Разное

Что такое понятийное мышление: Понятийное мышление — Психологос

Понятийное мышление — Психологос

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Понятийное мышление

Развитие темы

Категории

Кирилл Карпенко

Понятийное мышление – это высший уровень развития мышления. В его основе лежат понятия (обобщения, абстракции).

Понятийное мышление состоит из четырёх основных элементов:

  1. Понимание сущности явлений, главных, а не второстепенных признаков.
  2. Понимание родо-видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей, развития явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Эксперт понимает сущность явления. Дилетанты видят второстепенные характеристики.

The Expert (Русский дубляж)

Понимание сущности

Главные характеристики явлений часто скрыты, поэтому мы пытаемся понять явления через случайные, ситуационные, эмоциональные признаки.

Например, люди часто отождествляют домашнее и семейное образование, опираясь на ситуационную характеристику: место обучения. Но сущность образования – это цели, стандарты и парадигмы, лежащие в его основе.

Также многие испытывают трудности в понимании сущности светского образования. Часто даже считают, что элементы одежды учеников определяют характер образования.

Я почти всегда хожу в солнцезащитных очках.  Нередко окружающие воспринимают это как экстравагантный стиль и спрашивают, почему я в очках. Стиль – это второстепенная характеристика очков, побочный эффект. Сущность солнцезащитных очков отражена в их названии: они защищают глаза от солнца (заодно и от ветра, пыли, снега и дождя).

Понимание родо-видовой иерархии

Когда мы понимаем сущность явлений, осваиваем понятия, нужно эти понятия упорядочивать, структурировать. Пример такого упорядочивания биологическая классификация живых существ. Птица – это родовое понятие. Воробей, голубь, чайка – видовые понятия.

Понимание причинно-следственных связей

Что появилось раньше: яйцо или курица?

Когда явления существуют вместе, мы склонны считать одно из них причиной, а другое следствием. Например, раньше люди считали, что живые существа самозарождаются: мыши появляются из грязного белья, а мухи из гнилого мяса. Есть гнилое мясо, есть мухи. Нет гнилого мяса, нет мух. Связь между мухами и гнилым мясом была настолько сильной и очевидной, что гнилое мясо считали причиной, а мух следствием. Истинную причину мух – яйца самок мух – сложнее заметить, поэтому настоящая причинно-следственная связь оставалась не понятой.

Понимание единства противоположностей

Истина парадоксальна. Древний символ инь-ян символизирует единство противоположностей: тёмное и светлое, день и ночь, мужчина и женщина. Противоположности составляют единство, взаимопроникновение и взаимодополнение.

Инь-ян символизирует единство противоположностей.

Примером такого единства является андрогинность и интерсекс.

Часто родители считают, что можно либо любить детей, либо контролировать, что это взаимоисключающие модели воспитания. Однако лучшим стилем родительского поведения является авторитетный, сочетающий высокий контроль и любовь.

Притча о правоте иллюстрирует способность мудрых людей, обладающих развитым понятийным мышлением, видеть единство противоположностей. Люди, не обладающие понятийным мышлением, опираются на случайные, второстепенные, ситуационные характеристики, поэтому не способны объединить возникающие противоречия.

Схема понятийного мышления

Понятийное мышление состоит из четырёх элементов.

Диагностика мышления

Исключение картинки позволяет понять уровень мышления.

Один из способов определить особенности мышления – исключение понятий или картинок.

Человека просят, например, сказать, какое слово лишнее в списке и почему: птица, стол, очки, молоток? Если человек говорит, что птица, потому что она живая, а остальное не живое, то это понятийное мышление. Однако, если человек исключает птицу, потому что она летает, то это уже исключение не по понятийному, а по функциональному признаку, значит у человека более низкий допонятийный уровень развития мышления. Самолёт тоже летает, поэтому более важно, что птица живая, а самолёт, стол, очки и молоток искусственные. Если человек исключает птицу, потому что она имеет перья, а остальные предметы гладкие, то это ещё более низкий уровень мышления: за основу обобщения взят случайный, малозначительный признак. Если человек исключает любой другой предмет по любому признаку, то его мышление тоже не достигло понятийного уровня. Например, можно исключить молоток, потому что им бьют: это функциональное отличие, а не сущностное.

Новые статьи

  • Симон Соловейчик. Последняя книга 12 марта 2023

  • Мотив и стимул 23 февраля 2023

  • Плакат «Базовые эмоции» 23 февраля 2023

  • ❄️ «Снежок» раздражения 03 февраля 2023

  • Квадрат настроения 🟦🟥🟨🟩 24 января 2023

  • Притча о волшебстве детского психолога 20 января 2023

  • Кирилл Карпенко. Записки школьного психолога: для родителей 27 декабря 2022

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо

  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка

  • org/Article»>

    Теория игр Эрика Берна

  • Обращайтесь к человеку по имени

  • Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»

  • Стратегии поведения в конфликте

  • Календарь жизни в неделях

  • Рон Кларк

  • Стили родительского поведения

  • org/Article»>

    Притча о трёх ситах Сократа

  • Психологическая амортизация

  • Светская школа

  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?

  • Успешные переговоры

  • Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»

Концептуальное мышление – определение и примеры

Лидеры, обладающие концептуальным мышлением

Никола Тесла

Никола Тесла является изобретателем электрической системы переменного тока, которая до сих пор широко используется. Подобные новаторские открытия и вклады не происходят, если кто-то не является опытным концептуальным мыслителем.

Теслу помнят как настоящего провидца и человека, который повсюду видел вдохновение.

Нужны доказательства того, что за его работой стояла дальновидная концепция? В 1915 году у него было видение беспроводной связи, которую мы знаем и любим сегодня. Его цитировали: «Когда-нибудь в мировой системе будет, скажем, шесть больших беспроводных телефонных станций, соединяющих всех жителей земли друг с другом не только голосом, но и зрением».

Эта концепция привела к его изобретательским достижениям и новаторскому духу; видение того, как его работа впишется в глобальную концепцию, поддерживало его мотивацию.

Грейс Хоппер

Грейс Хоппер была пионером компьютерного программирования и одним из первых программистов Гарвардского компьютера Mark 1. Она также была адмиралом ВМС США, а это звание и должность не были обычным явлением для женщин в 1940-х годах.

Но Хоппер всегда могла представить себе нечто большее — как для себя, так и для мира. «Адмирал Хоппер предположил, что более широкая аудитория могла бы использовать компьютер, если бы его можно было сделать удобным как для программистов, так и для приложений», — пишет Шэрон Андерсон в статье для журнала информационных технологий Департамента ВМФ.

«За время ее жизни многие из ее предсказаний сбылись, поскольку промышленность построила более мощные и компактные машины и разработала операционные системы и программное обеспечение, которые позволили обычным людям владеть персональным компьютером и управлять им».

Хоппер — еще один прекрасный пример человека, чье концептуальное мышление дало ему энергию, необходимую для выполнения работы, которая в конечном итоге изменит мир.

Элизабет Кэди Стэнтон

Сьюзен Б. Энтони — широко известное и запоминающееся имя в американской истории как активистка женского избирательного движения. Но немногие знают имя Элизабет Кэди Стэнтон, еще одной крупной активистки за права женщин.

Она и Энтони тесно сотрудничали, и было сказано, что Энтони предпочитал организовывать и действовать, в то время как Стэнтон брал на себя все теоретизирование и концептуализацию.

Стэнтон сказал: «Я создал молнии, а Сьюзен стреляет ими».

Они идеально дополняют друг друга; концептуальный мыслитель, сотрудничающий с кем-то, кто любит действовать, может быть неудержим вместе!

Как мыслить концептуально

1) Спросите «почему?»

Прежде чем засучить рукава и добиться прогресса в проекте, выясните его основную причину. Зачем ты это делаешь? Какова цель?

Копание глубже поможет вам связать вашу повседневную работу с более широкой концепцией и теорией.

2) Помните о восприятии.

Концептуальные мыслители гордятся своей способностью мыслить нестандартно и исследовать творческие, казалось бы, неосуществимые идеи.

Это будет трудно сделать, если вы вступаете в каждый разговор или взаимодействие с предвзятыми представлениями. Помните о своих предубеждениях и восприятии и старайтесь сохранять непредвзятость. Это позволит вам теоретизировать без ограничений.

3) Читать (и еще читать).

Чтение и потребление информации — отличный способ расширить свой кругозор, что важно для концептуального мышления.

Развивайте страсть к чтению на любые темы, которые вас интересуют. Чем больше информации вы усвоите, тем лучше вы будете теоретизировать. Если вы ненавидите читать, попробуйте подкасты или вебинары!

4) Проделайте дыры в своих мыслях.

Закончив работу над проектом или задачей, поиграйте с собой в адвоката дьявола. Что, если бы вы сделали это по-другому? Что, если вы сделаете другое предположение?

Пробелы в собственных выводах помогут вам уменьшить масштаб и подумать о своей работе на более концептуальном уровне.

Концептуальное мышление | Психология Вики

Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |

Когнитивная психология:
Внимание ·
Принятие решений ·
Обучение ·
Суждение ·
Объем памяти ·
Мотивация ·
Восприятие ·
Рассуждение ·
Думая  —
Когнитивные процессы
Познание —
Контур
Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В мышлении концептуальное мышление решение проблем или мышление, основанное на когнитивном процессе абстрагирования и концептуализации — это процесс самостоятельного анализа в творческом поиске новых идей или решений, который принимает за отправную точку то, что ни одна из принятые ограничения «сегодняшней реальности» обязательно должны применяться к будущему или формировать его. Таким образом, он не принимает полученную мудрость, статус-кво или инерцию как необходимые детерминанты каждого бита будущего.

Концептуальное мышление может быть ценным аналитическим инструментом или инструментом решения проблем в любой области; например, Environment Canada в примечании к «компетенциям метеорологов» определяет его следующим образом:

Концептуальное мышление — это способность понять ситуацию или проблему путем выявления закономерностей или связей и решения основных проблем. Концептуальное мышление включает в себя интеграцию вопросов и факторов в концептуальную основу. Он включает в себя использование прошлой профессиональной или технической подготовки и опыта, творчества, индуктивных рассуждений и интуитивных процессов, которые приводят к потенциальным решениям или жизнеспособным альтернативам, которые могут быть явно не связаны или легко идентифицируемы.

Концептуальное мышление требует открытости новым способам видения мира и готовности исследовать. Но как только аналитическая работа завершена и появляется новая концепция или карта ума, начинается тяжелая работа по передаче этого нового видения. Концептуальные мыслители, если они хотят добиться успеха, должны понимать, что новые и для многих незнакомые идеи нуждаются в взращивании и поддержке.

В более распространенных терминах его часто называют «латеральным мышлением» (Эдвард де Боно) или «нестандартным мышлением», в обоих случаях термины относятся к сознательному упущению или отказу от общепринятых убеждений или ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *