Асоциальное поведение детей: Асоциальное поведение детей — Советы психолога — Статьи — Каталог статей
«Асоциальное поведение детей. То, что дети — наше будущее, истина банальная. Только вот каким станет это будущее? В современной молодежной среде давно уже угрожающая обстановка, напоминающая тлеющий костер, который, не дай бог, вспыхнет. Такие дети воруют деньги из своего дома или дома друзей, объясняя это тем, что им очень нужно было купить мороженое или новую кассету. Они равнодушны к слезам и увещеваниям матери, легко переносят гнев отца, дают обещания исправиться только для того, чтобы тут же нарушить их. Очень характерна для таких детей бесконечная, накручивающаяся одна на другую ложь. Среди расстройств поведения специалисты выделяют 3 группы асоциального поведения. 1. Двойное поведение (дома хороший, в обществе плохой и наоборот) 2. Асоциальное поведение в коллективе. 3. Агрессивное поведение. 1. Жестокость по отношению к ребёнку: 2.Равнодушие в семье: 3.Вседозволенность в семье: Что характерно для ребенка с высоким риском по диагнозу «нарушения поведения»? 1. Уважать и принимать личность ребенка. 2. В семье ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и справедливую защиту взрослых. ЛЮБИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ! |
Асоциальное поведение: как реагировать родителям
Бунт тела
«Разобранный» мозг
Освоение социальных связей
Задача возраста — освоение сложных социальных связей, знакомство на практике с такими явлениями, как групповая иерархия, групповое давление, место в группе.
Сложные реакции
- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
- неуемная жажда деятельности может смениться апатией;
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях чередуется с ранимостью и неуверенностью в себе;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость не исключает жестокости;
- потребность в общении борется с желанием уединиться.
Факторы риска
- Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность.
- Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в том числе. связанного с насилием в семье: зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания (например, из-за ранней беременности, серьезного проступка), страх последствий неуспеха в какой-то деятельности (например, провала на экзаменах).
- Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
- Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде».
- Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.
Формы асоциального поведения
- грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя об этом в известность;
- лжет;
- требует денег;
- становится зависимым от алкоголя;
- перестает общаться с родителями и не реагирует на требования и просьбы;
- не справляется со школьной программой из-за прогулов, несделанной домашней работы.
Что делать?
- Информировать ребенка и повышать его психологическую грамотность относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей. Учить ребенка справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты.
- Слушать и слышать ребенка, рассказывать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку (использование приема «воспитание метафорой». Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком — это общение с ним на языке метафор).
- Признавать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких.
- Помогать ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Занять ребенка в различных секциях, отдать ребенка в спорт или творческую группу. Нужно направить его интересы и энергию в положительное русло.
- Не злоупотреблять наказаниями и запретами. Использовать конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Разговаривать и объясняться с ребенком, но не ставить условий, не требовать идеального поведения.
- Развивать познавательный интерес ребенка. Вовлекать детей в разные виды деятельности.
- Находить сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать.Замечать даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически. Комплексно вводить изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.
Полезные ресурсы
Текст:
Анна Демина
Асоциальное поведение подростка: как реагировать?
Подростковый возраст полон сюрпризов и неожиданностей. Это связано с несовпадением желаний и возможностей: ребенок уже хочет быть взрослым, но еще не имеет для этого ресурса. Нередко бывает, что спокойные дети вдруг начинают совершать асоциальные поступки. Что толкает подростков на такое поведение и как на это реагировать родителям?
В психологии поведение, при котором игнорируются или нарушаются общепринятые нормы, наносится вред и самому подростку, и обществу, и имуществу, называют асоциальным. Или девиантным. Что же принято считать девиантным поведением?
- Рискованное поведение
Оно может быть вызвано желанием выделиться, внутрисемейными конфликтами, личными и возрастными особенностями, а также неэффективностью досуговой системы. К рискованному поведению можно отнести:
- Руфинг – передвижение по высотным точкам зданий
- Сталкинг – исследование заброшенных или недостроенных зданий
- Опасное селфи – фото, сделанное с риском для жизни, например, на краю крыши или с огнестрельным оружием в руках
- Диггерство – исследование подземных коммуникаций
- Зацепинг – проезд на крыше поезда или между вагонами
- Агрессивное поведение
Стоит отметить, что повышенная агрессивность типична для детского и подросткового возраста. Чаще всего она формируется у детей, имеющих трудности личностного и социального характера. Нередко агрессоры в свое время были жертвами, а сейчас повторяют действия своих обидчиков —получается замкнутый круг. Что считается агрессивным поведением?
- Драки, удары, шлепки
- Насмешки
- Жестокие розыгрыши
- Коллективное игнорирование
- Распространение слухов
- Угрозы
- Зависимое поведение
Зависимостей существует огромное количество, и все они делятся на химические (алкоголь, никотин, наркотики) и процессные (Интернет-зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость).
Формирование зависимости – процесс, на который влияет множество факторов:
- семейная ситуация
- низкая самооценка
- низкая мотивация к обучению
- плохие отношения со сверстниками
- Суицидальное поведение
Это одно из проявлений асоциального поведения, которое в современном мире вызывает наибольшие опасения. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимая группа – подростки и молодежь от 15 до 19 лет. Причиной самоповреждения и суицидального поведения могут быть:
- любые тяжело переживаемые ситуации для подростков,
- несчастная любовь,
- ссора со значимым сверстником или взрослым человеком,
- случай суицида в окружении (даже если это был солист любимой группы),
- неуспехи в учебе,
- конфликты внутри семьи;
- травля в школе
- Делинквентное поведение
Делинквентное поведение – это смесь всего, перечисленного ранее, с непосредственным нарушением законодательства (речь идет не об уголовной ответственности). Что является делинквентным поведением?
- Воровство, кражи
- Мошенничество
- Вымогательство
- Вандализм, порча имущества
- Поджоги
- Драки
- Хулиганство
- Буллинг
- Жестокое обращение с животными
Всё это – крик подростка о помощи. Отклоняющееся от нормы поведение – это всегда признак того, что подросток не справляется самостоятельно с тем, что происходит внутри него.
Факторы, которые влияют на формирование асоциального поведения, не меняются в зависимости от вида девиации:
— потребность в общении (а для подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстниками – это ведущая деятельность)
— личностные особенности, например, неадекватно заниженная самооценка или патологическая тяга к риску,
— неудовлетворенная потребность во внимании и принятии.
Но в первую очередь, конечно, это семейное неблагополучие, причем совершенно не обязательно в том виде, в котором мы привыкли его себе представлять. Для подростка достаточно отрицательной оценки родителей или непонимания ими его интересов.
Семейная ситуация всегда очень сильно влияет на формирование отклоняющегося поведения. Главный фактор риска здесь – вседозволенность или, наоборот, слишком строгие ограничения ребенка внутри семьи, непоследовательность родительских требований, насилие в семье (в том числе, эмоциональное). Родитель – главный взрослый в жизни ребенка, авторитет, дающий направление для развития.
Если родитель видит, что с ребенком что-то происходит, что он «отбился от рук», попал в «плохую компанию» и начал совершать асоциальные поступки, медлить нельзя. Необходимо обращаться за помощью к психологу, чья специальность – работа с подростками. Надо быть готовым к тому, что работа, скорее всего, будет проводиться комплексная – и с ребенком, и с семьей, потому что поведение подростка – это иллюстрация проблем его семьи. Асоциальное поведение ребенка совершенно не значит, что он растет в плохой семье, что родители не выполняют в должной мере свои родительские обязанности, но это показатель того, что нужно что-то изменить.
Как реагировать?
Как реагировать родителю, чей ребенок совершает поступки, отклоняющиеся от норм? В первую очередь, отказаться от оценки ребенка. Можно оценивать его поступки, его слова, но не его личность. Он ваш ребенок, он остается хорошим, несмотря на поступок, который совершил. И этим поступком он просит о помощи.
Первый родительский порыв обычно бывает в духе «Наказать! Запретить!», но это не совсем правильная позиция. Конечно, можно и наказать, и запретить, но это лишь усугубит и без того страдающие детско-родительские отношения. Наказание в подростковом возрасте – не лучшая стратегия, потому что вызывает еще больший протест и отторжение у тинейджера. Это тот возраст, когда проблемы можно решить только путем конструктивного диалога.
Запрет на асоциальную деятельность, скорее всего, не принесет плодов. Во-первых, подросток и раньше догадывался, что так делать нельзя, но все равно делал, а во-вторых, особенность девиантного поведения – это смена одного его вида на другой. Например, подросток был зацепером, родители ему это запретили, он послушался и начал выпивать. Родители узнали, запретили, и он вместо употребления алкоголя начал драться с ровесниками. И так далее. Эта цепочка может длиться до бесконечности, пока не будет устранена главная проблема, та самая причина, по которой подросток так себя ведет. Поэтому запреты не решат проблемы.
Асоциальное поведение в подростковом возрасте – не редкость, но и не норма. Конечно, возрастные особенности накладывают свой отпечаток на поведение тинейджеров, и во многом именно они влияют на формирование девиантного поведения, но, несмотря на это, подобную проблему нужно срочно решать вместе с квалифицированным специалистом. До обращения к психологу задача родителя – постараться выйти на конструктивный диалог с ребенком, избегать обесценивания, стараться свести к минимуму конфликты, не выносить проблемы на публику. Конечно, подросток не горит желанием идти к психологу, ведь он уверен, что с ним все хорошо. Но сделать это необходимо. И в первую очередь к специалисту нужно идти родителям. Поведение подростка будет меняться, когда родители будут менять что-то в своем поведении.
Zen.yandex.ru
Асоциальное поведение детей
Определение 1
В современной научной психологической литературе под феноменом асоциального поведения понимают огромный спектр, совокупность поведенческих стратегий, нарушающих социальные нормы, противоречащих правилам человеческого общежития, социально принятым и одобряемым стереотипам поведения.
Асоциальным называется поведение, нарушающее как закрепленные на законодательном уровне уголовные, административные и пр. нормы, так и нормы, зафиксированные в структуре традиций, обычаев.
Причины асоциального поведения детей
Причины асоциального поведения ребенка кроются в особенностях его взаимосвязей, специфике системы взаимодействий с окружающей социально-природной средой, с самим собой. Формирование деструктивных форм поведения, таким образом, выступает результатом стечения, негативного влияния совокупности случайных и врожденных факторов социализации личности.
Среди причин формирования анормальных поведенческих стратегий выделяют наследственность, влияние окружающей среды, особенности воспитания ребенка, проявления его социальной активности и пр. Вся совокупность факторов, способствующих формированию асоциальных поведенческих стратегий, может быть представлена следующими группами:
- биологические факторы выражаются в физиологических особенностях ребенка, функционировании жизненно важных систем организма, в первую очередь, нервной системы.
- врожденные психологические факторы находят свое отражение в особенностях темперамента, личностных характеристиках, качествах и свойствах, включая повышенную внушаемость, неадекватность навыков рефлексии, саморефлексии, оценивания действий окружающих, проявлениях эмоционально-волевой сферы и пр.
- социальные факторы находят свое отражение в специфике взаимодействия с социумом.
Роль семьи в процессе формирования асоциальных форм поведения ребенка
Семья играет огромную роль в процессе развития личности ребёнка, формирования его поведенческих паттернов, системы аксиологических модусов и пр. В семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, неблагополучной асоциальной атмосферой риск формирования асоциальных форм поведения существенно возрастает. В результате отсутствия интересов к потребностям ребенка со стороны родителей он стремится найти эмоциональный отклик в отношениях с другими, в других видах деятельности, вследствие чего у него могут возникнуть нежелательные потребности, интересы.
Авторитарность, чрезмерное доминирование родителей также выступает одним из факторов формирования асоциальных форм поведения. Кроме того, ярко выраженный диктат матери может стать причиной возникновения у ребенка со слабой нервной системой нервно-психических заболеваний, привести к невосполнимым дефектам в развитии эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии по отношению к окружающим, проявлениям агрессии и пр.
Фактором, повышающим риск формирования форм асоциального поведения, может также выступать система поощрений и наказаний, практикуемая в рамках семьи.
Замечание 1
Следует отметить, что в отдельных случаях даже внешне благополучные семьи в ситуации нарушения межличностных внутрисемейных отношений быстро превращаются в неблагополучные, в результате чего страдает не только воспитуемый ребенок, но и социум в целом. Другими словами, осуществляется переход личностной внутрисемейной проблемы в социальную.
Причины, обуславливающие семейное неблагополучие
Все факторы, которые приводят к семейному неблагополучию, могут быть условно разделены на следующие группы:
- социально-экономические;
- социально-политические;
- медико-психологические;
- психолого-педагогические.
Таким образом, формирование ассоциативного поведения ребенка во многом обусловлено влиянием семьи, отсутствием адекватных внутрисемейных взаимоотношений, взаимодействий, что приводит к формированию семейного неблагополучия, наносит вред как воспитуемому ребенку, так и социуму в целом.
Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей
Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще и дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По данным исследований, в том числе и наших, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.
Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где присутствуют постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, — дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, боится темноты; ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства — от младенчества до взрослости — психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.
Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные процедуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми.
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния — психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье. Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там находятся их родители!
Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такой средой, но не их самих.
Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны.
У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же, как у них отобрали детей. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение: не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления — оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близкие люди — родители. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов — сделать все, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
Сегодня много говорят об открытии института приемных семей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребенка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок проживает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это, во многом, может изменить и саму неблагополучную семью, и отношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвращение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью — самый хороший результат работы учреждений социально-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.
Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое по-казывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уверенности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий — очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность.
Возврат к списку
Порождает ли насилие в видеоиграх асоциальное поведение детей
Изобилие компьютерных и мобильных игр со сценами насилия беспокоит многих родителей. Они считают, что злоупотребление шутерами может сделать ребенка склонным к насилию. Так ли это на самом деле?
Считается, что жестокие игры могут порождать асоциальное поведение детей. Так ли это на самом деле и могут ли дети ощущать себя в игре, находясь в реальности?
Родители всегда беспокоятся за своих детей, даже если все их опасения беспочвенны. Боясь за психику своих детей, многие взрослые не дают им играть в шутеры и другие «жестокие» игры. Свои действия они мотивируют тем, что вид насилия в компьютерной игре может пошатнуть психику ребенка, из-за чего он затем перестанет отличать игру от реальности и может стать опасным для окружающих.
Однако, исследования показали, что такое мнение — не более чем заблуждение. Ученые называют это «иммерсивной ошибкой». То есть идея о том, что игроки считают свой виртуальный мир реалистичнее настоящего и действительно верят в то, что живут в компьютерной вселенной — ложь. На самом деле игроки полностью осознают искусственность мира, в котором находятся, сидя за компьютерным столом. Более того, именно это делает игры такими увлекательными.
В результате исследования, проведенного на 3000 человек, авторы показали, что нет никаких оснований полагать, что поведение игроков в видеоиграх с насилием заставит их изменить свое поведение в реальности и стать более жестокими. В одном из экспериментов ученые проверяли, как влияет реалистичность поведения противников в шутере на психику игроков. Исследователи не смогли обнаружить никаких отличий между группами игроков с различной реалистичностью поведения персонажей.
Игроки полностью осознают, что они находятся в вымышленном мире, и что в нем возможны вещи, неосуществимые в реальности. Отчасти это обеспечивается за счет смены точек зрения: например, в один момент игрок может «погрузиться» в одного персонажа, но затем переносится в тело другого. Эта особенность многих игр не создает ощущения реальности происходящего и даже после нескольких часов игры психически здоровый человек не сможет спутать два мира.
По материалам The Conversation.
©
Популярная Механика
Причины и признаки асоциального поведения — Блог Викиум
На поведение человека влияют общепринятые нормы, которые подтверждены морально и нравственно. Если по каким-то причинам личность их намеренно нарушает, это имеет свое определение — асоциальное поведение. Его способны проявлять абсолютно все, независимо от образования, возраста и материального достатка. В этой статье вы узнаете, что значит асоциальный человек, каковы причины такого поведения и методы борьбы.
Виды асоциального поведения
Следуя Википедии, в области психологии выделяют 4 основных вида асоциальных поступков:
- противозаконные характеризуются нарушением норм в области права;
- аморальное поведение подразумевает нарушение нравственности и морали;
- аддитивное проявление заключается в зависимости, позволяющей уйти от реальности;
- преступное выражается в совершении действий, которые являются уголовно наказуемыми.
Противозаконные действия могут заключаться в мелких кражах, угонах, а также оскорблении людей. За такие поступки человек не несет уголовной ответственности, но он является потенциальным преступником. Аморальные поступки часто осуждаются общественностью, хоть и не несут в себе прямой угрозы. Антисоциальное поведение подразумевает беспорядочные половые связи, попрошайничество и бродяжничество.
Признаки асоциального поведения у детей
У ребенка дошкольного возраста антисоциальное поведение характеризуется агрессией, а также неумением нормально контактировать с другими людьми. Дети школьного возраста отличаются непослушанием. Основными причинами таких расстройств могут быть:
- Наследственная предрасположенность.
- Неправильные действия родителей при воспитании.
- Психологические факторы, которые могут сформироваться за счет неправильного воспитания или медицинских патологий.
- Материальное и социальное неравенство.
Когда проблема игнорируется родителями, это приводит к девиантному поведению, а в дальнейшем — к деликвентному.
Проявления в подростковом возрасте
Чаще всего к асоциальности склонны подростки, поведение которых не поддавалось коррекции в младшем возрасте. Часто такая молодежь гордится своим антиобщественным поведением и безнаказанностью со стороны родителей и преподавателей. Для них характерными являются создание хулиганских групп, пристрастие к алкоголю, сигаретам и наркотикам.
Бывают случаи, когда вести себя подобным образом начинают подростки из благополучных семей. На такое поведение влияют следующие факторы:
- деградация личности из-за плохого примера родителей;
- влияние современных субкультур;
- желание самоутвердиться;
- физические проблемы из-за перенесенной болезни.
Профилактика
Основными профилактическими действиями являются правильные примеры, хорошее воспитание и удовлетворение потребностей ребенка, включая и эмоциональные. В данном случае нужно быть настроенным на формирование просоциального поведения. Кроме того, ребенку необходимо помогать развивать мозг, когнитивные функции и интеллектуальные способности. Делать это можно с помощью тренажеров Викиум.
Расстройство поведения у детей | Everyday Health
Антисоциальное расстройство личности (ASPD) — психологическое состояние, характеризующееся отсутствием сочувствия, безжалостным пренебрежением и нарушением прав других людей — диагностируется только у людей 18 лет и старше.
Симптомы ASPD начинаются в детстве или подростковом возрасте, но когда у детей проявляются серьезные признаки антиобщественного поведения, у них вместо этого диагностируется расстройство поведения. Хотя не у всех детей с расстройством поведения в конечном итоге развивается антисоциальное расстройство личности, «все взрослые с ASPD впервые проявляют признаки психопатии в детстве», — объясняет Калина Дж.Михальска, доктор философии, доцент кафедры психиатрии Калифорнийского университета в Риверсайде, изучающая детей с этой проблемой.
Тем не менее, расстройство поведения (БП) трудно определить количественно, и его причины трудно определить. (1) «Расстройство возникает из-за плохо изученного взаимодействия нейробиологических, генетических, экологических и социальных факторов развития, а также неблагоприятного детского опыта, который может негативно повлиять на способность растущего ребенка к сочувствию и нравственному развитию», — говорит Джеймс Б. .Маккарти, доктор философии, профессор психологии Университета Пейс в Нью-Йорке.
По оценкам исследователей, от расстройства поведения в Соединенных Штатах страдают от 2 до 10 процентов населения, причем чаще среди мальчиков. (2,3) В то время как некоторые дети с расстройством поведения продолжают развивать ASPD во взрослом возрасте — может быть, в диапазоне от 30 до 40 процентов, — говорит доктор Михальска, — большинство из них этого не делают.
Каковы признаки расстройства поведения?
Критерии, которые эксперты используют для определения того, есть ли у ребенка или подростка расстройство поведения, попадают в следующие категории.По словам Михальски, для постановки диагноза ребенок должен демонстрировать несколько из этих поведений в течение предыдущего года, по крайней мере, одно в течение последних шести месяцев. «Когда мы видим детей с более чем тремя из этих типов поведения, это действительно большой красный флаг».
- Агрессия по отношению к людям и животным Это включает запугивание, угрозы или попытки запугать других, принуждение к сексуальной активности, начало физической драки и использование оружия. Жестокое обращение с животными, отмечает Михальска, не означает « » «нормальное» поведение, такое как разрезание дождевого червя пополам, чтобы посмотреть, как он работает.«Это действительно беспокоит, например, отрезать котенку хвост», — говорит она.
- Уничтожение имущества Ребенок умышленно ломает или повреждает чужое имущество или намеренно поджигает — не для развлечения (например, костер), а для причинения вреда.
- Обман, ложь и воровство Врывание в дом, здание или машину; лгать, чтобы избежать неприятностей или обязательств; кража в магазине
- Серьезные нарушения правил Сюда входят такие действия, как ночное пребывание без разрешения или вопреки желанию родителей, неоднократные побеги и прогулы в школе, выходящие за рамки периодических пропусков уроков.
В последнее издание «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам » (DSM-5) был добавлен дополнительный «спецификатор», чтобы сделать диагностику БК более ясной. «Это« расстройство поведения с ограниченными просоциальными эмоциями », — объясняет Михальска, определяемое как проявление отсутствия раскаяния или вины; бездушие и отсутствие заботы; и неглубокий аффект.
«Когда у вас ограниченные просоциальные эмоции, вы можете увидеть, как ребенок начинает драку или причиняет боль животному, не заботясь о последствиях своих действий, не испытывая угрызений совести.«Это помогает отделить детей с более серьезными или трудноизлечимыми CD от тех, кто, скажем, демонстрирует плохое поведение, потому что не может контролировать себя, но потом очень расстраивается из-за этого, — объясняет Михальска.
Как лечится расстройство поведения у детей?
«Самым важным фактором в лечении детей с расстройствами поведения является участие всей семьи», — говорит доктор Маккарти. «Если родители и другие важные взрослые личности эмоционально присутствуют, заботятся, ответственны и обладают должным авторитетом, и если они служат образцом для подражания для демонстрации чувствительности, сострадания и морального поведения», возможны положительные результаты лечения.
Но это непросто, отчасти потому, что многие дети с этим и родственными ему расстройствами часто живут в такой семейной среде, которая работает против их проблем или усугубляет их, добавляет он.
Вот подходы к лечению CD:
- Что не работает: наказание Дети с расстройством поведения, как правило, нечувствительны к наказаниям; это просто неэффективно, потому что им может не хватать способности раскаяться, — говорит Михальска.
- Что подойдет: m ультрасистемная терапия Это интенсивное лечение, требующее сотрудничества всей семьи. Обычно это вовлекает терапевтов, работающих в тесном сотрудничестве с ребенком и семьей, чтобы изменить проблемные аспекты окружающей ребенка среды, такие как хаос и дезорганизация. «Мы можем взглянуть на определенные аспекты окружающей среды и попытаться заменить их более подходящими», — говорит Михалска. Ряд исследований показали, что это может быть эффективным.(4)
- Что может работать: : лекарство «Иногда стимулирующие препараты, например, для лечения СДВГ, выглядят так, как будто они эффективны», — говорит Михалска, но это может быть связано с тем, что СДВГ часто сопутствует БК. Примерно от 16 до 20 процентов детей с расстройством поведения также страдают СДВГ. (2)
Когда беспокоиться о нарушении поведения
Какими бы серьезными и пугающими не были признаки и симптомы БК, важно помнить, что многие дети просто вырастают из такого поведения.Но все же есть повод для беспокойства, говорит Михальска, особенно если наиболее серьезные симптомы возникают у детей в возрасте до 7 или 8 лет, поскольку это может указывать на неизлечимость. «Если вы видите признаки CD в раннем детстве, это обычно приводит к более хроническим, более стойким и долгосрочным проблемам», — говорит она.
Если родители или другие взрослые видят причину для беспокойства по поводу того, что дети ведут себя так. первый и самый важный шаг », — говорит Маккарти.
Игра детей может выявить риск антиобщественного поведения
Поделиться
Артикул
Вы можете поделиться этой статьей в соответствии с международной лицензией Attribution 4.0.
Определенные черты игры маленьких детей могут сигнализировать об агрессивном и антиобщественном поведении в будущем, сообщают исследователи.
Раннее проявление черство-бесэмоционального поведения, такого как невиновность и отсутствие сочувствия, предсказывает риск развития у ребенка стойкого антисоциального поведения и агрессии в более позднем возрасте, говорят исследователи.
Но как определить раннее поведение CU у малышей? В новом исследовании исследователи изучали раннее развитие CU-поведения, наблюдая, как сотни маленьких детей играют в игры в социальном контексте. Они обнаружили, что бесстрашие и низкий интерес к социальным связям могут быть предупреждающими знаками о том, что поведение CU может быть впереди.
Взгляд на игру для выявления рисков антиобщественного поведения
Участники исследования — 227 пар близнецов из проекта близнецов Бостонского университета — совершили два посещения лаборатории в возрасте 3 лет и снова в возрасте 5 лет. Во время каждой сессии исследователи наблюдали, как малыши выполняют различные задания, в том числе сортировка бусинок и игра со всплывающими змейками, общение с их родителями и научными сотрудниками.
Исследователи закодировали и наблюдали, в какой степени дети демонстрируют поведенческий страх в социальных ситуациях и их желание взаимодействовать с окружающими их людьми.
Дети, которые демонстрировали менее пугающее поведение и низкий интерес к социальному взаимодействию в первом сеансе, с большей вероятностью демонстрировали CU-поведение (невиновность и отсутствие сочувствия) во время второго сеанса, как выяснили исследователи.
Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, исследователи также обнаружили, что дети с наивысшим уровнем CU-поведения также имеют тенденцию испытывать более суровое воспитание — возможно, потому, что эти дети не реагируют на наказание так же, как дети без CU-черт, говорят исследователи. .
«Вы можете представить себе сценарий, в котором родитель просит ребенка что-то сделать, ребенок отвечает« нет »и ведет себя вызывающе и агрессивно, родитель встречает это с большей агрессией и неповиновением, и это просто выходит из-под контроля», — говорит Николас Вагнер, доцент кафедры психологии и науки о мозге Бостонского университета.
Наказания, как правило, менее эффективны для бесстрашных детей, добавляет он: «Нет страха перед наказанием [и оно] с меньшей вероятностью изменит их поведение».
Сосредоточение внимания на поощрении желаемого поведения может быть более эффективным для детей с чертами CU, говорит Вагнер.С этой целью он рекомендует обучать родителей тому, как продвигать свою принадлежность.
Обсуждение эмоций со своими детьми, поощрение зрительного контакта и привлечение внимания к мыслям и чувствам других может помочь родителям способствовать развитию ценных навыков межличностного общения.
«Когда дело доходит до вмешательства, это определенно не универсальный подход, и именно для этого этот тип работы полезен», — говорит он.
Что могут делать родители
Вагнер и соавтор Кимберли Саудино продолжили свои исследования ранних факторов риска, лежащих в основе поведения CU, во втором исследовании, опубликованном в журнале Journal of Child Psychology and Psychiatry , в котором изучалась подражание как форма социальной связи у малышей с чертами CU.По словам Вагнера и Саудино, ключевым преимуществом обоих исследований является то, что они включали прямое наблюдение за поведением, а не полагались на отчеты и анкеты родителей.
«Многие исследования в моей области основывались на родительских оценках как поведения детей, так и проблем с поведением детей», — говорит Саудино, профессор психологии и наук о мозге. «Что мы пытались сделать в обоих этих исследованиях, так это использовать широкий спектр лабораторных объективных измерений поведения, на которое мы изучаем».
Чтобы понаблюдать за имитацией, исследователи продемонстрировали задачу, например, протолкнуть взломщик через трубку, говоря: «патт, патт, патт!» Затем они попросили малышей выполнить то же задание, чтобы посмотреть, будут ли они имитировать только инструментальные действия, такие как толкание взломщика, или же они будут имитировать произвольные действия — «удар, удар, удар!» — тоже.
Они обнаружили, что дети с большим количеством черт CU имитировали инструментальные действия, необходимые для выполнения задания, но, как правило, пропускали произвольные.
«Одна из основных причин, по которой дети имитируют произвольные [действия], — это установление социальных связей», — говорит Вагнер. Тем не менее, по его словам, дети, подверженные риску развития признаков КЯ, «по-видимому, менее озабочены установлением социальных связей с окружающими их людьми».
Тем не менее, если ваш ребенок время от времени проявляет антиобщественное поведение, не отчаивайтесь.Вместо этого обращайте внимание на повторяющиеся модели и свидетельства стойких черт характера, а не на отдельные формы поведения.
Чтобы снизить риск КН, родители могут придумывать глупые игры или вести себя глупо со своими детьми. Подкрепление поведения, которое они хотят видеть, например смеха, когда их дети ведут себя игриво, также может способствовать развитию социального поведения.
«В обоих этих исследованиях наша цель не напугать людей», — говорит Вагнер. «Если в одной ситуации ребенок не может имитировать что-то произвольное или не выглядит таким напуганным, как должен быть в определенных условиях, это не обязательно должно вызывать тревогу.”
Исследование опубликовано в Психологическая медицина
Национальный институт психического здоровья и Национальный институт здоровья ребенка и человеческого развития Юнис Кеннеди Шрайвер финансировали работу.
Источник: Бостонский университет
Как дети играют с другими, могут выявить риск антиобщественного поведения | Грань
Вы когда-нибудь задумывались, может ли поведение вашего ребенка показать, как его личность может развиваться в будущем? И указывает ли их кажущееся отсутствие раскаяния из-за того, что на кофейном столике нацарапал шарпи, что-то более зловещее?
Психологи Бостонского университета Николас Вагнер и Кимберли Саудино говорят, что раннее проявление бессердечного и бесчувственного поведения, такого как невиновность и отсутствие сочувствия, предсказывает риск развития у ребенка стойкого антисоциального поведения и агрессии в дальнейшей жизни.Но как определить раннее поведение CU у малышей? В исследовании, опубликованном в Psychological Medicine , они изучали раннее развитие CU-поведения, наблюдая, как сотни маленьких детей играют в игры в социальном контексте, и обнаружили, что бесстрашие и низкий интерес к социальным связям могут быть предупреждающими признаками того, что CU-поведение может лгать. предстоящий.
Участников исследования — 227 пар близнецов из проекта близнецов Бостонского университета — попросили дважды посетить лабораторию, один раз в возрасте 3 лет, а второй — в возрасте 5 лет.Во время каждого сеанса исследователи наблюдали, как малыши занимаются различными задачами, включая сортировку бусинок и игру со всплывающими змейками, при этом общаясь со своими родителями и помощниками исследователей. Степень, в которой дети демонстрируют поведенческий страх в социальных ситуациях и их желание взаимодействовать с окружающими их людьми, была закодирована и наблюдалась исследовательской группой Вагнера и Саудино.
Их выводы? Дети, которые демонстрировали менее пугающее поведение и низкий интерес к социальному взаимодействию в первом сеансе, с большей вероятностью демонстрировали CU-поведение (невиновность и отсутствие сочувствия) во время второго сеанса.Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, они также обнаружили, что дети с наивысшим уровнем УП поведения также имеют тенденцию испытывать более суровое воспитание — возможно, потому, что эти дети не реагируют на наказание так же, как дети без черт УР, говорят исследователи.
«Вы можете представить сценарий, в котором родитель просит ребенка что-то сделать, ребенок отвечает« нет »и ведет себя вызывающе и агрессивно, родитель встречает это с большей агрессией и неповиновением, и это просто выходит из-под контроля», — говорит Вагнер. , доцент кафедры психологии и наук о мозге колледжа искусств и наук.Наказания, как правило, менее эффективны для бесстрашных детей, добавляет он: «Нет страха перед наказанием [и меньше шансов изменить их поведение».
Сосредоточение внимания на поощрении желаемого поведения может быть более эффективным для детей с чертами CU, говорит Вагнер. С этой целью он рекомендует обучать родителей тому, как продвигать свою принадлежность. Обсуждая эмоции со своими детьми, поощряя зрительный контакт и привлекая внимание к мыслям и чувствам других, родители могут способствовать развитию ценных навыков межличностного общения.«Когда дело доходит до вмешательства, это определенно не универсальный подход, и именно для этого этот тип работы полезен», — говорит он.
Вагнер и Саудино продолжили свои исследования ранних факторов риска, лежащих в основе поведения КЯ, во втором исследовании, опубликованном в журнале Journal of Child Psychology and Psychiatry , в котором изучается подражание как форма социальной связи у малышей с чертами КЯ. По словам Вагнера и Саудино, ключевым преимуществом обоих исследований является то, что они включали прямое наблюдение за поведением, а не полагались на отчеты и анкеты родителей.
«Многие исследования в моей области основывались на родительских оценках как поведения детей, так и проблем с поведением детей», — говорит Саудино, профессор психологии и наук о мозге из Колледжа искусств и наук BU. «Что мы пытались сделать в обоих этих исследованиях, так это использовать широкий спектр лабораторных объективных измерений поведения, на которое мы изучаем».
Для наблюдения за имитацией экспериментаторы продемонстрировали задачу, например, протолкнуть взломщик через трубку, говоря: «пат, пат, удар!» Затем они попросили малышей выполнить то же задание, чтобы увидеть, будут ли они имитировать только инструментальные действия, такие как толкание взломщика, или же они будут имитировать произвольные действия — «удар, удар, удар!».Они обнаружили, что дети с большим количеством черт CU имитировали инструментальные действия, необходимые для выполнения задания, но, как правило, пропускали произвольные.
«Одна из основных причин, по которой дети имитируют произвольные [действия], — это установление социальных связей», — говорит Вагнер. Тем не менее, по его словам, дети, подверженные риску развития признаков КЯ, «по-видимому, менее озабочены установлением социальных связей с окружающими их людьми».
Тем не менее, если ваш ребенок время от времени проявляет антиобщественное поведение, не отчаивайтесь.Вместо этого обращайте внимание на повторяющиеся модели и свидетельства стойких черт характера, а не на отдельные формы поведения. Родители могут снизить риск КН, придумывая глупые игры или ведя себя глупо со своими детьми. Подкрепление поведения, которое они хотят видеть, например смеха, когда их дети ведут себя игриво, также может способствовать развитию социального поведения.
«Наша цель в обоих этих исследованиях — не пугать людей», — подчеркивает Вагнер. «Если в одной ситуации ребенок не может имитировать что-то произвольное или не выглядит таким напуганным, как должен быть в определенных условиях, это не обязательно должно вызывать тревогу.”
Эта работа была поддержана Национальным институтом психического здоровья и Национальным институтом детского здоровья и развития человека Юнис Кеннеди Шрайвер.
Изучите связанные темы:
Как воспитание влияет на антисоциальное поведение детей — ScienceDaily
Меньшая родительская теплота и большая резкость в домашней среде влияют на то, насколько агрессивными становятся дети и не хватает ли им сочувствия и морального компаса, набора характеристик, известных как бессердечие-бесстрастие (CU) черты характера, согласно данным, полученным в Пенсильванском, Мичиганском и Мичиганском университетах.Работа была опубликована в журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии .
В исследовании 227 пар идентичных близнецов, проведенном психологом из Пенсильвании Ребеккой Уоллер, группа исследователей проанализировала небольшие различия в родительских отношениях, которые испытывал каждый из близнецов, чтобы определить, предсказывают ли эти различия вероятность возникновения антисоциального поведения. Они узнали, что близнец, который испытал более строгое или более жестокое обращение и менее эмоциональную теплоту со стороны родителей, имел больше шансов проявить агрессию и черты CU.
«Некоторые из ранних работ по черствым и бесчувственным чертам были сосредоточены на их биологических основах, таких как генетика и мозг, аргументируя это тем, что эти черты развиваются независимо от того, что происходит в окружающей среде ребенка, что воспитание детей не имеет значения», — говорит Уоллер, доцент кафедры психологии Пенсильвании. «Мы чувствовали, что должно быть что-то, что мы могли бы изменить в окружающей среде, что могло бы помешать восприимчивому ребенку пойти по пути более серьезного антиобщественного поведения.«
Эта работа является последней в серии исследований Уоллера и его коллег, в которых используются наблюдения для оценки различных аспектов воспитания детей. Первоначальное исследование, в котором учитывались биологические родитель и ребенок, подтвердило, что родительская теплота играет значительную роль в том, материализуются ли черты CU.
Последующее исследование усыновления родителей и детей, не имеющих биологического родства, дало стабильные результаты. «Мы не можем винить в этом генетику, потому что у этих детей нет общих генов со своими родителями», — говорит Уоллер.«Но это все же не исключало возможность того, что что-то в генетических характеристиках ребенка вызывало определенные реакции со стороны приемного родителя». Другими словами, теплому и позитивному родителю может быть трудно поддерживать такое поведение, если ребенок никогда не отвечает взаимностью.
Зная это, Уоллер и психолог из Мичиганского университета Люк Хайд объединились с С. Александрой Берт, содиректором Реестра близнецов Мичиганского государственного университета. Используя 6-11-летних участников большого продолжающегося исследования близнецов, которым руководит Берт, команда обратила свое внимание на однояйцевых близнецов.
Для 454 детей (227 однояйцевых близнецов) родители заполнили анкету из 50 вопросов о домашней обстановке. Они также установили свои уровни резкости и теплоты, оценив 24 утверждения, такие как «Я часто теряю самообладание с моим ребенком» и «Мой ребенок знает, что я люблю его / ее». Исследователи оценили поведение ребенка, попросив мать сообщить о 35 чертах, связанных с агрессией, и чертах CU.
«Исследование убедительно показывает, что воспитание детей — и не только гены — способствуют развитию рискованных черство-бесстрастных черт», — говорит Хайд, доцент факультета психологии штата Мичиган.«Поскольку однояйцевые близнецы имеют одинаковую ДНК, мы можем быть более уверены в том, что различия в воспитании близнецов влияют на развитие этих черт».
По словам Уоллера, потенциальный следующий шаг — превратить эти результаты в полезные меры для семей, пытающихся предотвратить развитие у ребенка таких черт или улучшить уже начавшееся тревожное поведение.
«С реальной точки зрения создание практических мер вмешательства, которые действительно могут изменить поведение в разных типах семей, сложно», — говорит Уоллер.«Но эти результаты показывают, что небольшие различия в том, как родители заботятся о своих детях, имеют значение. Сейчас мы сосредоточены на адаптации уже успешных родительских программ, чтобы они включали в себя конкретные вмешательства, ориентированные также на черствость и бесчувственность».
Хотя вмешательство с родителями может быть успешным, Хайд и его коллеги подчеркивают, что работа не обвиняет родителей в УП или агрессивном поведении их ребенка. «Наша предыдущая работа с приемными детьми также показала, что гены имеют значение, и, следовательно, здесь есть и другие вопросы», — говорит он.«Некоторым детям может быть труднее воспитывать детей. Самый важный вывод состоит в том, что лечение, которое работает с родителями, вероятно, может помочь даже детям из группы самого высокого риска».
Исследователи признают некоторые ограничения исследования, например, его значительный перекос в пользу семей с двумя родителями, а это означает, что результаты не могут быть столь же обобщены для семей с одним родителем. Он также оценивает меры по воспитанию детей и поведение близнецов исключительно на основании отчетов о воспитании детей.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, исследователи говорят, что работа расширяет понимание того, как возникают различные формы антисоциального поведения, такие как агрессия и черты черствости-бесчувственности.«Это убедительное доказательство того, что воспитание детей также важно для развития черствых и бесчувственных черт», — говорит Хайд. «Хорошая новость в том, что мы знаем, что лечение может помочь родителям, которым может потребоваться дополнительная поддержка, когда дети борются с этим опасным поведением».
Антисоциальное поведение — обзор
Социальная изоляция
Социальная изоляция или асоциальность является одним из основных негативных симптомов шизофрении и оказывает значительное влияние на функционирование пациента (Puig et al., 2008). Из всех негативных симптомов шизофрении социальная изоляция и асоциальность наиболее широко изучаются на животных моделях. Вероятно, это связано с относительной легкостью, с которой асоциальность может быть измерена у грызунов (например, с использованием социального взаимодействия) и, таким образом, обеспечивает достоверную и поддающуюся количественной оценке модель. Это, однако, не умаляет важности асоциальности как симптома шизофрении, поскольку она вызывает значительные нарушения поведения у пациентов, что означает, что они часто живут одни, с небольшим количеством социальных контактов и в целом избегают социального взаимодействия.Действительно, социальная изоляция часто все еще присутствует в периоды ремиссии болезни (Bellack, Morrison, Wixted, & Mueser, 1990).
В отличие от описанной выше аволиции, труднее идентифицировать конкретные области и структуры мозга, которые участвуют в асоциальности, поскольку они в значительной степени пересекаются со структурами, участвующими в социальном познании, и, как концепция, асоциальность связана как с социальным познанием, так и с увлечением. Несмотря на это, с помощью моделей на животных удалось узнать о нейробиологии социального взаимодействия.Ключевыми нейротрансмиттерами, связанными с шизофренией, являются дофамин и глутамат, и есть данные, показывающие, что также могут быть задействованы ацетилхолин и норадреналин и даже нейропептиды (Adkins-Regan, 2009; Javitt, 2007; Snyder, Aghajanian, & Matthysse, 1972; Томсен, Кристенсен, Хансен, Редроб и Миккельсен, 2009). Подобно другим негативным симптомам, области переднего мозга, миндалины, лобной коры и гиппокампа вовлечены в асоциальность (Becker, Grecksch, Bernstein, Hollt, & Bogerts, 1999; Fernandez Espejo, 2003; File, James, & MacLeod , 1981).Эти исследования, среди прочего, подтвердили обоснованность парадигм социального взаимодействия для изучения негативных симптомов шизофрении.
Задачи социального взаимодействия обычно исследуют поведение животного при воздействии на него незнакомого вида и последующий диапазон социальных и асоциальных реакций (Neill et al., 2010). Однако, несмотря на то, что нарушение социального взаимодействия дает хорошее лицо в качестве модели шизофрении, есть также оговорка, что нарушение может быть результатом ряда изменений, как когнитивных, так и эмоциональных.Чтобы преодолеть это, следует использовать различные тесты на асоциальность, такие как социальный подход / избегание, агрессия и социальное познание (Arguello & Gogos, 2006).
Нарушение социального взаимодействия, такое как социальная изоляция и социальная изоляция, может быть вызвано многими различными методами моделирования шизофрении у животных, включая неонатальные поражения, введение PCP или кетамина или с нокаут-мышами. Например, однократное введение PCP может вызвать социальную изоляцию, которая поддается лечению клозапином, но не поддается лечению галоперидолом (Sams-Dodd, 1996).Интересно, однако, что повторное введение амфетамина не вызывает дефицита социального взаимодействия (Sams-Dodd, 1998a). Аналогичным образом, MK-801, антагонист рецептора NMDA, показал дефицит социального поведения в некоторых исследованиях после острого и субхронического приема доз (Matsuoka et al., 2005; Rung, Carlsson, Ryden Markinhuhta, & Carlsson, 2005), тогда как другие не смогли показать стойких поведенческих изменений, хотя и использовали разные режимы дозирования (Sams-Dodd, 2004).
Модели генов риска шизофрении также показали хорошую способность вызывать дефицит в различных задачах социального взаимодействия.Все модели с мутациями (включая нокаут, сверхэкспрессию, гипоморфы) в генах риска, таких как DISC-1, дисбиндин (мышь sdy), NR1 и DAT, продемонстрировали дефицит социальной принадлежности (Clapcote et al., 2007; Duncan et al., 2004; Feng et al., 2008; Rodriguiz, Chu, Caron, & Wetsel, 2004), тогда как другие показали отсутствие дефицита, COMT (Babovic et al., 2008), или смешанный профиль в зависимости от используемого теста, нейрегулин -1 (O’Tuathaigh et al., 2007, 2008).
Эта и другие модели шизофрении, которые вызывают социальную изоляцию и изоляцию, имеют недостаток в том, что им не хватает нейроанатомической сопоставимости (Dawe et al., 2009). Также необходимо помнить, что дефицит социального взаимодействия может присутствовать в результате других негативных симптомов, проявляющихся у животного.
Антисоциальное поведение — обзор
Агрессия и антисоциальное поведение
Антисоциальное поведение и агрессия являются ключевыми симптомами множества распространенных и изнурительных психических расстройств. К ним относятся диагнозы оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства поведения (CD) у детей и антисоциального расстройства личности у взрослых (American Psychiatric Association, 2013).Недостатки SIP, такие как предубеждения враждебной атрибуции, генерация ответов, обнаружение сигналов и выбор целей, были связаны с повышенным агрессивным поведением (De Castro et al., 2002; Helseth, Waschbusch, King, & Willoughby, 2015; Quiggle, Garber, Panak, & Dodge, 1992; Schultz & Shaw, 2003; Waldman, 1996). Многие исследователи изучили дифференциальные отношения этих дефицитов с подтипами агрессии, такими как реактивная и проактивная агрессия (Arsenio et al., 2009; Crick & Dodge, 1996; Dodge & Coie, 1987; Oostermeijer, Nieuwenhuijzen, van de Ven, Popma, И Янсен, 2016).
Исследования связи между SIP и агрессией в значительной степени сосредоточены на ранних этапах, кодировании и интерпретации сигналов. Эти шаги направляют интерпретацию и понимание текущих социальных стимулов. Агрессивные дети с меньшей вероятностью будут использовать правильные или релевантные социальные сигналы по сравнению с неагрессивными детьми (Dodge & Tomlin, 1987). Предвзятость враждебной атрибуции, которая представляет собой дефицит в интерпретации социальной информации, при которой люди интерпретируют нейтральные или неоднозначные стимулы как враждебные, широко изучалась в связи с агрессией.Было показано, что предвзятость враждебной атрибуции предсказывает агрессивное поведение и неудачные социальные взаимодействия (Burks, Laird, Dodge, Pettit, & Bates, 1999; Dodge & Pettit, 2003; Waldman, 1996). Waldman (1996) обнаружил, что агрессивные мальчики проявляют враждебные предубеждения, но не общие недостатки в восприятии намерений детей в видеостимулах. Агрессивные мальчики также чаще, чем неагрессивные мальчики, предлагали агрессивные поведенческие реакции, даже когда намерения воспринимались как не враждебные.Метаанализ связи между предвзятостью враждебной атрибуции и агрессией показал, что эта предвзятость достоверно предсказывает агрессию ( r = 0,17; De Castro et al., 2002). Более высокие размеры эффекта были связаны с исследованиями, в которых участвовали участники с более агрессивным поведением, и исследованиями, в которых в качестве критерия включения использовался опыт неприятия сверстниками. Возраст смягчал размер эффекта, так что исследования, в которых участвовали дети в возрасте от 8 до 12 лет, имели больший эффект, чем в исследованиях, в которых участвовали дети в возрасте 4–6, 6–12 и старше 12 лет.
Другие исследования показали, что серьезность агрессивного и антиобщественного поведения связана с различиями в SIP. Helseth et al. (2015) провели исследование, в котором сравнивались паттерны SIP в трех группах: дети контрольной группы, дети с проблемами поведения (только CP) и дети с проблемами поведения, а также с чертами черствости и бесчувственности (CPCU). Черты бессердечия-бесстрастия (БЕ) включают в себя отсутствие вины, отсутствие сочувствия и использование других для собственной выгоды. Было показано, что черты CU предсказывают серьезность будущего антисоциального поведения сверх предыдущих оценок антисоциального поведения и имеют различные пути развития по сравнению с другими формами антисоциального поведения (Frick & White, 2008).Helseth et al. (2015) измерили количество ответов и предвзятость враждебной атрибуции и сравнили профили этих переменных в трех группах. Хотя обе группы генерировали значительно более агрессивные ответы, чем контрольные, не было значительных различий в генерации ответа между группами только CP и CPCU. Это дает некоторые подтверждающие доказательства того, что серьезность агрессивного и антисоциального поведения предопределяет различия в SIP. Следует отметить, что это исследование могло быть недостаточно мощным, поскольку каждая клиническая группа включала только 14 участников.
В исследовании 650 подростков изучалась взаимосвязь между социальными схемами, шагами в SIP и агрессией (Calvete & Orue, 2012). Социальные схемы участников, связанные с агрессией, измерялись путем оценки того, в какой степени они оправдывали насильственное поведение. Были измерены три аспекта SIP: предвзятость враждебной атрибуции, доступ к агрессивным ответам и гневные реакции, которые измерялись с помощью шкалы из пяти вопросов, чтобы оценить, насколько сердитый участник будет чувствовать себя в описанном сценарии.Доступ с агрессивным ответом был определен здесь как сообщение участника о степени, в которой он будет использовать агрессивное поведение по отношению к другому человеку. Предвзятость враждебной атрибуции, часто изучаемая ошибка в SIP, — это степень, в которой участники интерпретируют нейтральные или другие негибкие стимулы как враждебные. В этом исследовании подросткам были предложены двусмысленные сценарии и их спросили, верят ли они, что человек в истории действовал со злыми намерениями, и были ли они рады последнему результату. Результаты показали, что степень, в которой участники оправдывали агрессивное поведение, предсказывала доступ к агрессивному ответу, который, в свою очередь, предсказывал реактивную агрессию.
Дефицит SIP может также объяснить стабильность агрессивного поведения (Burks et al., 1999; Dodge, Laird, Lochman, & Zelli, 2002; Lansford et al., 2006). Обширные данные показывают, что агрессия остается стабильной во времени, так что без вмешательства агрессивные дети с большей вероятностью, чем другие дети, станут агрессивными взрослыми (Kokko & Pulkkinen, 2005; Moffitt, 1993; Tuvblad, Narusyte, Grann, Sarnecki, & Lichtenstein, 2011 ). В продольном исследовании 585 детей Burks et al.(1999) обнаружили, что враждебные предубеждения в отношении атрибуции в детском саду предсказывают экстернализирующее поведение, включая нарушение правил и агрессию, в восьмом классе. Кроме того, они обнаружили, что экстернализирующее поведение в детском саду предсказывает экстернализирующее поведение в восьмом классе и что эта связь опосредована враждебной предвзятостью приписывания.
Хотя агрессию можно истолковать как глобальную конструкцию, некоторые разделили ее на подмножества, у которых есть отдельные основные мотивы (Dodge & Coie, 1987), включая реактивную и проактивную агрессию (напр.г., Card & Little, 2006; Юнг, Крае и Бушинг, 2017 г .; Poulin & Boivin, 2000). Действительно, исследования взаимосвязи между SIP и агрессией часто рассматривают реактивную и проактивную агрессию отдельно (Arsenio et al., 2009; Crick & Dodge, 1996; Dodge & Coie, 1987). Реактивная агрессия включает ответное поведение, которое является защитной реакцией в ответ на предполагаемую угрозу, тогда как проактивная агрессия включает поведение, которое происходит без явной провокации, такое как доминирование, принуждение, запугивание и инструментальная агрессия.Однако эти формы агрессии существенно пересекаются, и поэтому другие утверждали, что такое различие является искусственным (Bushman & Anderson, 2001).
В различных исследованиях исследователи обнаружили различную связь между шагами SIP и двумя подтипами агрессии. В целом реактивная агрессия в большей степени связана с воспринимаемой легкостью разыгрывания агрессивных ответов и враждебной предвзятостью атрибуции (Arsenio et al., 2009; Crick & Dodge, 1996; De Castro et al., 2005; Dodge & Coie, 1987), тогда как проактивная агрессия больше связана с ожиданием положительных результатов от агрессивных ответов и положительной оценкой агрессивного поведения (Crick & Dodge, 1996; De Castro et al., 2005)
В исследовании 624 детей Крик и Додж (1996) изучили связь предубеждений в ответах, оценочных предубеждений и предубеждений при выборе целей с реактивной и проактивной агрессией. Результаты показали, что дети старшего возраста в группе реактивной агрессии с большей вероятностью относились к враждебным атрибутам по сравнению с группами проактивной агрессии и контрольной группой. В соответствии с результатами модерации в метаанализе предвзятости враждебной атрибуции (De Castro et al., 2002), эта связь не была значимой, когда они исчезли по возрастным группам.Дети в группе проактивной агрессии сообщили о более позитивных ожиданиях агрессивного поведения и эффективности для разыгрывания агрессии. Были также групповые различия в выборе целей, так что дети в группе проактивной агрессии выбирали инструментальные, а не реляционные цели значительно чаще, чем дети в двух других группах.
Обновленная модель SIP включает эмоции в качестве конкретного фактора влияния на каждом этапе обработки. С этой целью Де Кастро и др.(2005) исследовали, как эмоции в SIP связаны с общей агрессией, а также с реактивной и проактивной агрессией у мальчиков. По сравнению с контрольной группой, агрессивные мальчики с большей вероятностью связывали враждебные намерения с неоднозначными стимулами и счастьем сверстников. Анализ на уровне заданий показал, что агрессивные мальчики с меньшей вероятностью верят, что провокатор в сценарии будет чувствовать себя виноватым или пристыженным. Что касается собственных эмоций, агрессивные мальчики сообщали о большем гневе, чем контрольные. Кроме того, агрессивные мальчики с большей вероятностью будут генерировать агрессивные ответы на ситуацию и расценивать агрессивные ответы как более позитивные варианты.Обнаружены дифференциальные ассоциации этих переменных с реактивной и проактивной агрессией. При контроле проактивной агрессии реактивная агрессия была однозначно связана с увеличением предвзятости враждебной атрибуции и уменьшением атрибуции печали, генерации агрессивной реакции и сообщений о собственном гневе. При контроле реактивной агрессии проактивная агрессия однозначно связана с повышенным одобрением агрессивных ответов. И реактивная, и проактивная агрессия отрицательно связаны с регулированием эмоций.
Антисоциальное поведение — причины и характеристики, лечение — теории личности, ребенка и детей
Образец поведения, который словесно или физически наносит вред другим людям, животным или имуществу, включая поведение, которое серьезно нарушает социальные ожидания в отношении определенной среды.
Антисоциальное поведение можно разделить на два компонента: наличие антисоциального (т. Е. Злого, агрессивного или непослушного) поведения и отсутствие просоциального (т.д., коммуникативное, подтверждающее или кооперативное) поведение. Большинство детей демонстрируют некоторую асоциальность в процессе своего развития, и разные дети демонстрируют разный уровень просоциального и антисоциального поведения. Некоторые дети могут демонстрировать высокий уровень как антисоциального, так и просоциального поведения; например, популярный, но непокорный ребенок. Некоторые, однако, могут демонстрировать низкий уровень обоих типов поведения; например, замкнутый, задумчивый ребенок. Высокий уровень антиобщественного поведения считается клиническим расстройством.Маленькие дети могут проявлять враждебность к власти, и им может быть поставлен диагноз оппозиционно-вызывающее расстройство . Дети постарше могут лгать, воровать или прибегать к насилию, и у них диагностируется расстройство поведения . Психическое здоровье специалистов соглашаются, и рост числа серьезных школьных дисциплинарных проблем, правонарушений и насильственных преступлений указывает на рост антиобщественного поведения в целом. От 30 до 70% из детей, поступивших в психиатрических больниц, поступают по поводу деструктивных поведенческих расстройств, и число диагнозов поведенческих расстройств в целом растет.Небольшой процент асоциальных детей вырастает, чтобы стать взрослыми с антисоциальным расстройством личности , и большая часть страдает от социальных, академических и профессиональных неудач, вызванных их антиобщественным поведением.
Причины и характеристика
Факторы, которые способствуют антисоциальному поведению конкретного ребенка, различаются, но обычно они включают в себя ту или иную форму семейных проблем (например, семейные разногласия, суровые или непоследовательные дисциплинарные меры или фактическое жестокое обращение с детьми , частые смены основного опекуна или жилища, обучаемость, когнитивные нарушения или проблемы со здоровьем). Расстройство дефицита внимания / гиперактивности сильно коррелирует с антиобщественным поведением. Ребенок может проявлять антиобщественное поведение в ответ на определенный фактор стресса (например, смерть одного из родителей или развод ) в течение ограниченного периода времени, но это не считается психическим заболеванием. Дети и подростки с антисоциальными поведенческими расстройствами имеют повышенный риск несчастных случаев, неуспеваемости в школе, раннего употребления алкоголя и психоактивных веществ, самоубийства и преступного поведения.Элементы умеренно-сильно антисоциальной личности закладываются еще в детском саду. Антисоциальные дети получают высокие баллы по чертам, импульсивности, но низкие по тревожности и зависимости от вознаграждения, то есть по степени, в которой они ценят одобрение со стороны других и мотивируются им. Тем не менее, за их жестким внешним видом антиобщественные дети имеют низкую самооценку .
Характерной чертой асоциальных детей и подростков является то, что у них, кажется, нет чувств.Помимо того, что они не проявляют заботы о чувствах других или раскаяния за причинение вреда другим, они, как правило, не демонстрируют никаких собственных чувств, кроме гнева и враждебности, и даже они выражаются их агрессивными действиями и не обязательно выражаются через аффект . Один анализ антисоциального поведения состоит в том, что это защитный механизм, который помогает ребенку избегать болезненных ощущений или же избегать беспокойства, вызванного отсутствием контроля над окружающей средой .
Антисоциальное поведение также может быть прямой попыткой изменить окружающую среду. Теория социального обучения предполагает, что негативное поведение подкрепляется в детстве родителями, опекунами или сверстниками. В одной формулировке негативное поведение ребенка (например, нытье, удары) изначально служит для того, чтобы помешать родителю вести себя отталкивающе по отношению к ребенку (родитель может драться с партнером, кричать на брата или сестру или даже плакать) . Ребенок будет применять усвоенное поведение в школе, и возникает порочный круг: его или ее отвергают, он злится и пытается заставить свою волю или отстаивать свою гордость, а затем его отвергают сами сверстники, у которых он мог бы учиться. более позитивное поведение.По мере взросления ребенка «взаимное избегание» устанавливается с родителем (ями), поскольку каждая сторона избегает негативного поведения другой стороны. Следовательно, ребенок получает мало заботы или надзора и, особенно в подростковом возрасте , может свободно присоединяться к сверстникам, которые так же научились антиобщественным средствам самовыражения.
Различные формы антиобщественного поведения проявляются в разных условиях. Антисоциальные дети стремятся минимизировать частоту своего негативного поведения, и любая надежная оценка должна включать наблюдение специалистов в области психического здоровья, родителей, учителей или сверстников.
Лечение
Наиболее важными целями лечения антисоциального поведения являются измерение и описание реальных проблемных форм поведения отдельного ребенка или подростка и эффективное обучение его или ее положительным образцам поведения, которые следует принять вместо этого. В тяжелых случаях будут назначены лекарства для контроля поведения, но их не следует использовать в качестве замены терапии. Дети, испытывающие взрывную ярость, хорошо поддаются лечению. В идеале, междисциплинарная команда учителей, социальных работников и консультантов будет работать с родителями или опекунами, чтобы предоставлять универсальные или комплексные услуги, чтобы помочь ребенку во всех аспектах его или ее жизни: дома, в школе, на работе и социальные контексты.Во многих случаях сами родители нуждаются в интенсивном обучении моделированию и укреплению соответствующего поведения у своего ребенка, а также обеспечению надлежащей дисциплины для предотвращения ненадлежащего поведения.
Для обучения социальным навыкам могут использоваться различные методы, но особенно при диагностированных антисоциальных расстройствах наиболее эффективными методами являются системные методы лечения, направленные на развитие коммуникативных навыков среди всей семьи или в группе сверстников других антисоциальных детей или подростков.Они, вероятно, работают лучше всего, потому что влекут за собой фактическое развитие (или перестройку) позитивных отношений между ребенком или подростком и другими людьми. Методы, используемые в обучении социальным навыкам, включают моделирование, ролевые игры, корректирующую обратную связь и системы усиления токена . Независимо от используемого метода, уровень когнитивного и эмоционального развития ребенка часто определяет успех лечения. Подростки, способные к обучению навыкам общения и решения проблем, с большей вероятностью улучшат свои отношения с другими людьми.
К сожалению, расстройства поведения, которые являются основной формой диагностированного антиобщественного поведения, очень устойчивы к лечению. Немногие учреждения могут позволить себе комплексные и интенсивные услуги, необходимые для поддержки и изменения всей системы поведения ребенка; в большинстве случаев по разным причинам лечение прекращается (обычно клиентом) задолго до его завершения. Часто ребенку вообще может повезти, что ему поставили диагноз. Школы часто первыми начинают решать проблемы с поведением, а обычные классные учителя проводят с отдельными учениками лишь ограниченное количество времени. Специальное образование учителей и консультантов имеют больше шансов внедрить долгосрочные программы лечения, то есть если учащийся остается в одной школе в течение нескольких лет. Одно исследование показало, что мальчики-подростки с расстройством поведения в среднем в течение девяти лет лечились в 15 различных учреждениях. В среднем курс лечения длился семь месяцев каждое.
Исследования показывают, что дети, которым обучают социальным навыкам, снижают свое антиобщественное поведение, особенно когда обучение сочетается с той или иной формой поддерживающей группы сверстников или семейной терапией .Но долгосрочная эффективность любой формы терапии антиобщественного поведения не была продемонстрирована. Тот факт, что группы сверстников имеют такое сильное влияние на поведение, предполагает, что школы, которые используют совместное обучение и объединение антисоциальных учеников с обычными учениками, могут оказаться наиболее полезными для антисоциального ребенка. Поскольку класс — это естественная среда, усвоенные навыки передавать не нужно. Разумно разделив класс на группы и четко обозначив процедуры группового взаимодействия, учителя могут создать возможности для позитивного взаимодействия между антисоциальными и другими учениками.
Дополнительная литература
Evans, W. H., et al. Поведение и учебный менеджмент: экологический подход. Бостон: Аллин и Бэкон, 1989.
Ландау, Элейн. Подростковое насилие . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Джулиан Месснер, 1990.
Макинтайр, Т. Руководство по управлению поведением: создание эффективных систем управления поведением . Бостон: Аллин и Бэкон, 1989.
Merrell, K. W. Школьные шкалы социального поведения .Брэдон, VT: Паб клинической психологии. Co., 1993.
Редл, Фриц. Дети, которые ненавидят : Дезорганизация и нарушение контроля за поведением. Нью-Йорк: Free Press, 1965.
Шумейкер, Дональд Дж. Теории правонарушений: исследование объяснений правонарушений , 2-е изд.