Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы


Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы

Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего времени». Вынужденное бездействие, всеобщая ненужность, невозможность творчески проявить себя стали причиной появления в литературе нового «героя». Писатель создал социально-психологический роман, в котором показал своего современника. В предисловии к роману Лермонтов дал такую характеристику герою. Это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

«Герой» не может быть героем, обществу не нужны его поступки. Печорин — офицер русской армии, но он даже на Кавказе, находясь на территории горцев, скучает в крепости, развлекаясь охотой на кабанов, похищает Бэлу, причиняет неприятности окружающим. Лермонтов проводит исследование состояния его души, обращая внимание на нравственные установки Печорина. Герой оценивается с трех сторон. О нем пишут автор, Максим Максимыч и сам Печорин в своем дневнике.

Печорин концентрирует в себе черты всего поколения. Автор сурово осуждает его и дает понять, что вовсе не разделяет нравственных убеждений героя. Лермонтов выявляет причину «болезни века» и предлагает бороться с эгоизмом, надменным презрением к людям, безверием и цинизмом. Писатель учитывает и условия, в которых формировался характер Печорина, разлагающее влияние на него среды и общества, но при этом не снимает ответственности и с самого молодого человека, поступки которого приносят беды окружающим.

Отравленный эгоизмом, Печорин не умеет любить, но страдает без любви окружающих. Уверенный в своих замечательных качествах, Печорин удивляется, видя, что приносит только зло и разочарование людям. «Зачем я жил? Для какой цели родился… А ведь, верно, было мне назначенье высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные. Но я не угадал его». Печорин равнодушен к чувствам окружающих. Он говорит: «Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих». Герой отдает себе отчет, что ломает судьбы людей, и думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он страдает, но система нравственных установок у него не меняется.

Положительные задатки натуры Печорина не получили развития. Ему иногда «жаль Веру», при объяснении с Мери он чуть «не упал к ее ногам», но добрые порывы для него — это минутные слабости. Он не догнал и не вернул Веру, оставил Мери с разбитым сердцем, из чистого эгоизма убил Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, но понимает ее как вседозволенность. Без любви, из пустой прихоти он позорит порядочную девушку Мери перед всем обществом, зная, каким пересудам будет подвергнута ее честь. Не задумываясь, Печорин губит Бэлу. Спокойно и жестоко он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с ней скучно». То он говорит о дворянской чести в отношении женщин, то рассуждает, что хорошо бывает «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка», а потом бросить его на дороге, может, кто-нибудь подберет. Судьбы людей для него — лишь временное развлечение. После необдуманных поступков им опять овладевает скука и ему нужна новая жертва.

В главе «Тамань» повествование переходит к самому герою. В ней автор создает четкий психологический портрет своего несчастного героя. Печорин мечется по свету в поисках настоящей жизни. Он из любопытства вмешивается в жизнь контрабандистов, вынуждая их бежать и оставить без помощи слепого мальчика. Герой нигде не может найти себе пристанища. Он глух и слеп по отношению к миру.

Особенно ярко нравственные убеждения Печорина проступают в рассуждении о счастье. Он думает, что «счастье — это насыщенная гордость», и продолжает: «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Печорин признается самому себе: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. Я иногда сам себя презираю… Не оттого ли я презираю и других?»

Еще Пушкин называл многих своих современников людьми с «безнравственной душой», себялюбивыми и сухими. Привычки и мораль высшего света изуродовали нравственный облик Печорина. Он не способен радостно жить и трудиться. Он уверен, что «жить скучно и гадко», постоянно погружен в пессимизм и скептицизм. Печорин с презрением относится к своей родной дворянской среде, оторвался от нее, но ничего позитивного для себя не нашел. Душевная пустота героя порождает вокруг него вакуум, из которого он безуспешно пытается выбраться.

Печорин не верит в добро, не может измениться. Он превращается в холодного, жестокого эгоиста, ненавистного даже самому себе. Белинский писал, что Печорин, «алчущий тревог и бурь», гоняется за жизнью, «ища ее повсюду». По мнению Добролюбова, Печорин не знает, куда девать свои силы, «истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела».

В «Дневнике Печорина» автор представляет исповедь своего героя. Печорин с грустью осознает двойственность своего характера. По его мнению, в нем живут два человека, причем один из них совершает поступки, а другой — смотрит и судит его. Трагедия героя в том, что он не признается в своей душевной ущербности, а обвиняет общество и людей, поэтому везде оказывается лишним.

Особенности золотой эпохи

Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.

Наиболее значимые авторы золотого века:

  1. Реформатор А. Н. Островский внёс массу новшеств в направлении драматургических произведений. Он был первым писателем, который затронул самые волнующие социальные темы того поколения. Островский не побоялся написать о многочисленных проблемах низших классов. А главное, он смог показать нравственное состояние души человека той эпохи.
  2. И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» раскрыл вечные темы — любовь, дружбы и сострадания. В произведении хорошо представлена тема взаимоотношения старшего и младшего поколения.
  3. Ф. М. Достоевский в своих произведениях затрагивал темы веры в Бога, человечность, проблемы маленьких людей.

В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.

Сочинение на эту тему способствует расширению кругозора учащихся о самом периоде и достижения его особого расцвета. Кроме сочинения, рекомендуется подготовить презентацию или реферат к уроку.

Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Именно на понимании этих чувств основано написание контрольного сочинения по литературе в 9 классе. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.

Тютчев — мой любимый поэт

Поэзия – это действительно океан души. Настоящий поэт сам невольно и страданием горит, и жжет других. Таков мой любимый поэт – Тютчев. «Без Тютчева нельзя жить», – говорил Лев Толстой. Некрасов писал, что стихотворения Тютчева «принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии». Достоевский почитал Тютчева как первого поэта-философа, которому равного не было, кроме Пушкина. Такова эта «книжка небольшая», какой мы представляем поэзию Тютчева…

Тютчев никогда не стремился к собиранию своих стихов в книги, к изданию этих книг. Два небольших сборника его стихов, вышедших при жизни поэта, были изданы, в сущности, без участия Тютчева, а по выходе оставили его равнодушным к известности или неизвестности…

Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…

Есть у Тютчева стихотворение «Два голоса», которое Блок считал символом своей веры. В нем звучат два роковых голоса. Первый голос: «Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, хоть бой и неравен, борьба безнадежна!» И второй голос: «Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!» Оба голоса бесконечно суровы и трагичны. Звучит высокая героика:

Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный конец.

Тютчев – не «в горнем Олимпе», где «блаженствуют боги», он не был ни олимпийцем, ни абстрактным философом. Поэт жил тревогами и страстями времени. Мировая политика, судьбы Европы и России глубоко занимали Тютчева вплоть до последних его минут. На мой взгляд, в поэзии Тютчева перед человеком, перед человечеством распахивается Вселенная:

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Следует заметить, что природа для Тютчева – не предмет холодных умозаключений, но драматическая смена живых состояний, которые едины с душевной жизнью человека. Поэт наделен неутомимой потребностью любить, поклоняться, верить, и атмосфера любви, любовной страсти, воспоминаний о пережитой любви овевает всю поэзию Тютчева.

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

«Роман в романе» в поэзии Тютчева – дивный «денисьевский» цикл. Тут весь смысл тютчевского понимания жизни. Ибо если время и космос поглощают все, то победа человека – в силе переживаний, в страсти, бросающей вызов звездной бездне, в подвиге любви и служения.

О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!

И все-таки, если выделить главное, чему было отдано сердце Тютчева, тревоги и надежды всей жизни поэта? Мы должны произнести: «Родина, Русь, Россия…» Поэт готов был заслонить собою Родину от врагов, все отдать, чтобы выстояла Россия:

Тебе они готовят плен, Тебе пророчат посрамленье, — Ты – лучших, будущих времен Глагол, и жизнь, и просвещенье!

Так безмерна и непреклонна вера Тютчева в Россию… Конечно, в воззрениях поэта было немало утопических и консервативных черт. На мой взгляд, Тютчев предвидел «всемирную судьбу» России, но не догадывался, волею каких исторических сил Россия обретет эту «всемирную судьбу». Жизнь народная – в сердце поэта. Тютчева особенно ранило то, что он видел на Брянщине:

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Сколько у Тютчева признаний в любви к родному краю, народу, русской природе! Вспомним стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Это больше, чем пейзаж, чем картина природы. Это сама Родина. И какая новая, народная выразительность приходит в поэзию Тютчева! Так рождается знаменитое «внелогическое», стремительное, как русская атака, тютчевское четверостишие:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Мне кажется, вполне возможно сочинить целую статью или даже книгу в опровержение этой одной строфы Тютчева. Однако гораздо труднее объяснить, в чем ее непререкаемое обаяние и поэтическая страсть. Ведь здесь не отрицание ума, но неприятие предвзятого ума, готового «аршина». И вера в тот народный ум, который в свой час найдет свое слово и предложит свой путь. Поистине современная мысль! Многие тревоги поэта за судьбу России, судьбу мира делают его нашим современником. Однако, несмотря на все тревоги, поэт выражает уверенность в будущем:

Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Тургенев писал, что Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». Поэзия – воля к бессмертию, воля к жизни. Залог этой воли – наш народ, сберегающий слово, землю, песню.

Материал создан: 26.07.2016

Любовь к Родине в творчестве Есенина

Произведения входящие в программу по русской литературе

Стихотворение «Ласточки пропали» Фета

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Николай Алексеевич Некрасов

Русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки».

Родился:

10 декабря 1821 г., Немиров, Брацлавский уезд, Подольская губерния, Российская империя

Умер:

8 января 1878 г. (56 лет), Санкт-Петербург, Российская империя

Н.А. Некрасов

— великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — «Я лиру посвятил народу своему». Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования «маленького человека».

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа

.

Избранные стихотворения:

«Кому на Руси жить хорошо», «Мороз-воевода» (из «Мороз, Красный нос»), «Мужичок с ноготок» (из «Крестьянские дети»), «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Зеленый шум», «В дороге», «Перед дождем», «Славная осень!» (из «Железная дорога»), «Вчерашний день часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…»

Особенности русской поэзии первой половины 19 века

I половина XIX века – великая эпоха в развитии русской поэзии. «…Ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта… никогда на протяжении немногих ста лет не появлялось такого яркого созвездия великих имен, как в России», – справедливо заметил М. Горький.

Являясь отражением народной жизни, русская литература не могла развиваться изолированно от других литератур. Русские поэты обращаются к классической античной поэзии и поэзии Востока, к английскому предромантизму («Песни Оссиана»), французскому романтизму и немецкой философии, к литературе итальянского Возрождения и английскому романтизму (Байрон). Русская поэзия 1800–1830 гг. поражает пестротой традиций, разнообразием тем, смешением канонических жанров и стилей.

Одна из ключевых тем в русской поэзии – образ поэта-гражданина (Рылеев), поэта-пророка (Пушкин, ранние стихотворения Ростопчиной), поэта-воина (Давыдов), поэта-просветителя (Жуковский) и его душевного одиночества, непонятости у современников (поэт-общество). Поэт, который изначально благодаря своему чудесному дару и таланту выше окружающего его мира, мечтает о дружбе с теми, кто ему духовно близок, мечтает о признании у потомков (Батюшков, Баратынский, Кюхельбекер, Веневитинов и мн. др.), но постепенно эта тема сменяется раздумьями об антипоэтичности, об упадке поэзии в современной эпохе («век шествует путем своим железным», – напишет в 1835 г. Баратынский, повторяя слова Батюшкова, сказанные им еще в 1809 г.; о «золотом тельце» и его пагубном влиянии на современную поэзию пишет в своих последних стихах и Евд. Ростопчина). Не случайна и тоска о минувшем времени (Баратынский, Вяземский, Давыдов, Веневитинов), хотя причины этой грусти – разные.

В русской поэзии начала XIX в. необычайную популярность получает и мотив странствующего корабля (челна). О его неизменной соотнесенности с представлениями о жизни и ее превратностях свидетельствует не только частое обращение к нему русских поэтов (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Языков, Кюхельбекер, Веневитинов, Одоевский), но и проникновение его в разные жанры – от эпитафии до басни (И. Крылов «Море и Половец»). Русским романтикам близко в этом мотиве неудержимое стремление вдаль, в неизведанные страны, к неизвестному берегу. Мотив этот был многоаспектен. Он включал и противопоставление добра и зла, и ответственность человека за все, им творимое, и воспевание мужества тех, кто сопротивляется бурям житейским. С ним связан и мотив обретения желанного покоя (или стремление к нему).

Новые темы вводят в русскую поэзию декабристы – обращение к историческому прошлому России (тема Новгород и его «вольности» – едва ли не ключевая в их поэзии). Поэты-декабристы создают новый тип героя – непримиримого борца за свободу. Тема свободы пронизывает всю русскую поэзию: будь это свобода политическая (декабристы) или внутренняя свобода, свобода души (Батюшков, Жуковский), свобода личности (Языков, Веневитинов). Борьба за самобытность и народность литературы отличала всех крупных поэтов XIX века.

Русская поэзия не могла не отозваться на крупнейшие исторические события в жизни России и Европы, которые изменили ход истории (наполеоновские войны, 1812 год, крестьянские и солдатские волнения, восстание декабристов, июльская революция в Париже 1830 г., польское восстание 1831 г.). Еще Батюшков видел в поэзии субъективный отклик поэта на окружающий мир, а Вяземский прямо писал: «Худо верую в литературу, которая рождается и сосредотачивается в самой себе, вне больших жизненных течений».

В русской поэзии начала XIX века еще сильны позиции сторонников классицизма, поэтов-просветителей. Но велика и роль Н.М. Карамзина – интерес к отдельной человеческой личности, человеку обыкновенному (в его обыденной и повседневной жизни), культ дружбы и наслаждения природой сменяет романтический «байроновский» герой с сильными и неудержимыми страстями. Ему на смену приходит новый герой – человек страдающий, лишенный надежды на лучшее будущее, понимающий всю пустоту современной жизни, что вызывает в нем сильный протест (поздние произведения Веневитинова, Одоевского, Кюхельбекера, Баратынского). Оду сменяет элегия (а иногда и «унылая» элегия), дружеское послание, романс, мадригал. Возникает новый жанр – баллада (Жуковский), необыкновенного расцвета достигает русская народная песня (Кольцов), сонет и идиллия (Дельвиг). Строгая иерархия жанров отживает свой век, и каноническое деление их на «высокие» и «низкие» уходит в прошлое (лирика Языкова дерптского периода).

Для русских поэтов I половины XIX века характерны острая полемика, столкновение диаметрально-противоположных мнений, творческое разногласие, различные, подчас неразрешимые противоречия.

Велика была потребность в литературных объединениях: Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801), Дружеское литературное общество (1801), Беседа любителей русского слова (1811), Арзамас (1815), Вольное общество любителей российской словесности (1816), Зеленая лампа (1818), Общество любомудрия (1823).

Поэты редактировали или сами издавали журналы: «Вестник Европы» (Жуковский), «Полярная звезда» (Рылеев и Бестужев), «Литературная газета» и «Северные цветы» (Пушкин и Дельвиг), «Мнемозина» (Вл. Одоевский и Кюхельбекер), «Московский вестник» (орган любомудров и Веневитинова).

В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, А.И. Одоевский, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, А.В. Кольцов, Е.П. Ростопчина (о которых идет речь в данном пособии) сыграли различную роль в истории русской поэзии. Но литературное и художественное значение их поэзии велико. Каждый оставил свой след в русской поэзии (в зависимости от силы таланта), каждый внес что-то свое и оригинальное. И все они (хотя и в разной степени и в разной форме) оказали влияние на последующие поколения русских поэтов.

Поэты первой половины XIX века

  • Биография В.А. Жуковского
  • Биография Д.В. Давыдова
  • Биография К.Н. Батюшкова
  • Биография П.А. Вяземского
  • Биография К.Ф. Рылеева
  • Биография В.К. Кюхельбекера
  • Биография А.А. Дельвига
  • Биография Е.А. Баратынского
  • Биография А.И. Одоевского
  • Биография Н.М. Языкова
  • Биография Д.В. Веневитинова
  • Биография А.В. Кольцова

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: