Идеи ушинского: Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
С чего началась русская педагогика: идеи Константина Ушинского
Эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому, родившемуся без малого 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Изменилось многое — именно благодаря Ушинскому. Об этом мы и расскажем.
За свободу мыслей
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском. После Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского признали неблагонадёжным «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея» и отстранили от должности.
Сокровища в шкафу
После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. Пока в 1854 году один из бывших коллег по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Однако именно эта работа помогла учёному войти в историю.
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
Подрыватель устоев
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное обучение вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.
Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности он:
- отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий;
- добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
- полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы;
- открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;
- ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом;
- сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.
Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными: в 1862 году по анонимному доносу Ушинского удалили из Смольного. Его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, он был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать — Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам.
Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.
<<Форма демодоступа>>
Родное слово
В 1864 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 150 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
Страницы «Родного слова» К. Ушинского
Источник: mel.fm
Педагогика как искусство
В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях.
Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека.
Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.
Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
У нас всё внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности.
Естественный патриотизм
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
Первое знание, которым должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту ребёнка нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.
Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».
Обучение в диалоге
Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.
Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший.
Умение думать
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально — достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
Труд как отдых
Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.
Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Развитие личности
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний, и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник, воспитатель.
Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы существуют не отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас, и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего, к себе самому.
Быть справедливым в мыслях — не значит ещё быть справедливым на деле.
В заключение
Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.
И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина и Давыдова и других хороших программ.
Именно благодаря Ушинскому ситуация хоть медленно, но меняется. Появляются новые школы с принципиально новым подходом, такие как наша «Домашняя школа Фоксфорда», где детей учат взаимоуважению, уважая их самих, где нет зубрёжки и утомительных домашних заданий, где учеников не сравнивают между собой и учат получать не оценки, а знания. В этом вы можете убедиться сами, открыв бесплатный недельный доступ к нашей учебной платформе.
Иллюстрация: Olly Kava / Dribbble
«Немеркнущий свет идей К.Д.Ушинского» (к 195-летию со дня рождения). Тематические фонды в библиотеке-медиатеке
На странице представлены издания, доступные читателям в библиотеке-медиатеке ГАУ ДПО СОИРО по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской рев., д.20-а, каб. 102
Методологические идеи Ушинского К. Д. в процессе обретения педагогического статуса науки. Дискуссия о проблемах высшего педагогического образования в России на рубеже 19-20 вв. //Педагогика. – 1999. — №6. – С.83.
Шеховская Н. Л. К. Д. Ушинский Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности. //Педагогика. – 2002. — №5. – С. 77.
Время К. Д. Ушинского (1860-1862). //Народное образование. – 2003. — №1. – С. 85.
Салтанов Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского. //Педагогика. – 2004. — №4. – С. 56.
Елисеев А. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в воспитании и современность. //География и экология в начале 21 века. – 2004. — №6. – С. 39.
Романюк Л. В. Константин Дмитриевич Ушинский (К юбилею великого педагога). //Дошкольная педагогика. – 2004. — №3. – С. 60.
Днепров Э. Д. К. Д. Ушинский – первый национальный педагог. //Начальное образование. – 2006. — №3. – С. 27.
Флеров А. П. Константин Дмитриевич Ушинский. //Педагогика. – 2006. — №2. – С. 71.
Заварзина Л. Э. Два столпа русской педагогики. //Педагогика. – 2007. — №4. – С. 73.
Пылаева В. С. Дидактические идеи К. Д. Ушинского в современной начальной школе. //Начальная школа. – 2008. — №7. С. 4.
Штец А. А. Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского. //Начальная школа плюс до и после. – 2009. — №8. – С. 40.
Барутчева Е. Просветитель, ученый, литератор. //Дошкольное воспитание. – 2009. — №11. – С. 28.
Штец А. А. Методика обучения К. Д. Ушинского. //Начальная школа плюс до и после. – 2010. — № 3. – С. 61.
Худорской А. В. Дидактическая система К. Д. Ушинского. //Школьные технологии. – 2010. — №5. – С. 67.
Никулина Е. Н. Категории личности и природы человека в педагогической антропологии К. Д. Ушинского и свт. Феофана Затворника. //Педагогика. – 2001. — №7. – С. 84.
Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы (в сокращении). //ОБЖизни. – 2012. — №5. – С. 46.
Князев Е. Константин Ушинский: наш народный педагог. //Дошкольное воспитание. – 2013. — №3. – С. 95.
Кондратьева Г. В. К. Д. Ушинский о совершенствование преподавания математики. //Образование в современной школе. – 2014. — №2. – С. 10.
Милованов К. Д. Общественно-педагогические воззрения и просветительская деятельность К. Д. Ушинского. //Приложение к вестнику образования России. – 2014. — №1. – С.19.
Овчинников К. Д. Ушинский: великий ученик знаменитых учителей. //Приложение к вестнику образования России. – 2014. — №1. – С.26.
Галицина Л. В. Духовное начало в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. //Приложение к вестнику образования России. – 2014. — №1. – С.26.
Помелов В. Б. Дорогое и любимое имя – К. Д. Ушинский. //Начальная школа. – 2014. — №3. – С.4.
Кондратьева Г. В. К. Д. Ушинский и преподавание математики. //Математика в школе. – 2014. — №3. – С.65.
Аксенова Э. А. Психологическая система в педагогическом наследии Ушинского. //Школьные технологии. – 2014. — №5. – С.32.
Аксенова Э. А. Психологическая система в педагогическом наследии Ушинского. //Школьные технологии. – 2014. — №5. – С. 32.
Перминова Л. М. Немеркнущий свет идей К. Д. Ушинского. //Педагогика. – 2014. — №2. – С. 90.
Лебедев А. М. Педагог русских педагогов К. Д. Ушинский (К 190-летию со дня рождения). //Русский язык в школе. – 2014. — №5. – С.61.
Богуславский М. В. К. Д. Ушинский: классик на все времена. //Приложение к вестнику образования России. – 2014. — №1. – С. 4.
Вульфсон Б. Л. К. Д. Ушинский – основоположник сравнительной педагогики в России (к 190-летию со дня рождения). //Педагогика. – 2015. — №2. – С. 105.
Шаталов А. А. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли и значении книги и родного языка в интеллектуальном и нравственном воспитании личности. //Воспитание школьников. – 2017. — №5. – С.61.
Донцов Д. А. Методология К. Д. Ушинского как основа отечественной педагогики и педагогической психологии. //Педагогика. – 2017. — №8. – С. 34.
Редозубов С. П. Из истории методов обучения грамоте в России. Статья опубликована в журнале «Начальная школа». 1937. № 9. //Начальная школа. – 2018. — №11. – С. 20.
Наши партнеры
Александр Ушинский — Исследовательские профили в Медицинской школе Вашингтонского университета
Отчет о 2 случаях использования системы Inari FlowTriever для лечения эмболии легочной артерии 17, 11, с. 4421-4424 4 стр.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
Открытый доступ
Гибридный 3d-2d подход сверточной нейронной сети u-net для сегментации органов предстательной железы на многопараметрической МРТ , М.
, Чоу, Д., Чанг, П. Д. и Хушьяр, Р., январь 2021 г., В: Американский журнал рентгенологии. 216, 1, с. 111-116 6 р.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
20
Скопус
цитатыВзятие пробы надпочечниковой вены на феохромоцитомы, продуцирующие АКТГ 16, 9, с.
2672-2675 4 р.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
Открытый доступ
Внутриузловая лимфангиография с эмболизацией грудного протока для лечения хилезных утечек после операции по поводу рака головы и шеи
Ушинский А. , Гевара С.Дж. и Ким С.К., июнь 2021 г., В: Голова и шея. 43, 6, с. 1823-1829 гг.7 р.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
1
Скопус
цитатыРезультаты объемной оценки почек и опухолей почек с использованием искусственного интеллекта для предоперационной оценки нефронсберегающих вмешательств
Хушьяр Р. , Главис-Блум Дж., Буй Т. Л., Шахин К., Бардис М. Д., Ушинский А. ., Лю Х., Бхаттер П., Лебби Э., Фуджимото Д., Грант В., Тран-Хардинг К., Ландман Дж., Чоу Д. С. и Чанг П. Д., сентябрь 2021 г., В: Журнал эндоурологии. 35, 9, п. 1411-1418 8 стр.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
3
Скопус
цитаты
Доктор Александр Ушинский, доктор медицинских наук, специалист по диагностической радиологии — Сент-Луис, Миссури
Поиск
Поиск
Закрыть
Поиск
|
Возраст 34
Диагностическая радиология
М
(0)
0 отзывов
Показать номер телефона
(314) 362-7200
Показать номер телефона
(314) 362-7200
Значок телефонаВызов
Значок маршрутаНаправления
+
−
Удалить из команды по уходу
Добавить в команду по уходу
РЕКЛАМА
О
Доктор Александр Ушинский, доктор медицинских наук, специалист по диагностической радиологии в Сент-Луисе, штат Миссури. В настоящее время он практикует в Институте радиологии Маллинкродта в Вашингтонской школе медицины. Доктор Ушински имеет сертификат в области диагностической радиологии.
Образование
- КАЛИФОРНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В САН-ДИЕГО,
Медицинская школа— 2014 г.
Принятая страховка
- Этна
- Синья
* Пожалуйста, проверьте эту информацию при записи на прием.
Удовлетворенность пациентов
Будьте первым, кто оставит отзыв
Насколько вероятно, что вы порекомендуете доктора Ушинского?
(Выберите оценку)
Смотрите больше отзывов о Healthgrades
Спасибо, что поделились своим мнением о докторе Александре Ушинском, докторе медицинских наук.
Часто задаваемые вопросы
Посмотреть все часто задаваемые вопросы
Как лучше всего записаться на прием к доктору Александру Ушинскому?
Здесь вы найдете контактную информацию, чтобы записаться на прием.
Принимает ли д-р Александр Ушинский какие-либо страховые планы?
Список принятых поставщиков страховых услуг доступен на страховом чеке Healthgrades. Это всегда хорошая идея, чтобы проверить вашу страховку, записываясь на прием.
Какие заболевания лечит д-р Александр Ушинский?
Доктор Ушинский часто лечит следующие заболевания: атеросклероз, хронический тромбоз глубоких вен (ТГВ) и заболевание периферических артерий конечностей. Узнайте больше о Sharecare.
Адрес кабинета доктора Александра Ушинского?
Офис доктора Ушинского находится по адресу: 510 S Kingshighway Blvd, Saint Louis, MO 63110.