Разное

Игры с детьми 8 месяцев в домашних условиях: развивающие занятия для самых маленьких

Мамы рекомендуют: 12 домашних развивающих игр из подручных средств — Parents.ru

Воспитание

Фото
Getty Images

1. Домашний пластилин

Мы с дочкой Марией (3 года) обожаем заниматься лепкой. Решили сделать пластилин сами. Вот простой и дешевый рецепт. Смешиваем соль (0,5 стакана) с горячей водой (0,5 стакана). В смесь сыпем муку (1 стакан). Хорошо разминаем. Плюс растительное масло (1 ст. л.). Вымешиваем. Лепим фигурки!

Алина Коваленко, г. Ростов-на-Дону

2. Очки для всей семьи

Нашему Дане (3,5 года) выписали очки. Вместе с ним выбрали оправу, все сделали, надели. А носить он отказывается! Думала я, думала, а потом купила еще оправы (без стекол) — для нас с папой. Встретили мы в них удивленного сына из детского сада, пришли домой, а там два его любимых игрушечных зверя — тоже в очках. «А где мои очки?» — спросил тогда Даня. С тех пор носит.

Мария Кержакова, г. Зеленоград

3. Что в мешке

Когда Милана болела, мы долго сидели дома, и я придумала интересную игру. В большой тканевый мешок (можно в наволочку) один игрок кладет игрушку (или любой предмет), а другой на ощупь должен угадать, что это.

Светлана Ромашина, г. Истра

Фото
Getty Images/iStockphoto

4. Шарик как снаряд

Маша и Ваня упражняются в ловкости и прыгучести с помощью чуть сдувшегося воздушного шара. Муж подвесил его на длинной резинке, закрепив ее на потолке. А дети соревнуются, кто быстрее допрыгнет до шарика и ударит по нему рукой.

Вера Свиридова, г. Нижний Новгород

5. Бегаю громко!

Наша Надюша бегает по дому в носочках и весело гремит ими. «Погремучие» носочки сделать просто: купите в магазине для рукоделия самые маленькие бубенчики. Затем пришейте их к носочкам.

Ядвига Скудоумова, г. Железнодорожный

6. Что слышно?

Советую для развития слуха очень простую игру, которой научил моего сына преподаватель музыки. В спичечные коробки насыпьте разный по структуре материал: песок, крупы, кусочки ваты и клубочки ниток. Ребенок должен слушать шумы и отыскивать одинаковые.

Людмила Шульженко, г. Соликамск

7. Игры в дороге

Чтобы занять сыновей во время поездки, мы играем. Кто продержится дольше, не моргая? Кто быстрее назовет цветок на букву «а»? Кто первый заметит на дороге оранжевую машину?

Алиса Богородская, г. Ижевск

8. Матрешка с застежкой

Машеньке (2 года) очень нравится расстегивать и застегивать все, что можно и нельзя. Для забавы, а также для развития мелкой моторики я сшила ей тряпочную матрешку. В ней не только 5 «дочек», но и разные варианты застежек: молния, липучка, крючок и кнопки. Эта игрушка, которую я очень быстро соорудила из остатков старых материалов, стала любимой у нашей девочки.

Елена Свирина (бабушка), г. Ростов-на-Дону

Фото
Getty Images

9. Рыбы-воспитатели

Как пятилетнему ребенку рассчитать порцию корма рыбам? Я придумала насыпать нужное его количество в семь спичечных коробков — на каждый день недели. Сын Саня очень ответственно относится к этой своей первой обязанности и так приучается к трудолюбию. Спасибо рыбам!

Марина Скворцова, г. Белгород

10. Классная игра

В четыре года Настя освоила игру в классики. Все лето и осень везде, где был асфальт, мы чертили «классы» и прыгали с битой — баночкой из-под крема. А зимой… Думали-думали да и расчертили линолеум на кухне (благо она большая) мелом! Теперь соседские девочки ходят к нам «на классы». Играем, потом легко смываем мел, и все счастливы.

Елена Сутеева, г. Кострома

11. Подушкой рекомендовано

Чтобы малыш не вымазался с ног до головы во время занятий с красками или с мукой, предлагаю использовать не фартук, а наволочку обыкновенную. Прямо в ней делаем три дырки: для головы и рук, надеваем на ребенка и — вперед. Защищает надежнo! И самому малышу становится понятно, что вещь можно использовать по разному назначению.

Евгения Болтозар, г. Волгоград

12. Губка Буква

Глеб захотел научиться читать, и алфавит мы решили сделать сами — вырезали буквы из разноцветных губок. Каждый день сын печатает на бумаге с помощью этих букв и краски новые слова, и ему это очень нравится!

Татьяна Рубинина, г. Рязань

Больше полезных и интересных материалов о том, в какие игры играть с детьми, — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Любовь Пришлая

Сегодня читают

Загадочная смерть — умер мальчик, спасенный из затопленной пещеры в Таиланде: что известно об истории спасения 13 школьников

Испания ввела оплачиваемый менструальный отпуск: что нужно знать про нововведение

Два сына и девять внуков: как живут потомки Владимира Высоцкого

Онлайн-трансляция и похороны на закате: 8 особенностей погребения Елизаветы II

Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Рекомендации по лечебному уходу за детьми с ДЦП в домашних условиях

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕБНОМУ УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Лечение детей с церебральными параличами продолжается много лет и не ограничивается пребыванием ребенка в стационаре, санатории или приемом отдельных процедур в поликлинике. Повседневная организация жизни больного ребенка способствует правильному развитию его движений, психики и речи. Первыми помощниками врача в организации лечебного ухода в домашних условиях являются родители. Врач должен объяснить им, в результате чего возникла патология, как проводить занятия с ребенком и почему важна активная терапия в раннем возрасте, когда нервная система обладает большими компенсаторными возможностями и еще не выработался и не закрепился патологический двигательный стереотип, который трудно преодолеть.

Родители должны знать, насколько важен тесный контакт с ребенком, начиная с рождения. В процессе повседневного ухода создастся положительный эмоциональный комплекс на лицо, голос, прикосновение матери, ребенок чувствует безопасность, комфорт. Общение с матерью способствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию окружающего. При недостаточном контакте со взрослыми ребенок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формируется вторичная задержка психического развития. При общении с другими детьми и взрослыми он приобретает жизненный опыт, учится подражать, устанавливать социальные контакты. Родителям следует объяснить, что наряду с постоянной заботой о ребенке нужно максимально развивать в нем самостоятельность, необходимую для социальной адаптации в зрелом возрасте. Родители не должны изолироваться от друзей, родственников, соседей, которые охотно помогут в уходе за ребенком и сделают их жизнь более полноценной. Мать, находящаяся после рождения ребенка в течение 1,5—2 лет дома, может оказать существенную помощь в проведении терапевтических мероприятий. С этой целью ее необходимо обучить методам лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях.

Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными параличами должна быть простой, свободной, не вызывающей дополнительных затруднений при одевании. Одевать ребенка, особенно раннего возраста, удобнее всего в положении на животе на коленях у матери, при котором максимально выражена флексия конечностей. Если ребенка одевают в положении на спине, голову и плечи следует приподнять, положив под них жесткую подушку, что создает условия для выведения рук вперед и сгибания бедер. При выраженном экстензориом тонусе ребенка можно одевать в положении на боку; при этом уменьшается приведение бедер, облегчается сгибание стоп и одевание штанишек, обуви. Лежа на боку, ребенок видит, что с ним происходит, действия взрослых стимулируют его к самостоятельной активности. В более старшем возрасте желательно одевать ребенка в положении сидя перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за этим процессом. Мать при этом называет части тела, предметы одежды и производимые действия. Если ребенок самостоятельно не сидит, его сажают спиной к себе и слегка наклоняют, при этом выдвижение рук вперед и разведение ног становится более свободным. Ребенка можно также посадить на маленький стул спереди от сидящей матери, лицом к спинке стула или в угол комнаты. При недостаточном равновесии в положении стоя ребенок в процессе одевания может держаться за шведскую стенку, перекладину или спинку утяжеленного стула. Самостоятельное одевание детей с гиперкинезами облегчается посредством опоры стопами о стену; такая поза более стабильна и уменьшает гиперкинез. Начинают одевание с более пораженной стороны. Не следует распрямлять конечности насильно. Спастически согнутую руку вначале выпрямляют потряхивающими движениями, а затем продевают в рукав. Ребенок не должен во время одевания держать что-либо в руке, это усиливает ее сгибание. Прежде чем одеть ботинок, ногу сгибают, так как в выпрямленном состоянии стопа ригидна. В процессе одевания ребенок должен научиться соотносить части тела с одеждой. Мать сопровождает свои действия инструкцией: «Просовывай руку через рукав, голову через ворот, одень ботинок на ногу» и т. д. Когда ребенок начинает говорить, его просят сопровождать все действия словами. Родители должны знать, что формирование навыка самостоятельного одевания – длительный процесс, связанный с устойчивым контролем головы, сохранением равновесия, координированными движениями рук. Даже у здоровых детей автоматизм одевания вырабатывается в течение 4-5 лет.

Как накормить ребенка. Трудности кормления детей с церебральными параличами связаны с дискоординацией дыхания, сосания и глотания, нарушениями контроля головы, реакций равновесия, зрительно-моторной координации, невозможностью удерживать туловище в вертикальном положении, недостаточной функцией оральных и артикуляционных мышц, чрезмерной выраженностью тонических шейных и лабиринтного рефлексов. При кормлении грудного ребенка необходимо следить за тем, чтобы он не запрокидывал голову во избежание разгибания туловища еще до того, как соску или ложку поднесут ко рту. Не следует насильно исправлять положение головы при помощи руки, положенной под затылок. Это усилит разгибательную позу. Чтобы препятствовать запрокидыванию головы, мать заводит свою руку сзади вокруг плеч ребенка, выдвигая их вперед и внутрь. Удобно для кормления положение спереди от матери лицом к ней. Ребенка: располагают на специальном сидении либо под спину подкладывают клин, подушку. Такая поза симметрична, что исключает влияние АШТ-рефлекса, обеспечивает хороший зрительный контакт с матерью и освобождает ее руки для кормления. Ребенка с достаточным контролем головы можно кормить, держа на коленях; при этом мать одну ногу ставит на подставку, чтобы согнуть бедра ребенка и тем самым предупредить разгибание ног. Если во время еды ребенок сидит на стуле, следят, чтобы спина была выпрямлена. При «круглой» спине подбородок выдвигается вперед, затрудняя глотание. В положение сидя бедра и колени должны быть под прямым углом, ноги слегка разведены. Во время кормления дополнительно контролируют область рта. Руку располагают таким образом, чтобы подбородок находился между указательным и средним пальцами, большой палец-на челюстно-лицевом суставе. Давление указательного пальца способствует открыванию рта, давление среднего пальца на диафрагму рта облегчает глотание. При другом расположении пальцев давление на подбородок наряду с облегчением глотания предотвращает разгибание головы. Чтобы заставить ребенка с церебральным параличом принимать полутвердую пищу с ложки, нужно оказывать давление ложкой на язык. Это препятствует его выталкиванию вперед и способствует захвату пищи верхней губой. Как только ложка вынута изо рта, следят, чтобы ребенок закрыл рот. При обучении питью из чашки ребенок должен сидеть с небольшим наклоном головы и туловища вперед; кружку подносят спереди и чуть снизу, а не сверху. Чтобы избежать запрокидывания головы в конце питья, в пластмассовой кружке вырезают треугольник, в который во время наклона кружки входит нос. Удобно пользоваться чашкой с двумя ручками. Обучая ребенка самостоятельно есть, следят за правильной позой, контролируя положение плеч, головы, и учат его супинировать кисть, поворачивая ее у основания большого пальца. У детей с церебральными параличами часто открыт рот, слюна вытекает изо рта. Если мать в течение дня периодически оказывает давление пальцем между носом и верхней губой, ребенок постепенно научится закрывать рот и проглатывать слюну. Аномальный способ приема пищи, начиная с рождения, препятствует формированию предречевых и речевых навыков.

Как носить ребенка. Если ребенок в положении на спине находится в разгибателыюн позе, то прежде чем поднять его, ему придают симметричную сгибательную позу сидя, держа под мышки и разводя своими локтями его колени. Затем ребенка берут па руки, лицом к себе, ноги вокруг талии. Как только он научится удерживать равновесие, поддержка матери должна быть минимальной. Детей с преобладанием сгибательного тонуса следует носить спиной к себе на боку с разведенными ногами и руками пли лицом вниз, привлекая внимание интересными предметами, игрушками. Такое положение помогает разогнуть голову, верхнюю часть туловища и конечности. Ребенка также можно носить вертикально спиной к себе, разводя руками его бедра. Старших детей, у которых преобладает флексорная поза, могут носить двое взрослых: один из них разводит бедра и ротирует их кнаружи, при этом большими пальцами надавливает на ягодицы, стимулируя активное разгибание спины и головы. Разгибание можно активизировать и другим способом ношения. Ребенка с мышечной гипотонией следует носить с приведенными ногами, стабилизируя нижнюю часть туловища рукой. Это способствует более активному разгибанию головы и спины. Ношение на руках должно быть сведено до минимума, так как оно ограничивает самостоятельность ребенка. В то же время следует максимально стимулировать активное передвижение, поскольку только таким путем больной ребенок приобретает собственный опыт, жизненно необходимый для выработки навыков. Положение в кровати в период бодрствования и сна – важный этап лечебных мероприятий, особенно в раннем возрасте. Расположение кровати ребенка зависит от характера двигательных нарушений. При преимущественном повороте головы вправо все стимулы (окно, свет, игрушки, цветы) должны располагаться слева, родители также подходят слева, и наоборот. В противном случае ребенок фиксируется в патологической позе, развиваются спастическая кривошея, деформации позвоночного столба и бедер. Дверь должна находиться спереди от кровати, чтобы ребенок, следя за входящими взрослыми, не запрокидывал голову. В период бодрствования детей с первых дней жизни следует приучать лежать в кровати в различных положениях, не обязательно комфортабельных. Важна также правильная поза во время сна. Если в положении на спине преобладает экстензорный тонус, под голову подкладывают подушку. Это уменьшает разгибание бедер и стоп. При выраженном флексорном тонусе ребенка лучше класть в кровать без подушки. В случаях, когда переразгибание головы и верхней части туловища сопровождается запрокидыванием рук, пояс верхних конечностей следует обернуть пеленкой так, чтобы руки были приведены и находились немного спереди от туловища. В течение дня таких детей укладывают в гамак, надувной круг, на губчатые поверхности (толстый поролон), которые придают ребенку легкое полусогнутое положение. В положении на боку значительно снижается тоническая активность, поэтому ребенок может согнуть голову, повернуть ее, приблизить руки к средней линии, манипулировать с предметами. Если поза асимметрична, больного кладут на тот бок, где больше выражена внутренняя ротация ноги. Начиная с периода новорожденное™, детей следует приучать лежать на животе, поскольку именно это положение оптимально для развития реакций выпрямления и равновесия. Многократное изменение позы ребенка в течение дня оказывает положительное влияние на формирование психомоторных функций. Обучение гигиеническим навыкам. Лучший способ привития навыков опрятности – регулярное высаживание ребенка на горшок через строго определенные интервалы времени. Больные дети, сидя на горшке, плохо удерживают равновесие из-за недостаточного разведения бедер, неполной опоры па стопы, общего мышечного напряжения. Для предотвращения падения горшок помещают в деревянную коробку, внутрь перевернутого табурета. Основание горшка должно быть широким, задняя часть приподнята в виде спинки, вокруг краев горшка можно расположить пористую резину пли пенопласт, повысив тем самым устойчивость ребенка в позе сидя. Следует подчеркнуть, что для правильного психосексуального развития мальчики с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для этого можно использовать специальный горшок с поднятыми сторонами, держась за которые, ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения. Доставать горшок, снимать и надевать штаны удобнее, держась одной рукой за перекладину. Взрослые должны обязательно похвалить ребенка, когда он проявил навык опрятности, и не очень ругать, если этого не случится. Грубость взрослых порождает у ребенка беспокойство и, вызывая эмоциональный стресс, разрушает навык.

Купание. Во время купания у детей с церебральными параличами возможны дистонические атаки, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Для облегчения купания применяют приспособления, удерживающие ребенка в полулежачем положении или стабилизирующие позу сидя. Маленьких детей с выраженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот лицом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким наклоном вперед. Тяжелобольных моют на деревянных щитах. Детей с гиперкинезами фиксируют широкими повязками. Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулируя двигательную активность и способствуя развитию узнавания частей тела. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т. д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость ребенку и родителям.

Тренировка функциональной активности рук. Нервно-психическое развитие тесно связано с формированием исследовательской, опорной, защитной и манипулятивнон функций рук. У детей с церебральными параличами уже с первых месяцев жизни нарушено тактильное и кинестетическое восприятие частей своего тела и окружающих предметов. В дальнейшем это приводит к задержке психического и речевого развития. Родителям объясняют необходимость стимуляции разнообразных движений рук, начиная с периода новорожденности. С целью тренировки функции рук наряду с упражнениями, приведенными в разделе «Коррекция двигательного развития», можно рекомендовать и другие приемы, которые целесообразно использовать в домашних условиях.

1. Ребенок в положении на спине. Приблизив его стопу к руке, дают ее ощупать, при этом голова не должна запрокидываться, так как это приведет к разгибанию ног.

2. Мать держит ребенка па руках лицом к себе с разведенными вокруг туловища ногами и, взяв его руки, прикасается к ярким бусам и другим различным по форме и консистенции предметам, которые висят у нее на шее.

3. Мать лежит на спине, валик под головой, чтобы приблизить свое лицо к лицу ребенка, которого она кладет себе на живот. В таком положении тренируется подъем головы и выпрямление спины. Одной рукой ребенок опирается на руку матери, другой ощупывает ее лицо, при этом мать называет части тела.

4. Мать лежит на спине с согнутыми ногами, ребенок сидит с разведенными ногами, опираясь стопами о пол. Она берет его руки и стимулирует ощупывание лица, сопровождая действия словами. Ребенка учат также захватывать кисти матери, выпрямляя руки впереди себя. Тренируют реакции равновесия посредством ответного толкания руками друг друга, покачивая ребенка в одну и в другую сторону.

5. Ребенок сидит па полу с разведенными ногами напротив матери, она прижимает его ноги к полу в области коленных суставов. Эта поза особенно полезна детям, у которых затруднено сидение с разогнутыми ногами. Взяв ребенка за руки, она учит его раскрывать ладони, прикасается к различным частям тела.

6. Чтобы манипулировать руками, ребенок должен сохранять равновесие. Если эта функция нарушена, его можно посадить в надувной круг или круг из поролона, сидя в котором он играет с предметами, не опасаясь упасть.

7. Функции рук и реакции равновесия тренируют, когда ребенок находится на наклонной плоскости.

8. Ребенок сидит на стуле лицом к углу комнаты, с обеих сторон которого расположены панели с крючками. Он вешает кольца или другие предметы, ротируя при этом туловище. Упражнение тренирует захват и зрительно-моторную координацию. Совмещение одинаковых рисунков способствует развитию понимания цели.

9. Упражнения с вертикальными палками подавляют АШТ-рефлекс и учат захвату независимо от положения головы. Палки фиксируются по сторонам от сидящего ребенка на уровне вытянутых рук. Мать стабилизирует его бедра, способствуя сохранению равновесия и предотвращая разгибание ног: а) голова по средней линии, тренируют захват и отпускание одновременно обеих палок и поочередно каждой из них; б) голова повернута в сторону руки, которая захватывает и отпускает палку; в) голова повернута в сторону, противоположную руке, осуществляющей захват. Палку можно раскрасить различными цветами и просить ребенка взять рукой ту или иную часть ее. Располагая палки спереди, стимулируют выдвижение рук вперед.

10. Для тренировки автоматической опоры на руки и захвата, а также реакций равновесия ребенка помещают в коробку, которую мать двигает по комнате.

11. Ребенок держится за полотенце или палец взрослого, которые последний двигает во всех направлениях. Постепенно ребенок учится делать эти движения своей рукой.

12. Движения руки вперед и назад тренируют через кольцо.

13. Сидя на стуле, ребенок снимает и надевает через голову плавательный круг. Это упражнение подготавливает его к самостоятельному надеванию вещей через голову. Поднимая пластмассовое кольцо с пола до пояса, ребенок учится надевать трусы и брюки.

Игра. В игре ребенок познает себя и окружающий мир с его сложными взаимоотношениями, приобретает опыт, учится на своих ошибках. У него формируются понятия размера, массы, формы, пространства, консистенции, приятного и неприятного и т. д. Для детей с церебральными параличами игра имеет еще более важное значение, чем для здоровых, поскольку ее можно использовать как средство для тренировки двигательных, речевых и психических навыков. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных реакций. Иногда в игре значительно быстрее, чем при целенаправленной тренировке, вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для преодоления имеющегося дефекта. Во время игры ребенок двигается, гримасничает, лепечет, подражает, т. с. создаются условия для его всестороннего развития. Необходимо объяснять родителям, что игры являются важным компонентом лечения ребенка, особенно в первые годы жизни. Основные принципы игры для детей с церебральными параличами такие же, как для здоровых. Однако родители должны проговаривать с ребенком вес производимые действия, настойчиво вырабатывать ассоциации между действием и словом, стремиться к получению определенного результата и чувства удовлетворения. Имитация в игре разнообразных жизненных ситуаций важна для дальнейшей социальной адаптации ребенка, ограниченного возможностями общения. Во время игры больные дети испытывают трудности, связанные с нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи, слуха, зрения. Такой ребенок нуждается в постоянной помощи и руководстве взрослых. Для игры выбирают оптимальную позу, при которой облегчены разнообразные движения рук. Наряду со многими приспособлениями и поддержками, описанными в главе «Коррекция патологических поз», в домашних условиях можно применить и ряд более простых приемов:

14. В положении на животе манипулятивная деятельность рук облегчается, если под грудь положить валик или если ребенок опирается па ноги матери.

15. Если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие сидя, то на обе йоги выше колен следует положить валик. Это поможет держать ноги выпрямленными.

16. В положении стоя на коленях и на ногах позу ребенка во время игры может контролировать мать своими ногами.

17. Для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стабилизирующее положение рук во время игры.

18. Кольцо, внутри которого находятся мать и ребенок во время игры, препятствует запрокидыванию головы.

19. Следят, чтобы во время игры ребенок с гемипарезом находился в симметричном положении, иначе усиливаются содружественные движения в пораженной руке. Во время сидения нужно равномерно опираться на обе ягодицы и на оба предплечья,

20. Подносить игрушку детям с гемипарезом надо по средней линии несколько ближе к пораженной стороне. Это уменьшает синкинезии в паретичной руке.

21. Больному с гемипарезом не следует давать для игры в футбол маленький легкий мяч. При ударе по нему паретичной ногой усиливается разгибательный тонус в ноге и сгибательный в руке. В то же время толкание тяжелого мяча, который оказывает сопротивление разгибанию пораженной ноги, является хорошим упражнением: нога сгибается и туловище при этом подается вперед.

22, В позе стоя во время игры следят, чтобы опора па стопы была равномерной. Во время игры и ходьбы у детей с церебральными параличами часто нарушается равновесие, что нередко приводит к падению. С целью предотвращения травм головы рекомендуется надевать детям специальный шлем с козырьком на поролоновой основе. Лямка, удерживающая подбородок, способствует закрыванию рта и уменьшению слюнотечения.

Стимуляция речи . Постоянный речевой и эмоциональный контакт матери с больным ребенком, тренировка статических и локомоторных навыков, обучение жеванию, самостоятельной еде способствует выработке у ребенка нормального типа дыхания, координированных движений рта и языка, создают предпосылки для развития речи. Разговаривая с ребенком, мать должна придать ему комфортабельную позу, способствующую улучшению контроля головы и выпрямлению туловища, во время занятий – есть напротив ребенка, чтобы он мог наблюдать за выражением ее глаз, движением губ. Надавливание ладонью на нижнюю часть грудной клетки способствует более устойчивому удержанию головы. Для стимуляции координированных движений губ и языка можно использовать ряд приемов: постукивать по нижней и верхней губе, двигать язык ребенка из стороны в сторону и показывать ему собственным языком, как это делается, взявшись пальцами за нижнюю челюсть, открывать и закрывать ребенку рот, чтобы вызвать цепь звуков «абаба», «бабаба». Такие упражнения должны быть непродолжительными и приятными для ребенка, не надо заставлять его форсировать звук, так как это приведет к нарастанию спастики. Чтобы рот ребенка был закрыт во время сна, бодрствования и жевания, многократно в течение дня надавливают на верхнюю губу или постукивают по нижней, не акцентируя на этом его внимания. Закрывание рта необходимо для тренировки дыхания через нос, правильной координации глотания и дыхания. В повседневной жизни следует максимально поощрять произношение любых звуков, даже если они фрагментарны, невнятны и непонятны для окружающих. Если родители угадывают каждое желание ребенка по его жестам, это подавляет потребность в речевом общении, и важная сенситивная фаза развития речи не формируется. Следует терпеливо ждать звукового ответа, поскольку у детей с церебральными параличами он может возникать значительно позже, чем в норме. Важно помнить, что ребенок с церебральным параличом не может правильно произносить звуки вследствие сенсомоторных нарушений. Поэтому родители основные усилия должны направить на тренировку двигательных возможностей ребенка, а не на отработку изолированных звуков, слогов. Эти подготовительные для формирования речи мероприятия следует включать в повседневную жизнь ребенка с раннего возраста. Созданию так называемого внутреннего языка, как основе будущей речи, способствует широкое общение больных детей с окружающими людьми. Чтение книг, объяснение картинок, описание предметов, игрушек, частей тела более полезно для развития ребенка, чем прослушивание радио, пластинок, магнитофонных записей и просмотр телевизионных передач. Личный контакт матери с ребенком, постоянное речевое общение – залог успеха формирования речевой функции.

Простые имитационные игры — Младенцы и дети младшего возраста

Занятия для малышей и младенцев

Дети учатся простым имитирующим играм в очень раннем возрасте. Они начинают с выполнения различных действий над собой (например, расчесывают волосы), а затем выполняют действия с участием других (например, подносят детскую бутылочку ко рту куклы). Эта тема сделает игры-имитаторы особенно интересными для самых маленьких.

 

ПРОЦЕДУРЫ И ПЕРЕХОДЫ

 

Самостоятельность
В зависимости от возраста детей в вашей группе предоставьте им возможность копировать ваши действия во время различных действий, побуждая их выполнять простые действия, такие как выключение света, раздача стаканчиков-непроливаек , или перенос кастрюли или тарелки на кухню в конце трапезы. Вы можете использовать иллюстрации для представления заданий, которые дети могут выполнять или в которых могут принимать участие.

 

Копирование жестов и мимики
Воспользуйтесь сменой подгузников, чтобы побудить младенцев и малышей копировать различные жесты и выражения лица: хмурый взгляд, рыбье лицо, воздушный поцелуй, хлопки в ладоши и т. д. Если возможно, поставьте рядом с пеленальным столиком небьющееся зеркало.

 

Салфетки для лица
Чтобы научить детей умываться после еды, предоставьте влажные салфетки для лица и предложите им повторить, как вы протираете лицо салфеткой. Обратите особое внимание на свой рот, чтобы побудить детей делать то же самое.

СЕНСОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (осязание)

 

Щекотка и смех
Вам понадобятся несколько мягких перьев. Получайте удовольствие, манипулируя ими с младенцами и малышами. Покажите им, как они могут использовать перья, чтобы пощекотать различные части своего тела (например, руку или верхнюю часть стопы). Сначала предложите ему пощекотать части собственного тела. Через некоторое время они могут пощекотать вашу руку или руку друга.

 

СЕНСОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (вкус)

 

Настоящая пища
Позвольте младенцам и малышам манипулировать различными пищевыми продуктами, как взрослые. Обеспечьте большую миску, лопатки и сухие хлопья. Им будет весело помешивать хлопья. Малыши могут даже практиковаться в перекладывании хлопьев в маленькие миски для перекуса. Вариант: Поиграйте в ресторан с детьми вашей группы. Просто предоставьте пластиковые стаканчики, сок, пластиковые тарелки и печенье во время перекуса.

 

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА

 

Косметика и салфетки для лица
Перед зеркалом нарисуйте точку на кончике носа каждого ребенка карандашами для макияжа. Нарисуйте точку и на кончике собственного носа. Предложите детям полюбоваться своим отражением в зеркале, прежде чем дать им тканевую салфетку, которой они смогут смыть макияж. Сначала вымойте нос, чтобы показать им, что они должны делать. Повторите упражнение, если дети заинтересуются.

 

Мытье стола
Разрешите младенцам и малышам рисовать на подносе для стульчика или на столе с помощью смываемых маркеров. Цель состоит в том, чтобы дать детям возможность рисовать на чем-то другом, помимо бумаги, которую мы обычно даем для рисования. Сначала проверьте мелки на различных поверхностях. Когда они закончат, покажите детям, как они могут использовать влажные салфетки для лица, чтобы их рисунки исчезли.

 

Газеты, журналы и т. д.
Поощряйте детей «читать» газеты и журналы, как их родители. Младенцам и малышам понравится манипулировать материалом, особенно листать страницы и любоваться картинками. Вы можете позволить им рвать страницы, мять их и использовать шарики из бумаги, которые они создают, для заполнения различных контейнеров.

 

НРАВСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Контейнеры для имитации
Создайте несколько различных контейнеров для имитации, чтобы побудить детей принять участие в простых имитационных играх. Одновременно должен быть доступен только один контейнер. Когда дети начнут терять интерес к содержимому этого контейнера, уберите его и достаньте новый.

 

Вот несколько идей:

  • Контейнер для кукол, наполненный детскими бутылочками, подгузниками, пластиковыми мисками и ложками.
  • Кухонный контейнер, наполненный небольшими кастрюлями и сковородками, пластиковыми продуктами, тарелками и стаканами.
  • Ветеринарный контейнер, наполненный мягкими игрушками, одеялами, металлическими мисками, мячами и набором врача.
  • Контейнер для парикмахерских, наполненный мягкими расческами, повязками на голову, небьющимися зеркалами, куклами с длинными волосами и пластиковым феном.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Карандаши и тетради
Создайте специальный уголок или контейнер, наполненный карандашами, тетрадями, блокнотами, старыми планами и календарями. Детям понравится притворяться, что они пишут заметки, как их родители и их воспитатель. Позвольте малышам рисовать на материале, как они хотят.

 

Игры в прятки (постоянство объекта)
Эта игра-имитация идеально подходит для детей от 10 до 12 месяцев. Вам понадобятся небольшие одеяла или шарфы. Получайте удовольствие, прячась за тканью, а затем высовываясь, как вы говорите «ку-ку». Предложите младенцам и малышам сделать то же самое.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

 

Игры с мячом
Играйте с мячом и приглашайте малышей повторять ваши действия. Сядьте на пол с одним ребенком за раз. Катите мяч к ребенку и ждите, пока он откатит его обратно к вам. Предложите детям по очереди толкать мяч ногами, бросать его руками и бросать в большую коробку или корзину для белья.

 

Отправляйтесь на прогулку
Купите несколько игрушечных колясок и получайте удовольствие, используя их, чтобы брать куклы и/или мягкие игрушки на прогулку в безопасном месте, например, в коридоре, во дворе, на детской площадке или на тротуаре.

ЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Лепет
Всякий раз, когда вы слышите лепет маленького ребенка, обратите внимание на него, ставя себя на его уровень и повторяя звуки, которые он издает. Это сделает возможным приятный обмен и будет способствовать развитию языка.

 

Стихи с участием жестов
Стихи и стишки с участием жестов и действий представляют собой отличные игры для подражания для самых маленьких. Я уверен, что вы знаете несколько. Вот, например, текст популярного стихотворения.

 

Голова, плечи, колени и пальцы ног

Голова, плечи, колени и пальцы ног
Колени и пальцы ног
Голова, плечи, колени и пальцы ног
Колени и пальцы ног
И глаза, и уши, и рот,
И нос
Голова, плечи, колени и пальцы ног
Колени и пальцы ног

Chantal Millette
Воспитатель дошкольного образования


Educatall.com не несет ответственности за содержание этой статьи. Информация, упомянутая в этой статье, является ответственностью автора. Educatall.com не несет ответственности за любые судебные разбирательства или проблемы, вытекающие из этой статьи.

 

7 забавных игр для улучшения равновесия для малышей

Если у вас есть малыш, вы должны ежедневно тренироваться — бегать за ним, приседать, чтобы поднять его, наклоняться назад, чтобы положить его, и использовать ваши мышцы спины, чтобы поддерживать их, когда они делают свою собственную версию ходьбы.

Баланс необходим маленьким детям, чтобы научиться ходить и развивать другие важные физические навыки. Но это не данность — равновесие — это приобретаемый навык, который требует как физических, так и умственных усилий.

С помощью этих эффективных игр на баланс для малышей вы можете способствовать их общему физическому развитию (и обоим это доставляет удовольствие!) Ваш ребенок. Если у него проблемы со стоянием на одной ноге, проведите эту игру рядом со стеной, чтобы он мог держаться за небольшую поддержку.

Попросите вашего малыша вставать дальше от стены каждый раз, когда вы играете, и пусть он сам наклеит на пол кусок скотча, чтобы он мог отслеживать.

Со временем вашему малышу даже не понадобится стена. Бросьте вызов друг другу, чтобы увидеть, кто сможет стоять на одной ноге дольше всех — победитель получает угощение!

2. Лестничный мостик

Возьмите прочную лестницу, желательно деревянную, и поддержите ее подушками на каждом конце так, чтобы лестница лежала горизонтально всего в нескольких сантиметрах или дюймах от земли.

Предложите своему малышу пройтись по лестнице с одной стороны на другую, осторожно балансируя на каждом шагу. Пока они учатся ходить, вы можете подвешивать лестницу на разной высоте, чтобы усложнить задачу.

3. Yoga Time

Одним из наиболее эффективных способов улучшить равновесие вашего ребенка (и вашего!) является йога.

Попробуйте простые позы, такие как поза дерева, поза кошки и коровы, самолет, поза горы, собака мордой вниз и наклон вперед. Эти упражнения йоги помогут вашему малышу улучшить равновесие, а также улучшить самочувствие и осознание тела.

Наш собственный Джордан Метцлер ведет занятия йогой и танцами для детей всех возрастов >

4. Surf’s Up!

Выберите плоскую и прочную поверхность, например, деревянную доску, достаточно широкую, чтобы на ней можно было стоять в широкой позе.

Поместите под него цилиндр — например, контейнер для теннисного мяча или пустую бутылку из-под шампуня — и попросите ребенка встать, расставив ноги чуть шире бедер. Балансируйте вперед и назад, пытаясь удержать доску на цилиндре.

Добавьте немного тропической музыки, чтобы было еще веселее. Вы можете проявить творческий подход, как только ваш маленький мальчик освоится. Предложите им потанцевать в замороженном состоянии или попробуйте сдвинуть ноги ближе друг к другу и дальше друг от друга.

5. Классики в помещении

Это одна из самых любимых игр на баланс для малышей. Используйте ленту, чтобы создать девять квадратов для игры в классики на поверхности пола, и возьмите монету или камень под рукой.

Первый игрок бросает монету в первую клетку, не позволяя ей коснуться линий или отскочить за пределы коробки. В случае успеха они будут прыгать одной ногой по квадратам, пока не доберутся до верхней коробки.

На обратном пути игрок должен подобрать монету. Игра продолжается до тех пор, пока вы не дойдете до последней клетки.

6. Замри!

Включите любимую музыку вашего ребенка и устройте танцевальную вечеринку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *