем больше у вас ассоциаций с идеей, тем большее значение она будет иметь; чем более осмысленным является обучение, тем лучше человек способен его сохранить. Всегда отмечайте сходства и различия в идеях и концепциях и ставьте их на надлежащее место в более крупной системе понятий и теорий.
8. Предыстория здания
Чем больше у нас предыстории по предмету, тем лучше мы формируем ассоциации и различаем отношения. Хорошо подготовленный ум дает больше возможностей или ассоциаций между новым материалом и ранее известным материалом. Следовательно, лучший способ улучшить вашу память о предмете — узнать о нем больше.
9. Организация
Хорошая память похожа на хорошо организованную и обслуживаемую систему хранения документов. Когда появляется новый факт, первое соображение состоит в том, сохранить его или отбросить. Если вы храните его, то вы должны решить, куда его положить. Организация — это врожденная склонность ума, и она преобладает над хаосом стимулов, которые он может обработать. 37 пьес Шекспира легче запомнить, если запомнить их в 3 группах: комедии, истории, трагедии. Держите в уме более крупную схему главы и книги, чтобы вы могли связать или связать второстепенные идеи или детали с более крупной структурой. Сгруппируйте идеи, свяжите их или свяжите с основными частями статьи, главы или книги.
10. Чтение
Проверяйте себя, читая каждый абзац или раздел. Это способствует пониманию, а также более быстрому обучению, потому что это более активный процесс, чем чтение или слушание. Он также проверяет понимание, выявляя ошибки или пробелы. Расскажите своими словами и прочитайте вслух трудные отрывки. Аудиалы должны тратить больше времени на устное повторение того, что они изучают, чем визуализаторы.
11. Ведение заметок
Заметки должны быть написаны вашими словами, краткими, четкими, но лаконичными. Они должны быть разборчивыми и аккуратными. Просмотрите заметки, когда изучение главы будет завершено, и используйте их, чтобы проверить себя.
12. Обзор
Лучшее время для повторения — сразу после обучения. Лучше всего запоминается начало и конец материала, поэтому обратите пристальное внимание на середину, которая, скорее всего, будет забыта. Пик трудности при запоминании находится сразу за серединой, ближе к концу.
13.