Разное

Аффективно респираторные приступы у детей: Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторный приступ

«Это эпизод, при котором ребенок непроизвольно перестает дышать и теряет сознание на короткий период сразу же после страшного или негативного эмоционального события или болезненного опыта», уточняет невролог детской поликлиники №1 Бутакова Анастасия Игоревна https://t.me/nevrolog_butakova

Типичные симптомы включают бледность, остановку дыхания, потерю сознания и судорожные припадки. Но, несмотря на «страшную картину» симптомов, приступы не представляют опасности.

По статистике аффективно-респираторные приступы встречаются у детей с частотой от менее 1% до 5%. Они обычно начинаются в первый год жизни, и их пик приходится на возраст 2 лет. У 50% детей они проходят к 4 годам, а к 8 годам — примерно у 83% детей. У незначительной части детей приступы могут продолжаться и в более взрослом возрасте, необходимо динамическое наблюдение.

Существует две формы аффективно-респираторных приступов: цианотическая (синюшная) и бледная. Обе являются непроизвольными — дети не задерживают дыхание намеренно и не контролируют приступы.

Цианотическая форма аффективно-респираторного приступа, которая встречается чаще всего, подсознательно инициируется детьми младшего возраста часто вместе с истерикой или в ответ на воспитательный процесс или другие неприятные события. Пик эпизодов приходится примерно на 1-2 года и редко встречается после 5 лет.

Симптомы:

— ребенок вскрикивает (не обязательно осознавая, что он делает), выдыхает, а затем дыхание останавливается;
— вскоре после этого, кожа начинает синеть («цианотический» значит «синий», «синюшный»), и ребенок теряет сознание;
— может произойти кратковременный судорожный припадок;
— через несколько секунд дыхание возобновляется, возвращается нормальный цвет кожи, и ребенок приходит в сознание.

Эпизод можно прервать, поместив холодную ткань на лицо ребенка, как только приступ начинается. Несмотря на угрожающий характер эпизода, дети не испытывают каких-либо опасных или длительных воздействий. Родителям необходимо стараться не допускать усиления возникающего поведения, но в то же время не избегать установления надлежащих рамок для детей из-за страха вызвать приступы.

Лучшие способы профилактики и лечения приступов — отвлечение внимания ребенка и предотвращение ситуаций, которые приводят к истерикам.

Бледная форма обычно происходит после болезненного опыта, например, после падения и удара головой или после внезапного испуга. Головной мозг посылает сигнал (через блуждающий нерв), который сильно замедляет частоту сердечных сокращений, вызывая потерю сознания.

Симптомы:

— ребенок перестает дышать, быстро теряет сознание и становится бледным и вялым;
— может возникнуть судорожный припадок и недержание мочи;
— обычно, во время приступа, сердце бьется очень медленно, после ускоряется снова, дыхание возобновляется, и сознание возвращается без какого-либо лечения.

Поскольку эта форма имеет симптомы, схожие с симптомами некоторых заболеваний сердца и головного мозга, возможно, необходимо будет провести диагностическое обследование, если приступы происходят часто.

В любом случае, при появлении подобных симптомов лучше проконсультироваться со специалистом.

Аффективно-респираторный синдром у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.

  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.

  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.

  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.

  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.

  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.

  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.

  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.

  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.

  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.

  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Заклинания задержки дыхания в педиатрии: повествовательный обзор современных данных

1. Леунг А.К. Заклинания задержки дыхания. В: Люн А.К., редактор. Общие проблемы в амбулаторной педиатрии: упреждающее руководство и поведенческая педиатрия. Нью-Йорк: Nova Science Publishers, Inc.; 2011. С. 97–102. [Google Scholar]

2. Азаб С.Ф., Сиам А.Г., Салех С.Х. и др. Новые открытия в задержках дыхания: перекрестное исследование. Медицина (Балтимор) 2015; 94 (28): e1150. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Гольдман Р.Д. Задержки дыхания у детей раннего возраста. Можно. фам. Врач. 2015;61(2):149–150. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Аббасханян А., Эхтешами С., Саджади С., Резай М.С. Влияние пирацетама на задержку дыхания у детей: рандомизированное двойное слепое контролируемое исследование. Иран. Дж. Чайлд. Нейрол. 2012;6(4):9–15. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Карман К.Б., Экиджи А., Йименичиоглу С., Арслантас Д., Якут А. Заклинания задержки дыхания: точечная распространенность и связанные факторы среди турецких детей. Педиатр. Междунар. 2013;55(3):328–331. [PubMed] [Академия Google]

6. Rathore G., Larsen P., Fernandez C., Parakh M. Разнообразное представление заклинаний задержки дыхания: два клинических случая с обзором литературы. Представитель по делу Нейрол. Мед. 2013;2013:603190. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Эванс О.Б. Заклинания задержки дыхания. Педиатр. Анна. 1997;26(7):410–414. [PubMed] [Google Scholar]

8. Нгуен Т.Т., Каплан П.В., Уилфонг А. Неэпилептические пароксизмальные расстройства в младенчестве. В: Post TW, редактор. Своевременно. Уолтем, Массачусетс: [Google Scholar]

9. Бхат М.А., Али В. Цианотическая задержка дыхания у новорожденного. Редкая сущность. Нейронауки (Рияд) 2008;13(2):190–191. [PubMed] [Google Scholar]

Приступы задержки дыхания у 3-дневного новорожденного: необычное раннее проявление в семье с историей приступов задержки дыхания. нейропедиатрия. 2002;33(1):41–42. [PubMed] [Google Scholar]

11. Йылмаз У., Доксоз О., Челик Т., Акинджи Г., Месе Т., Севим Ю.Т. Значение неврологической и кардиологической оценки при задержке дыхания. пак. Дж. Мед. науч. 2014;30(1):59–64. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

12. Hellström Schmidt S., Tedgård U., Pronk C.J. Приступы задержки дыхания непропорционально чаще возникают у детей с транзиторной эритробластопенией. Акта Педиатр. 2016;105(9):1088–1093. [PubMed] [Google Scholar]

13. Саад К., Фаргалы Х.С., Бадри Р., Отман Х.А. У детей с задержкой дыхания в крови снизился уровень селена и антиоксидантов. Дж. Чайлд Нейрол. 2014;29(10):1339–1343. [PubMed] [Академия Google]

14. ДиМарио Ф.Дж., младший, Сарфарази М. Анализ семейной родословной детей с тяжелыми приступами задержки дыхания. Дж. Педиатр. 1997;130(4):647–651. [PubMed] [Google Scholar]

15. Мовахедян А.Х., Хейдарзаде Арани М., Мотахаризад Д., Мусави Г.А., Мосаеби З. Оценка дисперсии интервала QT у детей с приступами задержки дыхания. Иран. Дж. Чайлд. Нейрол. 2016;10(1):25–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Бхат Дж., Мартинес Дж., Мартенс П. Атипичные цианотические приступы задержки дыхания у младенца с синдромом микроделеции 16p11.2. клин. Педиатр. (Филадельфия) 2018; 57 (3): 365–367. [PubMed] [Академия Google]

17. Мааян К., Кац Э., Бегин М., Ювчев И., Харащ В.С. Смех не всегда забавен: приступы задержки дыхания при семейной дисавтономии. клин. Педиатр. (Филадельфия) 2015; 54 (2): 174–178. [PubMed] [Google Scholar]

18. Колкиран А., Тутар Э., Аталай С., Деда Г., Цин С. Функции вегетативной нервной системы у детей с задержкой дыхания и последствиями дефицита железа. Акта Педиатр. 2005;94(9):1227–1231. [PubMed] [Google Scholar]

19. Мокан Х., Йилдиран А., Орхан Ф., Эрдуран Э. Приступы задержки дыхания в 91 дети и ответ на лечение препаратами железа. Арка Дис. Ребенок. 1999;81(3):261–262. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Orii K.E., Kato Z. , Osamu F., et al. Изменения функции вегетативной нервной системы у пациентов с задержкой дыхания, получавших препараты железа. Дж. Чайлд Нейрол. 2002;17(5):337–340. [PubMed] [Google Scholar]

21. Томоум Х., Хабиб Н., Элагуза И., Мобарез Х. Приступы задержки дыхания у детей связаны с вегетативной дисфункцией, и определенную роль может играть дефицит железа. Акта Педиатр. 2018;107(4):653–657. [PubMed] [Академия Google]

22. Анил Б.Г., Недунчезиан К., Джаянтини В., Патманабхан М. Заклинания задержки дыхания: оценка функции вегетативной нервной системы. Индийский педиатр. 2005;42(9):923–927. [PubMed] [Google Scholar]

23. Арслан Х., Торун Э., Аккан Дж. К., Гулер С., Байрактар ​​С. Оценка физиолого-биохимических показателей и вегетативной нервной системы у детей с задержкой дыхания. нейропедиатрия. 2014;45(4):212–216. [PubMed] [Google Scholar]

24. Gonzalez Corcia M.C., Bottosso A., Loeckx I., Mascart F., Dembour G., François G. Эффективность лечения белладонной у детей с тяжелой задержкой дыхания. Кардиол. Молодой. 2018;28(7):922–927. [PubMed] [Google Scholar]

25. Джайн Р., Оманакуттан Д., Сингх А., Джаджу М. Влияние добавок железа на детей с приступами задержки дыхания. Дж. Педиатр. Здоровье ребенка. 2017;53(8):749–753. [PubMed] [Google Scholar]

26. Вуруку С., Караоглу А., Паксу С.М. и соавт. Приступы задержки дыхания могут быть связаны с задержкой созревания миелинизации ствола головного мозга. Дж. Клин. Нейрофизиол. 2014;31(1):99–101. [PubMed] [Google Scholar]

27. Томоум Х., Хабиб Н., Элагуза И., Мобарез Х. Приступы задержки дыхания у детей связаны с вегетативной дисфункцией, и определенную роль может играть дефицит железа. Акта Педиатр. 2018;107(4):653–657. [PubMed] [Академия Google]

28. Хамед С.А., Гад Э.Ф., Шериф Т.К. Дефицит железа и цианотические приступы задержки дыхания: эффективность терапии железом. Педиатр. Гематол. Онкол. 2018; 23:1–10. [PubMed] [Google Scholar]

29. Леунг А.К., Робсон В.Л. Заклинания задержки дыхания. Гонконг J. Педиатр. 1991; 8: 97–104. [Google Scholar]

30. Чалик М., Абухандан М., Айчичек А., Таскин А., Селек С., Искан А. Повышенный оксидантный статус у детей с задержкой дыхания. Чайлдс Нерв. Сист. 2013;29(6):1015–1019.. [PubMed] [Google Scholar]

31. Рамачандран С., Алессандри А., Прайс Дж., Баласубраманиам С. Задержка дыхания и макроцитарная анемия у ребенка раннего возраста. бр. Дж. Гематол. 2014;166(2):156. [PubMed] [Google Scholar]

32. Садек А.А., Мохамед М.М. Шараф эль-Зель-С, Магди Р.М., Аллам А.А. Клинико-лабораторный профиль задержек дыхания у детей в университетской больнице Сохаг, Верхний Египет. Электрон. Врач. 2016;8(4):2227–2231. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

33. Люн А.К., Чан К.В. Железодефицитная анемия. Доп. Педиатр. 2001; 48: 385–408. [PubMed] [Google Scholar]

34. Акалин Ф., Туран С., Гюран Т., Аябакан С., Йылмаз Ю. Увеличение дисперсии QT при задержках дыхания. Акта Педиатр. 2004;93(6):770–774. [PubMed] [Google Scholar]

35. Робинсон Дж. А., Бос Дж. М., Этеридж С. П., Акерман М. Дж. Приступы задержки дыхания у детей с синдромом удлиненного интервала QT. Врожденный. Сердце Дис. 2015;10(4):354–361. [PubMed] [Google Scholar]

36. Элиачик К., Болат Н., Каник А. и соавт. Отношение родителей, депрессия, тревога у матерей, функционирование семьи и задержка дыхания: исследование случай-контроль. Дж. Педиатр. Здоровье ребенка. 2016;52(5):561–565. [PubMed] [Академия Google]

37. Mattie-Luksic M., Javornisky G., DiMario F.J. Оценка стресса у матерей детей с тяжелой задержкой дыхания. Педиатрия. 2000; 106 (1 часть 1): 1–5. [PubMed] [Google Scholar]

38. Суббараян А., Ганесан Б., Анбумани Дж. Темпераментные черты детей с задержкой дыхания: исследование случай-контроль. Индийская Дж. Психиатрия. 2008;50(3):192–196. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Khurana D.S., Valencia I., Kruthiventi S., et al. Полезность компрессии глаз во время электроэнцефалографии для различения приступов задержки дыхания и обмороков от эпилептических припадков. Дж. Чайлд Нейрол. 2006;21(10):907–910. [PubMed] [Google Scholar]

40. Seo W.H., Park M., Eun S.H., Rhie S., Song D.J., Chae K.Y. Мой ребенок не может дышать во сне: отчет о трех случаях и обзор. БМС Педиатр. 2017;17(1):169. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Rees M.I., Harvey K., Pearce B.R., et al. Мутации в гене, кодирующем GlyT2 (SLC6A5), определяют пресинаптический компонент болезни вздрагивания человека. Нац. Жене. 2006;38(7):801–806. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Сайни А.Г., Такетани Т., Саху Дж.К., Сингхи П. Вздрагивания, скованность и SLC6A5: Вам известно состояние? Педиатр. Нейрол. 2018;81:49–50. [PubMed] [Google Scholar]

43. Ян М.М. Приступы дрожи не связаны с эссенциальным тремором. Дж. Чайлд Нейрол. 2010;25(7):881–883. [PubMed] [Google Scholar]

44. Леунг А.К., Хон К.Л., Леунг Т.Н. Фебрильные судороги: обзор. Контекст наркотиков. 2018;7:212536. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Leung A.K., Robson W.L., Davies H.D. Коклюш у подростков. Доп. тер. 2007;24(2):353–361. [PubMed] [Академия Google]

46. Болат Н., Элиачик К., Саргин Э., Каник А., Байдан Ф., Сариоглу Б. Эффективность краткосрочного психообразовательного вмешательства для матерей детей с задержкой дыхания: рандомизированное контролируемое пилотное исследование. нейропедиатрия. 2016;47(4):226–232. [PubMed] [Google Scholar]

47. Calik M., Sen Dokumaci D., Sarikaya S., et al. Значения метаболитов головного мозга у детей с задержкой дыхания. нейропсихиатр. Дис. Удовольствие. 2017;13:1655–1660. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Чалик М., Сен Докумачи Д., Сарыкая С. и др. Значения метаболитов головного мозга у детей с задержкой дыхания. нейропсихиатр. Дис. Удовольствие. 2017;13:1655–1660. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

49. Обейд М., Микати М.А. Расширение спектра пароксизмальных явлений у детей: потенциальные имитаторы эпилепсии. Педиатр. Нейрол. 2007;37(5):309–316. [PubMed] [Google Scholar]

50. Олсен А.Л., Матиасен Р., Расмуссен Н.Х., Кнудсен Ф.У. Долгосрочный прогноз для детей с задержкой дыхания. Дэн. Мед. Бык. 2010;57(11):A4217. [PubMed] [Академия Google]

51. Салерно Дж. К. Причины синкопе у детей и подростков. В: Post TW, редактор. Своевременно. Уолтем, Массачусетс: [Google Scholar]

52. Удаякумаран С. Редкое проявление аномалии краниовертебрального перехода: всегда ли доброкачественна синяя задержка дыхания? Педиатр. Нейрохирург. 2013;49(5):297–299. [PubMed] [Google Scholar]

53. Зехетнер А.А., Орр Н., Бакмастер А., Уильямс К., Уилер Д.М. Препараты железа при приступах задержки дыхания у детей. Кокрановская система баз данных. 2010;(5):CD008132. [PubMed] [Академия Google]

54. Alzaree F., Elbohoty A., Abdellatif M. Раннее и отсроченное пережатие пуповины при физиологической анемии доношенного новорожденного. Maced в открытом доступе. Дж. Мед. науч. 2018;6(8):1399–1404. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Kc A., Rana N., Målqvist M., Jarawka Ranneberg L., Subedi K., Andersson O. Эффекты отсроченного пережатия пуповины vs. раннее пережатие анемии у младенцев в возрасте 8 и 12 месяцев: рандомизированное клиническое исследование. JAMA Педиатр. 2017;171(3):264–270. [PubMed] [Академия Google]

56. Williams J., Cain N. Отчет об успешном лечении приступов задержки дыхания с помощью гликопирролата. Педиатрия. 2015; 135(5):e1308–e1311. [PubMed] [Google Scholar]

57. Карано Н., Бо И., Занетти Э., Чана Б., Барбато Г., Агнетти А. Гликопирролат и теофиллин для лечения тяжелых задержек бледного дыхания. Педиатрия. 2013;131(4):e1280–e1283. [PubMed] [Google Scholar]

58. Уолш М., Книланс Т.К., Андерсон Дж.Б., Чосек Р.Дж. Успешное лечение приступов бледности с задержкой дыхания с помощью флуоксетина. Педиатрия. 2012; 130(3):e685–e689. [PubMed] [Google Scholar]

59. ДиМарио Ф.Дж., младший Заклинания задержки дыхания и имплантация кардиостимулятора. Педиатрия. 2001;108(3):765–766. [PubMed] [Google Scholar]

60. Келли А.М., Портер С.Дж., МакГун М.Д., Эспиноса Р.Е., Осборн М.Дж., Хейс Д.Л. Приступы задержки дыхания, связанные со значительной брадикардией: успешное лечение имплантацией постоянного кардиостимулятора. Педиатрия. 2001;108(3):698–702. [PubMed] [Google Scholar]

61. Kolterer B., Gebauer R.A., Janousek J., Dähnert I., Riede F.T., Paech C. Улучшение качества жизни после лечения длительной асистолии во время периодов задержки дыхания с кардиостимулятором. Анна. Педиатр. Кардиол. 2015;8(2):113–117. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Сартори С., Носадини М., Леони Л. и др. Кардиостимулятор при сложных и рефрактерных задержках дыхания: когда об этом думать? Мозг Дев. 2015;37(1):2–12. [PubMed] [Google Scholar]

63. Tejman-Yarden S., Ben-Zeev B., Goldshmit Y., et al. Использование вставного кардиомонитора у ребенка с приступами бледной задержки дыхания. Педиатр. Нейрол. 2016;64:80–82. [PubMed] [Google Scholar]

64. Уилсон Д., Мур П., Финукейн А.К., Скиннер Дж.Р. Кардиостимуляция при лечении тяжелых приступов бледной задержки дыхания. Дж. Педиатр. Здоровье ребенка. 2005;41(4):228–230. [PubMed] [Академия Google]

65. Эргуль Ю., Отар Г., Нисли К., Диндар А. Постоянная электрокардиостимуляция у ребенка 2,5 месяцев с тяжелыми цианотическими приступами задержки дыхания и длительной асистолией. Кардиол. Дж. 2011;18(6):704–706. [PubMed] [Google Scholar]

66. Азам М., Бхатти Н., Шахаб Н. Пирацетам при тяжелых приступах задержки дыхания. Междунар. J. Психиатрия Мед. 2008;38(2):195–201. [PubMed] [Google Scholar]

67. Донма М.М. Клиническая эффективность пирацетама при лечении приступов задержки дыхания. Педиатр. Нейрол. 1998;18(1):41–45. [PubMed] [Google Scholar]

68. Sawires H., Botrous O. Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование влияния пирацетама на задержку дыхания. Евро. Дж. Педиатр. 2012;171(7):1063–1067. [PubMed] [Google Scholar]

69. Чалик М., Огуз Э. , Сарыкая С., Кандемир Х., Йолдас Т.К. Мелатонин можно использовать для лечения приступов задержки дыхания у детей. Дж. Чайлд Нейрол. 2015;30(8):1089. [PubMed] [Google Scholar]

70. Гарг М., Горая Дж.С. Лечение цианотических приступов задержки дыхания теофиллином перорально у 10-летнего мальчика. Дж. Чайлд Нейрол. 2015;30(7):919–921. [PubMed] [Google Scholar]

Заклинания задержки дыхания — Фонд детской неврологии

Заклинания задержки дыхания

‹ Вернуться в Disorder Directory

Автор:Сонал Бхатия MBBS, MD
Медицинский университет Южной Каролины

Пересмотрено: июнь 2021 г. . Их обычно ошибочно принимают за судороги.

Заклинания обычно возникают у неврологически здорового малыша. Наиболее распространенный возраст для заклинания – от 12 до 18 месяцев. Некоторые дети с приступами задержки дыхания могут быть младше.

Это состояние наблюдается примерно у 1 из 25 детей в течение первых нескольких лет жизни.

Существует два типа заклинаний задержки дыхания. Оба типа могут возникать у одного и того же ребенка в разное время. Они определяются на основе цвета ребенка во время заклинания:

  • Заклинание цианотической задержки дыхания. Ребенок синеет во время заклинания этого типа. «Цианоз» — это медицинский термин, обозначающий синеватый или пурпурный оттенок. Такая окраска связана с недостатком кислорода в крови.
  • Заклинание задержки дыхания.  Во время заклинания этого типа ребенок кажется бледным, а не синим.

ПЕРЕЙТИ К

  • Описание/Признаки и симптомы
  • Причины
  • Лабораторные исследования
  • Лечение и терапия
  • Долгосрочная
  • Внешний вид
  • Исследования
  • Каталожные номера

Обзор заболеваний

ОПИСАНИЕ/ЗНАКИ И СИМПТОМЫ 

Приступы задержки дыхания

Их также называют:

  • Цианотический младенческий обморок 
  • Это наиболее распространенный тип заклинаний задержки дыхания. Они наблюдаются более чем в половине случаев.

    Их провоцируют, и им предшествует плач. Иногда плач не сильный. Например, приступы цианоза могут быть спровоцированы легкими рыданиями.

    Триггеры связаны с эмоциональным расстройством. Примером может быть старший брат или сестра, забирающий игрушку.

    Эмоции могут включать: 

    • Страх 
    • Гнев 
    • Разочарование

    Последовательность событий во время цианотического приступа

    1. Ребенок безутешно и сильно плачет.
    2. Ребенок делает глубокий вдох. Ребенок перестает дышать в процессе выпуска воздуха из легких. Другими словами, дыхание останавливается во время выдоха.
    3. Ребенок синеет и теряет сознание. Вероятно, это связано с временным прекращением подачи кислорода к мозгу.
    4. Ребенок становится скованным. Тогда ребенок может потерять мышечный тонус. Или у ребенка могут быть короткие ненормальные подергивания конечностей. Эти движения могут быть быстрыми или повторяющимися. Эта стадия может напоминать припадок или быть ошибочно принята за него.
    5. Когда эпизод заканчивается, ребенок делает глубокий вдох. Ребенок приходит в сознание.
    6. Затем ребенок быстро возвращается к исходной активности. Физических последствий обычно нет.

    Типичное заклинание, подобное этому, длится меньше минуты.

    Обычно это респираторное событие. Обычно это не вызывает каких-либо изменений частоты сердечных сокращений или ритма.

    Примечание. Эти заклинания , а не  преднамеренно созданы ребенком. Плач во время истерики может спровоцировать приворот. Однако сами заклинания не являются самопроизвольными истериками.

    Заклинания задержки дыхания  

    Их также называют:

    • Заклинания задержки дыхания
    • Рефлекторные аноксические припадки

    Это менее распространенный тип задержек дыхания, чем цианотические приступы. Однако их чаще ошибочно принимают за эпилептические припадки.

    Обморок — это потеря сознания или обморок. Приступы бледной задержки дыхания напоминают обморок. Они могут имитировать другие виды обмороков. Например, они могут выглядеть как вазовагальный обморок. Вазовагальный обморок возникает из-за эмоционального триггера, такого как вид крови.

    Заклинания бледности могут быть вызваны внезапным испугом. Они также могут быть вызваны болью от относительно тривиальной травмы. Например, банальная травма может выглядеть как удар по голове или падение на диванную подушку.

    Последовательность событий во время бледного периода

    1. Интенсивный плач отсутствует. Присутствует краткий, слабый крик.
    2. Ребенок задыхается. Затем ребенок внезапно бледнеет и выглядит мертвым. Это может быть очень страшно.
    3. У ребенка могут быть подергивания конечностей. Иногда могут наблюдаться ненормальные движения глаз. Лица, осуществляющие уход, или наблюдатели могут подумать, что это эпилептический припадок.
    4. Ребенок быстро возвращается к обычной активности. У некоторых могут наблюдаться усталость и сонливость.

    Эти заклинания могут длиться дольше минуты.

    Во время приступа у ребенка значительно замедляется пульс. Это может напугать наблюдателя.

    Примечание. Термин «припадок» в отношении рефлекторного аноксического припадка не делает его истинным эпилептическим припадком. Это обморок (обморок). Судорожные движения вызваны потерей кислорода.

    Особенности Сходные с обоими заклинаниями  

    Некоторые характеристики одинаковы для обоих типов заклинаний задержки дыхания. К ним относятся: 

    • Разница. Заклинания могут различаться по частоте, серьезности, интенсивности и продолжительности. Это может быть верно даже для одного и того же ребенка с повторяющимися событиями.
    • Повторение. Заклинания могут повторяться. В некоторых случаях это может произойти даже в тот же день.
    • Бодрствование. Заклинания всегда действуют, пока ребенок не спит.

    Приступы задержки дыхания в сравнении с настоящими эпилептическими припадками  

    Эти припадки и эпилептические припадки могут выглядеть одинаково. Однако есть некоторые важные отличия.

    • Провокация. Заклинания задержки дыхания всегда вызываются. Это означает, что у них есть триггер. Истинные эпилептические припадки не всегда провоцируются.
    • Возврат к исходному состоянию. Возврат к исходному состоянию означает возврат к состоянию ребенка до инцидента. После периода задержки дыхания происходит быстрое возвращение к исходному состоянию. Обычно после настоящего эпилептического припадка происходит отсроченное возвращение к исходному состоянию.
    • Изменение цвета. Изменение цвета предшествует судорожным движениям при задержке дыхания. Ребенок может посинеть только во время или после — настоящий эпилептический припадок.
    • Глаза. Во время задержек дыхания глаза всегда остаются закрытыми. При истинном эпилептическом припадке глаза всегда открыты.
    • Бодрствование.  Заклинания задержки дыхания всегда возникают во время бодрствования. Истинные эпилептические припадки могут возникать во время бодрствования или сна.

    ПРИЧИНЫ

    Приступы цианотической задержки дыхания  

    Точный механизм этот понятен. Это несколько сложно.

    Сознание требует постоянного притока крови и кислорода к мозгу. Это прерывается, когда ребенок задерживает дыхание. Когда кровь и кислород перестают поступать к мозгу, ребенок может потерять сознание и стать синим.

    Заклинания задержки дыхания  

    Считается, что это вазовагальная реакция на боль, вызванную относительно незначительной травмой. Блуждающий нерв контролирует частоту сердечных сокращений. Иногда он чрезмерно активен. Это называется вазовагальной реакцией. Эта сверхактивация может привести к снижению частоты сердечных сокращений. Снижение частоты сердечных сокращений может привести к снижению поступления крови и кислорода в мозг. Это снижение, в свою очередь, может привести к тому, что ребенок потеряет цвет и потеряет сознание.

    Причины, общие для обоих типов  

    Иногда у родителей или братьев и сестер также бывают приступы задержки дыхания. Это подтверждает генетическую основу этого состояния.

    Дефицит железа и железодефицитная анемия также могут быть связаны с приступами задержки дыхания.

    ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Постановка диагноза  

    Для постановки первоначального диагноза лабораторные исследования не требуются.

    Подробной истории события и провоцирующих триггеров достаточно для постановки клинического диагноза. Подробный анамнез также может помочь отличить приступы задержки дыхания от: 

    • Эпилептические припадки
    • Сердечные явления, такие как обмороки или нарушения сердечного ритма (аритмии) 

    Видеозапись заклинаний на камеру мобильного телефона — еще один быстрый и недорогой способ поставить диагноз.

    Дополнительные анализы  

    Иногда необходимы анализы крови. Чтобы исключить железодефицитную анемию, можно провести полный анализ крови и исследование содержания железа.

    Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – это тест, который может записывать мозговые волны для оценки риска возникновения припадка. ЭЭГ может быть назначена в редких случаях для событий, которые могут быть периодами задержки дыхания. Они заказываются, если: 

    • История события не может быть четко воспроизведена
    • Событие имело нетипичные особенности
    • Событие было продлено  

    Если на ЭЭГ регистрируется задержка дыхания, она не показывает признаков, наблюдаемых во время истинного эпилептического припадка. Вместо этого он показывает временное замедление мозговых волн. Это происходит из-за уменьшения притока крови и кислорода к мозгу во время приступа. Если ЭЭГ проводится вне заклинания, в основном она не показывает наличие волновых форм, которые предполагают, что кто-то может подвергаться повышенному риску судорог.

    В редких случаях может быть назначено направление к кардиологу. Это может произойти при наличии нетипичных признаков заклинания или при подозрении на сердечное заболевание.

    ЛЕЧЕНИЕ И ТЕРАПИИ

    При изолированных, редких или нечастых явлениях лечение не требуется.

    Важно успокоить и дать совет родителям. Они должны понимать мягкую природу этих заклинаний. Родители могут не наказывать своего ребенка, опасаясь спровоцировать событие. Уменьшение эмоциональной реакции родителей на заклинания позволяет применять соответствующую возрасту дисциплину.

    Пероральные добавки железа улучшают приступы. Это помогает, особенно если у ребенка дефицит железа. Железо обычно назначают на срок от 1 до 4 месяцев.

    В крайне тяжелых случаях иногда требуется кардиостимулятор. Кардиостимулятор — это электрическое устройство, используемое для стимуляции или стабилизации сердцебиения. Для имплантации требуется операция. Кардиостимулятор используется, когда приступы включают:

    • Выраженную брадикардию. Брадикардия — это снижение частоты сердечных сокращений ниже нормы для данного возраста.
    • Асистолия. Асистолия – остановка сердечной деятельности (остановка сердца).

    Использование противосудорожных препаратов почти никогда не рекомендуется при задержке дыхания. Это верно даже в тех случаях, когда у ребенка во время приступа наблюдаются короткие судорожные движения. В редких случаях приступ задержки дыхания может перерасти в настоящий эпилептический припадок. Тем не менее, это обычно не является основанием для использования противосудорожных препаратов.

      Что делать во время задержки дыхания  

    • Не паникуйте. Это верно как для родителей, так и для зрителей.
    • Положите ребенка на бок.
    • Убедитесь, что ребенок находится в безопасном месте.
    • Не берите ребенка на руки во время заклинания. Это может продлить заклинание.
    • Не выполняйте дыхание рот в рот или сердечно-легочную реанимацию. Приступы короткие, с быстрым восстановлением.

    ДОЛГОСРОЧНОЕ 

    Отсутствие длительных неврологических проблем или проблем со здоровьем в результате задержки дыхания в детстве.

    Нет повышенного риска возникновения эпилептических припадков, связанных с задержкой дыхания. Это верно, даже если во время приворота у ребенка наблюдаются судорожные движения.

    Дети с бледными приступами задержки дыхания в раннем возрасте могут продолжать испытывать вазовагальные обмороки по мере взросления.

    В редких случаях у детей могут развиться кратковременные или долговременные проблемы с поведением или приступы гнева.

    OUTLOOK

    Задержки дыхания не наносят вреда ребенку. Однако родителям очень страшно смотреть на них.

    Они зависят от возраста, что означает, что они связаны со зрелостью мозга. Они проходят со временем, обычно к 5–7 годам.

    У детей с приступами задержки дыхания может развиться вазовагальный обморок в подростковом и взрослом возрасте. Опять же, это происходит из-за «сверхактивного» блуждающего нерва.

    В целом перспективы для обоих типов заклинаний задержки дыхания отличные.

    Research 

    ClincalTrials.gov для заклинаний задержки дыхания — это клинические испытания, которые набираются или будут набираться. Обновления вносятся ежедневно, поэтому рекомендуется почаще проверять их.

    ClinicalTrials.gov — это база данных клинических исследований, финансируемых из частных и государственных источников по всему миру. Это ресурс, предоставленный Национальной медицинской библиотекой США (NLM), которая является институтом Национального института здравоохранения (NIH). Включение исследования не означает, что оно было оценено федеральным правительством США. Пожалуйста, ознакомьтесь с заявлением об отказе от ответственности NLM для получения подробной информации.  

    Перед тем, как принять участие в исследовании, вам рекомендуется поговорить со своим лечащим врачом и узнать о риски и потенциальные выгоды .  

    Найти клинические испытания заклинаний задержки дыхания

    Информация в Справочнике детских неврологических расстройств CNF не предназначена для диагностики, лечения или медицинских рекомендаций и не должна рассматриваться как замена консультации медицинского работника. Предоставленный контент предназначен только для ознакомительных целей.  CNF не несет ответственности за действия, предпринятые на основании информации, содержащейся на этой веб-странице.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *