Разное

Для чего нужны обряды: Обряд — православная энциклопедия «Азбука веры»

Обряд — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Зачем нужны обряды? В. Легойда
  • Не засло­няют ли обряды чув­ство Бога в душе?
  • Цер­ков­ные обряды: виды и зна­че­ние
  • Зачем так много у нас обря­дов? прот. П. Лева­шев
  • Храм, Обряды, Бого­слу­же­ния Спра­воч­ник
  • Тра­ди­ция. Догмат. Обряд диакон Андрей
  • Куда девать коче­рыжку или кое-что об обря­дах cвящ. Вадим Семчук
  • Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви прот. Ген­на­дий Нефё­дов
  • Визан­тий­ский цер­ков­ный обряд. Крат­кий очерк Роберт Тафт
  • Изъ­яс­не­ние обря­дов Боже­ствен­ной Литур­гии прав. Нико­лай Кава­сила
  • Зачем в Церкви так много чинов и обря­дов? свт. Феофан Затвор­ник
  • Исто­ри­че­ское объ­яс­не­ние обря­дов литур­гии А.П. Голуб­цов
  • Об отмене клятв на старые обряды

Обря́д – внеш­няя форма бого­слу­же­ния и бого­по­чи­та­ния; свя­щен­но­дей­ствие, совер­ша­е­мое по опре­де­лен­ному чину, т. е. порядку, име­ю­щее опре­де­лен­ное внут­рен­нее духовно-сим­во­ли­че­ское содер­жа­ние.

Обряды также явля­ются внеш­ними зна­ками совер­ше­ния Цер­ков­ных Таинств.

Цер­ков­ные обряды, необ­хо­димы для чело­века, так как чело­ве­че­ская при­рода нуж­да­ется в види­мых сим­во­ли­че­ских дей­ствиях, помо­га­ю­щих почув­ство­вать дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати.

«В жизни чело­века все состоит из обря­дов. Есть обряд уха­жи­ва­ния за девуш­кой. Есть обряд дело­вой встречи, есть обряд защиты диплом­ного про­екта. Тем более в рели­ги­оз­ной обла­сти есть обряды.
Обряд – это способ приёма дара. Чело­век даёт обо­лочку (“обря­жает”), а Бог вла­гает в неё иско­мое содер­жа­ние, Свой дар – Себя.
В этом уни­каль­ность Хри­сти­ан­ства: другие рели­гии мира гово­рят о том, какие жертвы люди должны при­но­сить богам, и лишь Еван­ге­лие гово­рит о том, какую жертву Бог принёс людям. Поскольку Жертва Христа есть жертва Крови Его – то и хри­сти­а­ни­ном нельзя быть вне при­ча­стия таин­ству Его Крови, то есть – вне Литур­гии. В Еван­ге­лия вполне ясно утвер­жда­ется, что ини­ци­а­тиву спа­се­ния (а не просто нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния) людей Бог берёт в Свои руки».
диакон Андрей

«Хри­сти­ан­ство в высшей сте­пени духовно, ибо бла­го­датно; но не неви­димо. И хри­сти­ане истин­ные в высшей сте­пени духовны, ибо непре­менно обла­го­дат­ство­ваны; но не бес­плотны. Почему, при всей духов­но­сти – наи­выс­шей, они не могут не дей­ство­вать телесно не только в отно­ше­нии к людям, но и в отно­ше­нии к Богу, – в самых духов­ней­ших дви­же­ниях сердец своих. Отсюда сле­дует, что, смотря на види­мое, чем выра­жа­ется хри­сти­ан­ская жизнь в Церкви и хри­сти­а­нах, неспра­вед­ливо все в них и огра­ни­чи­вать сею одною види­мо­стию. Не спра­вед­ли­вее ли, напро­тив, под этим види­мым про­ви­деть неви­ди­мое и духов­ное, как в слове мы ося­за­тельно встре­чаем сокры­тую мысль. […]
Возь­мем про­стое дело – писа­ние письма. Тут перо нужно, чер­нила нужны, бумага нужна; нужно тебе и своим поло­же­нием при­спо­со­биться к писа­нию. Но все это внеш­няя обста­новка, – такая, что без нее не напи­шешь письма; но и когда она есть, нельзя ска­зать, что письмо пишется или напи­шется. Письмо в уме и сердце обра­зу­ется. Когда потом оно обыч­ным поряд­ком выра­зится на бумаге, совер­шится пись­мо­пи­са­ние и явится письмо. Заро­див­ше­еся в душе вызвало соот­вет­ствен­ное дей­ство­ва­ние телом, – и яви­лось дело совер­шен­ное. Таково и всякое свя­щен­но­слу­же­ние и молит­во­сло­вие. Воз­буж­да­ется в духе потреб­ность и жела­ние воз­не­стись к Богу с про­ше­нием или бла­го­да­ре­нием. Это вызы­вает извест­ное молит­вен­ное дей­ство­ва­ние телом, кото­рое, быв совер­шено, являет дело молитвы, или молитву совер­шен­ную – в коей внут­рен­нее и духов­ное соче­тано с внеш­ним и телес­ным. Смотря на пишу­щего письмо, ты не дума­ешь, что во внеш­нем поло­же­нии пишу­щего и в порядке его дей­ство­ва­ния все дело пись­мо­пи­са­ния. Не думай и не говори того же и о молитве и слу­же­нии Богу, видимо телом совер­ша­е­мых».
свт. Феофан Затвор­ник

Размер шрифта:
A-
15
A+

Цветовая схема:

Цвета

Цвет фона:

Цвет текста:

Цвет ссылок:

Цвет акцентов

Цвет полей

Фон подложек

Заголовки:
Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Текст:
Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

Зачем нужны сложные церковные обряды, не проще ли обойтись простой сердечной верой?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Простая сердечная вера и существование церковных обрядов не противоречат друг другу, но, напротив, друг друга дополняют. Для начал давайте разберемся, что такое обряд? Само это слово имеет славянские корни и означает наряд или одежду. То есть обряд — это внешнее выражение веры человека, то, что делает эту веру видимой и ощутимой, обряжает ее для манифестации вовне. Обряд — это и средство религиозной идентификации: вы наверняка почувствуете различия между обрядами христианских церквей и религиозными церемониями в исламе или индуизме. Наконец, обряд — это аккумулятор духовного и культурно-исторического наследия той или иной религиозной традиции.

Из Евангелия мы видим, что Господь Иисус Христос также участвовал в обрядах ветхозаветной религии: Он как и все остальные люди, приходившие на Иордан, принимает крещение от Иоанна Предтечи. Многие творимые Господом чудеса сопровождаются определенными действиями: Он делает слепому глаза из придорожной пыли, благословляет хлеба и рыбу, которые затем чудесным образом умножаются, повелевает расслабленному взять подстилку и идти. Во время Тайной вечери Спаситель устанавливает Таинство Евхаристии, возглавляя ветхозаветную пасхальную трапезу, порядок совершения которой был детально прописан в иудейской традиции. Своим ученикам Иисус Христос также завещает совершение конкретных действий, которые призваны свидетельствовать об их вере. По примеру своего Учителя, апостолы также крестят в воде обращающихся в христианство, служат Евхаристию, благословляют, низводят благодать Святого Духа через возложение рук на епископов и священников.

Эти священные церемонии продолжили свою жизнь и дальше, в истории Церкви. Со временем выработался определенный порядок их совершения — собственно обряды. Они только на первый взгляд кажутся сложными и непонятными, как в общем-то все, с чем мы сталкиваемся в первый раз. Чтобы прочитать книгу, надо сначала научиться читать. Чтобы понять, как работает тот, или иной прибор, нужно вначале посмотреть инструкцию. Чтобы разобраться в содержании богослужения, неплохо было бы ознакомиться с основами церковно-славянского языка и чаще посещать церковь. Так же и обряды — под внешними действиями бьется не только живая вера человека в Бога, но высокое богословие, красота, богатство и конкретные обстоятельства церковной истории, для понимания которых нужно немного потрудиться. Например, обрядовая сторона таинства венчания передает не только учение Церкви о браке, но и полную драматизма историю брачных отношений в Византийской империи, а чаша вина, которую совместно выпивают жених и невеста напоминает нам о главном таинстве Церкви — Святой Евхаристии.

Фото Наталии Стеценко

Парадоксально, но часто люди, выступающие против церковных обрядов, сами окружают те, или иные церковные праздники бессмысленными действиями, поверьями и запретами. Отсюда часто возникают довольно странные вопросы — можно ли посещать кладбище в православные праздники, или косить траву до Троицы. Много суеверий и странных представлений, не имеющих отношения к духовной жизни, связано с использованием крещенской воды.

Обрядов не нужно бояться — обряды сопровождают любые важные события в жизни людей. У всех народов свадьба, похороны или рождение ребенка связаны с теми или иными обрядами. Обряд — это язык, на котором мы говорим друг с другом о самом важном. Нельзя выразить словами то, что может сказать простой поцелуй или рукопожатие. Неудивительно, что Церковь прибегает к этому языку в общении с Богом. Кроме того, обряд объективирует духовную жизнь. Субъективное внутреннее переживание получает в церковных Таинствах запечатление в объективном, внешнем знаке, который, как верует Церковь, есть свидетельство совершившегося действия Божия.

Ритуал | Британика

Зигмунд Фрейд

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Гамалиэль II
Коу Цяньчжи
Ту Куанг-тин
Похожие темы:
жертва
обряд очищения
обряд посвящения
причастие
освящение

Посмотреть весь связанный контент →

ритуал , совершение церемониальных действий, предписанных традицией или священническим указом. Ритуал — это специфический, наблюдаемый способ поведения, демонстрируемый всеми известными обществами. Таким образом, можно рассматривать ритуал как способ определения или описания людей.

Характер и значение

Человеческие существа иногда описываются или определяются как в основном рациональные, экономические, политические или играющие виды. Однако их можно также рассматривать как ритуальных существ, демонстрирующих поразительную параллель между своим ритуальным и вербальным поведением. Точно так же, как язык — это система символов, основанная на произвольных правилах, ритуал можно рассматривать как систему символических действий, основанную на произвольных правилах.

Замысловатые, но сложные отношения между ритуалом и языком можно увидеть в истории различных попыток объяснить ритуальное поведение. В большинстве объяснений язык становится необходимым фактором теории природы ритуала, а специфической формой языка, связанной с объяснениями ритуала, является язык мифа. И миф, и ритуал остаются основополагающими для любого анализа религий.

Преобладают три основных подхода к теории о природе и происхождении ритуала.

Подход к источнику

Самый ранний подход был попыткой объяснить ритуал, как и религию, посредством теории, связанной с историческим происхождением. В большинстве случаев эта теория также предполагала эволюционную гипотезу, объясняющую развитие ритуального поведения на протяжении истории. Основная предпосылка или закон этого подхода заключается в том, что онтогенез (развитие отдельного организма) повторяет филогенез (эволюцию родственной группы организмов), точно так же, как человеческий эмбрион повторяет этапы истории человеческой эволюции в утробе матери — например, жаберная стадия. Решение проблемы объяснения очевидно универсального масштаба ритуала зависело от успеха в обнаружении древнейших культур и культов. Ученые считали, что если бы им удалось обнаружить это происхождение, они смогли бы объяснить современные человеческие ритуалы.

Решений в этом подходе почти столько же, сколько авторов. В поисках происхождения ритуала исследования обратились от хорошо известных письменных культур к тем, которые казались менее сложными и дописьменными. Использование терминов «примитивная религия» и «примитивные культуры» исходит из этого подхода при поиске ответа на значение ритуала, мифа и религии. Были выделены различные культуры и ритуалы, жертвоприношение людей или животных стало одной из главных тем для размышлений, хотя точная мотивация или причина жертвоприношения оспаривалась среди ведущих авторов теории. Для У. Робертсона Смита, британского библеиста, впервые опубликовавшего свою теорию в девятом издании Encyclopædia Britannica (1875–1889), жертвоприношение было мотивировано стремлением к общению между членами примитивной группы и их богом. Таким образом, считалось, что происхождение ритуала находится в тотемных (животно-символических кланах) культах; Таким образом, многие авторы считали тотемизм самой ранней стадией религии и ритуала. Однако различные стадии ритуального развития и эволюции никогда не были согласованы. Учитывая эту гипотезу происхождения, ритуалы очищения, дарения подарков, пиакулярных (искупительных) обрядов и поклонения рассматривались как развитие или вторичные этапы первоначального жертвоприношения. Христианская Евхаристия (Святое Причастие), наряду с современными пиршествами и застольным этикетом, объяснялась как поздние разработки или черты, берущие свое начало и значение в тотемическом жертвоприношении.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Влияние теории Робертсона-Смита на происхождение ритуала можно увидеть в работах британского антрополога сэра Джеймса Фрэзера, французского социолога Эмиля Дюркгейма и Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Хотя они не были полностью согласны со Смитом, жертвоприношения и тотемизм оставались главными проблемами в их поисках происхождения религии. Для Фрейзера поиски привели к магии, стадии, предшествующей религии. И Смит, и Фрейзер привели Дюркгейма к поиску происхождения ритуала и религии в тотемизме, примером которого является Австралия. Дюркгейм считал, что в тотемизме ученые найдут первоначальную форму ритуала и разделения опыта на сакральное и профанное. Они считали, что ритуальное поведение влечет за собой отношение, связанное со священным; а священные действия и вещи, следовательно, являются не чем иным, как символическими представлениями общества. В своей последней крупной работе Моисей и монотеизм , Фрейд также оставался убежденным, что происхождение религии и ритуала следует искать в жертвоприношении.

Сила ритуалов в жизни, смерти и бизнесе

Во всем мире люди, страдающие от боли, обращаются к ритуалам перед лицом утраты, даже если это смерть любимого человека (например, облачение в черное) , конец отношений (сожжение старых любовных писем) или сокрушительное поражение в бейсбольном матче Малой лиги (вежливое рукопожатие с победившей командой). Но в чем смысл?

Ученый-бихевиорист Майкл И. Нортон заинтересовался траурными ритуалами после прочтения книги президента Гарвардского университета Дрю Гилпина Фауста « Эта республика страданий », в которой подробно описываются способы, которыми родители, супруги, дети и друзья справились с массовыми потерями солдат во время Американская гражданская война. Это заставило его задуматься о том, были ли ритуалы просто традиционной частью процесса скорби или они действительно облегчали горе.

«Во всех культурах и на протяжении всей истории мы видим, что люди, выполняющие ритуалы, сообщают о том, что чувствуют себя лучше», — говорит Нортон, доцент кафедры маркетинга Гарвардской школы бизнеса. «Но мы не знали, вызвал ли ритуал исцеление».

«В каждой культуре и на протяжении всей истории мы видим, что люди, выполняющие ритуалы, сообщают о том, что чувствуют себя лучше». , даже среди людей, которые по своей природе не верят в эффективность ритуалов. Дальнейшие эксперименты показали, что ритуальное поведение также улучшает опыт потребления пищи, включая такую ​​обыденную пищу, как морковь. Будущие эксперименты выяснят, влияют ли ритуалы на продуктивность и моральный дух в рабочее место

Чувство контроля

Нортон и Джино объединились, чтобы провести серию экспериментов с горем, которые они описали в статье «Ритуалы облегчают горе для близких, любовников и лотерей», которая будет опубликована в Journal of Experimental Psychology: Общий .

В ходе одного эксперимента исследователи решили определить, приводят ли ритуалы к усилению чувства контроля и помогает ли это чувство контроля облегчить горе. С этой целью они попросили 247 человек (набранных с торговой площадки Amazon. com Mechanical Turk) написать либо о смерти любимого человека, либо о разрыве отношений. Некоторых участников попросили включить описание ритуала, который они проводили после потери; других не было.

Нортон и Джино были удивлены, обнаружив, что большинство описанных ритуалов не были ни религиозными, ни общинными. Скорее, они были личными, частными и иногда злыми, но контролируемым образом. «Мы наблюдали несколько удивительных ритуалов, — говорит он. «Одна женщина писала о том, как собрала все фотографии ее и ее бывшего парня, отнесла их в парк, где они познакомились, и порвала их — она всегда говорила: «Даже те, на которых я хорошо выгляжу», что мне очень нравилось. .»

После письменного упражнения все участники заполнили анкету, используя пронумерованную шкалу, чтобы вспомнить, насколько они потеряли контроль после потери, а также насколько они все еще горевали о человеке. Те, кто описывал личный ритуал, также сообщали о том, что после письменного упражнения они чувствовали себя лучше и чувствовали себя менее огорченными, что указывает на силу всего лишь 9 действий. 0037 отражает ритуальное поведение .

Вызывание горя ради науки

Чтобы выяснить, можно ли утолить горе, выполняя кажущиеся бессмысленными ритуалы, разработанные кем-то другим, Нортон и Джино провели лабораторное исследование, в ходе которого они вызвали вызывающую горе потерю и назначили ритуал что они составили.

Эксперимент, однако, не включал в себя провоцирование потери близкого человека, иронично замечает Нортон. «Как оказалось, мы не могли случайным образом назначать людей для расставания со своими близкими», — говорит он. Скорее, чтобы вызвать мгновенное горе, исследователи провели серию сеансов, на которых 9до 15 участников студенческого возраста узнали, что один из них, выбранный наугад, получит 200 долларов — значительная непредвиденная сумма для среднего студента. В каждой сессии победитель забирал деньги и выходил из комнаты. И точно так же остальные участники остались с внезапным чувством потери.

Нажмите, чтобы посмотреть.

Затем исследователи разделили только что разочаровавшихся участников на две группы: Группа «ритуального» состояния выполняла ряд ритуальных заданий, включая рисование картины о своем текущем состоянии ума, посыпание рисунка солью, разрывание рисунка и молчание. считая до 10. В «неритуальном» состоянии участники только рисовали. После эксперимента ритуальная группа сообщила, что чувствует себя более уверенно и менее расстроена из-за 200 долларов, чем неритуальная группа.

Важно отметить, что исследователи обнаружили, что ритуалы имели положительный эффект независимо от того, придерживались ли участники предвзятых представлений о ритуальном поведении. «Это был важный вопрос для нас, — говорит Нортон. «Мы думали, что люди, которые обычно используют ритуалы, могут получить пользу. Но эти результаты показывают, что независимо от вашей веры, если мы побуждаем вас выполнять ритуалы, вы чувствуете себя лучше».

Ритуалы увеличивают потребление

Так же, как существует множество траурных ритуалов по всему миру, так же существует бесчисленное множество ритуалов, связанных с пиршеством, от культурных (японская чайная церемония) до личных причудливых (сначала съесть все зеленые M&Ms) . «Учитывая, что существует так много ритуалов, связанных с едой, мы решили выяснить, могут ли ритуалы сделать еду вкуснее», — говорит Нортон.

«Похоже, ритуалы при потреблении работают, потому что они усиливают вашу вовлеченность в процесс».

В ходе серии экспериментов, проведенных совместно с профессором маркетинга Миннесотского университета Кэтлин Д. Вос и докторантом Яджином Ваном, Нортон и Джино обнаружили, что ритуалы действительно способны сделать пищу вкуснее и ценнее. Результаты их исследований представлены в статье «Ритуалы увеличивают потребление», которая будет опубликована в Psychological Science .

«Мы намеренно сделали ритуалы глупыми», — говорит Нортон. «С такими ритуалами, как дегустация вин и дегустационное меню, часть удовольствия связана с зрелищем и отличным обслуживанием. Мы хотели убрать эти факторы и сосредоточиться на самих ритуалах».

В одном эксперименте участников попросили съесть плитку шоколада. Половина выполнила назначенный ритуал, разломив и развернув батончик определенным образом, прежде чем съесть его. Другая половина просто бесцеремонно съела батончик. В среднем те, кто участвовал в ритуальной группе, сообщали, что конфеты были более приятными и ароматными, чем в неритуальной группе.

Последующий эксперимент показал, что участники ритуального опыта на самом деле думали, что плитка шоколада стоит больше денег, чем участники неритуальной группы, что продемонстрировало потенциал розничного маркетинга для ритуалов, связанных с едой. Компания Hershey, например, извлекла выгоду из силы личных пищевых ритуалов в своей рекламной кампании 1990-х годов для чашек Reese’s с арахисовым маслом: «Нет неправильного способа съесть Reese’s». Nabisco использовала аналогичную тактику в рекламе печенья Oreo.

Нажмите, чтобы посмотреть.

Чтобы увидеть, смогут ли они добиться такого же эффекта с чем-то менее захватывающим, но более питательным, чем плитка шоколада, исследователи повторили эксперимент с наименее захватывающим продуктом, который они могли себе представить: морковью.

Конечно же, участники, которые выполнили серию жестов, прежде чем съесть морковь, сообщили о большем удовольствии, чем те, кто только что съел их. (Нортон отмечает, что родители использовали эту технику с незапамятных времен, ритуально представляя, что ложка горохового пюре — это, скажем, «самолет, заходящий на посадку», чтобы сделать его более привлекательным для детей.)

Другой эксперимент показал, что соблюдение ритуала не так сильно, как выполнение ритуала. Участники, которые ритуально готовили стакан сухого лимонада (30 секунд перемешивали, 30 секунд ждали и т. д.), наслаждались его употреблением гораздо больше, чем те, кто просто наблюдал, как кто-то другой готовит лимонад.

«В случае горя ритуал приводит к ощущению контроля, — говорит Нортон. «При потреблении ритуалы, кажется, работают, потому что они увеличивают вашу вовлеченность в опыт».

Моральный дух сотрудников и их продуктивность

Позже в этом году исследователи планируют изучить, как ритуалы влияют на продуктивность и моральный дух сотрудников на рабочем месте. Нортон считает, что их выводы могут быть применимы к корпоративной конкуренции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *