Разное

Афазия детская: что это, симптомы, признаки, лечение детей с афазией в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Детские афазии

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Детские афазии

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

[Афазия у детей] — PubMed

. 1986 март; 54 (3): 92-8.

doi: 10.1055/s-2007-1001855.

[Статья в

немецкий]

A Rothenberger

  • PMID:

    2420691

  • DOI:

    10. 1055/с-2007-1001855

[Статья в

немецкий]

Ротенбергер.

Fortschr Neurol Psychiatr.

1986 март

. 1986 март; 54 (3): 92-8.

doi: 10.1055/s-2007-1001855.

Автор

А Ротенбергер

  • PMID:

    2420691

  • DOI:

    10.1055/с-2007-1001855

Абстрактный

Приобретенная афазия у детей представляет собой редко встречающееся нарушение речи и языка. Нарушения развиваются после того, как ребенок уже достиг способности к пониманию языка и вербальному выражению. Причиной чаще всего является черепно-мозговая травма. Клиническая картина расстройства различается в разных возрастных группах и, в отличие от взрослых, не имеет последовательной типологии. В большинстве случаев имеет место нарушение речеобразования; проблемы с письмом и пониманием наблюдаются реже (хотя при синдроме Ландау-Клеффнера в первую очередь страдает понимание языка). Лишь изредка можно диагностировать логорею и жаргон. Кроме речевых и языковых нарушений могут появиться когнитивные, моторные и эмоциональные проблемы. Поэтому необходимо учитывать несколько диагностических уровней (например, клиническая неврология, нейропсихология, психофизиология, психопатология). Течение и прогноз приобретенной афазии в детском возрасте (30% долгосрочных трудностей) зависят от нескольких факторов, таких как этиология и распространенность поражения, развитие функционального полушарного доминирования речи и начальная скорость восстановления после появления симптомов. Пластичность детского мозга является источником компенсаторных механизмов, которые могут запускаться тремя аспектами терапевтической деятельности, которые должны использоваться синхронно: речевым и языковым обучением, принципами психотерапии и социальной медицины и лечением дополнительных расстройств.

Похожие статьи

  • [Синдром Ландау-Клеффнера].

    Эллигер Т.Дж., Тротт Г.Э., Хоффмейер О., Ниссен Г.
    Эллигер Т.Дж. и соавт.
    Fortschr Neurol Psychiatr. 1990 г., апрель; 58 (4): 125–36. doi: 10.1055/s-2007-1001176.
    Fortschr Neurol Psychiatr. 1990.

    PMID: 1693907

    Обзор.
    Немецкий.

  • Дефицит речи после явного клинического выздоровления от детской афазии.

    Вудс Б.Т., Кэри С.
    Вудс Б.Т. и др.
    Энн Нейрол. 1979 ноябрь; 6 (5): 405-9. doi: 10.1002/ana.410060505.
    Энн Нейрол. 1979.

    PMID: 92909

  • Языковое развитие у пациента с синдромом Ландау-Клеффнера: девятилетнее наблюдение.

    Зардини Г., Молтени Б., Нардоччи Н., Сарти Д., Аванзини Г., Граната Т.
    Зардини Г. и др.
    нейропедиатрия. 1995 февраль; 26(1):19-25. doi: 10.1055/s-2007-979714.
    нейропедиатрия. 1995.

    PMID: 7791945

  • Изменение паттернов детской афазии.

    Вудс БТ, Тойбер ХЛ.
    Вудс Б.Т. и др.
    Энн Нейрол. 1978 март; 3(3):273-80. doi: 10.1002/ana.410030315.
    Энн Нейрол. 1978 год.

    PMID: 666267

  • Дисфазия развития: клиническое значение и основные неврологические причины.

    Ньокиктьен К.
    Ньокиктьен С.
    Акта Педопсихиатр. 1990;53(2):126-37.
    Акта Педопсихиатр. 1990.

    PMID: 1704678

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Фармакотерапия травматической детской афазии: благотворное влияние донепезила в отдельности и в сочетании с интенсивной терапией именования.

    Давила Г., Мояно М.П., ​​Эделькраут Л., Морено-Кампос Л., Бертье М.Л., Торрес-Приорис М.Дж., Лопес-Барросо Д.
    Давила Г. и др.
    Фронт Фармакол. 2020 июль 31;11:1144. doi: 10.3389/fphar.2020.01144. Электронная коллекция 2020.
    Фронт Фармакол. 2020.

    PMID: 32848757
    Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Как говорить с детьми об афазии и других проблемах со здоровьем | Online Graduate Programs

Изменения могут сбивать с толку многих людей, особенно детей. Это часто бывает, когда перемены касаются здоровья близкого человека. Афазия – коммуникативное расстройство, от которого страдают около 2 миллионов американцев – одна из таких проблем со здоровьем, которая вызывает у детей любопытство и беспокойство.

Благодаря преднамеренным разговорам и времени дети могут лучше понять эти состояния, связанные со старением, и научиться новым способам взаимодействия с членом семьи, страдающим афазией или другими приобретенными коммуникативными расстройствами.

Благодаря преднамеренным разговорам и времени дети могут лучше понять эти состояния, связанные со старением, и научиться новым способам взаимодействия с членом семьи, страдающим афазией или другими приобретенными коммуникативными расстройствами.

Афазия во многом неправильно понята теми, кто с ней не сталкивался. В отличие от других распространенных состояний, возникающих с возрастом, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, афазия не влияет на когнитивные способности человека. За исключением людей, которые испытывают другие состояния, вызванные инсультом или черепно-мозговой травмой, для большинства людей с афазией потеря речи не обязательно означает потерю понимания.

«Человек — это то, кем он был до того, как у него развилась афазия», — сказала президент Национальной ассоциации афазии Дарлин Уильямсон. «Большинство людей с афазией имеют одинаковую личность, одни и те же сильные и слабые стороны. Просто у них проблемы с доступом к своему языку».

Важно понимать диагноз человека, поскольку каждый случай афазии проявляется по-разному. По данным Американской ассоциации инсульта, люди с афазией могут испытывать частичную потерю любой из четырех модальностей языка (т. е. аудирования, говорения, чтения и письма). Существует несколько различных типов афазии, различающихся количеством функций, доступных в каждом из каналов для понимания языка.

«Большинство людей с афазией имеют одинаковый характер, одинаковые сильные и слабые стороны. Просто у них проблемы с доступом к своему языку».

— Президент Национальной ассоциации афазии Дарлин Уильямсон

Афазия Брока

Также известная как неречевая или экспрессивная афазия, этот тип афазии затрудняет завершение предложений, люди с этим диагнозом часто опускают такие слова, как «есть» или «то». Поскольку у них ограниченный доступ к своему прежнему словарному запасу, люди, страдающие афазией Брока, могут предлагать неточные слова, которые только обычно связаны с тем, что они намереваются передать (например, говоря «бумага» вместо «книга»).

Афазия Вернике

Этот тип афазии, также называемый беглой или рецептивной афазией, влияет на коммуникацию, так как словам трудно придать значение, как если бы с ними говорили на иностранном языке. В ответ человек с рецептивной афазией обычно произносит длинный поток словесного салата с бессмысленными фразами, лишенными связности, в качестве ответа.

Глобальная афазия

Этот тип афазии является наиболее тяжелым видом афазии и влияет как на речь, так и на способность понимать язык других людей. Люди с глобальной афазией по-прежнему когнитивно не повреждены с предметами, не связанными с языком, и могут эффективно общаться с помощью жестов и выражений лица.

Общение с людьми, страдающими афазией

Потеря языка не означает, что люди с афазией не могут вести осмысленные разговоры и взаимодействие со своими близкими. Дарлин Уильямсон, президент Национальной ассоциации афазии, дала следующие советы, которые можно применять в зависимости от затронутых модальностей.

Если кто-то с трудом говорит на своем языке:

  • Будьте терпеливы. Старайтесь не перекрикивать кого-то и не заканчивать предложение, если он пытается выговориться.
  • Подтвердите, когда вы понимаете, что они сказали, перефразируя утверждение. Попробуйте сказать: « Итак, вы хотите пойти в магазин. Я правильно это понял? »
  • Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», чтобы облегчить ответ.

Если кто-то с трудом понимает язык других людей:

  • Используйте упрощенные короткие предложения, когда говорите с человеком, чтобы ему было легче усваивать информацию.
  • Попросите подтвердить, что они понимают, что вы говорите.
  • Используйте язык тела, чтобы говорить выразительно. Многие жесты понятны всем и помогают человеку следить за вашей речью.
  • При необходимости используйте наглядные пособия. Например, принесите фотографии музыкального концерта ваших детей, чтобы вы могли поговорить об этом событии.

Поскольку инсульт и травмы головы являются наиболее распространенными причинами афазии, это состояние обычно возникает внезапно. Наличие у члена семьи серьезной проблемы со здоровьем в сочетании с быстрым изменением его способности к общению может вызывать тревогу у детей. Чтобы помочь ребенку сохранить отношения с любимым человеком, страдающим афазией, сначала помогите ему понять, что произошло.

Руководство по разговору о состоянии члена семьи  

Оцените возраст ребенка и интерес к черепно-мозговой травме члена его семьи.
Младшим детям не нужна каждая деталь, но они могут быть обеспокоены тем, что сделали что-то не так или не получат такой же уровень заботы от члена семьи. Однако у детей старшего возраста может возникнуть больше вопросов о том, что вызвало инцидент со здоровьем и что это значит для члена их семьи.

Попробуйте сказать: « Тетя Линда все еще любит тебя и хочет проводить с тобой время. Она может вести себя иначе, чем раньше, но это нормально.

Пусть их вопросы направят беседу.
Простой способ убедиться, что вы решаете проблемы ребенка, — это позволить ему вести обсуждение с его любопытством.

Попробуйте сказать: » Вы понимаете, что произошло? Какие вопросы у вас есть?

Используйте понятный им язык и примеры.
Уильямсон предложил объяснять ребенку младшего возраста потерю речи, сравнивая ее с тем, что они пережили.

Попробуйте сказать: « Знаешь, как иногда ищешь мелок определенного цвета и не можешь сразу найти? У вашего дедушки проблемы с подбором слов, поэтому ему может потребоваться немного больше времени, чтобы поделиться ими с вами.

Будьте честны в отношении изменений, которые они могут ожидать в своем любимом человеке.
Инсульт может иметь ряд последствий, от нарушения подвижности до таких состояний, как афазия. Важно установить ожидания ребенка относительно того, как он сможет взаимодействовать со своим членом семьи.

Попробуйте сказать:  «Бабушка не может сидеть с вами на полу и раскрашивать, но я уверен, что она хотела бы сидеть за столом, пока вы рисуете.

Основной проблемой, с которой сталкиваются люди с афазией, является чувство одиночества из-за трудностей в общении с другими людьми. Одно исследование показало, что более 90 % людей с афазией сообщили, что чувствуют себя изолированными. Семьи играют важную роль, помогая людям с афазией оставаться на связи и заниматься.

Поддержание отношений может быть столь же важным для ребенка, как и для члена семьи, который потерял язык. Тем не менее, есть несколько способов, которыми дети все еще могут взаимодействовать со своим любимым человеком.

Занятия для детей и членов их семей с афазией

Поиграйте в настольную игру.

Это занятие, которое дети, возможно, уже любят делать со своим членом семьи. Дети постарше могут даже играть в такие игры, как Scrabble или Boggle, чтобы помочь члену семьи улучшить свой язык.

Упростить занятия, которыми они наслаждались до развития афазии.

Помогите члену вашей семьи заниматься любимым делом с помощью ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *