Дети рас: Диагноз: расстройство аутистического спектра (РАС)
Диагноз: расстройство аутистического спектра (РАС)
18.08.2022 18.08.2022 здоровье
Расстройство аутистического спектра (РАС) – врожденное заболевание, проявляющееся в нарушении социальной коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченных и повторяющихся типах поведения. Этот диагноз вызывает тревогу у многих родителей.
Cтоит сразу отметить, что при своевременном обращении к качественному специалисту можно предотвратить развитие осложнений и значительно облегчить жизнь себе и малышу. В Lahta Clinic врачи практикуют индивидуальный подход к каждому ребенку и, что важно — заботятся о ментальном здоровье родителей.
По данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации выявляемость детского аутизма в России выросла в 2.5 раза за последние 5 лет. В 2021 году количество детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра достигло отметки в 36 тысяч, причем преимущественно с заболеванием сталкиваются мальчики. Важно отметить, что увеличение числа диагнозов связано с развитием методов диагностики и улучшением качества скрининга, а не с реальным увеличением распространенности заболевания.
Как можно понять, из названия, заболевание имеет широкий спектр и может варьироваться по степени тяжести от легко выраженных до крайне выраженных симптомов. К сожалению, эффективного лечения РАС на данный момент не зарегистрировано, однако существуют различные методики поведенческой коррекции, показавшие высокий результат, и способные улучшить качество жизни как самого ребенка, так и его семьи.
Большинство родителей детей с РАС испытывают повышенную тревожность, чувство вины или беспомощности после постановки диагноза, поэтому очень важно оказывать поддержку не только ребенку, но и родителям.
Мы подготовили несколько рекомендаций, которые могут помочь легче справляться с трудностями, поддерживать себя и своего ребенка:
- Отмечайте сильные стороны своего ребенка. Помните, что в первую очередь у него есть личность, а уже потом диагноз
- Не теряйте надежды. Исследования аутизма прогрессируют каждый день, открывая больше возможностей для помощи детям с РАС
- Помните о поддержке со стороны окружающих. Найдите людей, столкнувшихся с подобной проблемой или просто близких, которым можете доверять. Не стесняйтесь обращаться в фонды и различные организации, оказывающие поддержку детям и родителям
- Соблюдайте презумпцию компетентности — принцип, согласно которому считается, что ребенок с заболеванием «может» что-то сделать, вместо того чтобы по умолчанию считать, что он этого не может
- Игнорируйте критически и негативно настроенных людей
- Опирайтесь на надежные проверенные источники информации. Аутизм опутан многочисленными мифами и теориями, не имеющими научного обоснования, поэтому важно найти качественный ресурс или специалиста, которому можно доверять
- Отдыхайте. Крайне важно не только работать с ребенком над поведением, но и просто приятно проводить вместе время. Найдите занятие, которое нравится вам и вашему малышу, уделяйте ему внимание просто так
- Поощрение. Ставьте перед ребенком небольшие цели и задачи, которые ему под силу. Обязательно обозначьте вознаграждение и не забудьте его исполнить по достижению цели
- Позаботьтесь о себе. Очень важно не концентрировать все внимание на ребенке, а помнить о себе и своем партнере. Выделяйте время друг для друга и прислушивайтесь к своим пожеланиям и потребностям
- Поддерживайте и развивайте интересы ребенка. Если у него появилось увлечение, совершенствуйте навыки и опыт в этой сфере
- Выстраивайте разумные границы поведения. Ребенок чувствует себя более безопасно, если находится в определенных рамках. Соблюдайте спокойствие, не кричите и не наказывайте. Старайтесь переключать внимание ребенка с проблемы на что-то другое
- Не сдавайтесь!
Самое главное — не бойтесь обращаться к врачу. Стигматизация и отрицание заболевания заведомо обречены на провал. Чем раньше ребенку и родителю будет оказана помощь, тем выше шансы на успешную адаптацию и социализацию.
В Lahta Clinic в СПб доступны консультации детских психологов, психиатров и психотерапевтов. Также мы всегда готовы оказать помощь и поддержку родителям детей с РАС. Все специалисты имеют большой опыт, соблюдают правила этики, обладают высоким профессионализмом и работают исключительно по принципам доказательной медицины.
Как заподозрить расстройство аутичного спектра?
На первом году жизни контролировать развитие ребенка не сложно. Внимательный педиатр будет строго следить за появлением новых навыков у ребенка. Да и навыков пока немного — улыбнулся, залепетал, тянется к игрушке, радуется появлению мамы.
После года с развитием ребенка все становится сложнее. Все чаще звучит прекрасная фраза — «все дети разные» — и это сущая правда. Диапазон появления новых навыков, речи, поведенческих реакций — все становится очень вариабельным. И тут важно остановиться на развитии одного очень важного навыка, который часто упускается из вида — это навык коммуникации. А нарушение развития этого навыка называется РАС — расстройство аутичного спектра.
Все мамы знают про РАС. Все читали в интернете. Но большинство родителей выносят из этих статей лишь стандартный набор признаков — отсутствие зрительного контакта, выстраивание предметов в ряды, необщительность на детской площадке и пр.
Но все не совсем так, и дети с РАС могут прекрасно смотреть в глаза, тянуться к другим детям и ничего в ряды не выстраивать. Они даже говорить могут начать вовремя. Но они другие. Их поведение отличается. Они живут как бы сами по себе, «на своей волне». И свести это к перечню симптомов просто нереально. Но все-таки можно описать некоторые вещи, которые помогут понять суть происходящего, а также мелкие признаки, позволяющие насторожиться.
Самая яркая, бросающаяся в глаза особенность таких детей — это отсутствие интереса к другим людям. Здоровый ребенок, заходя в комнату, в первую очередь обращает внимание на находящихся там людей, а потом на предметы. Люди, взаимодействие с ними — основной центр, фокус интереса ребенка, как позитивного, так и может быть негативного (со страхом смотрит на врача, прячется за маму). Ребенок с РАС будто не замечает людей, иногда даже близких, он пройдет мимо и начнет играть в игрушки, не обращая внимания даже на опасного доктора в белом халате, на прямое обращение к нему. Общение часто сводится к использованию людей для достижения своих целей (подвести маму к нужному предмету и ее рукой попытаться сделать что-то, ему недоступное, не вступая в прямой контакт). Этот признак, пожалуй, основной, и тут может быть много вариаций, в зависимости от тяжести проявления заболевания. Но основа неизменна— люди и взаимодействие с ними не являются приоритетом для ребенка с РАС.
Помимо этого есть ряд мелких, необязательных признаков, однако, наличие нескольких из них — повод насторожиться:
- проблемы с переходом от протертой пищи к обычной, часто стойкие пищевые предпочтения, однообразный рацион
- подолгу может заниматься чем-то в одиночку, трудно переключить, вовлечь в другие действия. Или, наоборот, крайне хаотичное поведение и игра
- игра часто однообразна, не имеет сюжета, либо сюжет долго остается примитивным и однообразным
- не редко такие дети имеют странные, не соответствующие возрасту интересы, например, рано заучивают цифры и буквы и предпочитают их игрушкам
- очень часто задержка речевого развития, при этом часто ребенок издает разнообразные звуки, возгласы, как бы сам по себе, вне связи с ситуацией.
- поздно формируются туалетные навыки — после 3-х лет.
- малыш проявляет интерес к другим детям, может бегать рядом, но при попытках взаимодействия, совместной игры — начинаются сложности.
- позднее становление двигательных навыков, моторная неловкость.
- нарушение дистанции — могут залезть на колени к незнакомому человеку, но не для общения, а чтобы дотянуться до нужного предмета (использование человека, как подставки).
- неуправляемость, истерики, агрессия и аутоагрессия.
- нарушения сна — трудности засыпания, может проснуться ночью и долго бодрствовать.
- стереотипные действия — подолгу открывает и закрывает двери, крутит колеса и пр.
К сожалению, на первом году жизни заподозрить аутичные расстройства обычно трудно или невозможно. В возрасте до года может насторожить следующее — отсутствие желания контактировать с близкими, позднее появление улыбки, лепета. Также отсутствие интереса к первым совместным играм («ку-ку», «ладушки» и пр), слишком спокойное и независимое поведение ребенка — не просится на ручки, подолгу лежит один — «удобный ребенок». Конечно, такие симптомы повод обратиться к врачу, но встречаются они редко. Проблемы и вопросы обычно начинаются после года.
Часто ребенок, развивавшийся, вроде бы, нормально, вдруг останавливается в развитии или теряет ранее приобретенные навыки. Слова — это грозный симптом, который можно увидеть не только при аутизме, но и при ряде других тяжелых заболеваний мозга.
РАС часто сопутствуют и другие нарушения — умственная отсталость, значительная задержка речевого развития, выраженные поведенческие нарушения. Но эти состояния сложно не заметить. Зачастую родители обращаются к врачу с жалобами именно на это — несоответствие нормам развития, отсутствие речи, гиперактивность, нарушения сна. А уже потом может оказаться, что все это — симптомы РАС.
Запись на прием к врачу-педиатру
Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».
Чтобы уточнить цены на прием врача-педиатра или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:
10 советов по обучению и разговору с детьми о гонках
- Ресурсы >
- Руководства по действиям
- Доля
от EmbraceRace с MomsRising
PDF на английском
PDF на испанском языке
EmbraceRace — это многонациональное сообщество, посвященное обмену и разработке передовых методов воспитания и ухода за детьми, всеми детьми, в контексте расы. Мы сотрудничали с MomsRising — преобразующей многокультурной организацией, насчитывающей более миллиона членов, работающих над повышением экономической безопасности семьи и прекращением дискриминации в отношении женщин и матерей, — чтобы создать эти советы для наших сообществ.
Они предназначены для того, чтобы помочь родителям любого происхождения поговорить со своими детьми о гонках и направить их в раннем возрасте, часто предлагая им соответствующие возрасту занятия, которые можно легко включить в повседневную жизнь. Мы надеемся, что эти советы окажут столь необходимую поддержку семьям, стремящимся к терпимости, расовому равенству и социальной культуре, в которой все дети и семьи могут процветать!
1) Начните раньше.
- К 6 месяцам младенцы замечают расовые различия; к 4 годам дети начали проявлять признаки расовой предвзятости.
- Объясните ребенку, что совершенно нормально обращать внимание на цвет кожи и говорить о расе. Начните говорить о том, что значат и не значат расовые различия.
2) Поощряйте своего ребенка.
Поощряйте ребенка задавать вопросы, делиться наблюдениями и опытом и проявлять уважительное любопытство к расе.
- Познакомьте своего ребенка с различными культурными возможностями — например, с фотографиями, фильмами, книгами или культурными мероприятиями — и обсудите полученный опыт впоследствии.
- Вам не нужно быть экспертом по расам, чтобы поговорить с нашим ребенком. Будьте честны в том, чего вы не знаете, и работайте со своим ребенком, чтобы найти точную информацию.
3) Будьте внимательны.
То, что дети слышат от нас, менее важно, чем то, что они видят, как мы делаем.
- Вы являетесь образцом для подражания для своего ребенка. То, что вы говорите, важно, но то, что вы делаете — например, разнообразие вашего круга друзей — скорее всего, окажет большее влияние.
- Если ваш ребенок не посещает разноплановую школу, подумайте о том, чтобы записать его в аэрошколу или на мероприятия по выходным, например, на спортивные лиги, которые разнообразны, если у вас есть такая возможность. Выбирайте книги и игрушки, на которых изображены люди разных рас и национальностей. Посетите музеи с экспонатами о различных культурах и религиях.
4) Взгляните в лицо своим предубеждениям и знайте их.
Пусть ваш ребенок увидит, что вы признаете и признаете свои предубеждения.
- Мы с меньшей вероятностью передадим предубеждения, которые мы выявляем и пытаемся преодолеть.
- Приведите ребенку пример предрассудков, расовых или иных, которых вы придерживаетесь или придерживаетесь. Расскажите ребенку, что вы делаете, чтобы противостоять этому предубеждению и преодолеть его.
5) Знай и люби себя таким, какой ты есть.
- Расскажите об истории и опыте расовых, этнических и культурных групп, с которыми вы и ваша семья идентифицируете себя. Расскажите об их вкладе и отметьте также и менее лестные стороны этих историй.
- Расскажите истории о проблемах, с которыми столкнулась и преодолела ваша семья (родители вашего ребенка, тети и дяди, бабушки и дедушки, прабабушки и дедушки и другие).
6) Развивать расово-культурную грамотность.
Развивайте расовую культурную грамотность, узнавая и уважая других.
- Изучайте и рассказывайте об истории и опыте групп, которые мы называем, среди прочих, афроамериканцами, латиноамериканцами, американцами азиатского происхождения, коренными американцами и белыми.
- Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что в каждую расовую и этническую группу входят люди, которые верят в разные вещи и ведут себя по-разному. Внутри расовых групп так же много разнообразия, как и между ними.
7) Будьте честны.
Будьте честны со своим ребенком в соответствии с возрастом в отношении фанатизма и угнетения.
- Дети прекрасно замечают закономерности, в том числе расовые (например, кто живет в их районе, а не в районе их друзей). Помогите им разобраться в этих закономерностях и осознайте, что нетерпимость и угнетение иногда составляют значительную часть этих объяснений.
- Убедитесь, что ваш ребенок знает, что борьба за расовую справедливость все еще продолжается и что ваша семья может принять участие в этой борьбе.
8) Рассказывать истории.
«Поднимите борцов за свободу»: расскажите истории о сопротивлении и стойкости.
- Каждая крупная история о расовом угнетении — это также история о людях, которые сопротивляются и «говорят правду власти». Научите ребенка и этим частям истории.
- Включите женщин, детей и молодых людей в число «борцов за свободу» в рассказываемых вами историях. История о расовой борьбе, в которой все герои — мужчины, ошибочно упускает из виду многих людей.
9) Будьте активны.
Будьте активны — не оставайтесь сторонним наблюдателем в гонке.
- Помогите ребенку понять, что значит быть и как быть проводником перемен.
- По возможности связывайте ваши разговоры с теми изменениями, которые вы и ваш ребенок хотите увидеть, и со способами достижения этих изменений.
10) Планируйте марафон, а не спринт.
- Можно сказать: «Я не уверен» или «Давай вернемся к этому позже, хорошо?» Но потом вернитесь к этому.
- Сделайте разговоры о гонках с вашим ребенком привычкой. Раса — это тема, к которой вы должны планировать возвращаться снова и снова в самых разных смыслах с течением времени.
- Доля
Дополнительные ресурсы
Разговоры с детьми о расах и расизме: никогда не рано
Младенцы в возрасте шести месяцев могут распознавать различия в цвете кожи. Исследования показали, что к двум с половиной годам дети предпочитают товарищей по играм, похожих по расе и полу. И уже в возрасте трех лет они формируют суждения о людях на основе расовых различий.
По мнению экспертов Йельского университета, то, что дети узнают, слышат и свидетельствуют о расе от членов семьи, друзей и других людей в своем сообществе, играет важную роль в том, как они относятся к людям, которые отличаются от них.
Дети «довольно легко определяют все виды различий», — говорит Ярроу Данэм, доцент психологии Йельского университета и директор Лаборатории социального когнитивного развития. «Важнейший вопрос: какие из этих различий они считают важными детерминантами социальной идентичности и социальных результатов? Они принимают эти решения, наблюдая за окружающим миром. И здесь — к сожалению — мир представляет им множество доказательств того, что раса имеет значение».
В результате крайне важно, чтобы родители признавали и говорили о расовых различиях с детьми с раннего возраста, чтобы предотвратить укоренение расизма, считают эксперты Йельского университета.
Слева направо: д-р Амалия Лондоно Тобон, д-р Ванджику Ньороге, Ярроу Данэм
«Очень важно, чтобы мы рассказывали детям об их окружении и о том, что происходит в мире», — сказал д-р Ванджику Ньороге, сертифицированный детский психиатр. и адъюнкт-профессор психиатрии в Йельском университете, чьи исследования сосредоточены на влиянии культуры на развитие младенцев и детей в раннем возрасте. «Или они придумают свои собственные истории».
Это требует, чтобы родители, которым неудобно говорить о расе, противостояли и преодолевали это чувство, сказал Данхэм.
«Многим белым родителям очень неудобно говорить о расе, — сказал Данхэм. «Как следствие, они не прилагают усилий для поддержки появления структурного или основанного на справедливости понимания расового неравенства и расизма в целом. Как белые родители, мы обязаны проделать эту работу».
Молчание — это сообщение
Избегание разговоров о расе посылает сообщение о том, что в расовых различиях есть что-то запретное и даже плохое, говорит Ньороге, получившая четыре стипендии в Йельском университете, а также являющаяся доцентом Пенсильванского университета. Перельмана и программный директор отделения детской и подростковой психиатрии и поведенческих наук в Детской больнице Филадельфии.
Она вспоминает юную пациентку, которая спросила, не стала ли ее кожа такой темной из-за того, что она не принимала ванну.
«Если вы живете в неразнообразных сообществах, вы можете рассказать о расе через книги и игру», — сказала она. «Поговорите о том, что существуют разные полы, разные расы, языки и культуры. Свяжите их вопросы с образованием — возьмите глобус или карту и расскажите истории».
В отсутствие этих разговоров, по ее словам, молчание имеет силу: «Если они ничего не слышат о расе, они понимают, что в этой теме есть что-то другое. И это различие может быть пропитано негативом».
Начните с самоанализа
Слова важны, но еще важнее то, что вы готовы говорить об этом. Это не один разговор, это много разговоров.
Д-р Амалия Лондоно Тобон
Доктор Амалия Лондоно Тобон, сертифицированный психиатр и научный сотрудник Йельского детского исследовательского центра, которая сотрудничает с Ньороге в проектах, связанных с расой, культурой и маленькими детьми, сказала, что возможны разные разговоры. на каждом этапе развития ребенка. «Успокойтесь тем фактом, что вы не знаете всего», — сказала она. «Слова важны, но важнее то, что вы открыты для разговора об этом. Это не один разговор, это много разговоров. И по мере того, как дети растут, у них возникают более сложные вопросы».
Белые родители должны критически проанализировать свое воспитание, сказала она, чтобы подумать о том, как они узнали о расе и как они могли действовать таким образом, чтобы выявить предвзятое отношение к чернокожим — переходить улицу, чтобы избежать встречи с чернокожим, или обращаться с им с недоверием. «Подумай о том, где ты сейчас, — сказала она. «Что ты читаешь? Какие телепередачи вы смотрите? Кто твои друзья?» Все это, по ее словам, влияет на то, как ребенок воспринимает мир.
Избегать разговоров о гонках — привилегия
Исследователи заявили, что способность избегать разговоров о расе является формой привилегии белых.
В черных семьях расовые различия и история расовых отношений в Америке — это разговоры, которые органично происходят в любом возрасте, — сказал Ньороге. «Для многих афроамериканских семей история сегрегации, «отдельных, но равных», вплетена в ткань нашего опыта».
Ньороге, чей отец кенийец, а мать афроамериканка, вспоминает, как росла в Миссури и летом ездила навестить своих бабушку и дедушку по материнской линии в крошечном городке Гленмора, штат Луизиана. В городе была одна главная дорога, один кинотеатр и две заправочные станции. По ее словам, в местном кинотеатре чернокожие должны были сидеть на балконе, пользоваться отдельным входом и иметь отдельный доступ к концептам. По ее словам, у детей, выросших в черных семьях, этот опыт «вызывает вопросы: почему ты не мог пойти в кино? Почему ты не мог пойти в школу в городе?»
Мать научила Ньороге всегда получать чек, когда она покупает что-то в магазине, независимо от того, насколько она мала, на случай, если ее спросят. Это то, чем она занимается по сей день.
Продолжающиеся общенациональные акции протеста после убийства полицией Джорджа Флойда — это возможность поговорить с детьми о расовых различиях, белых привилегиях и системном расизме, сказала Ньороге.
«Это момент, когда вы не можете игнорировать историю США», — сказала она.
Она рекомендует родителям откровенно поговорить со своими детьми о том, как они сами сталкивались с расизмом, и о том, как они научились быть лучше.
«Опишите несправедливость, заложенную в нашей стране», — сказала она.
Рекомендуемые ресурсы для разговора с детьми о расе
Следующие ресурсы были рекомендованы доктором Амалией Лондоно Тобон, клиническим научным сотрудником Детского исследовательского центра Йельского университета, и доктором Ванджику Ньороге, адъюнкт-профессором Йельского университета и программным директором Департамента. детской и подростковой психиатрии и поведенческих наук в Детской больнице Филадельфии для родителей, которые хотят поговорить со своими детьми о расах и расизме.
ВИДЕО
Как говорить с детьми о расизме, протестах и несправедливости: статья и видео с журналисткой Шейнелл Джонс из программы «Сегодня».
АУДИО
Как белые родители могут говорить о расе: Мишель Мартин из NPR беседует с Дженнифер Харви, автором книги «Воспитание белых детей: воспитание детей в расово несправедливой Америке», о том, как говорить с белыми детьми о расово окрашенных событиях.
СТАТЬИ
Расизм и насилие: как помочь детям справиться с новостями: Руководство по поддержке детей в трудные времена от Института детского разума, некоммерческой организации, занимающейся вопросами психического здоровья детей.
Разговор с детьми о расовых предубеждениях: шаги, которые родители могут предпринять, чтобы противостоять собственным расовым предубеждениям и поговорить о расовых различиях от Американской академии педиатрии.
Как говорить с детьми о расах и расизме: исчерпывающий набор материалов для родителей по разговорам с детьми о расах и расизме от NBC News.
Обсуждение расы с белыми детьми, часть первая: в этой статье Йельской школы медицины предлагаются советы белых родителей по самоанализу, а также рекомендации средств массовой информации и другие ресурсы, которые помогут направить дискуссию.
КНИГИ
Где найти разнообразные детские книги: справочник по блогам и сайтам, где родители могут найти книги с разными персонажами и рассказами о социальной справедливости от EmbraceRace, основанной родителями организации по борьбе с системным расизмом.