Разное

Афазия что это такое у детей: что это, симптомы, признаки, лечение детей с афазией в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

что это за болезнь речи, виды, формы, классификация, лечение, симптомы, причины

☆ ул. Дыбенко, д. 13к4 (м. Улица Дыбенко)

ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)

Дунайский пр-т, д. 47 (м. Дунайская)

пр-т Ударников, д. 19 (м. Ладожская)

ул. Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский пр-т)

Выборгское шоссе, д. 17 (м. Пр-т Просвещения)

  • Записаться
    на прием

  • Позвонить
    435 55 55

Лечением данного заболевания занимается Невролог

Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

  • Причины
  • Классификация афазий и симптомы заболевания
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогноз и профилактика

 

Что такое афазия?

Афазия — это расстройство, при котором возникает полная или частичная утрата способности пользоваться собственной речью или/и воспринимать речь других людей. Проявления зависят от формы афазии речи. Пациентам с речевой афазией после проведения диагностики и выявления причин заболевания назначается комплексная терапия, которая включает в себя лечение основной патологии, а также специальное реабилитационное обучение.

 

Причины

 

 

  1. Доброкачественные и злокачественные образования в мозге.
  2. Хронические болезни нервной системы (болезнь Альцгеймера, Пика).
  3. Перенесенные операции на головном мозге.
  4. Инсульт. Обычно является следствием атеросклероза, артериальной гипертензии. После геморрагического инсульта у пациентов обычно возникает смешанный афазический синдром. После ишемических нарушений чаще всего возникают тональная, моторная, сенсорная афазии.
  5. Черепно-мозговые травмы. Бывают открытыми и закрытыми. В результате повреждений помимо речевого могут быть затронуты другие мозговые центры.
  6. Менингит, энцефалит, другие инфекционно-воспалительные патологии. Обычно приводят к нарушению речи у детей  Источник:
    Первичная прогрессирующая афазия. Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика № 11(1), 2019. с.4-11.

 

Классификация афазий и симптомы заболевания

 

 

  1. Сенсорная. Возникает при поражении коры височной части мозга, которая отвечает за понимание и восприятие человеком слуховой части речи. Пациент перестает понимать устную речь частично или полностью, при этом слух у него не нарушен. Ухудшается чтение, письмо. Человек способен складывать слоги в слова и говорить. Он легко произносит знакомые простые слова, но не может воспроизвести новые сложные речевые конструкции. При афазии данного типа речь становится простой, но крайне запутанной. Из-за нарушения структуры предложений человека сложно понять. Пациенты часто говорят эмоционально, быстро, но совсем несвязно, как будто это какой-то другой язык  Источник:
    Об одном из вариантов сенсорной афазии. Визель Т.Г., Колесникова Т.С., Елисеева Ю.А. Вестник угроведения, 2011..
  2. Афферентная моторная. При данной патологии человек практически лишается способности говорить. В особо тяжелых случаях он не может осознанно произносить даже самые простые звуки. Однако, непроизвольно он может произносить не только звуки, но и слова. Но если попросить пациента повторить, что он только что сказал, он не может этого сделать. Человек просто не понимает элементарных вещей (как открыть рот, куда поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук и так далее). Это происходит из-за разрыва всех связей между звуковыми выражениями и речевым аппаратом.
  3. Динамическая. Данная форма появляется, если поражено левое полушарие мозга. Пациент легко произносит звуки, способен повторять фразы, но нарушена коммуникация. В особо запущенных случаях помимо речевых дефектов человек начинает механически повторять за своим собеседником его действия. Нарушается выразительность речи, человек не может выразить собственные мысли. Степень нарушения коммуникации может быть различной. Пациентам нужна постоянная стимуляция речи. Они говорят шаблонами, в речи отсутствует смысл.
  4. Акустическая. Нарушается слухоречевая память. Пациенты плохо воспринимают информацию на слух. Сильно снижается объем запоминания. Человек не может повторить простую связку из нескольких слов, произнесенных врачом, и теряет смысл речи при быстром темпе разговора, беседе с несколькими людьми.
  5. Оптико-мнестическая. У пациента нарушается зрительная память, возникают трудности с описанием и называнием окружающих предметов. Данная форма заболевания приводит к нарушению понимания прочитанного текста, ошибкам в письме, счетных операциях.
  6. Семантическая. Нарушается работа теменной части мозга. Данная форма болезни проявляется тем, что пациент забывает названия предметов, перестает понимать сложные речевые обороты, метафоры, пословицы, переносное значение фраз и так далее. Кроме этого, нарушается понимание прочитанного текста.
  7. Эфферентная моторная. Простая ситуативная речь сохраняется, но практически теряется способность к повторению. Если проблема вызвана нарушением мозгового кровообращения, то на ранних этапах речь у пациента может полностью пропадать. Многие могут записать то или иное слово только если произнесут его по слогам. В тяжелых случаях пациент не может правильно произносить слова и записывать их. Некоторые не могут читать книги вслух.
  8. Тотальная. Пациент не может говорить сам и не воспринимает речь других людей.

 

Диагностика

Постановкой диагноза и назначением лечения занимаются различные специалисты (нейропсихологи, неврологи, логопеды). Пациенту назначают следующие исследования:

  1. Для выявления истинных причин развития болезни и локализации очага поражения показано проведение МРТ или КТ головного мозга, а также ангиографии, дуплексного сканирования сосудов мозга, УЗДГ шеи и головы, пункции спинного мозга.
  2. Обследование у нейропсихолога. Врач проводит диагностические мероприятия, направленные на оценку двигательной, зрительной, слухоречевой памяти, интеллекта пациента, его конструктивно-пространственной деятельности.
  3. Анализ речи пациента. Включает исследование письменной и устной речи.
  4. Дифференциальная диагностика  Источник:
    Формирование программирования речевого высказывания при динамической афазии. Лебедева М.А. Вестник магистратуры № 8-1(95), 2019. с.7-13.

 

Лечение

Перед началом коррекции специалисты в обязательном порядке определяют причины заболевания и пытаются их устранить. Терапевтические мероприятия по лечению собственно афазии у взрослых и детей включают в себя:

  1. Работа с доктором. В зависимости от причин заболевания, возраста пациента, степени тяжести патологии, индивидуальных особенностей организма врач разрабатывает программу лечения. Для улучшения понимания речи практикуются простые упражнения. Например, пациент жестами отвечает да или нет на простые вопросы («Это окно открыто?»), находит ошибки в предложениях, выполняет простые действия (взять книгу, присесть и так далее). Человеку читают простой текст и просят пересказать его. Со временем тексты становятся длиннее и сложнее. Хороший эффект дает тренировка артикуляционного аппарата.
  2. Медикаментозная терапия,
  3. Физиотерапия,
  4. Массаж, ЛФК.

В редких случаях, когда лечение не помогает либо причиной расстройства является опухоль мозга, проводится хирургическое вмешательство. Процесс реабилитации может продолжаться в течение нескольких лет. В ряде случаев пациентам удается полностью восстановить речь. Успех терапии зависит от степени тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей организма пациента. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы добиться полного выздоровления.

 

Прогноз и профилактика

При появлении первых подозрительных признаков необходимо немедленно обратиться к специалисту и пройти обследование. Это существенно облегчит последующее лечение и улучшит прогноз. Кроме этого, избежать проблем с речью поможет постоянный контроль показателей артериального давления, своевременное лечение заболеваний мозга и черепно-мозговых травм  Источник:
Восстановление речи у больных с афазией. Бердникович Е.С. Социально-гуманитарные знания, 2015. с.206-215.

Что касается прогноза, то наилучшие шансы на выздоровление имеют молодые пациенты. Своевременно начатые восстановительные мероприятия позволяют избежать прогрессирования патологических симптомов. Терапия в среднем продолжается полтора-два года.

 

 

  • Первичная прогрессирующая афазия. Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика № 11(1), 2019. с.4-11
  • Формирование программирования речевого высказывания при динамической афазии. Лебедева М.А. Вестник магистратуры № 8-1(95), 2019. с.7-13
  • Об одном из вариантов сенсорной афазии. Визель Т.Г., Колесникова Т.С., Елисеева Ю.А. Вестник угроведения, 2011
  • Восстановление речи у больных с афазией. Бердникович Е.С. Социально-гуманитарные знания, 2015. с.206-215

 

Статья опубликована: 21.09.2016 г.
Последнее обновление: 20.04.2023 г.

Читайте также

Нервный тик

Миастения

Неврастения

Афазия: виды, причины, симптомы, лечение

Центр по лечению боли

СЕМЕНОВА

Ольга Владимировна

Стаж 7 лет

врач-невролог, заведующий кабинетом диагностики и лечения когнитивных расстройств

Записаться на прием


Афазия – нарушение акта речи, связанное с дисфункцией соответствующего участка коры головного мозга. В отличие от дизартрии данная патология не связана с некачественным произношением слов и звуков. Она не позволяет пациенту полноценно формировать собственную речь и воспринимать обращенные к нему слова. Обычно афазия выступает неспецифическим признаком заболеваний головного мозга – от нарушения кровообращения до последствий травматического поражения клеток и т.д.

Причины


В числе факторов, провоцирующих заболевание, может быть любой патологический процесс, негативно влияющий на мозговые центры в лобной, височной или теменной доле коры, а также на нервные пути, соединяющие перечисленные отделы мозга. При этом страдают расположенные в указанных зонах речевые центры, что сказывается на формировании речи и ее произношении. В числе наиболее распространенных причин афазии называют:

  • опухолевый процесс в мозге;
  • острое или хроническое нарушение кровообращения, инсульт;
  • травматическое поражение мозга;
  • абсцесс в мозге;
  • последствия эпилепсии, при которых эпилептический очаг нарушает нормальное функционирование мозга;
  • отравление тяжелыми металлами или ядами;
  • заболевания, связанные с распадом миелина – белка, который обеспечивает проведение нервных импульсов по волокнам;
  • дегенеративные заболевания мозга, связанные с разрушением его структуры, развитием слабоумия и прочими неврологическими симптомами.


Точно назвать причину афазии можно только по результатам комплексного обследования пациента и изучения основного заболевания.

Симптоматика и классификация


Поражение различных участков мозга, отвечающих за формирование речи, дает характерные симптомы афазии:

  • при сенсорной афазии отмечается поражение височной доли коры мозга и расположенных рядом проводящих путей. Основной признак афазии в данном случае – сложность слухового восприятия собственной речи, когда пациент не понимает, что он говорит. Речь носит бессвязный характер, многословна и явно избыточна, указывая на желание пациента донести свою мысль до окружающих;
  • при моторной афазии повреждения локализуются в лобной части и проводящих путей, связывающих эту долю с другими частями коры мозга. При сохранении сознания пациента он не может начать говорить и не способен сформировать правильную речь. Она носит отрывистый характер, скудна, при этом пациент понимает слова, обращенные к нему окружающими;
  • при семантической афазии повреждения чаще локализованы в теменной коре мозга и расположенных рядом нервных окончаниях. Заболевание характеризуется затрудненным пониманием сложных понятий и неспособностью к их объяснению на фоне возможности пациента вести полноценный диалог;
  • амнестическая афазия связана с повреждением внутренней структуры височных долей мозга. Пациент сохраняет способность вести диалог, но затрудняется назвать предмет самостоятельно и может сделать это только при подсказке.

Виды


В зависимости от степени выраженности заболевания врач может диагностировать:

  • частичную афазию, при которой полноценная речь чередуется с заметными нарушениями;
  • тотальную афазию, при которой речь имеет значительные нарушения и требует корректировки.

Осложнения при афазии


При отсутствии своевременного лечения и контроля специалистов афазия может вызвать:

  • стойкое нарушение, при котором отмечается непонимание обращенных слов и неспособность формировать собственную речь;
  • проблемы с социальной адаптацией из-за невозможности общаться и наладить контакт с окружающими.

Методы диагностики различных форм


На первом осмотре специалист изучает анамнез пациента и собирает его жалобы на самочувствие: продолжительность патологии, характерные ощущения, предшествующие события и т.д. При невозможности пациента описать свои проблемы к процессу диагностики привлекаются родственники. Дальнейшие диагностические мероприятия включают в себя:

  • тщательный неврологический осмотр: исследование речевых нарушений, оценка асимметрии лица, опущение уголка рта, неполное зажмуривание век, отклонение языка, слабость в конечностях и изменение природы рефлексов;
  • осмотр у логопеда с целью уточнить характер нарушения речи и спланировать мероприятия по ее дальнейшей корректировке;
  • электроэнцефалографию для оценки активности различных участков мозга и ее изменений под воздействием различных заболеваний;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию, уточняющую послойное строение головного мозга, выявляющую возможные нарушения и наличие следов кровоизлияний, воспалений, опухолевых процессов и т. д.;
  • магнитно-резонансную ангиографию для уточнения целостности сосудов и обнаружения аневризмов, стенозов, окклюзий и прочих сосудистых нарушений.

Способы лечения


Справиться с патологией позволяет сочетание медикаментозных и оперативных методов лечения:

  • хирургическое удаление опухолевого участка, тканей с последствиями кровоизлияния или гнойного содержимого;
  • антибактериальная терапия;
  • прием противосудорожных препаратов для профилактики эпилептических приступов;
  • прием препаратов для нормализации артериального давления, мозгового кровотока и обмена веществ.


Обязательной частью терапии являются занятия с логопедом для коррекции речевых нарушений.

Профилактика


Избежать развития стойких речевых патологий можно благодаря следующим мерам:

  • контроль артериального давления для исключения нарушения мозгового кровообращения;
  • своевременное лечение заболеваний, связанных с патологиями головного мозга;
  • обращение за медицинской помощью при первых признаках нарушения речи.

Вопрос-Ответ


Каким поражением мозга обусловлена афазия?


Поражение мозга при афазии может иметь различный характер: травматический, неврологический, онкологический и т.д. Спровоцировать заболевание может травма головы, развитие опухолевого процесса, появление эпилептических очагов, кровоизлияние или нагноение тканей, а также нарушение структуры проводящих волокон между отдельными участками мозговой коры.


Чем опасна афазия?


Добровольный отказ пациента от обследования и лечения при признаках афазии может стать причиной необратимых нарушений в речи, которые не подлежат коррекции или потребуют длительной реабилитации. Кроме того, пациент будет испытывать значительные сложности при общении, и его социализация может стать невозможной из-за отсутствия речевого контакта.


Можно ли самостоятельно вылечить афазию?


Справиться с проблемой «в домашних условиях» не удастся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *