Интернет математика: Математика интернета / Статьи — Математическая составляющая
Математика интернета / Статьи — Математическая составляющая
Андрей Михайлович Райгородский
Приложения: интернет
Математика: дискретная математика, теория графов
Странное название, скажет читатель, проводящий часть жизни в интернете. Ведь возникновение сайтов, их наполнение контентом, установление связей между ними (ссылки) — всё это происходит стихийно, никем явным образом не управляется. Но, как и другие сложные системы, состоящие из большого числа «свободных» элементов, интернет становится средой, в целом имеющей устойчивые свойства, не зависящие от беспорядка в мелочах и поддающиеся исследованию математическими методами.
Будем представлять интернет в виде графа. Граф — это множество точек (вершин графа), соединённых конечным числом дуг (рёбер графа). Вершинами будем считать интернет-сайты, а рёбрами — гиперссылки, идущие с одних сайтов на другие. Рёбра этого графа — ориентированные (в ссылках важно, кто на кого ссылается), некоторые из них — кратные (несколько ссылок с одного сайта на другой), есть и петли (ссылки между страницами одного и того же сайта).
Построенный веб-граф — настоящий монстр с миллиардами вершин и рёбер. Этот граф постоянно меняется: добавляются и исчезают сайты, пропадают и появляются ссылки. Но при всех изменениях, некоторые свойства интернета остаются неизменными на протяжении всей истории его исследования. Вот несколько примеров таких «устойчивых» свойств.
Веб-граф разрежен. В нём лишь в несколько раз больше рёбер, чем вершин. Казалось бы, странное дело — возможны любые ссылки, а рёбер всё равно мало.
Несмотря на разреженность, интернет-мир очень тесен. А именно, от любого сайта до любого другого можно по ссылкам перейти за 5—6 «кликов» (знаменитый закон «шести рукопожатий»).
В веб-графе высока вероятность того, что «соседи» данной вершины (сайты, связанные ссылками с данным) сами связаны ребром: «мои знакомые знакомы между собой».
Важная характеристика вершины графа — её степень, т. е. число входящих и выходящих рёбер. Оказывается, что степени вершин «правильно», т. {γ}$, где $γ ≈ 2,3$. В этой формуле есть понятное «ядро» — доля вершин большой степени $d$ (сайтов с большим количеством ссылок) мала. Но есть и удивительная деталь — постоянная $γ$ не зависит от числа вершин веб-графа, т. е. не меняется в процессе развития интернета. Этот степенной закон является универсальным для сложных сетей — от биологических до межбанковских, разве что для разных сетей величина $γ$ немного разная.
Интернет как целое устойчив к случайным атакам на сайты. А именно, если уничтожение сайтов происходит независимо и с одинаковой вероятностью, то веб-граф с вероятностью, близкой к 1, сохраняет «гигантскую» связную компоненту. Эта компонента сохраняется даже при прицельной атаке на хабы — вершины наибольших степеней — пока доля атакованных хабов не превысит некоторое критическое значение.
Для изучения интернета необходимо уметь строить модель «случайного графа», которая с высокой вероятностью обладает ожидаемыми свойствами реального интернета. При этом для практических нужд, да и для чисто математических целей, крайне важно, чтобы модель не была слишком сложной. Эта трудная и привлекательная задача полностью не решена.
Построение хорошей математической модели интернета сразу же даёт качественно новые инструменты для улучшения информационного поиска, выявления спама, прогнозирования распространения информации в социальных сетях и в интернете в целом.
С другой стороны, математические модели интернета оказываются весьма похожими на модели биологических сообществ или модели межбанковского взаимодействия. И хотя изучение биологических или финансовых сообществ началось значительно раньше, чем появился интернет, интенсивность развития последнего и достижения в его изучении делают взаимное влияние всех этих моделей благотворным.
Поэтому математика интернета востребована и биологами (предсказание эпидемий), и создателями лекарств (бактериальные сообщества, живущие в организме человека, тоже похожи на интернет), и финансистами (риски возникновения кризисов).
Изучение подобных систем — один из центральных разделов прикладной математики и неиссякаемый источник новых задач для всей математики.
Литература
Райгородский А. М. Математические модели интернета // Журнал «Квант». 2012. № 4. Стр. 12—16.
Райгородский А., Литвак Н. Кому нужна математика?: Понятная книга о том, как устроен цифровой мир. — М.: МИФ, 2017.
Оре О. Графы и их применение. — М.: Мир, 1965.
Интернет-карусели | Интернет-Карусель
Интернет-карусель — международное on-line соревнование. Регулярно проходят соревнования по математике, русскому языку, английскому языку и другим предметам (физика, история, информатика, немецкий язык), а также интеллектуальные викторины для детей с ограниченными возможностями и для семейных команд. В каждом соревновании участвуют от 400 до 1000 команд из разных регионов РФ, а также из других стран (Беларусь, Украина, Казахстан, Словакия и другие).
Участие в Интернет-каруселях бесплатное.
- ИГРЫ СЕЗОНА 2022-2023 УЧ.ГОДА
- КАРУСЕЛЬ-КРУЖОК ПО МАТЕМАТИКЕ: 5-6 кл, 7 кл, 8 кл и 9 кл
- ИНТЕРНЕТ-КАРУСЕЛЬ УЧИТЕЛЯМ
- Правила Интернет-каруселей
- Задания прошедших каруселей
Приглашаем всех к участию!
Сезон 2022-2023 учебного года
- Проект «Интернет-карусель» проводит «Математический карусель-кружок» для 5-6, 7, 8 и 9 классов при поддержке лицея «Вторая школа» (Москва), гимназии им. Е. М. Примакова (Московская область) и образовательного центра «Взлёт» (Московская область) и при участии «Центра педагогического мастерства» и проекта «Математическая вертикаль».
- Проект открыт для сотрудничества. Предложения просим отправлять на адреса karusel@desc. ru и [email protected].
Актуальные новости
- [23.08.2022] Соревнования в рамках карусель-кружка в 2022-2023 уч. году пройдут в следующие дни недели: 5-6 кл — вторник, 7 кл — четверг, 8 кл. — вторник, 9 кл — четверг.
- [24.12.2021] Опубликованы итоги всех соревнований карусель-кружка, задания, ответы и решения.
- [22.11.2021] В этом году Интернет-карусели отказались от практики рассылки писем с новостями проекта. Приглашаем присоединиться к телеграм-каналу «Интернет-карусель». Просим поделиться ссылкой на канал со всеми заинтересованными.
- ЛМШ «Kostroma Open» — летняя математическая школа, в которой собираются ребята, желающие научиться решать математические задачки. Летняя школа — это новые друзья и интересные занятия и активный отдых.
Регистрация и набор в ЛМШ проходит с февраля по май.
Турнир «Kostroma Open» — серия математических соревнований. Каждый учебный год проходят: (1) математические игры команд 5 классов, (2) математические бои 6-7 классов, (3) математические бои 8-9 классов.
Подробнее о проектах «Kostroma Open» читайте здесь: kostroma-open.info.
Прошедшие игры
14.03.2023 15:30 Математика, 8 кл. (6) [14.03.2023]
02.03.2023 15:30 Математика, 7 кл. (5) [02.03.2023]
14.02.2023 15:30 Математика, 5-6 кл. (5) [14.02.2023]
07.02.2023 15:30 Математика, 8 кл. (5) [07.02.2023]
02.02.2023 15:30 Математика, 9 кл. (2) [02.02.2023]
Все прошедшие
Интернет-математика
Просматривать
Титулы
Издатели
Предметы
Ресурсы
Подписка и доступ
Библиотечные ресурсы
Инструменты издателя
Ресурсы для исследователей
О
О проекте Евклид
Консультативный совет
Новости и события
Способы поддержки проекта Евклид
Политики
Издательские услуги
Расширенный поиск
Самые читаемые статьи
Случайный Альфа PageRank
Пол Г. Константин и др. (2009)
Общие настройки для параметрической Google Matrix
Роджер А. Хорн и др. (2006)
Модели онлайн-социальных сетей
Энтони Бонато и др. (2009)
Ранжирование веб-сайтов: вероятностный взгляд
Ин Бао и др. (2006)
Аппроксимации обобщенной обратной матрицы лапласиана графа
Энрико Боццо и др. (2012)
Подписаться на Project Euclid
Получать оповещения по электронной почте
Преобразование кабинета математики с помощью Интернета
. 2020;52(5):825-841.
doi: 10.1007/s11858-020-01176-4.
Epub 2020 26 июня.
Иоганн Энгельбрехт
1
, Сальвадор Ллинарес
2
, Марсело С Борба
3
Принадлежности
- 1 Университет Претории, Претория, Южная Африка.
- 2 Университет Аликанте, Аликанте, Испания.
- 3 UNESP, Рио-Кларо, Бразилия.
PMID:
32837579
PMCID:
PMC7317248
DOI:
10.1007/s11858-020-01176-4
Бесплатная статья ЧВК
Иоганн Энгельбрехт и соавт.
ЗДМ.
2020.
Бесплатная статья ЧВК
. 2020;52(5):825-841.
doi: 10.1007/s11858-020-01176-4.
Epub 2020 26 июня.
Авторы
Иоганн Энгельбрехт
1
, Сальвадор Ллинарес
2
, Марсело С Борба
3
Принадлежности
- 1 Университет Претории, Претория, Южная Африка.
- 2 Университет Аликанте, Аликанте, Испания.
- 3 UNESP, Рио-Кларо, Бразилия.
PMID:
32837579
PMCID:
PMC7317248
DOI:
10. 1007/s11858-020-01176-4
Абстрактный
В последние годы заметно возросло использование Интернета в образовательных целях. В этом обзорном документе мы описываем, как Интернет меняет классы математики и подготовку учителей математики. Мы используем в качестве ссылок несколько обзоров использования Интернета в учебных заведениях по математике, сделанных в последние годы, чтобы определить, как развивалась эта область. Мы выделяем три области, в которых педагоги-математики генерируют новые подходы: принципы проектирования новых условий; социальное взаимодействие и строительные знания; и инструменты и ресурсы. Статьи в этом выпуске отражают различные точки зрения, разработанные за последнее десятилетие в этих трех областях, предоставляя доказательства достижений в теоретических основах и поддержку в создании новых значений для старых конструкций, таких как «инструмент», «ресурсы» или «учебная среда». ‘. Во-первых, мы выделяем различные способы, которыми использование цифровых технологий порождает новые взгляды на математику и условия, в которых она изучается, а также то, как преподаватели математики формируют новые инициативы начальной подготовки и профессионального развития. В этом обзорном документе мы определяем тенденции будущих исследований в отношении теоретических и методологических аспектов и признаем новые возможности, требующие дальнейшего участия.
Ключевые слова:
Смешанное обучение; Сотрудничество; Люди-с-медиа; гипер-персонализация; Учебная среда; система управления обучением; МООК; образование учителя математики; Преподавание математики.
© СИЗ Карлсруэ 2020.
Похожие статьи
Эффективность электронного обучения в Интернете в отношении поведения врачей и результатов лечения пациентов: протокол систематического обзора.
Синклер П., Кейбл А., Леветт-Джонс Т.
Синклер П. и др.
JBI Database System Rev Implement Rev. 2015 Jan; 13(1):52-64. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1919.
Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г.PMID: 26447007
Опыт студентов и преподавателей в обучении, основанном на моделировании матери и ребенка: систематический обзор протокола качественных доказательств.
Маккиннон К., Марселлус Л., Риверс Дж., Гордон С., Райан М., Батчер Д.
Маккиннон К. и др.
JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Jan; 13(1):14-26. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1694.
Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г.PMID: 26447004
Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.
Уилсон Р., Годфри К.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н.
Уилсон Р. и соавт.
JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150.
Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г.PMID: 26571290
Обзор.
Сбор видео-кейсов, чтобы помочь фасилитаторам PD заметить продуктивное обучение учителей.
Шулер С., Рёскен-Винтер Б.
Шулер С. и др.
Int J STEM Educ. 2018;5(1):50. дои: 10.1186/s40594-018-0147-й. Epub 2018 28 ноября.
Int J STEM Educ. 2018.PMID: 30631739
Бесплатная статья ЧВК.Суицидальная идея.
Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А.
Хармер Б. и др.
2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–.
2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–.PMID: 33351435
Бесплатные книги и документы.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Будем ли мы когда-нибудь снова преподавать математику так, как мы это делали до пандемии?
Энгельбрехт Дж., Борба М.С., Кайзер Г.
Энгельбрехт Дж. и соавт.
ЗДМ. 2023;55(1):1-16. doi: 10.1007/s11858-022-01460-5. Epub 2023 13 января.
ЗДМ. 2023.PMID: 36684476
Бесплатная статья ЧВК.Примерный процесс в онлайн-образовании: лонгитюдное исследование учителей математики.
Севимли Э.
Севимли Э.
Узнайте об окружающей среде Res. 2022 ноя 28:1-24. doi: 10.1007/s10984-022-09440-y. Онлайн перед печатью.
Узнайте об окружающей среде Res. 2022.PMID: 36467116
Бесплатная статья ЧВК.Влияние COVID-19о формате и характере научных конференций по математическому образованию.
Engelbrecht J, Kwon ON, Borba MC, Yoon H, Bae Y, Lee K.
Энгельбрехт Дж. и соавт.
ЗДМ. 2023;55(1):95-108. doi: 10.1007/s11858-022-01421-y. Epub 2022 20 сентября.
ЗДМ. 2023.PMID: 36160181
Бесплатная статья ЧВК.Роли технологий для будущего обучения в условиях пандемии: активность, деятельность и люди-со-медиа.
Вилла-Очоа JA, Молина-Торо JF, Borba MC.
Вилла-Очоа Дж. А. и др.
ЗДМ. 2023;55(1):207-220. doi: 10.1007/s11858-022-01429-4. Epub 2022 6 сентября.
ЗДМ. 2023.PMID: 36092535
Бесплатная статья ЧВК.Использование разыгрывания для перехода от педагогики до Covid к педагогике после Covid: тематическое исследование с учителями математики из Южной Африки.
Каллаган Р., Жубер Дж., Энгельбрехт Дж.
Каллаган Р. и соавт.
ЗДМ. 2023;55(1):193-206. doi: 10.1007/s11858-022-01416-9. Epub 2022 16 августа.
ЗДМ. 2023.PMID: 35991690
Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Рекомендации
Ан Р., класс M. Педагогика, ориентированная на учащихся: совместное построение знаний посредством промежуточных экзаменов, подготовленных учащимися. Международный журнал преподавания и обучения в высшем образовании. 2011;23(2):269–281.
Алмейда HRFL. Das Tecnologias às Tecnologias Digitais e seu uso na Educação Matemática [От технологий к цифровым технологиям и их использованию в математическом образовании] Nuances: Estudos Sobre Educação. 2015;26(2):222–239.
Аркави А. От инструментов к ресурсам в профессиональном развитии учителей математики. В: Llinares S, Chapman O, редакторы. Международный справочник по подготовке учителей математики. Том 2: Инструменты и процессы в обучении учителей математики. 2. Лейден: Брилл; 2020. С. 421–440.
Аттвелл, Г. (2007). Персональные учебные среды — будущее электронного обучения? Документы по электронному обучению, 2(1).