Разное

Для моторики рук своими руками фото: 5 идей развития мелкой моторики (с фото)

Содержание

Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией…

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Игры с баночками и коробочками



Подбери крышку

Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки

В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами

В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать — закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер

Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

Игры с пирамидками: подробнее

Каждому читателю этой статьи скидка 15% на покупку любых товаров в нашем интернет-магазине по промокоду СТАТЬЯ1012. Скидка действительна ограниченное время.

199
р.

Счет (Книжки-улитки), книжка-игрушка

В корзину

1 267
р.

Пирамидка Абака с шариками (RNToys)

В корзину

457
р.

Пирамидка Колечко-шар (8 элементов), h=240 мм, арт. 62383

В корзину

199
р.

Форма (Книжки-улитки), книжка-игрушка

В корзину

312
р.

Рамка-вкладыш Транспорт, арт. КД000053

В корзину

298
р.

Шнуровка-сортер Животные. Шнуровка-сортер

В корзину

521
р.

Пирамидка Счеты, 15 деталей, 5 видов геометрических форм, арт. ПСЧ3003

В корзину

2 142
р.

Пирамидка Абака Радуга с шариками (RNToys) Д-736

В корзину

409
р.

Деревянная игрушка Буратино Чебурашка Пирамидка, арт. P-4-CH

сообщить
о поставке

218
р.

Книга-пазл. Бармалей

сообщить
о поставке

265
р.

Крош и Ёжик. Смешарики. Мягкие магниты (Серия:Мой Маленький мир), арт.VT3103-02

сообщить
о поставке

316
р.

Мозаика 3D Божья коровка, арт. 150102-2

сообщить
о поставке

324
р.

Книжка с наклейками для девочек. 50 наклеек. Книжки с наклейками

сообщить
о поставке

420
р.

Пирамидка Ступеньки, 8 деталей, арт. ПСТ02

сообщить
о поставке

Колечки завертелись

Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

Колечки-колесики

Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись

Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Собираем пирамидку

Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

Нанижи на шнурок

Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень

На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Игры со стаканчиками

Стаканчики спрятались

Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний 


стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

Пирамидка из стаканчиков

Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

Друг в дружке

Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.

Кто в стаканчике живет

Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется?

Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики

Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Игры с матрешками

Матрешка в матрешке

Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку.

Кто в матрешечке живет?

В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед малышом. Из одной матрешки например может выглядывать кончик атласной ленты. Малыш с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое.

Кто съел конфетку?

Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. Малыш может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь.

199
р.

Антонимы (Книжки-улитки), книжка-игрушка

В корзину

390
р.

Машина. Книжка-игрушка

В корзину

796
р.

Занимательная пирамидка №3, арт. 52599

В корзину

294
р.

Мой маленький мир «Лесные жители»

В корзину

–25%

915
р. 686
р.

Деревянная рамка-вкладыш «ЦИФРЫ И СЧЁТ»

В корзину

222
р.

Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

сообщить
о поставке

318
р.

Шнуровка-сортер Простые фигуры. Шнуровка-сортер

сообщить
о поставке

225
р.

Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. От 4 до 6 лет. Дмитриева В.Г. Альбом для малышей

сообщить
о поставке

385
р.

Самоклеящаяся сияющая мозаика А3 Милашки, арт. С2258-22

сообщить
о поставке

Игры с рамками-вкладышами

Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

Игры с пазлами

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

Игры с абаками

Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

Игры с сортерами

Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру. Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

Игры с мозаикой

Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Дорожка

Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь

Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе

Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне

Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Грибы в лесу

Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

Покорми курочку и цыпленка

Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка

Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки

Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

Утка и утята

Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

Игры с прищепками

Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т. п.), с веревки, с ткани и т.д.

Копилка

Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки

Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке

Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши

Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки

Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.

Бусинки в домиках

Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Яблоки на яблоне

Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

В какой руке

Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка

Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку — наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

Игры со шнурками и ленточками

Узелки на память

Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

Бусы

Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

Дорожка

Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.

558
р.

Матрешка Семья (батюшка) (5 в 1) (RNToys) Д-541

В корзину

298
р.

Новые Кростики-Посудная лавка (Корвет)

В корзину

–10%

292
р. 263
р.

Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики.

В корзину

Счетные палочки 50 шт. Пчелка, арт. СПК-50

В корзину

390
р.

Занимательная пирамидка №3, арт. 52582

В корзину

–10%

397
р. 357
р.

Мой любимый дневничок с наклейками. Дмитриева В.Г. Волшебный дневник (НАКЛ)

В корзину

183
р.

Мозаика из страз самоклеящаяся Панда, арт. С3081-10

сообщить
о поставке

218
р.

Книга-пазл. Айболит

сообщить
о поставке

Круг

Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

Непослушный шнурок

Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т. д.

Непослушный наш шнурок Обвязать все пальцы смог. Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

Шнуровка

Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

Игры с палочками и спичками

Спички в коробке

Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички

Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

Волшебные палочки

Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.

Дорожка и забор из палочек

Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки

Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.

Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги

Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги

Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики

Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Закладки

Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки

Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.


Многоразовые наклейки

Для занятий можно использовать как книжки-наклейки, так и отдельные, желательно многоразовые наклейки. Наклейки клеятся в соответствующую книгу, на лист бумаги или картона, на холодильник, на стекло, на зеркало, на пластмассовые игрушки и другие гладкие поверхности. Наклейки можно интересно обыгрывать и придумывать с ними занимательные истории.

Книжки-игрушки

Детям нравится рассматривать книжки-игрушки, в которых можно открывать клапаны>, нажимать на кнопочки, крутить детальки, ощупывать вставки из материалов разной фактуры – меха, кожи, ткани и др.

Автор: Дарья Колдина (Обновлено 17 января 2021 г.)

Игрушки для мелкой моторики в нашем магазине:

312
р.

Рамка-вкладыш Обитатели морей, арт. КД000054

В корзину

298
р.

Шнуровка-сортер Сложные фигуры. Шнуровка-сортер

В корзину

Счетные палочки 50 шт. Пчелка, арт. СПК-50

В корзину

316
р.

Книга-пазл. Телефон

сообщить
о поставке

222
р.

Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

сообщить
о поставке

467
р.

Развиваем мелкую моторику. Жукова О.С. Школа раннего развития

сообщить
о поставке

711
р.

Мой мишка. Книжка-игрушка. Привет, малыш!

сообщить
о поставке

261
р.

Самоклеящаяся мерцающая мозаика А3 Единорог и волшебный лес, арт. С1573-62

сообщить
о поставке

3 225
р.

Конструктор ЛЕСОВИЧОК Новый Домик №6 набор из 380 деталей, арт. les 032

сообщить
о поставке

Развитие мелкой моторики рук через игру

28.03.2018


Статью подготовила психолог «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».


Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребенка параллельно, но отличаются друг от друга.

Крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребенка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия.

Сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребенка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.


Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от ее развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.;
  • пальчиковые игры;
  • массаж кистей и пальцев и т.д.;
  • лепка.

Уважаемые родители!

  • • Будьте чуткими к сигналам, которые подает ребенок, к его увлечениям. Подталкивайте его к инициативным и самостоятельным действиям.

  • • Следите, чтобы ребенок находился в устойчивой, стабильной позе, так ему легче сконцентрироваться на игре — не нужно все время думать о том, как удержать равновесие. К тому же легче действовать руками и ногами, если сидишь или лежишь правильно.

  • • Помните, что ребенок с ДЦП может нуждаться в помощи, чтобы время от времени сменить позу. Даже минимальное изменение может быть значительным. Помогите ребенку передвигаться с места на место в помещении, чтобы он мог составить себе реальное представление о комнате.

  • • Пестрый мат на полу или цветастая скатерть на столе, как правило, не являются хорошим фоном для детской игры. Они отвлекают и затрудняют возможность различать игрушки на пестром фоне.

  • • Некоторые дети могут быть особенно чувствительными к звуковому фону. Им комфортно играть в комнате, где нет громкой музыки или других отвлекающих звуков.

  • • Если у ребенка нарушено зрение, полезно держать все его игрушки в коробке или на подносе, чтобы ему было легче их найти.

Стимуляция ручной деятельности

Если у ребенка проблемы с контролем мышц рук, чрезвычайно важно поощрять его как можно больше действовать руками, чтобы развивать их ловкость и мышечный контроль. Следующие игры побуждают ребенка разжать кулачок и начать пользоваться пальцами:

— Играйте с различными материалами и побуждайте ребенка воздействовать на них различным образом — трогать, щупать, гладить, тянуть, похлопывать.

— Играйте с песком (как сухим, так и мокрым) и землей.

— Играйте с водой (а также с пузырями, красящими веществами, разноцветными съедобными хлопьями и т. п.)


— Играйте с тестом для лепки.

— Замесите тесто из кукурузной муки с водой. Его консистенция позволяет вытягивать массу в различных направлениях и лепить из нее различные фигуры.

— Дайте ребенку поиграть с остывшими макаронами.

— Попробуйте также игру с кремом для бритья или кремами для лица, особенно марками, содержащими вязкие вещества (например, крем Nivea).


— Рассматривайте вместе с ребенком книги, изготовленные из бумаги и картона различной плотности, и побуждайте ребенка трогать страницы и обложки.

— Пусть ребенок месит руками тесто для пирога.

— Играйте со следующими материалами: фольгой от бутылок, оберточными материалами, старыми газетами и журналами, тканями (в том числе ковровыми и обивочными), мягкими мячами, ватными шариками.

— Играйте с музыкальными игрушками.

— Порисуйте с ребенком пальцами.


— Плескайтесь и брызгайте водой в ванне или бассейне.

— Играйте с ребенком в «ладушки». Это поможет ему раскрывать ладошку.

— В бассейне учите ребенка толкать мяч по воде. Поиграйте, толкая мяч друг ко другу.

—Кладите в ванну небольшие губки, побуждайте ребенка брать их и выжимать из них воду.

Размашистые движения руками

— Давайте ребенку небольшие погремушки, а также привязывайте погремушки или колокольчики к его запястьям или нашивайте на рукавички, чтобы побудить его двигать руками.

— Натяните над кроваткой, манежем или стульчиком ребенка шнурок и привяжите к нему игрушки так, чтобы ребенку было легко дотянуться до них сидя или лежа на спине. Используйте различные игрушки и регулярно меняйте их, чтобы ребенку не становилось скучно. В качестве игрушек можно использовать любые яркие и привлекательные для ребенка предметы: колокольчики, цветную бумагу, картинки, погремушки, зеркала, бусины, небьющиеся елочные игрушки, ключи и т.п. Можно использовать также любые предметы, издающие при столкновении интересные и привлекательные звуки, например, металлические крышки от бутылок.

Хватание предметов

Играйте с:

— пластмассовыми коробками, обтянутыми различными материями и наполненными различным содержимым — сухим горохом, пуговицами, макаронами, монетами и т.п. Будьте осторожны! Всегда внимательно наблюдайте за ребенком во время игр с мелкими предметами!


— мягкими кубиками, которые легко взять в руку;

— небольшими погремушками, резиновыми кольцами и обручами;

— дюбелями (оптимальный размер примерно 10х1,25 см в диаметре), завернутыми в различные материи, например, серебряную фольгу, мех, бархат, упаковочный материал.


Умение ставить, класть и отпускать предметы

— Научите ребенка опускать предмет, который он держит в руке, на твердую поверхность или в вашу ладонь.

— Поощряйте ребенка бросать с высоты предметы, издающие при падении привлекательные звуки. Поставьте около eго стульчика жестяную коробку из-под печенья, куда предметы будут падать со звоном. Подвесьте предмет на шнурке или резинке, чтобы ребенок мог снова и снова бросать его и опять поднимать.

— Учите ребенка класть предметы в широкую и плоскую коробку, желательно изготовленную из материала, издающего звон при соприкосновении с предметами (например, жестяную коробку из-под печенья). Постепенно уменьшайте размер отверстия в коробке.

— Учите ребенка помещать предметы (например, мячики для настольного тенниса) в пластиковую бутылку. Сначала срежьте горлышко бутылки, чтобы отверстие было большим; затем постепенно уменьшайте размер отверстия.

— Поместите один предмет на другой (например, игрушечную машинку на перевернутую коробку из-под печенья), а затем с шумом столкните его на пол. Начните с крупных предметов, которые удобно брать в руки. Затем переходите к более мелким предметам (например, стройте и разрушайте башни из деревянных, пластиковых или мягких кубиков).

— Учите ребенка перекладывать предметы из одной коробки или ящика в другую.


— Бросайте или катите мяч по направлению к ребенку и поощряйте ребенка возвращать его вам.

— Учите ребенка складывать различные предметы в коробки, ящики, корзины, мешки, в центр обруча, лежащего на полу, и т.п.

— Учите ребенка самостоятельно брать и есть ломтики овощей и фруктов, тосты, печенье и т.п.

— Поощряйте ребенка помогать вам в уборке игрушек. Учите его класть игрушки в соответствующие коробки.


Умение указывать пальцем

Для навыков мелкой моторики, в особенности для письма, очень важно, чтоб указательный палец был достаточно сильным.

— Учите ребенка играть на детском пианино, нажимать кнопки, выключатели, дверные звонки.


— Учите ребенка показывать картинки в книгах и людей на фотографиях. Задавайте вопросы типа: «Где велосипед?» и поощряйте ребенка указывать на соответствующую картинку пальцем.

— Рассматривайте вместе с ребенком «звуковые книги», которые при нажатии на кнопку издают различные звуки.

— Используйте игрушки, работающие от нажатия кнопки: заводные игрушки, машинки, игрушечные кассовые аппараты, детские магнитофоны и т.п.

— Рисуйте пальцами вместе с ребенком.


— Учите ребенка набирать номер на телефоне «старого типа» с вращающимся диском.

— При пускании мыльных пузырей пусть ребенок трогает и протыкает пузыри пальцем.

— Поощряйте ребенка рисовать пальцем на запотевшем стекле, сухом или влажном песке.

— Во время приготовления теста давайте ребенку поиграть с ним. Поощряйте его пальцем проделывать в тесте ямки.

— Играйте с мячиками для настольного тенниса.

— Играйте с куклами-марионетками, надевающимися на пальцы.


Умение брать предметы двумя или тремя пальцами

Общее правило: начинайте тренировки с легкими предметами, которые хорошо умещаются в руку, затем переходите к предметам более тяжелым, а также меньшим и большим по размеру.

— Стройте вместе с ребенком башни из кубиков, монет, стаканчиков, пуговиц, других игрушек и предметов домашнего обихода.

— Учите ребенка складывать детали конструктора, кубики, катушки, пуговицы и т. п. предметы в коробки и ящики.

— Нарисуйте и вырежьте из бумаги маленькие фигурки рыб, лягушек, уток и других водоплавающих животных. Нарисуйте на листе бумаги пруд. Пусть ребенок поместит вырезанных животных в «пруд».

— Нарисуйте силуэт машины, собаки и т.п. и побуждайте ребенка вклеивать внутрь силуэта цветные наклейки-стикеры. Вы можете обвести контуры силуэта клеем, чтобы создать четкую границу.

— Играйте с фломастерами, а также книжками с наклейками.

— Поиграйте в игры, где требуется помещать предметы в различные емкости, например:

Опускайте каждую фигурку в свое «окошко», используя всякого рода игрушки с прорезями. В этой серии особенно хороши те, что издают различные звуки. Такую игрушку можно сделать своими силами, вырезав фигурки из крышки какой-нибудь жестянки (например, банки из-под молочной смеси).

— Запускайте машинки, мячи или шарики по «дорожкам» или «туннелям», изготовленным из картона.

— Учите ребенка опускать письма в почтовый ящик, вставлять кассеты в магнитофон, ставить книги на полку, тарелки в сушилку, посуду на поднос, опускать монеты в копилку и т.п.

— Собирайте пазлы вместе с ребенком. Обычно бывает довольно трудно увлечь ребенка пазлами, сами по себе они не слишком интересны. Поэтому старайтесь выбирать картинки, интересные ребенку. Возможно, более интересным будет для него собирание картинок из кубиков или сцепление вагонов игрушечного поезда.

— Пускай ребенок сажает прищепки на край картонной коробки или отщипывает кусочки от теста для лепки.

— Учите ребенка разламывать печенье на кусочки.

— Поощряйте ребенка самостоятельно есть продукты, подающиеся мелкими кусочками, например, сушеные фрукты, чипсы, шоколадные конфеты и т.п.

— Учите ребенка нанизывать большие бусины на толстую и тугую веревку (начать можно с бельевой). Затем постепенно переходите на более тонкие веревки (шнурки, нитки) и бусины меньшего размера.

— Учите ребенка закрывать банки и бутылки крышками, а ручки — колпачками.

— Играйте с заводными игрушками.


Вращение предметов

Используйте следующие приемы:

— Учите ребенка поворачивать вращающиеся ручки дверей, детали игрушек, регуляторы громкости на детском магнитофоне и т.п., откручивать крышки банок и бутылок.

— Учите ребенка вертеть мяч, крутить юлу и т.п.

— Учите ребенка переворачивать карточки в детском лото и подобных играх.


Стимуляция двуручной деятельности

Хотя у большинства людей ведущей является одна рука, ребенку необходимо развивать мускульную силу и способность управления обеими руками для выполнения задач, требующих использование обеих рук. Поощряйте игры и занятия, требующие действий двумя руками. Если одной рукой ваш ребенок владеет хуже, чем другой, придумывайте игры и занятия, развивающие его слабую сторону;

— Научите ребенка перекладывать предметы из одной руки в другую. Дайте ему одну игрушку, затем другую, но следите за тем, чтобы он не бросал первую, а переложил ее в другую руку. Игрушки должны быть парными — например, две барабанные палочки, два кубика, которыми можно стучать друг о друга, чашка и ложка к ней.

— Поместите игрушку непосредственно перед ребенком, чтобы он мог дотянуться до нее обеими руками. Если хотите развивать какую-то одну руку, поместите игрушку с этой стороны.

— Устраивайте игры с водой и песком. Поощряйте ребенка перемещать воду и песок из одной чашки, ведерка, формочки и т. п. в другую.



— Учите ребенка бросать, ловить и катить большой мяч.

— Учите ребенка раскатывать скалкой или месить обеими руками тесто.

— Учите ребенка во время еды держать ложку одной рукой, а другой придерживать тарелку или чашку.

— Используйте игрушки, которые необходимо соединять и разъединять двумя руками (например, детали конструктора или рельсы игрушечной железной дороги).

— Во время приготовления пищи учите ребенка размешивать продукты в миске, придерживая ее одной рукой.

— Учите ребенка кормить, купать, а затем и одевать кукол.

— Учите ребенка играть на ударных инструментах (барабане, бубне, цимбалах).

— Учите ребенка играть с игрушечным набором инструментов (молотком, отверткой и т. п.)

— Учите ребенка снимать колпачки с ручек и фломастеров, крышки с тюбиков зубной пасты и т. п., а затем надевать их обратно.

— Поощряйте ребенка хлопать в ладоши, особенно под музыку или в ходе игры вроде «Ладушек».

— Пуская мыльные пузыри, учите ребенка ловить их ладонями.

— Нанизывайте бусины на нитку.

— Поощряйте ребенка рвать бумагу двумя руками: одной рукой держать, другой отрывать узкие полоски.

— Используйте неустойчивые игрушки, которые необходимо придерживать одной рукой при игре.

Если ребенок хуже владеет одной рукой:

— Когда ребенок находится в кроватке или в ванне, размещайте игрушки со стороны «слабой руки».


— Если ребенок предпочитает есть только одной рукой, вкладывайте ложку и вилку то в одну, то в другую руку.

— Располагайте игрушки со стороны «слабой руки» ребенка, чтобы он играл с ними «слабой рукой» или хотя бы перекладывал их в «сильную руку».

— Предлагайте ребенку игры «слабой рукой» с мягкими материалами, например, мягким мячиком, ватой или тестом.

— Надевайте на «сильную руку» рукавичку или носок и побуждайте ребенка стягивать его «слабой рукой».

Укрепление плеч и предплечий

Для развития тонких движений пальцами очень важно, в частности, укрепление мышечной силы плеч и предплечий.

— Поиграйте с ребенком в «тачку»: возьмите его за ноги, и пусть передвигается на руках. Если ребенок не может удержать свой вес на руках, поддерживайте его за бедра.

Проползание по узким проходам укрепляет плечи. Поощряйте ребенка проползать через туннель (спортивный снаряд), узкие проходы и т. п.

— Пусть ребенок встает на четвереньки. Пока он находится в этой позе, играйте с ним в то, что ему нравится,— собирайте пазлы, играйте с шариками, карточками и т.п.

— Научите ребенка становиться на четвереньки и вытягивать одну руку и противоположную ногу. Повторяйте упражнение, меняя руки и ноги.

— Учите ребенка отжиматься, поставив руки на уровне живота.


Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными руками, а также обогатить список его навыков и способностей. Важно регулярно заниматься с ребенком, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме. Ребенок не может учиться, когда ему неинтересно, и поэтому мы должны приложить все силы, чтобы пробудить в нем интерес – натолкнуть его на новую мысль, помочь придумать новую игровую ситуацию. Предлагая малышу ту или иную игру, убедитесь, что она не выходит за пределы его возможностей, ведь для него игра – единственный способ добиться успеха и учиться.


Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов
и Комитета общественных связей г.Москвы.

Список литературы:


1. Финни Нэнси «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;


2. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»;


3. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции».

Техника функциональных тестов и тестов на подвижность: как проводить биологическую обратную связь при запорах и недержании кала

J Neurogastroenterol Motil. 2013 Октябрь; 19(4): 532–537.

Опубликовано в Интернете 7 октября 2013 г. doi: 10.5056/jnm.2013.19.4.532

, , и

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензии Dis claimer

Терапия с биологической обратной связью — это инструментальный процесс обучения, ориентированный на на оперантное обусловливание. Цель терапии биологической обратной связи при нарушениях дефекации состоит в укреплении мышц тазового дна, перетренировке ректальной чувствительности и координации мышц тазового дна во время опорожнения. Терапия биологической обратной связи в более широком смысле включает в себя обучение, консультирование и тренировку диафрагмальных мышц, а также упражнения, сенсорную и координационную тренировку. Для диссинергической дефекации терапия биологической обратной связью является хорошо известным и полезным вариантом лечения, частота ответа на который в рандомизированных контролируемых исследованиях составила примерно 70-80%. Терапия биологической обратной связи при диссинергической дефекации состоит из улучшения усилия брюшного толчка вместе с расслаблением тазового дна с помощью техники биологической обратной связи с последующей имитацией дефекации и / или сенсорной тренировкой. Что касается недержания кала, результаты рандомизированного контролируемого исследования, в котором частота ответов составила 76%, показали, что терапия биологической обратной связью полезна у отдельных пациентов, которые не реагируют на консервативное лечение, и что обучение улучшению ректальной дискриминации ощущений может быть полезным при лечении. уменьшение недержания кала. Основное внимание в терапии биологической обратной связи при недержании кала уделяется упражнениям на сокращение наружных сфинктеров при мгновенной обратной связи, отдельно или синхронно с растяжением прямой кишки и/или сенсорной тренировкой. Терапия биологической обратной связи — это безопасное лечение, которое может привести к устойчивому улучшению после периода активного лечения; однако необходимо хорошо спланированное исследование для установления стандартного протокола для терапии биологической обратной связи. В этом обзоре обсуждаются методика терапии биологической обратной связи для достижения цели и клинические результаты при запорах и недержании кала.

Ключевые слова: Биологическая обратная связь, Запор, Диссинергическая дефекация, Недержание кала, Результат лечения

Биологическая обратная связь делает физиологические изменения возможными посредством оперантного обусловливания или обучения методом проб и ошибок. В этом процессе реакция изучается и выполняется в зависимости от того, следует ли за этой реакцией подкрепление. 1 Терапия с биологической обратной связью (BFT) — это инструментальный процесс обучения; он использует оборудование для записи или усиления телесной активности пациента, а затем предоставляет пациенту обратную связь в виде визуальных, слуховых или вербальных ответов.

Исследование с использованием биологической обратной связи в области гастроэнтерологии было впервые сообщено в 1974 году и было сосредоточено на BFT у пациентов с недержанием кала (FI). 2 Первое применение BFT для лечения хронических запоров, вызванных диссинергией дефекации (DD), было в 1987 г. 3 С тех пор BFT предпринимались при лечении различных желудочно-кишечных кишечный синдром и аэрофагия, 4 , но эффективность BFT относительно хорошо известна при лечении ДД и FI.

ДД характеризуется парадоксальным анальным сокращением, неадекватной анальной релаксацией и/или нарушением усилия толчка, вызванным нарушением координации абдоминальных, ректальных и анальных мышц. 5 7 Им страдают около 40% пациентов с хроническими запорами. 5 ФИ – непроизвольная потеря жидкого или твердого стула, представляющая собой социальную и гигиеническую проблему. Он поражает от 1% до 15% взрослых в зависимости от используемого определения. 8

Целью BFT при расстройстве дефекации является укрепление мышц тазового дна, восстановление ректальной чувствительности и координация мышц тазового дна во время опорожнения. 1 , 6 , 9 , 10 . ипация и ФИ.

Оборудование BFT состоит из «сенсора» для обнаружения физической активности пациента (биологический сигнал), «усилителя» для усиления обнаруженного датчиком биологического сигнала и «устройства преобразования» для преобразования биологического сигнала в зрительный или слуховой сигналы, которые пациенты используют для оценки своей реакции. Визуальная обратная связь обеспечивается путем наблюдения за изменениями давления или электрической активности на экране монитора. 11 Аудиальная обратная связь — это звуковой сигнал, когда биологический сигнал достигает порога воздействия. Терапевт обеспечивает словесную обратную связь, хваля пациента за выполнение правильного маневра или исправляя любые ошибки. 11

Методы биологической обратной связи значительно различаются среди исследователей. Наиболее распространенные методы, используемые для перетренировки мышц тазового дна, включают аноректальную манометрию для отображения давления сфинктера или электромиографию (ЭМГ) для отображения электрической мышечной активности. 6 , 12 В манометрическом BFT датчик манометрии и баллон, расположенные в прямой кишке и анальном канале, обеспечивают визуальное отображение активности давления по всей аноректальной области. 6 В BFT под контролем ЭМГ поверхностные электроды либо размещаются на наружном сфинктере и ягодицах, либо, что чаще, устанавливаются на внутрианальном датчике. Второй канал ЭМГ используется для регистрации электродов, приложенных к коже над прямыми мышцами живота. Двухканальная ЭМГ обеспечивает визуальное отображение электрической активности прямых мышц живота и наружных мышц анального сфинктера одновременно. 13 Домашние тренажеры используют домашний тренажер ЭМГ или кремниевый зонд, прикрепленный к портативному монитору с жидкокристаллическим дисплеем (ЖКД), который обеспечивает визуальную обратную связь с субъектами относительно их реакции сфинктера. 6 , 14

BFT требуется закрытое и тихое помещение и специализированный терапевт, который предлагает обучение и обучение биологической обратной связи. Кроме того, необходим тонкий катетер с прикрепленным к его концу баллоном для тренировки изгнания баллона, а также вспомогательное оборудование, т. е. туалет, монитор, перчатки, смазывающий гель и водонепроницаемая бумага.

Единого протокола лечения не существует, так как используется широкий спектр методов биологической обратной связи, но недостаточно данных для определения наиболее эффективного метода. 6 , 9 , 11 , 12 , 1 5 21 BFT – это, в узком смысле, тренировка мышц тазового дна, основанная на оперантном обучении. Однако в более широком смысле BFT включает в себя обучение, консультирование и тренировку диафрагмальных мышц, а также упражнения, сенсорную и координационную тренировку. Мы вводим 3 фазы BFT.

Этап 1: Оценка и обучение

Перед направлением на биологическую обратную связь пациентов обследуют с помощью функциональных тестов аноректальной и толстой кишки. Для пациентов с запорами BFT применяется в первую очередь для пациентов с DD, но не помогает пациентам только с медленным запором. 22 Поэтому важен отбор пациентов с адекватными показаниями для BFT. Терапевт проверяет анкету желудочно-кишечных симптомов, включая дневник стула, и повторно оценивает симптомы пациента. На начальном этапе оценивается дефекационное поведение пациента. Больного просят сесть на комод с манометром или датчиком ЭМГ. После этого пациента просят натужиться, как при обычной дефекации, и сжать наружный анальный сфинктер. Картина ЭМГ при попытке дефекации у больного с диссинергической дефекацией представлена ​​на рис. Терапевт следит за внешним видом пациента (например, за дыханием, позой и изменением живота), а также за давлением или электрической активностью, обеспечиваемой оборудованием биологической обратной связи. Терапевт обсуждает проблемы и решения с пациентом и готовит планы лечения.

Открыть в отдельном окне

Изменения картины электромиографии (ЭМГ) у больного с диссинергической дефекацией. (A) До и (B) после биологической обратной связи.

Обучение и консультирование должны проводиться в течение всего периода BFT. Цель BFT и основные понятия анатомии и физиологии тазового дна объясняются пациенту во время начального сеанса. Кроме того, терапевт дает советы по образу жизни (например, изменение диетических привычек и информацию о привычках кишечника) и основную информацию о расстройстве дефекации (например, причины, варианты лечения и использование лекарств). Это может привести к повышению приверженности пациентов к BFT. Терапевт играет важную роль; они должны хорошо общаться и взаимодействовать с пациентом, чтобы установить поддерживающие отношения. 16

Фаза 2: Активные упражнения

Терапия биологической обратной связи при запорах

6 , 11

BFT для DD состоит из одновременного улучшения усилия брюшного пресса с релаксацией тазового дна с помощью биологической обратной связи с последующей имитацией дефекации и/или сенсорная тренировка.

Абдоминальное толчковое усилие (тренировка диафрагмальных мышц)

Сначала корректируются осанка пациента и техника дыхания. Когда пациент сидит на унитазе, он должен слегка наклониться вперед и расставить ноги, а не держать их вместе. Затем пациента просят сделать глубокий диафрагмальный вдох, чтобы вызвать надлежащее внутрибрюшное давление для дефекации. Пациент должен повторить медленный выдох через рот, а затем сознательно расширить живот, глубоко вдыхая носом.

Ректоанальная координация

Цель этого тренинга состоит в том, чтобы произвести скоординированное дефекационное движение, состоящее из адекватного толчка живота, что отражается повышением внутриректального давления, синхронизированным с анальной релаксацией. Пациент должен сидеть на унитазе так, чтобы сенсорный датчик находился перед оборудованием BFT. Больного просят сделать попытку дефекации. Мгновенная обратная связь предоставляется пациенту в отношении изменений давления в прямой кишке/анус или брюшной полости/анус и помогает пациенту понять и быстро научиться. Изменения картины ЭМГ после BFT у пациента с диссинергической дефекацией представлены на рис. Терапевт побуждает пациента обращать внимание на модель дефекации и объясняет изменения модели, чтобы помочь пациенту понять. Обычно делается примерно 10-15 маневров. Во время повторного испытания пациенту предлагается постепенно изменять степень брюшного толчка и усилие анальной релаксации.

Тренировка симуляции дефекации

Пациент начинает осознавать координированную дефекацию через тренировку ректоанальной координации, после чего проводится тренировка симуляции дефекации. Целью данного тренинга является обучение пациента правильному опорожнению искусственного стула. Гибкую трубку с прикрепленным к ее концу наполненным водой баллоном объемом 50 мл вводят в прямую кишку в положении на левом боку. Больного просят сесть на унитаз и сделать попытку дефекации. Пациента учат расслаблять мышцы тазового дна, принимать правильную осанку и использовать соответствующие техники дыхания. Если пациент не может вытолкнуть баллон, к баллону применяется легкая тяга, чтобы дополнить усилия пациента. Маневр повторяется несколько раз, чтобы пациент научился координировать дефекацию и изгонять баллон.

Ректальная сенсорная тренировка

Сенсорная тренировка применяется у пациентов с запорами и ректальной гипочувствительностью. Целью этого тренинга является снижение порогов ректального сенсорного восприятия путем периодического надувания баллона в прямой кишке. Ректальный баллон постепенно наполняют водой и просят пациента сообщить о позывах к дефекации. Как только этот пороговый объем определен, баллон сначала надувают до объема, вызывающего позывы к дефекации. После этого для каждого последующего надувания объем баллона постепенно уменьшается примерно на 10%. В BFT под контролем манометрии пациенту предлагается наблюдать за монитором и связывать визуальный сигнал, обеспечиваемый повышением внутриректального давления, с любым возможным ректальным ощущением во время каждого надувания. Путем проб и ошибок устанавливаются новые пороги ректального восприятия.

Терапия биологической обратной связи при недержании кала 010

В центре внимания BFT для FI находятся сокращения внешнего сфинктера с мгновенной обратной связью, отдельно или синхронно. с растяжением прямой кишки и/или сенсорной тренировкой. Пациента сначала просят сократить сфинктер, а затем предоставляют информацию о степени сокращения наружного сфинктера. Чтобы правильно сокращать и расслаблять наружный анальный сфинктер, пациенту предлагается сосредоточиться на изоляции мышцы.

Силовая тренировка

Целью этой тренировки является максимальное увеличение силы анального сфинктера и улучшение скорости, продолжительности и времени произвольных сокращений наружного анального сфинктера. Пациента следует усадить на туалетный столик с сенсорным зондом и попросить медленно сокращать и расслаблять наружный анальный сфинктер. Методы биологической обратной связи предоставляют пациенту информацию о давлении или активности анального сфинктера в отношении производительности пациента. Пациенту предлагается расслабить мышцы живота, максимально сжав при этом мышцы, окружающие анальный канал. Этот маневр следует выполнять неоднократно.

Тренировка ректальной чувствительности

Целью этой тренировки является достижение нормального уровня сенсорного порога. Гибкую трубку с прикрепленным к ее концу наполненным водой баллоном объемом 50 мл вводят в прямую кишку в положении на левом боку. Оцениваются сенсорный порог, императивная чувствительность и максимально переносимый объем. Пациентов с ректальной гипочувствительностью обучают различать и реагировать на меньшие объемы ректального растяжения до тех пор, пока не будет достигнут нормальный уровень сенсорного порога. Пациентов с ректальной гиперчувствительностью обучают переносить большие объемы путем постепенного растяжения и сопротивления императивам до тех пор, пока не будет достигнут нормальный уровень ощущения императивных позывов.

Координационная тренировка

Целью этой тренировки является усиление произвольного анального сокращения в ответ на ректальное наполнение, тем самым противодействуя ректоанальному тормозному рефлексу. Это сочетается с усилением ректальной чувствительности и устойчивыми сокращениями наружного анального сфинктера для улучшения силы сфинктера. Пациента обучают распознавать меньшие объемы растяжения, а также синхронизировать и усиливать сокращения наружного сфинктера.

Этап 3: Отлучение от груди и поощрение

По мере того, как пациент начинает уверенно контролировать мышцы, связанные с дефекацией, частота BFT постепенно снижается. В протоколах BFT наблюдались значительные различия в отношении количества, частоты, интенсивности и продолжительности сеансов. BFT следует настраивать для каждого пациента в зависимости от его индивидуальных потребностей. Как правило, в нескольких рандомизированных контролируемых испытаниях проводится 1 час занятий, тренировки раз в две недели и всего от четырех до шести тренировок. 6 , 23 , 24 После завершения интенсивных тренировок периодические подкрепления через 6 недель, 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев могут принести дополнительную пользу, а также улучшить отдаленные результаты у пациентов с ДД. 6 , 24

Эффективность терапии биологической обратной связью при запорах

BFT является наиболее эффективным методом лечения ДД. 7 , 14 Показатель симптоматического улучшения варьировал от 44% до 100% в рандомизированных контролируемых исследованиях взрослых с ДД. 6 Все эти исследования пришли к выводу, что BFT превосходит контролируемые подходы к лечению, такие как диета, физические упражнения, слабительные средства, фиктивная обратная связь, 23 использование полиэтиленгликоля, 22 и плацебо или диазепам 13 в лечении больных ДД. Мета-анализ показал, что BFT более чем в три раза эффективнее, чем без BFT, но также была показана равная эффективность BFT под контролем ЭМГ по сравнению с другими приложениями. 25 BFT для DD также улучшает общие симптомы и нормализует время прохождения через толстую кишку, а также симптомы диссинергии дефекации и запоров. 13 , 22 24 , 26 Однако влияние BFT на качество жизни или психологическое состояние четко не оценивалось. 16 Было показано, что BFT обеспечивает устойчивое улучшение симптомов кишечника и аноректальной функции на срок до 2 лет. 24 , 26 , 27 Рекомендации Американской гастроэнтерологической ассоциации (AGA) и Азиатской ассоциации нейрогастроэнтерологии и моторики настоятельно рекомендуют BFT для лечения ДД. 7 , 16

Эффективность терапии биологической обратной связью при недержании кала

BFT для FI был признанным методом лечения пациентов с FI в эпоху, предшествовавшую рандомизированным контролируемым исследованиям. 28 , 29 Однако рандомизированное контролируемое исследование BFT для FI в 2003 году показало, что не было никакой разницы между различными консервативными вмешательствами и что добавление упражнений или биологической обратной связи или того и другого не улучшало результаты консервативного лечения. 30 Более того, метаанализ показал, что BFT при FI был столь же эффективен, как и без BFT. 25 Роль и правильное указание BFT в управлении FI не установлены. Тем не менее, недавнее рандомизированное контрольное исследование, в котором участвовали только те, кто не ответил на консервативное лечение, показало, что BFT дает ответ на уровне 76% и является более эффективным, чем только физические упражнения. 21 Кроме того, тренировка ректального баллона для улучшения ректальной дискриминации ощущений может помочь уменьшить FI. 18 Преимущества BFT действуют не менее 12 месяцев. 4 , 21 Руководящие принципы, выпущенные AGA, рекомендуют BFT для пациентов со слабыми сфинктерами и/или нарушением ректальной чувствительности. 31 В одном небольшом исследовании сообщалось, что BFT неэффективен при нейрогенном ФП. 32 Несколько недавних исследований показали, что комбинация электрической стимуляции с BFT превосходит только BFT. 33 , 34

Подводя итоги, несмотря на то, что доказательных данных по BFT в лечении FI все еще недостаточно, BFT для FI может быть полезен у отдельных пациентов, которые не реагируют на консервативное лечение. Кроме того, тренировка по улучшению ректальной дискриминации ощущений может быть полезной для уменьшения FI. Необходимы дальнейшие хорошо спланированные, рандомизированные, контролируемые испытания для подтверждения результатов и долгосрочного наблюдения.

BFT требует надлежащего оборудования, уединенного и тихого места и хорошо обученного терапевта. В клинической практике пациенту может быть сложно получить BFT из-за материально-технических (отсутствие возможности) или финансовых причин. Недавнее исследование показало, что только 44-48% пациентов, которым было рекомендовано BFT, действительно прошли BFT 10 из-за отсутствия страхового покрытия, удаленности от местных лечебных учреждений и наличия острых медицинских проблем. Кроме того, BFT отнимает много времени и требует повторного обучения; следовательно, готовность участвовать важна для успешного BFT. 35 Врачи и терапевты должны постоянно мотивировать пациентов посредством обучения и консультирования.

Другим ограничением является отсутствие установленного стандартного протокола для BFT. Дальнейшие исследования должны оценить наиболее эффективную тренировочную программу для каждого компонента BFT, например, обучение, советы по образу жизни, тренировку диафрагмальных мышц, упражнения, сенсорную и координационную тренировку. Также необходима оценка влияния BFT на качество жизни, психологическое состояние или экономический анализ.

BFT является признанным методом лечения ДД и полезен у пациентов с FI, которые не реагируют на консервативное лечение. Кроме того, BFT является безопасным лечением, которое может привести к устойчивому улучшению после периода активного лечения. Существует потребность в хорошо спланированном исследовании для установления стандартного протокола для BFT.

Финансовая поддержка: эта работа была поддержана Программой развития био- и медицинских технологий Национального исследовательского фонда (NRF), финансируемой правительством Кореи (MEST) (№ 2011-0019).632) и Асанский институт наук о жизни (№ 2013-261 и 2013-559).

Конфликт интересов: Нет.

1. Юнг К.В., Ян Д.Х., Мён С.Дж. Терапия биологической обратной связью. В: Рамачандран В.С., редактор. Энциклопедия человеческого поведения. 2-е изд. Том 1. Сан-Диего: Academic Press; 2012. С. 344–347. [Google Scholar]

2. Энгель Б.Т., Никооманеш П., Шустер М.М. Оперативное кондиционирование ректосфинктерных реакций при лечении недержания кала. N Engl J Med. 1974; 290:646–649. [PubMed] [Академия Google]

3. Блайенберг Г., Куйперс Х.К. Лечение синдрома спастического тазового дна с помощью биологической обратной связи. Расстройство прямой кишки. 1987; 30: 108–111. [PubMed] [Google Scholar]

4. Chiarioni G, Whitehead WE. Роль биологической обратной связи в лечении желудочно-кишечных заболеваний. Nat Clin Pract Гастроэнтерол Гепатол. 2008; 5: 371–382. [PubMed] [Google Scholar]

5. Рао С.С. Диссинергическая дефекация и терапия биологической обратной связью. Гастроэнтерол Клин Норт Ам. 2008; 37: 569–586. VIII. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Рао С.С. Терапия биологической обратной связи при запорах у взрослых. Best Pract Res Clin Gastroenterol. 2011;25:159–166. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Бхаруча А.Е., Пембертон Дж.Х., Локк Г.Р., 3-й технический обзор Американской гастроэнтерологической ассоциации по запорам. Гастроэнтерология. 2013; 144: 218–238. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Norton C. Недержание кала и терапия с биологической обратной связью. Гастроэнтерол Клин Норт Ам. 2008; 37: 587–604. VIII. [PubMed] [Академия Google]

9. Нортон С., Коди Д.Д. Биологическая обратная связь и/или упражнения для сфинктеров для лечения недержания кала у взрослых. Cochrane Database Syst Rev. 2012;7:CD002111. [PubMed] [Google Scholar]

10. Ходорковский Д., Данбар К.Б., Гирхарт С.Л., Штейн Э.М., Кларк Дж.О. Терапия биологической обратной связи при дисфункции дефекации: опыт «реальной жизни». Дж. Клин Гастроэнтерол. 2013; 47: 252–255. [PubMed] [Google Scholar]

11. Rao SS, Welcher KD, Pelsang RE. Влияние терапии биологической обратной связи на аноректальную функцию при обструктивной дефекации. Dig Dis Sci. 1997;42:2197–2205. [PubMed] [Google Scholar]

12. Хорхе Дж.М., Хабр-Гама А., Векснер С.Д. Терапия биологической обратной связи в толстой и ректальной практике. Приложение «Психофизиология биологической обратной связи». 2003; 28:47–61. [PubMed] [Google Scholar]

13. Heymen S, Scarlett Y, Jones K, Ringel Y, Drossman D, Whitehead WE. Рандомизированное контролируемое исследование показывает, что биологическая обратная связь превосходит альтернативные методы лечения пациентов с запорами типа диссинергии тазового дна. Расстройство прямой кишки. 2007; 50: 428–441. [PubMed] [Академия Google]

14. Шей Р., Кромвель Дж., Рао С.С. Медикаментозное и хирургическое лечение заболеваний тазового дна, влияющих на дефекацию. Am J Гастроэнтерол. 2012;107:1624–1633. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Park SK, Myung SJ, Jung KW, et al. Терапия биологической обратной связи у пациенток с запорами, вызванных радикальной гистерэктомией или вагинальными родами. J Гастроэнтерол Гепатол. 2013;28:1133–1140. [PubMed] [Google Scholar]

16. Gwee KA, Ghoshal UC, Gonlachanvit S, et al. Первичное лечение хронических запоров в Азии: инструмент ANMA для лечения хронических запоров. J Нейрогастроэнтерол Motil. 2013;19: 149–160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Ahn JY, Myung SJ, Jung KW, et al. Эффект биологической обратной связи при запорах по ректальным ощущениям. Кишечник Печень. 2013;7:157–162. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Bols E, Berghmans B, de Bie R, et al. Тренировка ректального баллона в качестве дополнительной терапии к тренировке мышц тазового дна у взрослых с недержанием кала: рандомизированное контролируемое исследование. Неуророл Уродин. 2012; 31: 132–138. [PubMed] [Академия Google]

19. Yang DH, Myung SJ, Jung KW, et al. Аноректальная функция и эффект биологической обратной связи у пациентов с амбулаторным заболеванием спинного мозга, страдающих запорами. Scand J Гастроэнтерол. 2010;45:1281–1288. [PubMed] [Google Scholar]

20. Shin JK, Cheon JH, Kim ES, et al. Прогностическая способность аноректальных физиологических тестов для неблагоприятных исходов после терапии биологической обратной связью при диссинергической дефекации. J Korean Med Sci. 2010;25:1060–1065. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Хеймен С., Скарлетт Ю., Джонс К., Рингел Ю., Дроссман Д., Уайтхед В.Е. Рандомизированное контролируемое исследование показывает, что биологическая обратная связь превосходит упражнения для мышц тазового дна при недержании кала. Расстройство прямой кишки. 2009; 52:1730–1737. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Chiarioni G, Whitehead WE, Pezza V, Morelli A, Bassotti G. Биологическая обратная связь превосходит слабительные при нормальных транзитных запорах из-за диссинергии тазового дна. Гастроэнтерология. 2006; 130: 657–664. [PubMed] [Академия Google]

23. Рао С.С., Ситон К., Миллер М. и др. Рандомизированное контролируемое исследование биологической обратной связи, фиктивной обратной связи и стандартной терапии диссинергической дефекации. Клин Гастроэнтерол Гепатол. 2007; 5: 331–338. [PubMed] [Google Scholar]

24. Рао С.С., Валестин Дж., Браун К.К., Циммерман Б., Шульце К. Долгосрочная эффективность терапии биологической обратной связи при диссинергической дефекации: рандомизированное контролируемое исследование. Am J Гастроэнтерол. 2010; 105: 890–896. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Enck P, Van der Voort IR, Klosterhalfen S. Терапия биологической обратной связи при недержании кала и запорах. Нейрогастроэнтерол Мотил. 2009 г.;21:1133–1141. [PubMed] [Google Scholar]

26. Chiarioni G, Salandini L, Whitehead WE. Биологическая обратная связь приносит пользу только пациентам с выходной дисфункцией, но не пациентам с изолированным запором медленного транзита. Гастроэнтерология. 2005; 129:86–97. [PubMed] [Google Scholar]

27. Lee BH, Kim N, Kang SB, et al. Долгосрочная клиническая эффективность терапии биологической обратной связью для пациентов с запорами или недержанием кала. J Нейрогастроэнтерол Motil. 2010;16:177–185. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Heymen S, Jones KR, Ringel Y, Scarlett Y, Whitehead WE. Лечение недержания кала с помощью биологической обратной связи: критический обзор. Расстройство прямой кишки. 2001; 44: 728–736. [PubMed] [Google Scholar]

29. Whitehead WE, Wald A, Norton NJ. Варианты лечения недержания кала. Расстройство прямой кишки. 2001; 44: 131–142. обсуждение 142-144. [PubMed] [Google Scholar]

30. Norton C, Chelvanayagam S, Wilson-Barnett J, Redfern S, Kamm MA. Рандомизированное контролируемое исследование биологической обратной связи при недержании кала. Гастроэнтерология. 2003; 125:1320–1329. [PubMed] [Google Scholar]

31. Рао С.С. Комитет по параметрам практики Американского колледжа гастроэнтерологии. Диагностика и лечение недержания кала. Комитет по параметрам практики Американского колледжа гастроэнтерологии. Am J Гастроэнтерол. 2004; 99: 1585–1604. [PubMed] [Google Scholar]

32. van Tets WF, Kuijpers JH, Bleijenberg G. Биологическая обратная связь неэффективна при нейрогенном недержании кала. Расстройство прямой кишки. 1996; 39: 992–994. [PubMed] [Google Scholar]

33. Schwandner T, Hemmelmann C, Heimerl T, et al. Трехцелевое лечение по сравнению с низкочастотной электростимуляцией при анальном недержании мочи: рандомизированное контролируемое исследование. Dtsch Arztebl Int. 2011; 108: 653–660. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Vonthein R, Heimerl T, Schwandner T, Ziegler A. Электрическая стимуляция и биологическая обратная связь для лечения недержания кала: систематический обзор. Int J Colorectal Dis. Впервые в сети: 31 июля 2013 г. 10.1007/s00384-013-1739-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Шим Л.С., Джонс М., Протт Г.М., Моррис Л.И., Келлоу Дж.Е., Малкольм А. Предикторы исхода аноректальной терапии с биологической обратной связью у пациентов с запорами. Алимент Фармакол Тер. 2011;33:1245–1251. [PubMed] [Академия Google]

15 упражнений на растяжку запястий и кистей для развития силы и подвижности

15 упражнений на растяжку запястий и кистей для развития силы и подвижности

  • Заболевания
    • Заболевания
      • Болезнь Альцгеймера и деменция
      • Тревога
      • Аст Ма и аллергии
      • Атопический дерматит
      • Рак молочной железы
      • Рак
      • Здоровье сердечно-сосудистой системы
      • COVID-19
      • Диабет
      • Окружающая среда и устойчивость
      • Физические упражнения и фитнес
      • Здоровье глаз
      • Головная боль и мигрень
      • Справедливость в отношении здоровья
      • ВИЧ и СПИД
      • Биология человека
      • Лейкемия
      • LGBTQIA+
      • Мужское здоровье
      • Психическое здоровье
      • Рассеянный склероз (РС)
      • Питание
      • Болезнь Паркинсона
      • Псориаз
      • Псориатический артрит
      • Сексуальное здоровье
      • Язвенный колит
      • Женское здоровье
  • Продукты для здоровья
    • Товары для здоровья
      • Питание и фитнес
      • Витамины и добавки
      • CBD
      • Сон
      • Психическое здоровье
      • Домашнее тестирование
      • Мужское здоровье
      • Женское здоровье
  • Узнать
    • Новости
      • Последние новости
    • Оригинальная серия
      • Медицинские мифы
      • Честное питание
      • Моими глазами
      • Новое нормальное здоровье
    • Подкасты
      • Подходит ли кетогенная диета при аутоиммунных заболеваниях?
      • Может ли диета облегчить симптомы депрессии?
      • Основные исследования 2022 года
      • Как Виагра стала новым «инструментом» для молодых мужчин
      • Что заставляет рак груди возвращаться?
      • Как понять хроническую боль
  • Инструменты
    • Общее здравоохранение
      • Лекарства от А до Я
      • Health Hubs
    • Health Tools
      • Калькуляторы и таблицы ИМТ
      • Таблица артериального давления: диапазоны и рекомендации
      • Рак молочной железы: руководство по самообследованию
      • Калькулятор сна
    • Тесты
      • Мифы и факты о РА
      • Диабет 2 типа : Управление уровнем сахара в крови
      • Боль при анкилозирующем спондилите: правда или вымысел
  • Подключиться
    • О медицинских новостях сегодня
      • Кто мы
      • Наш редакционный процесс
      • Целостность контента
      • Осознанный язык
    • Информационные бюллетени
      • Регистрация
    • Следуйте за нами

    9 0383

Медицинский осмотр Грегори Минниса, DPT, физическая терапия — Адриенн Стинсон, 19 февраля, 2019

Боль в запястье может быть неприятной и неприятной. Это также может затруднить работу или основные повседневные действия, такие как использование компьютера или приготовление пищи.

Упражнения улучшают подвижность и снижают вероятность травм или повторных травм. Растяжку запястья легко делать дома или в офисе. При правильном выполнении они могут принести пользу общему здоровью запястий и рук человека.

Любой, кто испытывает хроническую боль или боль с онемением, должен обратиться к врачу для тщательной диагностики.

Следующие упражнения на растяжку могут помочь улучшить силу и подвижность:

Человек должен выполнять приведенные ниже упражнения медленно и аккуратно, уделяя особое внимание растяжке и укреплению. Если растяжка причиняет боль, остановитесь.

Следующие растяжки запястий и кистей могут улучшить силу и подвижность:

1. Растяжка с поднятым кулаком

Чтобы сделать эту растяжку:

  1. Начните с поднятой руки над головой, ладонь раскрыта.
  2. Сожмите кулак, удерживая большой палец снаружи.
  3. Проведите пальцами по направлению к запястью, пока не почувствуете растяжение.

2. Вращения запястья

Чтобы сделать эту растяжку:

  1. Вытяните руку перед собой.
  2. Медленно направляйте пальцы вниз, пока не почувствуете растяжение. Другой рукой осторожно потяните поднятую руку к телу. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд.
  3. Направьте пальцы к потолку, пока не почувствуете растяжение. Другой рукой осторожно потяните поднятую руку к телу. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд.
  4. Повторите это три раза.

3. Поза для молитвы

Чтобы сделать эту растяжку:

  1. Сядьте, ладони вместе и локти на столе в молитвенной позе.
  2. Опустите стороны рук к столу, пока не почувствуете растяжение. Держите ладони вместе. Задержитесь в этом положении на 5–7 секунд.
  3. Расслабься.
  4. Повторите это три раза.

4. Растяжка с крюком

Для выполнения этой растяжки:

  1. Зацепите один локоть за другой и потяните обе руки к центру туловища. Вы должны почувствовать растяжение в плечах.
  2. Обхватите одну руку другой так, чтобы ладони соприкасались.
  3. Удерживать положение 25 секунд.
  4. Поменяйте руки и повторите то же самое с другой стороны.

5. Растяжка пальцев

Чтобы сделать эту растяжку:

  1. Соедините мизинец и безымянный палец.
  2. Отделите средний и указательный пальцы от безымянного.
  3. Повторите растяжку 10 раз.

6. Разжимание кулака

Для выполнения этой растяжки:

  1. Сожмите кулак и держите его перед собой.
  2. Растяните пальцы, пока ваша ладонь не станет плоской и раскрытой, пальцы вместе.
  3. Повторить движения 10 раз.

7. Сожмите губку

Для выполнения этой растяжки:

  1. Сожмите губку или шарик для снятия стресса, сжав кулак.
  2. Задержитесь в этом положении на 10 секунд.
  3. Расслабься.
  4. Повторите это 10 раз.

8. Движение запястья стеклоочистителя

Чтобы выполнить эту растяжку:

  1. Поставьте руку на стол лицевой стороной вниз.
  2. Аккуратно отведите руку в сторону до упора, не двигая запястьем. Задержите его там на 3–5 секунд.
  3. Проделайте то же самое с другой стороны.
  4. Повторите движение три раза в каждую сторону.

9. Потяните за большой палец

Чтобы выполнить растяжку:

  1. Возьмитесь за большой палец другой руки.
  2. Осторожно потяните большой палец назад, от руки.
  3. Удерживайте растяжку в течение 25 секунд.
  4. Повторите это на другом большом пальце.

14. Попеременное растяжение пальцев

Чтобы сделать это растяжение:

  1. Соедините средний и безымянный пальцы.
  2. Отделить от них мизинец и указательный палец.
  3. Повторите растяжку 10 раз.

15. Усилитель для запястий

Для выполнения этой растяжки:

  1. Встаньте на руки и колени так, чтобы пальцы были направлены к телу.
  2. Медленно наклонитесь вперед, держа локти прямыми.
  3. Задержитесь в этом положении на 20 секунд.
  4. Расслабьтесь, затем повторите растяжку.

Работа за компьютером, письмо и ручная работа создают нагрузку на руки и запястья и со временем могут вызвать проблемы, такие как тендинит и синдром запястного канала.

Частые перерывы и разминка до и во время использования рук и запястий могут помочь предотвратить напряжение. Постепенное улучшение гибкости и силы может помочь людям избежать травм запястий и кистей.

Последнее медицинское рассмотрение 19 февраля 2019 г. из рецензируемых исследований, научно-исследовательские институты, а также медицинские журналы и ассоциации. Мы избегаем использования третичных ссылок. Мы связываем первоисточники, включая исследования, научные ссылки и статистику, в каждой статье, а также перечисляем их в разделе ресурсов внизу наших статей. Вы можете узнать больше о том, как мы обеспечиваем точность и актуальность нашего контента, прочитав нашу редакционную политику.

  • Упражнения для рук и запястий. (н.д).
    https://protect.iu.edu/environmental-health/occupational-health/ergo-program/exercises/handwrist.html
  • Siegfried, D.R. (n.d). Облегчение синдрома запястного канала.
    https://www.arthritis.org/living-with-arthritis/life-stages/work/carpal-tunnel-relief.php
  • Растяжка — на рабочем месте. (2014).
    https://www.ccohs.ca/oshanswers/ergonomics/office/stretching.html
  • Профилактика травм запястья. (н.д).
    https://ergo-plus.com/wp-content/uploads/WA-Handout-Wrist-Injury-Prevention.pdf

Поделиться этой статьей Stinson, 19 февраля 2019 г.

Связанное покрытие

  • Упражнения при пателлофеморальном болевом синдроме

    PS) является частой причиной болей в коленях. Люди могут использовать упражнения на растяжку, подвижность и силовые упражнения для улучшения симптомов…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Что надеть для физиотерапии

    Медицинское заключение Грегори Минниса, DPT

    При посещении физиотерапии люди могут носить свободную одежду, обнажающую поврежденную область.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *