Гигиена питания одежды женщины в разные периоды жизни: Личная гигиена в Средневековье
Личная гигиена в Средневековье
Новости
15.01.2023
Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Пётр I
Новости
14.01.2023
Умерла Инна Чурикова
Новости
29.12.2022
Умер композитор Эдуард Артемьев
Средневековая Европа пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Александра Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего Средневековья.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец 15-го в. ) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости, Папа Римский Климент V — от дизентерии. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся вусмерть, и еле-еле отмыли.
В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
Женская гигиена. Источник: commons. wikimedia.org
Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию донжуана королём Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль д’Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины 19-го века не существовало.
Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 м (такова, например, ширина магистрали, которая ведёт к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека»: двое не могли там разойтись.
Ванная комната Людовика XVI. Источник: ekladata.com
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.
Но и сами люди были не намного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат 15-го века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть заражённый инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в 15−16 веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в 17−18 веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.
Все гигиенические мероприятия сводились к лёгкому ополаскиванию рук и рта, но не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в 16-м веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2−3 раза в год.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от неё тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешёвая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи подавали остальным христианам соответствующий пример служения богу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «божьими жемчужинами». Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придётся. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.
Средневековый бал. Источник: commons. wikimedia.org
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.
Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как, например, палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по-своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шёлковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шёлк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шёлковое нижнее белье, к шёлку блохи и вши действительно не прилипают.
Кровать с балдахином. Источник: commons. wikimedia.org
Кровати, представляющие собой рамы на точёных ножках, окружённые низкой решёткой и обязательно с балдахином, в Средние века приобретают большое значение. Столь широко распространённые балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна, потому что на ней не было видно клопов.
Русский народ был чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своём дворе баню. В зависимости от того, как баня топилась, парились в ней «по-белому» или «по-чёрному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шёл непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-чёрному».
Был ещё один оригинальный способ мытья — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.
Баня топилась по субботам и перед большими праздниками. Глава семейства готовил берёзовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.
В общественных банях мылись все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но ещё и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один иностранец. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.
Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своём только на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.
Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и другие. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные находились в Царском Селе.
Сборник: Пять чувств Средневековья
Как житель средневековой Европы воспринимал окружающий мир и самого себя?
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
Личная гигиена в Средневековье
Разные эпохи ассоциируются с разнообразными запахами. Средние века приятными ароматами похвастаться вряд ли могут.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Осязание»: секс в Средние века (18+)
«Осязание»: секс в Средние века (18+)
Идеал философии средневековой Европы — девственность. Однако он вступал в противоречие с волей всевышнего. Компромисс был найден.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Слух»: музыка и развлечения средневекового человека
«Слух»: музыка и развлечения средневекового человека
Немецкий богослов Мартин Лютер как-то сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!».
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Зрение»: стандарты красоты средневекового человека
«Зрение»: стандарты красоты средневекового человека
Несмотря на довольно узкий кругозор, люди эпохи Средних веков всё-таки могли сформировать своё представление о красоте.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Вкус»: застолье средневекового человека
«Вкус»: застолье средневекового человека
Трапеза элиты предполагала не только богатое меню, но и включало в себя ряд важных обычаев. Пир в замке не был простой попойкой.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
Разные эпохи ассоциируются с разнообразными запахами. Средние века приятными ароматами похвастаться вряд ли могут.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Осязание»: секс в Средние века (18+)
Идеал философии средневековой Европы — девственность. Однако он вступал в противоречие с волей всевышнего. Компромисс был найден.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Слух»: музыка и развлечения средневекового человека
Немецкий богослов Мартин Лютер как-то сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!».
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Зрение»: стандарты красоты средневекового человека
Несмотря на довольно узкий кругозор, люди эпохи Средних веков всё-таки могли сформировать своё представление о красоте.
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
«Вкус»: застолье средневекового человека
Трапеза элиты предполагала не только богатое меню, но и включало в себя ряд важных обычаев. Пир в замке не был простой попойкой.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XX век
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
- Статьи
- Азия
- XX век
«Ты здесь посажена советскими»
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Мальчик на троне
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- V до н.э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 4999477
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- 📚 Статьи
- 👀 809545
Ненасытная Виктория
- 📚 Статьи
- 👀 432472
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- 📚 Статьи
- 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- 📚 Статьи
- 👀 362541
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 334831
Махно и его команда в эмиграции
- 📚 Статьи
- 👀 228416
Как вступали в брак в Средневековье
- 📚 Статьи
- 👀 86730
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
- 📚 Статьи
- 👀 86729
«Ты здесь посажена советскими»
- 📚 Статьи
- 👀 86482
Мальчик на троне
- 📚 Статьи
- 👀 4999477
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- 📚 Статьи
- 👀 809545
Ненасытная Виктория
- 📚 Статьи
- 👀 432472
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- 📚 Статьи
- 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- 📚 Статьи
- 👀 362541
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 334831
Махно и его команда в эмиграции
- 📚 Тесты
- 👀 252795
«Морозко». Очень сложный тест
- 📚 Статьи
- 👀 228416
Как вступали в брак в Средневековье
- 📚 Статьи
- 👀 199992
5 самых известных распутниц
- 📚 Статьи
- 👀 133145
Преступление и наказание в средневековой Европе
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ЖЕНЩИНЫ — Амбулаторно-поликлиническое медицинское учреждение
Соблюдение основных правил личной гигиены – залог здоровья, это известно каждому. Это правило, без сомнения, применимо и к женскому здоровью в целом, и к интимной гигиене женщины в частности. Говорить на такую деликатную тему, конечно же, лучше всего с врачом-гинекологом.
Основные правила:
- Необходимо подмываться теплой и чистой водой не реже 2 раз в день. В качестве чистящего средства можно использовать либо специальные средства для интимной гигиены, продающиеся в аптеках, либо не использовать никаких. Мыло, гели для душа и т.п. имеют щелочную среду, в то время как среда влагалища – кислую. Кислая pH и лактобактерии, обитающие на слизистой – очень важный компонент поддержания нормальной среды влагалища и защиты его от вредоносных микроорганизмов. Регулярное использование средств со щелочной средой разрушает эту систему защиты и способствуют развитию заболеваний.
- При выполнении гигиенических процедур необходимо следить, чтобы все движения рук или водяной струи были направлены спереди назад. Обратное движение может занести бактерии из заднего прохода на слизистую влагалища, что приведет к воспалительным заболеваниям.
- Полотенце должно быть чистым, мягким и обязательно индивидуальным. Некоторые вредоносные микроорганизмы способны выживать на тканях, салфетках, на поверхностях предметов и передаваться человеку при контакте с этими поверхностями.
- Спринцевание влагалища (т.е. ополаскивание изнутри) – это лечебная процедура, которая выполняется только по назначению врача и с использованием специальных растворов, в зависимости от заболевания. Здоровой женщине эта процедура не нужна и даже может навредить.
- Использование ежедневных гигиенических прокладок и синтетического белья может стать причиной размножения бактерий, снижения защитных свойств слизистой влагалища и, как следствие, развития заболевания. Поэтому, предпочтительнее носить белье из натуральных тканей и использовать ежедневные прокладки только в случае необходимости.
- Для раннего выявления и предупреждения заболеваний женской половой сферы женщина любого возраста, живущая половой жизнью, должна посещать врача-гинеколога не реже 1 раза в год, даже при отсутствии жалоб. Нужно помнить, что некоторые заболевания могут никак не проявлять себя очень долгое время.
Период критических дней – это особый период в организме женщины, когда уровень гормонов яичников в крови минимален, защитные силы организма снижаются, местная иммунная защита ослаблена, а полость матки изнутри представляет собой обширную раневую поверхность.
Для сохранения женского здоровья в период менструации необходимо соблюдать следующие правила:
- Прокладки необходимо менять каждые 4-5 часов, тампоны – каждые 2 часа. Средства интимной гигиены, пропитанные кровью, являются хорошей средой для размножения бактерий, поэтому их необходимо своевременно сменять.
- Нельзя купаться в водоемах, посещать бассейн, принимать ванну, т.е. погружаться в воду. В период менструации из узкого канала шейки матки выходит слизистая пробка, в остальное время защищающая полость матки от чужеродных микроорганизмов, и полость матки становится уязвима для бактерий, которые содержатся в воде.
- Также следует избегать сексуальных контактов во время менструации, т.к. это тоже может способствовать попаданию инфекции в полость матки.
- Необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок, подъема тяжестей. Нельзя качать пресс, выполнять упражнения с подъемом таза выше головы. Но нужно помнить, что небольшие нагрузки — ходьба, занятия физической культурой способствуют облегчению менструальных болей.
- Посещения сауны и бани тоже нежелательны — тепло приводит к расширению кровеносных сосудов и усилению кровотечения.
- Нельзя допускать переохлаждения поясницы, низа живота, ног и общего переохлаждения – это может способствовать развитию хронических воспалительных заболеваний органов мочевыделительной и половой систем.
Соблюдение этих необходимых правил позволит сохранить здоровье половой сферы, предупредить развитие многих заболеваний и обеспечить женщине здоровую беременность и роды.
Средневековое руководство по гигиене: лучшие советы по борьбе с грязью в средние века
Двойные ковши: муж и жена принимают ванну, как изображено в рукописи 14-го века. В сопроводительном тексте подчеркивается важность купания не реже одного раза в неделю, и, похоже, значительное число людей прислушались к этому совету. (Фото: AKG-Images)
Беспокойство эрцгерцога Филиппа о своей жене коренится в современной медицинской теории, согласно которой чрезмерное мытье может ослабить организм. Но, с другой стороны, было широко признано, что регулярное мытье необходимо для хорошего здоровья, потому что оно очищает тело от видимой грязи. Мытье также удаляло невидимые выделения, в том числе пот, которые считались потенциально вредными побочными продуктами пищеварения. Если бы последние не были удалены, они могли бы вызвать проблемы со здоровьем, включая кожные заболевания и паразитарные инвазии.
Следовательно, и медицинские сочинения, и литература с советами полны призывов к хорошей гигиене. Читателям было приказано мыть руки, лицо, рот и голову каждое утро, а также мыть руки в течение дня, особенно перед едой.
Мылись ли средневековые люди?
Вопреки распространенному мнению, средневековые врачи с энтузиазмом относились к пользе купания. Они призывали к осторожности во время эпидемий, потому что нагревание тела открывает поры для болезней и потому что болезни легко распространяются в банях. Но они также думали, что купание может предотвратить и вылечить болезнь, и прописывали его при состояниях, начиная от камней в мочевом пузыре и заканчивая меланхолией. Ночное купание или омовение ног было популярным средством от простуды в позднем средневековье.
Больше похоже на это
Итак, преимущества хорошей гигиены были хорошо известны, но следовали ли средневековые люди медицинским советам? Все данные свидетельствуют о том, что богатые люди регулярно мылись и тратили много денег на то, чтобы сделать купание роскошным — например, добавляя в мыло из древесной золы дорогие ароматические масла. Хотя у него было много недостатков, король Джон почти наверняка не пах. Он путешествовал с ванной, нанял банщика и однажды принял 10 ванн за шесть месяцев. У его потомков были еще лучшие условия: в 1351 году Эдуард III купил новые краны для своей Вестминстерской купальни, в которой была как холодная, так и горячая вода.
Средневековое руководство по гигиене
5 советов по борьбе с грязью в Средние века
1) Чистка вином
Салерно. Она посоветовала протирать их тряпкой, смоченной в вине, в котором «были вареные листья черники или сами черники».
2) Инвестируйте в таз
Хотя средневековые люди не мылись по утрам, они использовали кувшин и таз, чтобы вымыть руки и лицо, когда проснулись. Одно и то же оборудование использовалось для мытья рук в течение дня.
3) Обратиться к моче
Наши предки стирали одежду и домашнее белье в кадке, либо в реке или ручье. А для того, чтобы их одежда вышла совершенно «чистой», они иногда добавляли в воду несвежую мочу или древесную золу.
4) Побрейте волосы…
Одним из способов борьбы с грязью было сбривание или выщипывание нежелательных волос. Тогда людям советовали приготовить смесь из молотых семян хвои и уксуса, сделать какое-нибудь энергичное упражнение, чтобы согреть тело, и намазать смесью кожу.
5) …или мыть
Врачи рекомендовали мыть волосы не реже одного раза в три недели водой и травяными сборами. Волосы расчесывали ежедневно, иногда со специальными порошками из душистых ингредиентов, таких как лепестки роз.
Такая роскошь была ограничена самыми величественными королевскими резиденциями, но многие дворы имели большую деревянную кадку, обитую тканью и иногда накрытую балдахином, которую можно было наполнить горячей водой, подогретой над огнем. Владение тазами и кувшинами (большими кувшинами), используемыми для мытья рук и лица, распространялось на всех, кроме самых бедных. Роберт Олдхэм (ум. 1350), зажиточный крестьянин из Оксфордшира, владел двумя тазами и четырьмя кувшинами. Стиральные принадлежности составляли значительную часть имущества в его скудно обставленном доме.
Не все стирки делались дома, и горожане могли наслаждаться походом в общественные бани. Александр Некхэм, живший в Париже в 1170-х годах, жаловался, что его часто будили по утрам уличные крики: «В банях жарко!» Несколько десятилетий спустя в городе было не менее 32 общественных бань.
- Когда люди начали принимать ванну?
- Краткая история человеческой нечистоты: как люди старались поддерживать чистоту в прошлом?
Нечистая королева? Изображение Фердинанда II Арагонского 1482 года и его жены Изабеллы Кастильской (справа), которая, как сообщается, сказала, что купалась только дважды в своей жизни: один раз в день своего рождения и в день свадьбы. (Фото Бриджмена)
Летом много людей мылось в реках, озерах и прудах. К сожалению, мы знаем о такой практике купания на открытом воздухе в основном из отчетов коронеров, которые включают многочисленные случаи смерти от утопления. Однажды вечером в апреле 1269 года 12-летний Джон Уайт «разделся и вошел в некий ручей, чтобы искупаться… он утонул по несчастью». Река Темза унесла жизни нескольких купальщиков 14-го века, в том числе Робера де Лейра, который «вышел на пристань и вошел в реку, чтобы искупаться. В отсутствие никого он случайно утонул». В другом месте 10-летний мальчик утонул в корыте на рыночной площади, когда мыл руки и миску после еды.
Валлийцы были особенно увлечены чисткой зубов, натирая их, пока они не блестели, как слоновая кость форма экскрементов, образующаяся из отходов пищеварения (которые поднимались в виде паров к самой верхней части тела). Следовательно, волосы следует мыть не реже одного раза в три недели; это открывало поры в голове, выпуская дурные испарения из тела. Волосы мыли водой, иногда смешивали с золой и травами, чтобы они блестели и благоухали. Ежедневное расчесывание также имело важное значение и иногда сочеталось с распылением специальных порошков (сделанных из ароматных ингредиентов, таких как лепестки роз).
Средневековые люди также хорошо знали о важности хорошей гигиены полости рта. Им рекомендовали полоскать зубы водой после пробуждения, чтобы смыть всю слизь, накопившуюся за ночь. Англичанин Гилберт, врач 13-го века, предложил натирать зубы порошками из трав, таких как мята или майоран, хотя и предостерег от использования острых специй, которые вызывают гниение зубов. Он также советовал пациентам «вытирать зубы после еды сухой льняной тканью… чтобы пища не прилипала к ним, а среди зубов не было гнилостных веществ, вызывающих гниение». особенно увлеченные чистильщики зубов: «Они постоянно чистят их зелеными побегами лещины, а затем натирают шерстяными тряпками, пока они не станут блестеть, как слоновая кость».
Стирали ли люди одежду в Средние века?
Конечно, мытье тела было по-настоящему эффективным как форма личной гигиены только в том случае, если оно сочеталось с регулярной стиркой одежды и постельного белья. В самом низу социальной иерархии крайняя бедность может ограничивать возможности крестьян стирать одежду. В некоторых бургундских деревнях 14-го века, например, кажется, что многие люди буквально владели только одеждой, в которой они стояли. В этом, к сожалению, бургундцы были далеко не одиноки.
Джеральд Уэльский описал, как его более бедные соотечественники «остаются в той же одежде [в постели], в которой носили весь день, тонкий плащ и тунику, и это все, что у них есть, чтобы не замерзнуть».
Однако есть достаточно свидетельств того, что у большинства людей была по крайней мере сменная одежда, и что они стирали ее относительно часто. Как правило, это была женская работа: говоря словами популярного позднесредневекового стиха: «Женщина — вещь достойная/ Они и стирают, и выжимают».
Проветривание грязного белья: женщины стирают белье в реке на иллюстрации 1582 года. В 1461 году жителям Ковентри запретили стирать одежду в городских водоводах, поскольку это вызывало общественный дискомфорт. (Фото Бриджмена)
Одежду можно было стирать в ванне, часто добавляя в воду несвежую мочу или древесную золу, и топтаться ногами или бить деревянной битой до тех пор, пока она не станет чистой. Но многие женщины стирали в реках и ручьях, а на крупных реках часто были специальные причалы, например, «le levenderebrigge» на Темзе. На самом деле народный энтузиазм по поводу стирки был настолько велик, что иногда вызывал жалобы. В 1461 году Ковентри запретил стирку одежды в городских водоводах, поскольку это вызывало общественный дискомфорт; Спустя 20 лет настоятель Ковентри пожаловался, что «жители этого города причиняют вред рыбам в Суоннесвел-Поул, потому что моются там», но напомнили, что людям разрешалось мыться там с незапамятных времен.
Как и купание, стирка может быть опасной: в Париже 15-го века медсестры в Hôtel Dieu «замерзли по колено в грязи Сены», чтобы постирать простыни своих пациентов. Примерно в то же время английский подросток умер, когда однажды в пятницу после работы, стирая носки в яме, он упал и утонул.
Такое увлечение стиркой, несмотря на практические трудности и потенциальные опасности, несомненно, было связано с известными рисками для здоровья, связанными с грязной одеждой. До XVII века люди думали, что паразиты производятся путем спонтанного зарождения, то есть не вылупляются из яиц, а образуются из существующей материи, в том числе из грязи на коже и одежде. По выражению теолога и философа Альберта Магнуса, вошь — это «паразит, который порождается гнилью на краю пор человека или скапливается из него, когда согревается теплом человека в складках его одежды». . Паразитарные инвазии, вероятно, были довольно распространенным явлением, особенно среди очень бедных, но люди делали все возможное, чтобы избежать их и лечить, используя травяные средства и соблюдая правила гигиены. Томас Платтер, бедный немецкий студент, описал свои попытки избавиться от вшей, собирая их со своей рубашки перед тем, как постирать ее в реке Одер.
Только одна часть средневекового общества активно принимала плохую личную гигиену, включая вшей, как образ жизни: чрезвычайно набожные. Избегание купания королевой Изабеллой следует понимать в контексте этой прочной христианской традиции: оно отражало не социальные нормы, а скорее усилия чрезвычайно набожной женщины не баловать свое тело чрезмерно. Для средневековых христиан омовение могло рассматриваться как свидетельство чрезмерной мирской жизни. Итальянский мистик Екатерина Сиенская часто плакала, вспоминая, как в подростковом возрасте ее уговаривали чаще умываться и причесываться, чтобы привлечь женихов. Несмотря на заверения духовника, она оставалась убежденной, что совершила смертный грех, повинуясь воле своей матери, а не отдав предпочтение своей вере.
- «Мук, филте и прочая виле»: тюдоровская грязь и навоз
- Принятие душа, чистка зубов и надевание нижнего белья: странная история нашего распорядка дня
Горстка святых пошла еще дальше, и воспринимал грязь как форму аскетизма, то есть поведение, которое причиняло человеку страдания и, таким образом, демонстрировало и углубляло его или ее преданность Богу. Их подход к личной гигиене был не просто халатным, а заведомо вредным. Например, святая Маргарита Венгерская отказывалась мыть голову, чтобы ее не мучили вши.
Монахи обнаружили, что нижнее белье Томаса Беккета «кишит мелкими вшами и блохами». Действительно, монахи и епископы одними из первых стали использовать проточную воду (и связанные с ней умывальники и туалеты) в своих жилищах. Тем не менее, даже самые богатые и могущественные церковники были готовы запачкаться за свою веру, спрятав свои покаянные одежды (и живших в них тварей) под пышными облачениями. После того, как Томас Беккет был убит в своем соборе, монахи, готовившие его тело к погребению, обнаружили, что его нижнее белье «кишело… мелкими блохами и вшами», что они интерпретировали как форму мученичества. Во время дознания о канонизации Томаса Кантилупе, епископа Херефордского (ум. 1282), его слуги сообщили, что он никогда не мылся, а в его постельных принадлежностях и одежде были целые горсти вшей. Когда старую одежду Кантилупе раздали беднякам, ее пришлось дезинфицировать: даже те, кто достаточно беден, чтобы нуждаться в благотворительности, отказывались от такой грязной одежды.
Готовность епископа вести такой негигиеничный образ жизни производила глубокое впечатление на средневековых христиан потому, что это было нетипично, и потому что его современники, в том числе очень бедные, находили это столь же отталкивающим, как и мы. Большинство средневековых людей, вероятно, были грязными и, возможно, даже вонючими по нашим стандартам — как бы вы ни старались, должно быть почти невозможно заставить холодную грязную реку работать так же, как душ с сильным напором воды и стиральную машину. Но по-настоящему грязными были лишь немногие средневековые люди. На самом деле даже меньше хотел, чтобы был грязным.
Кэтрин Харви — историк средневековой Европы из Биркбека Лондонского университета. Она будет обсуждать средневековую гигиену в нашем подкасте
Билеты на наши мероприятия Medieval Life and Death в Лондоне и Йорке все еще доступны. Для получения более подробной информации нажмите здесь
Эта статья была впервые опубликована в выпуске BBC History Magazine за январь 2020 г.
Какой была жизнь женщин в средние века?
В то время как изображения Средневековья часто вращаются вокруг рыцарей, драконов и сказок, истории о том, как настоящие люди жили в это бурное время, зачастую еще более увлекательны, особенно (часто нерассказанные) истории женщин.
День в жизни средневековой женщины мог включать в себя работу вместе с мужчинами в поле, обучение их детей чтению или даже влияние на политику при дворе, и все это при соблюдении модных тенденций и правил гигиены и гигиены, которые мы могли бы найти сомнительными сегодня .
Средние века, или средневековый период, длились с 5 века до конца 15 века, между падением Римской империи и началом Возрождения. Он был отмечен знаменательными событиями, включая строительство великих соборов, крестовые походы, бубонную чуму, подъем городов и университетов, официальный разрыв между Римско-католической церковью и восточно-православными церквями, известный как Великий раскол, и расцвет искусство, в том числе иллюминирование рукописей. На протяжении веков женщины упорно сопротивлялись ограничениям, налагаемым на них по причине их пола, внося существенный вклад в литературу, политику, сельское хозяйство и семейную жизнь.
В честь Международного женского дня и Месяца женской истории мы предложили нашим подписчикам в социальных сетях спросить нас в Twitter и Instagram, что они больше всего хотели знать о жизни женщин в средние века. На эти вопросы ответили кураторы рукописей Getty Элизабет Моррисон и Лариса Гроллемонд. Прочитайте их ответы ниже, чтобы получить представление о повседневных проблемах и триумфах, с которыми сталкивались средневековые женщины в этот период.
Работа и образование
Какой работой могли заниматься женщины в Средние века?
Подавляющее большинство людей в Средние века работали на земле, и женщины так же активно, как и мужчины, занимались земледелием. Но мы знаем женщин, которые также были писателями, художницами и торговцами в семейном бизнесе.Страница календаря на ноябрь; обмолот и кормление свиней; Стрелец (фрагмент), ок. 1510–1520 гг., Мастерская мастера Якова IV из Шотландии. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 9 1/8 × 6 9/16 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг IX 18 (83.ML.114), л. 6в
Какое количество школьного образования разрешено женщинам по сравнению с мужчинами?
Женщины могут получить образование. В частности, дворянки и монахини имели доступ к книгам и часто были грамотными. Женщин также обучали бытовым навыкам, таким как шитье. Однако образование как для женщин, так и для мужчин, как правило, ограничивалось высшими классами и духовенством.Есть ли какие-нибудь важные отрывки из писем женщин?
Одним из самых известных авторов Средневековья была женщина по имени Кристина де Пизан. Де Пизан написал множество произведений и работал на многих дворян при дворе. Обладая блестящим интеллектом, она отстаивала роль женщины в обществе.Любые интересные произведения искусства, созданные женщинами за это время? Или музыка/литература?
Художественные мастерские в средние века часто были семейным делом. В случае с этой рукописью из нашей коллекции (см. ниже) иллюстратор Жанна де Монбастон унаследовала бизнес по изготовлению рукописей после смерти мужа.Gaheriet Прощание с другим рыцарем (фрагмент), ок. 1320–1340 гг., Жанна де Монбастон. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 15 1/2 x 11 3/4 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг XV 5 (83.MR.175), л. 304в
Быть вдохновленным
Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке.
Подпишитесь сейчасМода и красота
Какие стандарты красоты того времени показались бы нам странными сегодня? Какие продолжаются?
Среди высокопоставленных французских и фламандских женщин в 15 веке была популярна мода выщипывать волосы со лба, создавая впечатление более высокой линии роста волос — в наши дни это не считается желательным!Багоас / Багоэ выступает от имени Набарзана (фрагмент), около 1470–1475 гг. , Хозяин утешения Jardin de vertueuse. Краски темперой, золото и тушь на пергаменте, 17 x 13 дюймов. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг XV 8 (83.MR.178), л. 133v
Было ли ношение чадры обычной практикой для средневековых женщин латинского запада?
Христианки в Средние века часто носили вуаль поверх волос или прикрепляли к головным уборам.Начальная буква A: Граф и графиня Эно отправляются верхом (фрагмент), 1464, Ливен ван Латем. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 14 9/16 × 10 1/16 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, Ms. 111 (2013.46), л. 14
Носят ли женщины сумочки или сумки?
Средневековые женщины часто носили кошелек, привязанный завязками вокруг талии, так как в средневековой одежде не было карманов. На этом сайте приведены некоторые примеры средневековых кошельков.Какие особенные безделушки или жетоны хранили женщины, помимо украшений?
В этой рукописи, Жак де Лален, прибывший на турнир с графами Мэн и Сен-Поль , женщина на турнире подарила своему фавориту тонкую вуаль, расшитую жемчугом, в качестве услуги, которую он прикрепил к своему шлему.Они действительно все время носили плащи?
Да, самой распространенной верхней одеждой для женщин была одежда под названием «мантия», по сути, накидка без капюшона, которая могла быть сделана из различных материалов, включая валяную шерсть и мех. Они были популярны, особенно в северных странах, для путешествий и согревания.Health Practices
Как часто женщины принимали душ или мыли голову?
В Средние века не было душа, но мы знаем ванны для богатых домохозяйств и ведра и щетки для бедных. Поскольку вода должна была быть холодной или нагреваться отдельно, купание в Средние века не было таким распространенным явлением, как сегодня. Купание часто приберегали для особых случаев.Рождение Исава и Иакова (фрагмент), ок. 1360–1370 гг., Мастер Жанде Мандевиль. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 13 3/4 × 10 1/4 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, Ms. 1, v1 (84.MA.40.1), fol. 29v
Рассказывает ли нам искусство что-нибудь о женском здоровье в средние века?
В Средние века было выпущено множество руководств по охране здоровья и родам, но мало иллюстрированных. В этом редком образце средневековой брошюры по гинекологии из Британской библиотеки показаны положения, которые мог занять плод до рождения. Роды были одним из самых опасных аспектов жизни женщины в средние века, и уровень детской смертности также был чрезвычайно высок.Как женщины в средние века справлялись с месячными?
День за днем, как современные женщины. Женщины в средние века, как правило, имели меньше менструаций из-за частоты деторождения, но использовали клочки ткани или даже (как это было зарегистрировано в средневековой Англии) определенный вид абсорбирующего болотного мха.Каковы были тенденции в питании женщин?
Женщины и мужчины стремились к диете, которая уравновешивала бы четыре телесные жидкости (черную и желтую желчь, кровь и флегму) и избегала греха чревоугодия. Считалось, что некоторые продукты также влияют на фертильность. Например, считалось, что мясо увеличивает кровоток.Общество и политика
В каком возрасте женщины выходят замуж?
Женщины могли быть официально обручены по доверенности даже в детстве. Среди знати, где кровные линии были так важны, брак мог состояться уже в 12 лет. Мы думаем, что Дениз Пончер (в красном платье, внизу) вышла замуж примерно в этом возрасте, когда ей дали книгу, в которой ее изображение фигурирует как свадебный подарок.Дениз Пончер перед Смертельным видением, около 1500 г., магистр скандальной хроники. Пергамент, цвета темпера, тушь и золото, 5 1/4 × 3 7/16 дюйма. Музей Гетти, мисс 109.(2011.40), л. 156
Были ли примеры, когда женщины пытались выйти за рамки общепринятого в обществе?
Жанну д’Арк, жившую в 15 веке, часто называют женщиной, нарушившей рамки средневекового общества. Она активно участвовала в политическом деле, сделав Карла VII королем Франции. Она возглавляла французские армии и формировала военную стратегию. К сожалению, в конце концов ее обвинили в ереси из-за переодевания в другую одежду и сожгли на костре.Как свобода и власть женщин соотносились с другими периодами истории (викторианскими и т. д.)?
В Средние века он довольно сильно различался между странами и веками. В Западной Европе гендерные роли, предписанные католической церковью, определенно ограничивали возможности средневековых женщин, но у нас также есть примеры женщин, которые раздвигали эти границы (как и во многие другие периоды!).Есть ли какие-то аспекты их жизни, которые мы могли бы найти прогрессивными по сегодняшним меркам?
В Средние века женщины отвечали за обучение детей чтению и часто занимались домашним хозяйством, пока мужчины были на войне. В некоторые периоды Средневековья считалось, что грамотных женщин было больше, чем мужчин.Мы также можем быть удивлены отношением к неверности в королевских браках — они были политически стратегическими и для производства наследников, но у королей часто были любовницы, которые были широко известны как таковые и могли даже занимать видные должности при дворе.
Разрешено ли женщинам покидать свои дома без мужей?
Женщины средневекового Запада могли свободно покидать свои дома по своему желанию.