Разное

Что такое семейное воспитание: Психолого-педагогические основы семейного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Семейное воспитание | Главный портал МПГУ

Растим самых маленьких, или О воспитании детей раннего возраста (от Факультета дошкольной педагогики и психологии)

Логопеды МПГУ родителям и детям (от Института детства)

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Семейное воспитание – процесс целенаправленного воздействия родителя (законного представителя), членов семьи на формирование и развитие личности ребенка
(Е.Н. Приступа)

“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Статья 7
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (…)

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

  • Развитие социальных институтов воспитания
    • Поддержка семейного воспитания
    • Развитие воспитания в системе образования
    • Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
    • Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
  • Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
    • Гражданское и патриотическое воспитание
    • Духовно-нравственное развитие
    • Приобщение детей к культурному наследию
    • Физическое развитие и культура здоровья
    • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
    • Экологическое воспитание
2. СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

С октября 2019 года в субъектах Российской Федерации начинается апробация примерной программы воспитания обучающихся, разработанная ФГБНУ “Институт стратегии развития образования РАО”.

  1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса (принципы)

НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВ СЕМЬИ И РЕБЕНКА, СОБЛЮДЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ И СЕМЬЕ, ПРИОРИТЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА ПРИ НАХОЖДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов

Реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу

Организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей

Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условий его эффективности

  1. Цель и задачи воспитания

Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях российского народа (Концепция духовно-нравственного воспитания школьников)

  • ценности
    • СЕМЬЯ
    • Труд
    • Отечество
    • Природа
    • Мир
    • Знания
    • Культура
    • Здоровье
    • Человек
  1. Виды, формы и содержание деятельности
  • 1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
  • 2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
  • 3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
  • 4. Модуль «Школьный урок»
  • 5. Модуль «Школьное самоуправление»
  • 6. Модуль «Детские общественные объединения»
  • 7. «Волонтерство»
  • 8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
  • 9. Модуль «Профориентация»
  • 10 Модуль «Школьные и социальные медиа»
  • 11 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
  • 12 МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

3.12 Модуль «Работа с родителями»

  • Групповой уровень
    • Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы
    • Семейные клубы
    • Родительские гостиные
    • Родительские дни
    • Общешкольные родительские собрания
    • Родительский всеобуч
    • Родительские форумы на школьном интернет-сайте
  • Индивидуальный уровень
    • Работа специалистов по запросу родителей
    • Участие родителей в педагогических консилиумах
    • Помощь в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
    • Индивидуальное консультирование
3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

  • организации
    • образовательные
    • социальной защиты населения
  • специалисты
    • Педагоги
    • Педагоги дополнительного образования
    • Воспитатели
    • Социальные педагоги
    • Тьюторы инклюзивного образования
    • Педагоги-психологи, психологи
    • Специалисты по работе с семьей
    • Специалисты органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
    • Специалисты ранней помощи
Ссылки

МПГУ продолжает реализовывать образовательно-просветительский проект «Семейный медиа Университет»

Итоги цикла вебинаров для педагогических работников России с участием профессора Института “Высшая школа образования” Е.Н.Приступа

Кафедра педагогики и психологии семейного образования в обсуждении вопроса Тьюторской функции педагогов дополнительного образования в сопровождении семьи

Эфир радио “Маяк” с участием Е. Н.Приступы

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | это… Что такое СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ?

ТолкованиеПеревод

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

важнейшая составляющая становления человека в русской народной традиции. Духовно-нравственное воспитание в семье начиналось с крещения (См.: Жизненный цикл) и осуществлялось постоянно за счет того, что сама семья со вмещавшим ее домом была Малой Церковью (см.: Крестьянский дом). Дети с самого раннего возраста видели иконы в доме, их приучали относиться к святыне с благоговением, объясняли им, что Бог видит все, что происходит. Дети видели молящихся и крестящихся взрослых, слышали молитвы, а затем и их учили коротким молитвам и осенению себя крестным знамением, поясным и земным поклонам. Назидания об уважении к старшим (См.: Родители и дети), о благоговейном отношении к хлебу, о необходимости трудиться и многие другие органично входили в повседневную жизнь.

Исходя из источников, в которых описывались явления, характерные для обширных территорий (ответы на программы научных обществ, очерки этнографии отдельных районов), можно с уверенностью сказать, что задача религиозно-нравственного воспитания в семье была присуща большинству народа, но наиболее успешно она реализовывалась в благочестивых семьях.

Очень важным в воспитании детей считалось научить их страху Божию. В некоторых ответах на программы среди основных обязанностей родителей в отношении детей называют именно эту. Так, в сообщении из Волховского у. Орловской губ. (Знаменская вол.) в к. XIX в. обязанности родителей, по представлениям местных крестьян, перечислены в таком порядке: кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к домашней и полевой работе, женить и выдавать замуж. Упоминаемое здесь обучение грамоте тоже было связано с духовным воспитанием, т. к. по крестьянской традиции читать учили по Псалтири (См.: Грамотность).

Широкое распространение исповеди и причащения детей (с 7 лет), молитв детей в храмах и участия их в семейных молитвах дома — все это было основой массового духовно-нравственного воспитания. Кроме того, многие постоянные повседневные советы и замечания старших детям в самых разных областях жизни и быта делались с позиций верующих людей, и они-то и определяли доступность и прочность постепенного усвоения сложных понятий.

Ф. Зобнин, написавший воспоминания о своем крестьянском детстве в Усть-Ницинской слободе Тюменского округа, рассказывает о том, что жаркое время в июне считалось трудным, т. к., по представлениям крестьян, нечисть приобретала в это время особую силу. «В такое время, — пишет он, — отец всегда нам советовал ходить с молитвою. Самою важною в этом случае молитвою считается «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». А крестьянин И. Столяров (Воронежская губ.) вспоминает: «Моя мать говорила, что надо любить всех, и действительно, она относилась ко всем с большой добротой». Разумеется, не все дети в равной мере воспринимали такие наставления, и Иван Столяров, по его собственному признанию, не принял этот подход матери. Но в других случаях он следовал ее наказам, даже в том, что трудно ему давалось. «Мать никогда и ни с кем не вступала в перебранку и нам, детям, не позволяла перекоряться с другими, а тем более вступать в драку. «Если вас кто-нибудь ударит, говорила она нам, не отвечайте; поступайте так и тогда, когда знаете, что обидчик ваш слабее вас, и вы можете ответить тем же за его обиды, лучше всего удалиться от обидчика». И мы все трое строго придерживались этого наказа. Для меня это было довольно трудно, так как я был по характеру живым, горевшим желанием наказать обидчика, и нужно было каждый раз делать над собой усилие, чтобы подавить это желание и поступить так, как наказывала мать».

Самую суть наставлений и уверенность в правоте их старшее поколение черпало в своих религиозных убеждениях и собственном духовном опыте. Отсюда наибольшие результаты духовного воспитания у благочестивых родителей.

Экономические крестьяне (так называли бывших монастырских крестьян после секуляризации монастырей в 1867) д. Иваниш Калязинского у. Тверской губ. Гавриил и Стефанида, нажившие во 2-й пол. XVIII в. изрядное имущество земледельческими трудами и промыслами, жили «исправно в своем крестьянском быту, за свой хороший нрав были всеми соседями любимы и уважаемы. Детей своих они воспитывали в благочестии, приучали их сносить обиды и отнюдь не ссориться; браниться не давали и за брань наказывали». В этой семье вырос старец Василиск Туринский.

Зажиточными были и крестьяне Иван и Параскева Амосовы из д. Алексеевки Федаковской вол. Сольвычегодского у. Вологодской губ. Из двенадцати дворов деревни их дом — двухэтажный, на самой дороге к губернскому городу — был самым богатым. Иван Амосов был человеком мягкого и доброго нрава. Кроткий и приветливый, он жил в мире со всеми однодеревенщиками и много лет исполнял обязанности старосты в приходской церкви. Жена его отличалась твердостью характера, строгостью и благочестием. Оба «пользовались общим уважением и расположением». В воспитании их детей (три сына и три дочери) существенную роль сыграли нередкие посещения священника о. Иоанна Легсова и беседы его с отцом на религиозно-нравственные темы в присутствии всей семьи. Старший сын Алексей родился в 1841 (будущий архимандрит Агафангел), рано научился грамоте и любил с детства читать Четьи-Минеи и другие духовные книги, которые приносил в дом священник. Впоследствии, после ранней смерти отца и обеднения семьи, Алексей в долгие зимние вечера читал матери, «которую всегда боялся чем-либо прогневить», жития святых. Старшему мальчику осиротевшей семьи пришлось в 14 лет уйти на заработки в Петербург (он нанялся помощником гуртовщика и прошел пешком более тысячи верст), но и там, работая в камнетесной мастерской и отсылая часть заработанных денег матери, он покупал и читал душеспасительные книги.

Крестьяне Петр Степанович и Ирина Трофимовна Куртеевы из д. Укуртеевой Вятского у. занимались земледелием. Родившийся в 1830 сын их Симеон впоследствии так писал о своем воспитании: «Не напрасно же говорят: «первое счастье для детей — разумная мать». Всегда вспоминаю я с сердечною признательностью ее мудрое воспитание детей своих, то счастливое для меня время, в которое, под ее смотрением, наслаждался я благами жизни сей. Она постоянно была предана заботе о спасении души — не своей одной, но и детей своих: жила она всегда в страхе Божием, говорила часто о Боге и хотя не была грамотна, но много знала молитв наизусть и нараспев произносила их, — за пряжей ли когда сидела, или полола в огороде».

У крестьян села Льва Ростовского у. Ярославской губ. Павла Петровича и Феклы Георгиевны Кукариных, не имевших большого достатка, все пятеро сыновей тем не менее были обучены грамоте: их отдавали в обучение разным грамотным людям. Младший сын Андрей, родившийся в 1829, был обучен чтению и письму местным дьячком. Мальчик «по примеру родителей, усердных к посещению храма Божия», и под влиянием своего учителя постоянно ходил в церковь. Он сначала робко, а потом уже и уверенно читал и пел на клиросе «к общему удовольствию молящихся». Андрей не представлял собой в этом отношении исключения: в клиросном чтении и пении принимали здесь участие и другие ученики из крестьянских семей. Со временем юноша так хорошо знал службу, что мог почти самостоятельно выполнять всю клиросную часть. При этом подросток, а потом и юноша «не оставлял помогать своим родителям в тяжком крестьянском хозяйстве, всегда являясь примером трудолюбия и терпения».

У Петра и Валентины Соколовых — дворовых людей господ Сушковых — родился в 1835 в с. Першутине Клинского у. Московской губ. сын Димитрий. «Грамоте он выучился дома между делом», посвящая ей время, свободное от различных трудов дворового человека (он служил господам вместе с родителями). «С ранних пор родители старались приучить своего Митю к возможно неопустительному посещению храма Божия». «Несмотря на веселье, свидетелем которого приходилось ему постоянно быть в доме Сушковых», мальчик любил ходить в церковь и усердно молился там, а дома читал Четьи-Минеи.

В случае вынужденной разлуки родители обычно наставляли детей на благочестивую жизнь, предавая их воле Божией и защите Божией Матери. Будущая пустынница Анастасия Логачева родилась в 1809 в с. Кудлей Ардатовского у. Нижегородской еп. в семье крестьянина Семена Васильевича и жены его Мавры. Когда отец был на военной службе, он вызвал к себе жену, которая с меньшей дочерью отправилась к нему, оставив Настю на попечение свекра, свекрови и братьев мужа. Разлучаясь со старшей дочерью, Мавра убеждала Настю, «чтобы она не плакала, а молилась Богородице, поручая ее покрову Богоматери и утешая тем, что она скоро вернется домой и с отцом». Когда девочке бывало грустно, она забиралась в стоявшую на дворе «скотную избушку» и молилась.

Общие поучения детям о добром поведении со стороны отъезжавших делались не только при прощании, но и в письмах. «Пожалуй, живи в доме нашем как добрые люди живут, — писал своей дочери Аксинье житель Киргинской слободы (Западная Сибирь) Яков Мещеряков в 1723, — безо всякого ослушания и отговорки нашей матушке, тако же и других протчих наших, они тебя на худо не поучат, надо бы жить Богу не на гнев, а добрым людям не на смех». «Прошу вас, вселюбезные мои детушки и невестушки, почитайте свою родительницу и во всем к ней повиновение и послушание и без благословения ее ничего не начинайте, отчего от Бога прославлены и от людей похвалены, и живите с соседями добропорядочно, и чего себе неугодно, тово и людям не творите», — как бы уговаривает в письме младшее поколение своей семьи крестьянин Иван Худяков (к. XVIII в.).

Подобные же наставления детям, а также и тем, кто оставался воспитывать их, делались крестьянами и перед своей кончиною. Так, Елецкого у. Воронежской губ. подгородной Ламской слободы однодворцы Памфил и Феодосия Пахомовы оставили «по себе наследника дому своего старшего сына. Перед кончиною своею вручили ему весь дом и своих малолетних дочерей — Меланию и Екатерину, завещав ему воспитывать их в страхе Божием, и самому паче всего стараться быть благочестивым христианином».

Важным средством семейного воспитания был пост (см.). Дети с малолетства привыкали к умению ограничивать в определенных условиях свои телесные потребности ради духовных задач. Решающую роль при этом играл пример старших членов семьи.

С духовным воспитанием в крестьянских семьях очень естественно и незаметно соединялось трудовое, составляя необходимую часть духовно-нравственного.

Семья — простейший социальный организм, участвующий в процессах формирования, хранения и передачи трудовых традиций. В условиях крестьянского хозяйства семья служит одновременно и производственной, и родственной элементарной общностью, т. е. первичная организация производственного процесса проходит в рамках родственной ячейки. Трудовая и семейно-личная деятельность каждого здесь в значительной своей части не разделены во времени и по месту исполнения.

«Уже трехлетний мальчуган помогает матери: чистить картофель, мести пол, отыскать отцовский кушак, собрать в чашку рассыпавшийся горох, выгнать кур с огорода», — сообщали в к. XIX в. из Новоладожского у. Санкт-Петербургской губ. Понятно, что мать привлекала такого трехлетнего помощника не ради облегчения собственных трудов, но с воспитательной целью: с самого раннего возраста приучать к послушанию, вниманию в исполнении конкретной задачи, познанию определенных навыков и понятий, стремлению к полезности своих действий и доброте их — «я помогаю маме».

Внутрисемейная производственная преемственность поколений осуществлялась, в частности, в раннем приобщении детей к сельскохозяйственным работам. Так, на сходке Чаусской и Тырышкинской волостей Томского у. в 1876 было отмечено, что мальчики привлекаются к «упражнениям в хлебопашестве» с семи лет. Так и было сказано — к «упражнениям», т. е. вполне осознавалась учебно-воспитательная задача. В Тарском округе в сер. XIX в. во время страды в поле работали мальчики и девочки с 10 лет. А после страды, по воспоминаниям жителя с. Усть-Ницынского Тюменского округа, «ребята почти поголовно становятся пастухами, гоняют коров в поле пасти».

В 1772 крестьянка-вдова Томской губ. «объявляла» в Бердской судной избе, что имеет «при себе сына Федора… и коего-де к хлебопашеству и домовому заведению научить некому», и потому просила разрешения переселиться вместе с сыном к деверю, так как трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают в семье мужчин в воспитании сыновей», — пишет Н. А. Миненко. Но если все-таки случалось, что роль воспитателя-мужчины доставалась женщине, она, как правило, успешно справлялась с этой задачей.

Четкое осознание русским крестьянством значения семьи, как первичного и основного звена, формирующего у детей, подростков и юношей навыки «к домоводству и хлебопашеству» и нравственные понятия, связанные с трудом, выступает, в частности, из архивных дел, касающихся воспитания сирот. Например, крестьянин д. Ганихиной (Тюменский у.) Евдоким Ганихин, взявший в 1792 на воспитание осиротевшего подростка, объяснял, что сделал это «в рассуждении его сиротства, а особливо к познанию против протчих в производстве домообзаводства и хлебопашества, дабы не мог привесть себя к нерачению и быть шатающимся праздно». Через три года Ганихин утверждал, что своего воспитанника «по старанию его приучает к домоводству и хлебопашеству весьма порядочным образом». Разрешение на подобную опеку давала сельская община, и она же осуществляла контроль за реализацией этих отношений. Но прерогатива непосредственного повседневного приобщения человека к труду принадлежала в глазах крестьян семье.

Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длительного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Рассмотрим эту систему по данным Орловской губ. к. XIX в.

Мальчиков начинали приучать здесь к работе с 9 лет. Первые поручения были — летом стеречь лошадей, загонять свою скотину из общего стада на двор, пригонять гусей и т. п. С 11 лет обучали садиться верхом на лошадь. В этом же возрасте дети начинали скородить — участвовать в бороньбе пашни (скорода — борона). Мальчик, правящий лошадью при бороньбе, назывался борноволок или бороноволок. Достижением возраста бороноволока гордились — и сам мальчик, и семья. «Свой бороноволок дороже чужого работника», — утверждала пословица. Это занятие было настолько характерно для мальчиков-подростков, что слово бороноволок бытовало у всех русских как определение возраста 10—15 лет.

На четырнадцатом году на Орловщине начинали учить пахать, а также брали на сенокос подгребать сено и поручали водить лошадей в луга. На семнадцатом году учились косить: сначала только выборочно, отдельные культуры, а на восемнадцатом году — траву, рожь, овес. И только на девятнадцатом году их допускали навивать на возы сено и зерновые: здесь требовалась мужская сила. В это же время учились отбивать косу, т. е. острить холодной ковкой лезвие косы. На девятнадцатом году парень мог уже сам сеять рожь, овес, гречиху. Полноценным работником он считался здесь лишь на двадцатом году, хотя с восемнадцати лет мог быть женихом и имел право участвовать в сходках своей общины.

Параллельно с сельскохозяйственными работами обучались ремеслам. На одиннадцатом году мальчики вили оборки — бечевки для лаптей, поводки для лошадей и пр. На шестнадцатом — плели лапти. В каждой местности в этих работах был свой уклон — обработка дерева или кож, плетение и т. д.

Девочек обучали в первую очередь домашнему мастерству. На одиннадцатом году — прясть на самопрялке; на тринадцатом — вышивать; шить рубахи и вымачивать холсты — на четырнадцатом; ткать кросны — на пятнадцатом или шестнадцатом; устанавливать самой ткацкий стан — на семнадцатом. Одновременно в 15 — 16 лет девушка должна была научиться доить корову. На шестнадцатом году выезжала на сенокос грести сено, начинала жать и вязать в снопы рожь. Полной работницей она считалась в 18 лет. К этому же времени хорошая невеста должна была еще уметь испечь хлеб и стряпать (данные Тверской губ.). Ценилось также владение всеми стадиями обработки льна на волокно (таскать, стлать, мять, трепать, спускать, чесать), знание сортов холста, умение подобрать берди (гребни в ткацком станке) соответственно желаемому виду ткани.

Различия в этой системе возрастных ступеней на разных территориях России иногда бывали достаточно заметными. Так, в юго-западной части Шадринского у. мальчики уже с пяти лет начинали ездить верхом на лошади и гонять скот на водопой (в компании с более старшими ребятами, разумеется). С восьми лет мальчик считался борноволоком и управлял лошадью при распашке и бороньбе. В 14 лет — хорошо владел косою, серпом, молотилом, топором и начинал приучаться пахать сохою. Девочек здесь тоже начинали обучать трудовым занятиям с более раннего возраста. С шести лет сажали за прялку, поручали пасти цыплят. А с 10 лет — разрешали взяться за иголку и серп, «водиться с зыбочными малютками» и домовничать во время страды. С четырнадцати лет садились ткать за кросна, проворно жали и косили. Если в семье не было старших мальчиков, то девочек (моложе четырнадцати лет) сажали на лошадь в качестве борноволоков.

Причины различий в возрастных градациях семейного обучения трудовым навыкам и привлечения детей к работам крылись отчасти в разнообразии хозяйственных условий и демографических ситуаций, отчасти в степени строгости нравственно-педагогических установок. Первые определяли преимущественно (но не только) региональные различия в ступенях трудового воспитания, вторые иногда могли давать варианты и внутри районов (различия в традициях волостей и селений), и даже между отдельными семьями. Например, степные просторы Южного Урала и юга Западной Сибири с их обширными табунами лошадей у русских определяли ранние сроки обучения детей (в том числе и девочек) верховой езде, а в силу развития гончарного дела, в Задонском у. Воронежской губ; дети рано приобретали множество сведений о замесе глины со специально отобранным мелким песком, о деталях гончарного круга и способах работы на нем и т. п. С другой стороны, состав семьи в целом и детской ее части в особенности давал свою специфику в стадиях трудового воспитания.

Помимо возрастных ступеней в привлечении к разным видам работ, постепенность в трудовом воспитании прослеживается и при вовлечении детей в каждую конкретную отрасль хозяйства. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соответственно возрасту, под наблюдением взрослых. Начиналось это зачастую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полузанятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке — под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте.

Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи. Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Дети и подростки из разных семей объединялись в игровые и даже производственные группы. В трудовом воспитании участвовала вся община. Но и самое участие общины было результативно потому, что налагалось на постоянное и постепенное, терпеливое и внимательное воздействие семьи.

Обучение в семье трудовым процессам, органично включенное в народную жизнь, никогда не было, да и не могло быть чисто механическим, техническим так сказать, отнесенным лишь к внешним приемам работы. Оно всегда сопровождалось передачей определенных знаний, понятий, представлений, развивало сообразительность. Исследователи деревенского быта, как отмечает Т. А. Листова, «единодушно обращали внимание на расторопность, наблюдательность, хозяйственную сметливость, отличавшую деревенских детей с самого раннего возраста». «Пятилетний ребенок еще накануне знает, сколько завтра куры положат яиц»; мальчик восьми лет знает свою корову и загонит ее и овец, когда возвращается стадо, отличит своих цыплят от чужих; десятилетний мальчик из сотни полос в поле отличит свою и т. п. Корреспонденты научных обществ сообщали, что наказывать детей и подростков за нерадение в крестьянской семье «нужды нет», так как они «стараются держать себя как большие да и много труда берут на свою долю».

Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться. Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками. Девочек, не научившихся в положенный срок прясть, называли непряхами; не умевших «выткать кросны» — неткахами; не овладевших самостоятельной («без подсказки матери») постановкой стана — бесподставочными. И напротив, детей, подростков и юношей, успешно овладевших навыками, которым обучали их в семье, общественное мнение селения одобряло, поощряло.

Семья готовила будущего крестьянина, и община оценивала по достоинству эту подготовку; ибо существовала «общая заинтересованность в успешности работы». Т. А. Листова на основании многолетних наблюдений современной русской деревни отмечает: «Некоторые лица старшего поколения считают, что основной вред, который нанесла неправильная политика, проводимая (советской властью. — М. Г.) по отношению к сельским жителям на протяжении многих лет, — это нарушение традиционной трудовой системы жизни». Автор приводит в этой связи высказывание современной пожилой крестьянки из с. Алексеевского Великоустюжского р-на Вологодской обл.: «У нас привычка к труду была, привыкли сверх меры работать. Христиан хороших подразогнали, все говорили «приспособленцы».

Понятие христианин означает здесь и добротного труженика. Человек, чувствующий свою личную ответственность перед Богом, не может быть небрежным в труде и ленивым. Истинное трудовое воспитание строится именно на этой основе.

М.М. ГромыкоИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

  • СЕМАРАГЛ
  • СЕМИГОРОДНАЯ УСПЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Полезное

Семейное образование | Encyclopedia.com

Определение

Цель

Описание

Семейное просвещение родителей детей и подростков

Результаты

Ресурсы

Семейное просвещение или «психообразование» – это непрерывный процесс информирования членов семьи о серьезном психическом заболевании чтобы улучшить свои навыки преодоления трудностей и способность помочь родственнику, пострадавшему от болезни.

Если у кого-то диагностировано хроническое заболевание, такое как диабет или болезнь сердца, его или ее врач обычно прилагает усилия не только для обучения человека, непосредственно пострадавшего от болезни, но и для обучения и вовлечения его / ее семьи в лечение. и уход. Исторически этого не было в случае тяжелых психических заболеваний, таких как шизофрения , большая депрессия , биполярное расстройство или шизоаффективное расстройство.

Исторически сложилось так, что большинство специалистов в области психического здоровья не рассказывали семьям о том, чего ожидать и как заботиться о своем близком человеке. На самом деле, на протяжении большей части двадцатого века считалось, что психические заболевания вызываются чрезмерно строгими или слишком снисходительными стилями воспитания, и семьи несправедливо обвиняли в том, что они вызывают эти расстройства. Матерей называли «шизофреногенками», и даже благонамеренные клиницисты пытались держать их и других членов семьи на расстоянии. Теория «двойной связи» Бейтсона того времени предполагала, что противоречивые сообщения и сообщения родителей были основной причиной проблемы. Из-за этих идей и стигма , связанная с психическим заболеванием, семьи чувствовали себя изолированными и одинокими, имея мало ресурсов, чтобы им помочь. После диагноза единственным выходом для большинства семей было пойти в публичные библиотеки, чтобы прочитать и узнать как можно больше самостоятельно.

Однако за последние 20 лет достижения в области генетики, неврологии и методов визуализации предоставили новые доказательства того, что тяжелые психические заболевания имеют нейробиологическое происхождение. С этим научным знанием пришло большее осознание и понимание того, что они «не виноваты» мозга болезней, и что ни семьи, ни пациенты не должны быть виноваты. Скорее, они оба должны получать необходимую информацию и поддержку, чтобы помочь им лучше справляться с этими сложными расстройствами.

В Соединенных Штатах и ​​других странах подавляющее большинство людей с тяжелыми психическими заболеваниями живут со своими семьями и зависят от них в плане жилья, финансовой помощи, защиты интересов и поддержки. По этой причине семьям требуются знания и навыки, чтобы активно помогать своему родственнику получать пользу от лечения, избегать рецидив и достижение выздоровления. В частности, лицам, ухаживающим за членами семьи, требуется информация о заболевании и его симптомах, о том, как лучше общаться с членами семьи и специалистами, о плюсах и минусах различных вариантов лечения, лекарствах и их терапевтическом применении, а также об их неблагоприятных побочных эффектах, признаках рецидива, доступности общественные услуги и поддержка, как получить доступ к льготам и правам и как справляться с кризисами или странным и тревожным поведением. Поскольку жизнь с человеком с серьезным психическим расстройством может быть очень стрессовой, семейное образование должно быть также сосредоточено на обучении семей важности заботы о себе.

Национальный альянс душевнобольных (NAMI) — это зонтичная организация, объединяющая более 1100 местных групп поддержки и защиты интересов в 50 штатах. В организацию входят семьи и лица, страдающие серьезным психическим заболеванием, которые собираются вместе для семейного просвещения, взаимной поддержки и защиты интересов. С помощью конференций, групп поддержки и информационных бюллетеней члены семьи имеют возможность обучать друг друга и обмениваться опытом. NAMI также добилась больших успехов в обучении специалистов в области психического здоровья важности просвещения членов семьи и вовлечения их в планы лечения и реабилитации пациента. На более формальном уровне NAMI спонсировала 12-недельный образовательный курс «От семьи к семье», который посетили 50 000 членов семей в более чем 42 штатах. Это первая программа семейного образования в Соединенных Штатах, проводимая семейными волонтерами.

Семейное обучение постепенно становится неотъемлемой частью лечения, поскольку практические рекомендации для профессионалов начали рекомендовать его использование. Семьи также пользуются книгами нового поколения о психических заболеваниях, некоторые из которых написаны профессионалами, а другие написаны членами семьи и для них. Семьи также все чаще используют Интернет, чтобы больше узнать о психических расстройствах.

Поскольку основные психические заболевания, как правило, возникают в подростковом или раннем взрослом возрасте, большинство семейных вмешательств сосредоточено на родителях взрослых детей. Однако любой родитель ребенка младшего возраста с эмоциональными или поведенческими расстройствами может засвидетельствовать чрезвычайные трудности, связанные с координацией помощи. По этой причине все больше государственных и частных учреждений начинают предоставлять обучение, информацию, образование и финансовую помощь членам семей детей и подростков с эмоциональными расстройствами. Результаты исследований вмешательств по семейному воспитанию для родителей детей с серьезными эмоциональными расстройствами только начинают появляться. Некоторые исследования показывают, что участие семьи улучшает предоставление услуг и результаты лечения пациентов этой группы. В рандомизированном контролируемом исследовании обучения 200 родителей, которые проходили обучение или не проходили его, несмотря на отсутствие значительного влияния на состояние психического здоровья ребенка, те члены семьи, которые прошли обучение, продемонстрировали значительное улучшение знаний и повышение эффективности.

Недавнее исследование показало, что обучение и поддержка семьи приводят к улучшению результатов лечения пациентов. Например, семейное психообразование , проводимое специалистами в области психического здоровья, имеет настолько убедительную исследовательскую базу, что считается практикой, основанной на результатах реальных исследований семейного воспитания и поддержки.

Другой тип терапии, обсуждаемый в научной литературе, применялся в Китае и Индии. В модели «семейных консультаций» используются индивидуальные частные консультации между семьей и обученным консультантом, чтобы помочь семье по мере необходимости.

КНИГИ

Торри, Э. Фуллер. Выживание при шизофрении: руководство для семей, потребителей и поставщиков , 4-е изд. Нью-Йорк: HarperCollins, 2001.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Арчи, Сюзанна, Джейн Гамильтон Уилсон, Кевин Вудворд, Хизер Хоббс, Шелли Осборн и Джин МакНивен. «Клиника психотических расстройств и первый эпизод психоза: оценка программы». Canadian Journal of Psychiatry 50.1 (январь 2005 г.): 46–51.

Данбар, Сандра Б., Патрисия С. Кларк, Кристи Дитон, Эндрю Л. Смит, Аниндия К. Де и Мэриан К. О’Брайен. «Семейное образование и поддерживающие вмешательства при сердечной недостаточности. Пилотное исследование». Исследования медсестер 54.3 (май-июнь 2005 г.): 158–66.

Эдельман, Перри, Дэниел Кун, Брэдли Р. Фултон и Грегори А. Кируак. «Информация и потребности в услугах лиц с болезнью Альцгеймера и лиц, осуществляющих уход за ними, проживающих в сельских общинах». Американский журнал болезни Альцгеймера и других деменций 21.4 (август-сентябрь 2006 г.): 226–33.

Мюррей-Суонк, Аарон Б., Алисия Лакстед, Дебора Р. Медофф, Йе Ян, Карен Вольхайтер и Лиза Б. Диксон. «Религиозность, психосоциальная адаптация и субъективное бремя лиц, ухаживающих за психически больными». Психиатрические службы 57.3 (март 2006 г.): 361–65.

ОРГАНИЗАЦИИ

Национальный союз душевнобольных (НАМИ). Colonial Place Three, 2107 Wilson Blvd., Suite 300 Arlington, VA 22201-3042. Телефон: (800) 950-НАМИ (6264) или (703) 524-7600. Веб-сайт: .

Национальная ассоциация семейных опекунов. 10400 Connecticut Avenue, #500, Kensington, MD 20895-3944. Телефон: (800) 896-3650 Факс: (301) 942-2302. Веб-сайт: .

Национальная ассоциация психического здоровья (NMHA). 1021 Принс-стрит Александрия, Вирджиния 22314-2971. Телефон: (800) 969-6642 или (703) 684-7722. Веб-сайт: .

ДРУГОЕ

Национальный институт психического здоровья. «Шизофрения.» .

Министерство здравоохранения и социальных служб США. Психическое здоровье: отчет главного хирурга. Роквилл, Мэриленд: Министерство здравоохранения и социальных служб США, 1999. Доступно по адресу: .

Ирен С. Левин, доктор философии
Рут А. Винцлав, доктор философии

Что такое образование в области семейной жизни?

Цель педагогов по семейной жизни — научить семьи строить более счастливые и здоровые отношения. Профессионалы в этой области учат правильному принятию решений, положительной самооценке и инструментам, способствующим крепким межличностным отношениям. Все это помогает семьям процветать.

Что конкретно представляет собой обучение семейной жизни? Узнайте о сертификации, зарплате и навыках преподавателя семейной жизни, а также о том, как начать свою карьеру в области обучения семейной жизни.

Что такое сертифицированный преподаватель семейной жизни?

По данным Национального совета по семейным отношениям, сертификат сертифицированного преподавателя семейной жизни (CFLE) является признанным на национальном уровне стандартом обучения семейной жизни. Он подтверждает как профессиональный опыт, так и знания преподавателя семейной жизни, включая все, от способов анализа внешних влияний, влияющих на семьи, до методов, позволяющих им применять навыки, способствующие их благополучию. Такие программы, как онлайн-бакалавр гуманитарных наук в области человеческого развития и семейных исследований (HDFS) Университета Мэривилля, курс Family Life Education, предоставляют студентам возможность подготовиться к получению этой сертификации.

CFLE демонстрируют знания в следующих 10 областях обучения семейной жизни:

  • Семьи и отдельные лица в социальных контекстах
  • Семейное право и государственная политика
  • Методика обучения семейной жизни
  • Управление семейными ресурсами
  • Рост и развитие человека на протяжении всей жизни
  • Человеческая сексуальность
  • Внутренняя динамика семей
  • Межличностные отношения
  • Обучение родителей и руководство
  • Профессиональная этика и практика

Этот набор навыков позволяет CFLE помогать членам семьи укреплять семейные отношения на протяжении всей жизни. Чтобы получить эти навыки и подготовиться к своей карьере, людям нужна степень в этой области.

Учебная программа по обучению семейной жизни в Мэривилле

С помощью онлайн-курса обучения семейной жизни Мэривилля на получение степени HDFS студенты могут получить навыки, необходимые им для прохождения сертификации и продолжения успешной карьеры. Учебная программа в Мэривилле исследует когнитивное, эмоциональное, физическое и социальное развитие семей на разных этапах их жизни. Ниже приведены несколько примеров курсов.

Управление семейными ресурсами

Курс представляет собой обзор базовой теории управления семьей и применения системного подхода. Учащимся будет предложено применить концепции управления семьей к сценариям реальной жизни и изучить взаимодействие ресурсов, доступ к системам ухода, а также достижение целей и управление ими.

Практика обучения семейной жизни

Курс предлагает философский и исторический взгляд на то, что такое образование в области семейной жизни на протяжении всей жизни, и роль инструктора по вопросам семейной жизни в условиях профилактики и вмешательства.

Взаимодействие родителей и детей

В ходе курса изучается роль родителей в целостном развитии их детей. Содержание подчеркивает конкретные стили и методы ухода и их влияние на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие и функционирование детей на каждом этапе жизни. Особое внимание уделяется разнообразным формам семьи, родственной опеке, усыновлению и воспитанию, а также динамике расширенной семьи.

Где работают сертифицированные преподаватели семейной жизни?

Профессионалы могут выбирать из множества карьерных путей в различных областях, включая здравоохранение, общественное образование, государственные учреждения и средние школы. Некоторые конкретные условия работы для преподавателей семейной жизни включают:

  • Общественные организации , такие как агентства по развитию молодежи, агентства по усыновлению, программы патронатного воспитания, службы поддержки подростковой беременности и центры дневного ухода за взрослыми
  • Учебные заведения для детей младшего возраста , такие как детские сады и программы Head Start
  • Услуги семейных ресурсов , такие как корпоративные детские сады, агентства по планированию семьи, программы помощи работникам и программы продовольственной помощи

В целом, поле состоит из трех основных категорий: практика, администрация и продвижение по службе. Практика относится к фактической стороне обучения, администрация — это фокус руководства, а продвижение по службе — это пропаганда системных изменений.

Заработная плата сертифицированных преподавателей семейной жизни

Средняя заработная плата CFLE составляет около 43,9 долларов США.00, согласно PayScale. Заработная плата варьируется от минимум 22 000 долларов США до максимум 99 000 долларов США, в зависимости от таких факторов, как опыт, образование, местоположение и место работы. Те, кто получает более низкую заработную плату, обычно работают в сфере обучения и консультирования, в то время как те, кто получает более высокую заработную плату, являются профессорами, директорами и организаторами. Консультанты, координаторы и терапевты составляют тех, кто получает зарплату в среднем диапазоне для CFLE. Эти цифры различаются в зависимости от штата.

Навыки для достижения успеха в этой карьере

Начинающие преподаватели семейной жизни должны развивать определенные фундаментальные способности, чтобы добиться успеха в этой карьере. К ним относятся:

  • Аналитическое мышление: Наличие способности собирать и анализировать информацию и решать проблемы, повышая общую продуктивность работы
  • Коммуникация: Способность слушать, понимать невербальное общение, быть ясным и быть уверенным в общении
  • Сострадание: Сочувственное осознание страданий других и способность облегчить их
  • Принятие решений: Возможность определить все варианты, сравнить их и выбрать лучший
  • Межличностные отношения: Способность общаться и комфортно взаимодействовать с другими людьми, также известная как умение общаться с людьми
  • Слушание: Способность полностью понимать то, что говорят другие, отражать язык тела и перефразировать сказанное, что, в свою очередь, способствует укреплению отношений

Кроме того, преподаватели семейной жизни должны иметь базу знаний в области науки о семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *