Февраль святки: Именины в феврале 2023 — мужские и женские имена для детей, рожденных в феврале — УНИАН
Российский этнографический музей
08.01.2023-18.01.2023
Яркий подлинно народный праздник крестьянского календаря, связанный с наступлением нового года. Святочные обряды имели выраженную архаичную основу, на которую в более позднее время оказало заметное влияние христианство. Именно на святочный период приходились такие большие православные праздники, как Рождество Христово и Крещение Господне.
Яркий подлинно народный праздник крестьянского календаря, связанный с наступлением нового года. Святочные обряды имели выраженную архаичную основу, на которую в более позднее время оказало заметное влияние христианство. Именно на святочный период приходились такие большие православные праздники, как Рождество Христово и Крещение Господне.
В ХIХ веке святочные недели были насыщены обрядами и ритуалами, в которых принимала участие вся деревня, но в народе Святки считались молодёжным праздником. Устраивались посиделки с различными развлечениями, во время которых нарядные девушки и парни, нередко из разных деревень, присматривались друг к другу, общались, «женихались», часто именно там создавались будущие семейные пары. На посиделках пели, плясали, водили хороводы, загадывали загадки, парни угощали девушек сладостями и орехами, а девушки заранее готовили угощение с чаем и пирогами. Дети и взрослые, если допускались на посиделки, выступали только в роли наблюдателей.
На Святках вечерами непременно устраивали игры ряженых, которые являлись на молодёжные посиделки или ходили по домам с шумом, пением, плясками, жестикуляцией часто ритуально-эротического характера, получая от хозяев угощение или деньги. В пёстрых нарядах и масках («личинах»), вывороченных тулупах, ряженые старались быть неузнаваемыми и устрашающими. Рядились бабой-ягой, покойником («умруном»), кикиморой, разными домашними животными, медведем, любили наряжаться цыганами, священниками, солдатами.
На Святках были допустимы нормы поведения, невозможные в обычные дни. Например, по ночам ряженые творили всяческие бесчинства: заливали водой, заваливали снегом или разным хламом окна и двери в избах, стучали по углам дома или скребли по стеклу, пугая хозяев, могли затащить на крышу борону или сани. В обычае было и святочное воровство: мужская молодёжь утаскивала из домов и дворов хозяйственные предметы, птицу и вообще всё, что плохо лежит. Хозяева ворчали, но не слишком сердились, а доходы от украденного шли на приобретение еды для праздничных вечёрок.
На Святках, особенно в канун Васильева дня, девушки гадали о своей судьбе, о времени и месте замужества, имени суженого, о том, кто будет главенствовать в семье и даже о нраве будущей свекрови. Способов гадания существовало множество: на растопленном воске или олове, вытаскиванием жребия, подслушиванием шагов и голосов под окнами, по счёту рассыпанных зёрен, с помощью поиска спрятанного в снегу предмета и многие другие. Часто девичьи гадания проходили с участием старших опытных женщин, которые помогали разгадать ворожбу. И сегодня предновогодние гадания остаются одним из развлечений молодёжи.
По народному поверью, во второй половине святочного периода (в «страшные вечера») случался разгул нечистой силы, когда бесчинствовали и вредили людям и домашним животным всякие мелкие бесы, колдуны, ведьмы, оборотни, кикиморы и прочие существа. Чтобы не прогневить потусторонние силы, соблюдались святочные запреты. У восточных славян на Святках запрещалось прясть, ткать, плести лапти, вить верёвки; нельзя было сбивать масло и молоть муку на ручных жерновах. Верили, что нарушение запретов скажется на будущем урожае, здоровье людей и животных, даже на судьбе будущих поколений. Чтобы охранить себя и своё хозяйство, крестьяне совершали очистительные обряды, но считалось, что полное очищение от нечистой силы совершается в день великого водосвятия в Крещение Господне.
Российский этнографический музей
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
02. 06.2023
Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) — праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества.
Древний и повсеместно распространённый в России народный праздник весенне-летнего календарного периода. Отмечался на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. В народном сознании Семик символизировал пограничное состояние природы, когда заканчивалась весна и наступало лето, означал период расцвета природных сил и зеленения растительности. С принятием христианства этот праздник стал восприниматься в едином цикле с одним из важнейших церковных дней – Троицей. При этом в народе стойко сохранялась древняя языческая обрядность, призванная стимулировать рост посевов, прежде всего, ржи и ячменя.
Плодородие земли и расцвет растительности всегда были связаны с женским началом, с представлением о символической связи женщин с землёй, находившейся в состоянии плодоношения, поэтому Семик воспринимался как праздник девушек и молодых женщин.
В России существовал обычай «кумления» (иначе – «посестринства»), когда между женщинами устанавливалось особое духовное родство с клятвенными обещаниями дружбы и взаимопомощи, обменом поцелуями и личными вещами, а по окончании праздничного периода (Семика, Троицы, Духова дня) участницы «раскумлялись».
В Семик девушки ходили в поля и «величали» рожь. Существовал красивый обычай «вождение колоска»: самую красивую девочку-подростка нарекали колоском и наряжали в красивый сарафан и венок, украшенный лентами. Затем девушки брались попарно за руки, а девочка-«колосок» переступала у них по рукам. Эта процессия с пением заклинательных песен шла в поле, где девочка срывала горсть ржи и раскидывала колоски по дороге назад. Исполнительницы обряда по возвращении в деревню угощали своих родителей и односельчан коллективной брагой.
В этот день девушки водили хороводы с песнями, плясками и играми. Обычно разыгрывали события, о которых пели в песнях: о крестьянском труде, о любви парня и девушки, выборе суженого, о семейной жизни. Нередко в хороводах принимали участие и неженатые парни, хотя, по традиции, в этот день пока девушки и «молодки» гуляли и трапезничали, мужчины были заняты повседневной работой.
Почему этот колумбийский город до сих пор празднует Рождество в феврале
Рождественские елки, мерцающие огни, красные и зеленые вымпелы были подняты, а на главной улице стояли палатки, торгующие сосисками и попкорном, мимо проезжали конные повозки.
Это было похоже на типичную уличную сцену Рождественского фестиваля, за исключением того, что это был февраль.
Каждый год Кинамайо, город с населением около 6000 человек на юго-западе Колумбии, соблюдает традицию, восходящую к эпохе рабства и сохранившуюся как способ превратить историю угнетения и страданий в праздник радости.
В начале 1800-х годов афроколумбийское население города было обращено в рабство и вынуждено работать до декабря, посещая праздничные гуляния рабовладельцев. Таким образом, Рождество праздновалось через 40 дней после традиционной даты рождения Иисуса — количество времени, которое, как говорят, Дева Мария отдыхала после родов и сразу после окончания сезона сбора урожая.
Image
Девочки, играющие роль ангелов, ждут своей очереди, чтобы присоединиться к рождественскому шествию. Участники танцевальной группы одеваются для выступления. Жители Кинамайо развили новые обычаи, появившиеся в условиях рабства. Джейнни Лукуми, 9 лет., как Дева Мария и София Пенья, 9, как ангел.
Субботним вечером в феврале главная процессия фестиваля началась с группы женщин в традиционных оборчатых цветочных платьях, которые шли по залитым лунным светом улицам. Вскоре к ним присоединились девушки в травяных юбках, представляющие группы коренных народов, которые чернокожие жители Кинамайо считают частью своей общей истории рабства.
Затем пришли трое детей, одетых как Иосиф, Мария и Вифлеемская звезда. Маленькие ангелочки в одинаковых косах с белыми бусами и солдаты-хранители с фальшивыми деревянными ружьями следовали за ними.
Следующими были трое подростков, две девочки, одетые в фламинго-розовые юбки-кольца из тюля и блестящие диадемы, и мальчик в ярко-белом костюме. В руках они несли золотую детскую корзину с куклой, изображающей младенца Иисуса, который, как и большинство людей в этом сообществе, был чернокожим.
Церемония «у нас в крови, в наших венах», — сказала 60-летняя Мирна Родригес, координатор шествия.
Когда испанцы колонизировали Колумбию в 16 веке, они запретили традиционные религии, исповедуемые коренным населением и выходцами из Африки, сделав римский католицизм законом страны.
«Это была их культура, их история, их родословная, и она была отнята у них самым ужасным образом», — сказал Мигель Ибарра, докторант афро-латиноамериканской истории в соседнем городе Пальмира.
Многие порабощенные и коренные общины Колумбии объединили западную христианскую культуру с традициями своих предков. Или, в случае с жителями Кинамайо, они разработали новые обычаи.
Хотя традицию Рождества в феврале отмечают с тех пор, как она зародилась почти 200 лет назад, за последние 20 лет популярность этого праздника резко возросла.
Просмотр танцевального представления в стиле хип-хоп во время празднования Рождества. Музыка является важной частью поминовения. В то время как традиция Рождества в феврале отмечается с тех пор, как она началась почти 200 лет назад, популярность этого празднования за последние 20 лет резко возросла. Дети одеты как ангелы; девушки в травяных юбках, представляющие коренные народы; и солдаты-хранители с фальшивыми деревянными ружьями, готовящиеся к участию в праздничном шествии.
В этом году тысячи людей прибыли на автомобилях, мотоциклах и общественном автобусе в этот город, окруженный полями сахарного тростника, где водопровод и электричество перебои. Целый парк развлечений был привезен на грузовиках.
Кинамайо находится примерно в часе езды от Кали, третьего по величине города Колумбии на тихоокеанском побережье, и в нем нет отелей, поэтому гости останавливались у друзей или гуляли всю ночь, устраивая вечеринки на следующий день после главной процессии. Воскресным утром гуляки протрезвели от жареной свинины с картошкой. Некоторые заснули за столиками в ресторанах, пока бары продолжали реветь сальсу.
Музыка является важной частью фестиваля: эхо барабанов разносится далеко за пределами главной сцены на церемонии открытия в пятницу вечером на центральной площади города.
«Через ритм барабана мы передаем важное сообщение», — сказал Норман Виафара, один из организаторов фестиваля. «Мы говорим миру, обществу в целом, что мы готовы и желаем также иметь возможность достигать пространства для принятия решений».
Последние два года фестиваль отменяли из-за пандемии. Многие из старших членов Кинамайо, руководившие празднованием, умерли от Covid-19, сказал Уго Лассо, вице-президент комитета по планированию фестиваля.
После того, как основная процессия закончилась, город взорвался ликованием, запах пороха от бенгальских огней висел в воздухе, когда двое мужчин, одетых в замысловатые костюмы быка и мула, устроили имитацию боя — дань уважения персонажам библейской сцены Рождества.
Во время праздничного шествия трое подростков несли золотую детскую корзину с куклой, изображающей младенца Иисуса, который, как и большинство людей в этом сообществе, был чернокожим. , в сопровождении музыкантов, или «jugueritos», играющих на тромбоне и барабанах. Двое мужчин, одетых в замысловатые костюмы быка и мула, устроили имитацию боя — дань уважения персонажам библейской сцены Рождества.
В течение выходных женщины в традиционной одежде танцевали джугу, характеризующуюся шаркающими движениями, когда танцоры движутся по вращающимся кругам в сопровождении музыкантов, или «jugueritos», играющих на тромбоне и барабанах. Этот танец, также иногда называемый фугой или «бегством», предназначен для представления оков и цепей.
«Человек отождествляет себя с этими обычаями», — сказал Арби Мина, бывший директор официальной группы фестиваля jugueritos. «На самом деле, это тождество не непосредственно с рабством, а с тем, что было сделано, чтобы показать, что человек был свободен, что, может быть, тело было приковано цепями, но у души была свобода».
Суть фестиваля для мистера Мины и многих других заключается в сохранении этой идентичности.
В воскресенье три городские девочки-подростки соревновались в конкурсе, одетые в платья ручной работы, представляющие традиционные аспекты культуры Кинамайо.
Девушки прошествовали по главной дороге к сцене в сопровождении jugueritos. После представления танца джуга пришло время вопросов.
Когда судьи спросили 14-летнюю Мейбл Мансилла, как жители города могут защитить свою личность, она ответила: «Мы должны принять себя такими, какие мы есть. Это означает носить волосы, с которыми мы родились. Мы не должны стыдиться того, кто мы есть. Быть черным — это привилегия».
Городские девочки-подростки участвовали в показе мод в платьях ручной работы, представляющих традиционные аспекты культуры Кинамайо. другой наряд был сделан из разноцветных вырезок рыбок из бумаги. 14-летняя Мэйбл Мансилла стала победительницей конкурса. «Она будет отвечать за сохранение нашей традиции в течение года», — сказал лидер общины.
Толпа тут же зааплодировала: «Вот он! Вот он!
Через несколько минут Мэйбл была объявлена победительницей.
«Она будет отвечать за сохранение наших традиций в течение года, — сказала лидер общины Ванесса Пенья.
Когда Мэйбл собиралась произнести речь, изморось превратилась в дождь, и ветер отключил электричество.
«Нам холодно, играйте в джугу», — кричали некоторые гуляки. Jugheritos подчинились, пока зрители танцевали под дождем.
Ничто, даже буря, не остановит февральское Рождество.
Когда изморось перешла в дождь, а ветер отключил электроэнергию, гуляки продолжали танцевать и праздновать.
Жаир Колл предоставил репортаж.
Перенесите Рождество на февраль: Давайте отложим день рождения Иисуса.
Иллюстрация Роберта Нойбекера.
Рождественский сезон — мое любимое время года. Нет ритуала, которого я жду больше, чем покупка тощей ели Фрейзера на углу улицы и украшение ее безвкусными самодельными украшениями. Выбирать и заворачивать подарки для друзей и семьи согревает мое сердце, и я утверждаю, что нет ничего более увлекательного в приготовлении (или еде) выпечки, чем рождественское печенье, кексы и штоллен. Безумие праздничных вечеринок, вездесущие нити рождественских огней, старинные гимны: я люблю все это.
Именно потому, что я так люблю Рождество, я выношу на ваше рассмотрение следующее нестандартное предложение: Давайте отложим Рождество. Не только в этом году, а каждый год. Рождество должно быть в начале февраля, а не в конце декабря.
Это может показаться безумием, но отсрочка Рождества имеет смысл по многим практическим и эмоциональным причинам. В нынешнем виде Рождество наступает слишком рано после Дня Благодарения. Четырех недель, плюс-минус, недостаточно, чтобы оправиться от кулинарных излишеств и психологического стресса Дня Благодарения, прежде чем есть еще 9.0075 почти идентичная еда с вашей сумасшедшей милой семьей. Я ценю начинку, картофельное пюре и пирог так же, как и любой другой человек, но я мог бы выдержать немного больше времени простоя между банкетом в честь Дня Благодарения и рождественским ужином.
Кроме того, и День Благодарения, и Рождество сильно ударили по вашему банковскому счету. Можно купить билеты на самолет, праздничную одежду и индюков традиционной породы — и это еще до того, как вы начнете думать о списках желаний ваших любимых детей для Санты. Декабрь — это месяц, когда мой бюджет, скорее всего, погрузится в глубокую красную зону, и я подозреваю, что я не одинок в своем финансовом дисбалансе. Было бы неплохо иметь больше периодов оплаты между Днем Благодарения и Рождеством? И не будет ли это лишним — Приятно получить свой бонус в конце года до за покупками к Рождеству, вместо того, чтобы скрестить пальцы, чтобы в конце концов все уладилось? С макроэкономической точки зрения февральское Рождество также имеет смысл: продление рождественского сезона продлит бум найма и покупок, который по существу определяет годовой деловой цикл, и смягчит мини-рецессию, которая обычно происходит в первом квартале нового года.
Вечеринки — еще одна причина отложить Рождество на несколько недель. Праздничные вечеринки — поистине волшебный социальный обычай: независимо от того, принимаете ли вы их или посещаете, они дают вам возможность встретиться с друзьями, которых вы, вероятно, не видите достаточно часто. Но за 24 дня декабря, предшествующих Рождеству, просто не хватит времени, чтобы посетить все рождественские вечеринки, которые вы хотели бы посетить. Недостаток выходных в период Адвента вынуждает потенциальных хозяев вступать в абсурдное соревнование с другими организаторами вечеринок. нетрадиционная дата или время для вашей вечеринки, чтобы не совпадать с ханукальной вечеринкой вашего приятеля из колледжа. Эта ситуация является стрессовой для всех участников. Хозяевам не следует толкаться с другими людьми из их круга общения, чтобы привлечь людей на свой вечер; и гости не должны быть вынуждены выбирать между двумя (или более) действительно веселыми вечеринками в выходные перед Рождеством. Для того, чтобы у всех желающих была возможность устроить праздничную вечеринку, нам нужно больше выходных между Днем Благодарения и Рождеством.
Какими бы важными ни были эти логистические вопросы, самая веская причина отложить Рождество, на мой взгляд, связана с функцией Рождества. (Это отличается от значения Рождества, которое, конечно же, зависит от ваших религиозных пристрастий.) Рождество призвано принести свет и тепло в темное и холодное время года, тем самым сделав всех нас немного счастливее. Как и предшествовавшие ему языческие праздники солнцестояния, Рождество приходится на самый темный день в году, что на бумаге звучит примерно так. Проблема в том, что с метеорологической точки зрения после Рождества все резко ухудшается: при нашей нынешней системе зима состоит из нескольких недель веселья и веселья, за которыми следуют два-три месяца темноты, холода и безрадостности. После 25 декабря ждать нечего, кроме весны, а до весны осталось несколько месяцев.
Это совершенно отстало. Дух Рождества должен помочь нам пережить самые темные и ледяные месяцы в году, а не внезапно исчезнуть прямо перед тем, как прогноз станет действительно мрачным. Продление рождественского сезона смягчит зимнюю хандру, от которой страдают миллионы людей. Я не хочу свести к минимуму депрессию, из-за которой невозможно встать с постели по утрам; очевидно, сезонное аффективное расстройство некоторых людей неуязвимо для рождественского настроения. Но я искренне верю, что увеличение периода, предшествующего Рождеству, сделало бы зиму гораздо более приятной для многих людей, которые, как и я, после Рождества обычно впадают в депрессию от легкой до умеренной степени.
Когда же тогда должно наступить Рождество? Я смиренно считаю 7 февраля более подходящей датой для празднования рождения Иисуса, чем 25 декабря. 7 февраля имеет привлекательность, потому что семь традиционно является счастливым числом (также: сумма двух и пяти), и потому что празднование Рождества в этот день было бы сохранить структуру недели после Рождества: вместо того, чтобы приурочиваться к Новому году, рождественская неделя будет приурочена к Дню святого Валентина. (Между тем, если бы Рождество было в начале февраля, Новый год можно было бы превратить в возможность для отличной праздничной вечеринки, а не для грустного последнего ура.)
Возможно, вы согласны с этой идеей, но задаетесь вопросом: как на практике будет работать перенос Рождества? В конце концов, это одна из тех вещей, с которыми все — по крайней мере, большинство людей — должны согласиться одновременно. И федеральное правительство, и различные христианские конфессии должны были с этим согласиться. Это определенно будет непросто, но я думаю, что одновременные религиозные и гражданские кампании могут склонить чашу весов в пользу февральского Рождества. Возможно, нам придется прибегнуть к какой-нибудь грязной тактике, чтобы привлечь внимание сильных мира сего, — например, оставить наши уличные рождественские украшения до середины февраля и устраивать массовые забастовки каждое 7 февраля, распевая «Deck the Halls» в качестве песни протеста. — но конечный результат того стоил.
Не будем забывать, что дата Рождества абсолютно произвольна. Никто не знает, когда на самом деле родился Иисус из Назарета, а с четвертого века мы празднуем Рождество только в декабре. Есть две теории, объясняющие дату: либо церковь решила использовать популярность ранее существовавших празднований солнцестояния, либо она сделала некоторые календарные расчеты, основанные на сомнительных предположениях о дате зачатия Иисуса, о которой мы, конечно же, знаем еще меньше, чем день его рождения. Оба эти объяснения совершенно неуместны для современных христиан (а также атеистов и агностиков христианского происхождения). Почему бы нам не отпраздновать Рождество в соответствии с нашими потребностями и желаниями, вместо того, чтобы удовлетворять нужды и желания людей, умерших 1500 лет назад?
Даже если вы Гринч и мелодия «Санта-Клаус едет в город» вселяет страх в ваше ненавидящее Рождество сердце, вы должны присоединиться ко мне и попытаться отсрочить Рождество. В конце концов, то, на что люди больше всего жалуются в декабре — хлопоты и стресс, связанные с подготовкой к самому большому празднику в году, — было бы лучше, если бы Рождество было в феврале. Продление рождественского сезона дало бы нам всем больше времени — больше времени, чтобы распределить наши покупки, украшения, выпечку и веселье, а также больше времени, чтобы уединиться в наших домах и избежать шума и суеты. Это помогло бы нам всем немного расслабиться. А в преддверии Рождества всем нам, даже таким любителям Рождества, как я, не помешало бы немного расслабиться.